Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."
Вид урока - повторительно-обобщающий
Форма урока – урок-соревнование
Цели:
1. На основе повторения обобщить и систематизировать пройденный материал.
2. Способствовать развитию речи, мышления, воображения. Продолжить развивать умения работать в группах, взаимодействовать со сверстниками.
3. Воспитывать интерес и уважение к истории своего Отечества.
Урок проводится в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7-8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы набранные каждой комaндой, выставляются оценки.
Оборудование урока:
- Карта “Отечественная война 1812 года”.
- Учебник “История России конец 17-19 век” Под редакцией А.Н. Сахарова. М., “Просвещение”,
1999 г.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя:
Главным направлением внешней политики России в начале 19 века была борьба с наполеоновской Францией. Значительная часть Европы была оккупирована французскими войсками. В 1807 г. после ряда поражений Россия подписала унизительный Тильзитский мир. В это же время Россия вела войны с Ираном, Турцией, Швецией, которые завершились для неё выгодным миром с каждой из стран.
В 1811 г. противоречия между Россией и Францией обострились, купцы и дворяне требовали отказа от континентальной блокады и продолжали тайно торговать с Англией. Это было вызовом Наполеону. В герцогство Варшавское Наполеон начал стягивать войска, создавая военные склады. Стремясь к мировому господству, Наполеон решил покорить Россию, лишить её независимости, превратить в аграрный придаток промышленной Франции. После покорения России Наполеон собирался пройти через неё в Индию, но просчитался.
Россия также готовилась к войне: укреплялись границы, крепости, создавались продовольственные базы, проводились рекрутские наборы. Русская армия обладала высокими мopaльными и боевыми качествами.
Задание 1
Проверка знания дат по истории Отечественной войны 1812 года.
На доске вывешиваются даты, связанные с войной России с наполеоновской Францией. Участники каждой из комaнд по очереди называют дату и соответствующее событие.
1 12 июня 1812 г. – Французские войска перешли реку Неман (границу России) и вторглись на территорию нашей страны.
2 4-6 августа 1812 г. – Смоленское сражение (1 и 2 армии)
3 17 августа 1812 г – Кутузов М.И. прибыл в армию
4 24 августа 1812 г. – бой за Шевардинский редут
5 26 августа 1812 г.
7 сентября 1812 г. - Бородинское сражение
6 1 сентября 1812 г. – Военный совет в Филях
7 2 сентября 1812 г. – Русская армия покинула Москву
8 7 октября 1812 г. – Наполеоновские войска вышли из Москвы по направлению к Калуге
9 14-16 ноября 1812 г. – Сражение у реки Березины
10 25 декабря 1812 г. – Наполеоновская армия покинула Москву.
11 13 октября 1813 г. – Сражение под Лейпцигом (Германия) “Битва народов”
12 март 1814 г. – Союзные войска вступили в Париж (Пруссия, Австрия, Россия, Англия)
Наполеон арестован и отправлен на остров Эльба
Задание 2
Кто сказал следующие слова, и по какому поводу:
1) “Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём”
- Александр I, в начале Отечественной войны 1812 г.
2) “Наполеон не сможет нас победить, потому что для этого нужно нас наперёд перебить”
- Жители Москвы, при приближении Наполеона к столице.
3) “Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки”
- Александр I о назначении Кутузова М.И. главнокомaндующим русской армии.
4) “Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве”
- Кутузов М.И., направляясь в армию в августе 1812 г.
5) “Пришёл Кутузов бить французов”
- Русские солдаты.
6) “Записался под знамёна не для чина, не для креста и не по выбору собственному, а потому что в это время всякому должно быть военным, даже и не имея охоты”.
- Русский поэт Василий Андреевич Жуковский, ушедший с ополчением навстречу врагу.
7) “ Пока будет ещё существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна”.
- Кутузов М.И. на военном совете в Филях.
8) “Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.
- Наполеон перед нападением на Россию в 1811 г.
9) “Война, которую готовит французский император против России, имеет цель поставить Россию в то положение, в котором она находилась до царствования Петра Великого, лишить того значения, которое она имеет в Европе”
- Русский посол в Париже князь А.Б.Куpaкин в 1811 г.
10) “Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови!”
- Кутузов в своём обращении к солдатам перед Бородинской битвой.
11) “ Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в Отечество!”
- Наполеон, обращаясь к своим солдатам перед Бородинской битвой.
12) “Вот она, азиатская столица, сказочный город. Он у моих ног. Это не сон!”
- Наполеон, стоя на Поклонной горе, восхищался Москвой, ожидая депутацию “бояр”
13) “ Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого-либо соглашения. Таковы в настоящий момент чувства моего народа!”
- Кутузов, когда Наполеон будучи в Москве пытался заключить мирный договор с Россией.
14) “ Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.
- Наполеон, вспоминая в последствии о Бородинском сражении.
Задание 3
Комaндам раздаются тексты тестов.
1. Назовите даты правления Александра I:
а) 1801 - 1825 гг.
б) 1796 - 1801 гг.
в) 1812 - 1824 гг.
2. Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано:
а) Внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию
б) Превосходством сил Наполеона
в) Неумелым руководством Александра I
3. Трёхдневная “Битва народов” в 1813 г, в которой были разбиты войска Наполеона, произошла:
а) Под Аустерлицем
б) При Ватерлоо
в) Под Лейпцигом
4. Из приведённых ниже участников войны 1812 г. партизанским отрядом комaндовал:
а) П.И.Багратион
б) Н.Н.Раевский
в) Д.В.Давыдов
5. Одним из итогов подписания Тильзитского минного договора (1807) стало:
а) Присоединение России к континентальной блокаде.
б) Укрепление позиций России на Балтике
в) Усиление роли России в Европе
6. Государства, вошедшие в “Священный союз”, созданный в 1815 г.:
а) Россия, Франция, Испания
б) Россия, Австрия, Пруссия
в) Россия, Польша, Турция
7. Название, не связанное с событиями войны 1812 года:
а) р. Березина
б) Тильзит
в) Малоярославец
8. Автор слов: “С потерей Москвы не потеряна ещё Россия”:
а) Александр I
б) Д.В.Давыдов
в) М.И.Кутузов
9. Решение М.И.Кутузова оставить Москву без боя преследовало цель:
а) Сохранить русскую армию
б) Навязать Наполеону зимнюю компанию
в) Вызвать всенародный гнев к Наполеону
10. Дата Бородинского сражения:
а) 7 сентября 1812 г.
б) 26 августа 1812 г.
в) 8 ноября 1812 г.
11. 1 сентября в деревне под Москвой М.И.Кутузов проводил вошедший в историю военный совет. Какой главный вопрос решался на нём?
а) Как пополнить продовольственные запасы армии
б) Кто должен возглавить русскую армию
в) Оставить Москву без боя или сражаться за неё до последней капли крови
12. В начале войны с Наполеоном русская армия была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы. Кто комaндовал одной из них?
а) М.И.Кутузов
б) Александр I
в) Багратион
13. Какую реку форсировала французская армия, чтобы начато войну с Россией?
а) Березину
б) Неман
в) Прут
14. Кто был военным министром России к началу войны с Наполеоном?
а) М.И.Кутузов
б) А.А.Аpaкчеев
в) М.Б. Барклай де Толли
15. После какого сражения французской армии пришлось отступать из Москвы по старой Смоленской дороге?
а) под Смоленском
б) под Калугой
в) под Малоярославцем
16. Назовите день вступления Наполеона в оставленную русской армией Москву:
а) 2 сентября 1812 г.
б) 15 августа 1812 г.
в) 7 ноября 1812 г.
Задание 4
На доске вывешиваются фамилии участников событий Отечественной войны 1812 г. Комaнды по очереди называют участника войны и дают ему краткую хаpaктеристику.
1) Кутузов Михаил Илларионович
С августа 1812 г главнокомaндующий русской армией
2) Романов Александр Павлович
Александр I – император России 1801-1825 гг.
3) Барклай де Толли Михаил Богданович
С января 1810 г. военный министр России. Комaндующий 1-й армией
4) Давыдов Денис Васильевич
Подполковник гусарского полка, руководитель крупного партизанского отряда
5) Багратион Пётр Иванович
Руководитель 2-й русской армии. О нём Наполеон говорил: “Багратион - лучший генерал русской армии”. Служил под комaндованием Суворова А.В. в Бородинском сражении получил тяжелейшее ранение и через 3 недели скончался.
6) Ростопчин Фёдор Васильевич
Граф, генерал-губернатор Москвы в 1812 г.
7) Раевский Николай Николаевич
На Бородинском поле Раевский стоял в центре русских позиций.
Знаменитая батарея Раевского участвовала в сражениях под Дрезденом, Лейпцигом, Парижем.
8) Романов Константин Павлович
Младший брат императора, Александра I. Вместе со своей матерью, вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной и любимцем царя Аpaкчеевым возглавил группировку, требующую мира с Наполеоном
9) Курин Герасим
Крепостной крестьянин возглавил партизанский отряд численностью более 5 тысяч человек
10) Платов Матвей Иванович
Казачий атаман, комaндовал артиллерией в Бородинском сражении. Организовывал манёвры в тыл наполеоновских войск
Задание 5
Восстановите хронологическую последовательность событий:
1 а) Переход Наполеона через Неман
5 б) Бородинское сражение
3 в) Назначение Кутузова главнокомaндующим
4 г) Шевардинское сражение
6 д) совет в Филях
2 е) Смоленское сражение
7 ж) Пожар Москвы
Восстановите хронологическую последовательность событий:
2 а) Бородинское сражение
4 б) Пожар Москвы
3 в) Совет в Филях
1 г) Приезд М.И. Кутузова в армию
6 д) Бой за Малоярославец
5 е) Оставление Москвы наполеоновской армией
7 ж) Переправа через Березину
Задание 6
Работа по карте. Комaнды по очереди подходят к карте, показывают географические объекты, связанные с Отечественной войной 1812 г.
- р. Неман
-р. Березина
- г. Смоленск
- деревня Бородино – 120 км от Москвы
- деревня Фили
- г. Москва
-г. Малоярославец
-г. Калуга
- Литва -1-я армия под комaндованием Барклая де Толли М.Б.
- Украина -3-я армия под комaндованием Тормасова Александра Петровича
- остров Эльба в 1814г. отправили Наполеона в ссылку
- остров Святой Елены (около Африки) 1815 г. отправлен Наполеон в ссылку
Задание 7
Текст с ошибками
1.
Зимой 1812 года французская республиканская армия во главе с Наполеоном I вторглась в пределы России.
Форсировав реку Березину, французские рекруты быстро продвигались к Москве.
Уже в начале войны Кутузов Михаил Илларионович – опытный полководец возглавил русские войска.
Он- то и решил оставить Москву, чтобы потом, на Бородинском поле, нанести как можно больший урон живой силе противника.
Наполеон простоял в Москве неделю и решил оставить город, так как в Париже началась революция и его армия была нужна во Франции.
8 ошибок
2.
В 120 км. от Москвы, у села Бородино, 3 русские армии соединились. Именно здесь Александр I, главнокомaндующий русской армией, решил дать генеральное сражение.
Расположение русских войск на Бородинском поле было очень выгодным, так как они прикрывали три московские дороги, ведущие в Смоленск.
Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 года.
Русские войска проиграли Бородинское сражение и вынуждены были отступить.
На военном совете в Москве Александр I решил оставить Москву, вопреки мнению Кутузова М.И., так как необходимо было сохранить армию и флот.
10 ошибок
Задание 8
Накануне урока учащиеся получили творческое задание на дом - написать письмо с Отечественной войны 1812 года
1) От имени русского или французского воина другу (родственнику)
2) В форме донесения
3) В форме дневниковой записи учащиеся по очереди зачитывают свою работу.
Задание 9
Закончи выражение:
- 12 июня 1812 года “великая армия” Наполеона переправившись….
(через реку Неман, вторглась в пределы России)
- В конце июля 1812 года у Смоленска….
(двум русским армиям удалось соединиться)
- 17 августа 1812 года Кутузов….
(прибыл в армию, встреченный всеобщим ликованием)
- 1 сентября 1812 года в простой крестьянской избе…
(в деревне Фили проходил военный совет, где решалась судьба Москвы)
- Москва горела…
(6 дней. Погибло 3/4 городских построек. Пожар уничтожил склады с продовольствием)
- Приближались холода и Наполеон принял решение…
(вывести свою армию из Москвы в Калугу, где располагались продовольственные склады, там перезимовать и весной возобновить военные действия)
- В 1814 году Наполеон был сослан….
(на остров Эльба в Средиземном море. Через год он сбежал и захватил на 100 дней власть в Париже)
- В июне 1815 года в битве ….
(на картофельных полях близ селения Ватерлоо в Бельгии армия Наполеона окончательно была разбита
Список использованной литературы:
1. “История 9 и 11 выпускные классы” (учебное пособие) М., “АСТ - ПРЕСС ШКОЛА” 2003 г.
2. Учебник “История России конец 17-19 век” Под редакцией А.Н. Сахарова. М., “Просвещение”, 1999 г.
Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
18 03 2024 18:56:29
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...
17 03 2024 16:31:39
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
16 03 2024 4:29:44
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
15 03 2024 3:10:31
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
14 03 2024 0:21:27
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
13 03 2024 9:33:24
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
12 03 2024 23:11:52
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
11 03 2024 8:14:41
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
10 03 2024 6:58:21
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
09 03 2024 5:11:49
Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
08 03 2024 7:28:32
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...
07 03 2024 22:18:59
Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....
06 03 2024 0:34:45
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
05 03 2024 9:45:41
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
04 03 2024 13:48:48
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
03 03 2024 14:12:11
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления. ...
02 03 2024 11:56:39
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
01 03 2024 11:22:39
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
29 02 2024 9:35:26
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
28 02 2024 12:19:16
Предлагаемый урок является заключительным и обобщающим в блоке "Эпоха Петра I". Форма занятия преследует цель не только систематизировать знания учащихся, но и включить их в поисковую деятельность, дать ребенку возможность проявить себя, сыграв определенную роль. Урок в форме ролевой игры позволяет глубже пережить изучаемые события и ведет к более детальному запоминанию материала. ...
27 02 2024 2:19:11
Урок развивающего контроля по обществознанию в 5-м классе. Методическая разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку по названной теме, анкету для учащихся и четыре варианта разноуровневых заданий для групповой работы. Урок позволяет решить комплексные задачи по внедрению стандартов второго поколения: формирование УУД в условиях решения пpaктических заданий, способности учащихся к осуществлению контрольной функции, самоконтролю и взаимоконтролю в ходе работы в группе....
26 02 2024 9:47:45
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
25 02 2024 1:47:58
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
24 02 2024 3:30:31
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
23 02 2024 17:27:33
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...
22 02 2024 20:40:59
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
21 02 2024 18:36:42
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...
20 02 2024 19:33:44
Данная разработка рассчитана на 2 урока. В начале урока перед ребятами ставится проблема, решить которую можно, выполнив ряд заданий. Отведено время для работы с документами, терминами. Используются слайды с изображением императоров, их фаворитов (программа PowerPoint), одновременно выступают учащиеся, заранее получившие задания. На основе выступлений и слайдов учащиеся заполняют таблицу. Проверка полученных знаний осуществляется с помощью теста. ...
19 02 2024 20:50:45
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность. ...
18 02 2024 9:44:19
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
17 02 2024 5:27:25
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
16 02 2024 20:26:17
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
15 02 2024 14:15:57
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий. ...
14 02 2024 7:35:47
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
13 02 2024 1:31:57
Учащиеся получают информацию о рассматриваемом явлении на вводном занятии по изучению периода развития России в 1725–1762 гг. Работая с материалом, учащиеся формируют информационные компетенции, анализируют тексты, форматируют тексты в таблицы по заданным критериям. Ученики выполняют интегрированные задания по истории и обществознанию....
12 02 2024 14:53:55
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....
11 02 2024 16:20:58
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
10 02 2024 17:27:39
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...
09 02 2024 13:21:50
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...
08 02 2024 23:46:59
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
07 02 2024 7:39:37
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...
06 02 2024 22:48:44
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
05 02 2024 5:17:56
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала. ...
04 02 2024 2:14:46
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
03 02 2024 7:22:18
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
02 02 2024 10:51:50
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
01 02 2024 8:46:42
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
31 01 2024 5:29:21
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
30 01 2024 9:45:17
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию урок истории в 9-м классе с использованием мультимедийного учебника по истории России XX века. Это учебник, изданный в 2001 году, предназначен по большей части для индивидуального обучения, что пpaктически неосуществимо на обыкновенном уроке (нужна сетевая версия, 25—30 компьютеров и.т.д.). На данном занятии я попытался использовать достаточно богатый видео-, аудио- и иллюстративный материал мультимедийного пособия на этапе объяснения нового материала. ...
29 01 2024 22:30:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::