Распад СССР. Становление новой российской государственности
Цели:
- способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг, об основных причинах, развитии и последствиях конституционно-политического кризиса 1993 г.;
- способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;
- способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.
Оборудование:
- политические карты “СССР”, “Российская Федерация”, атласы
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2000,
- Конституция РФ,
- ПК, экран
- рабочие листы с вопросами, заданиями, документами, таблицами.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Урок рассчитан на 2 учебных часа (пара).
На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:
- группа учащихся (4 чел.) - подготовить презентацию “Организация государственной власти и управления в РФ”,
- остальные учащиеся - выяснить мнение родителей, родственников, соседей по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношениях к этому событию с течением времени?
План урока:
I. Организационный момент.
II. Формирование мотивации и определение целей урока.
III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)
IV. Изучение нового материала.
- Причины распада СССР.
- Попытка государственного переворота. Распад СССР.
- Политическая ситуация в стране в 1992 г.
- Причины принятия новой Конституции. Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993 г.
- Новая Конституция РФ. Организация государственной власти и управления в РФ.
- Россия в 1996-1999 гг. (выносится на самостоятельное изучение дома).
Основные понятия: декларация о независимости, путч, оппозиция, компромисс, референдум, импичмент, Конституция, федерация, ветви власти.
Основные даты:
1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР,
1991 г. 8 декабря - подписание Беловежского соглашения,
1991 г. 25 декабря – отставка Горбачева М.С. с поста Президента СССР,
1992 г. 31 марта - подписание Федеративного договора, определявшего взаимоотношения между субъектами РФ и обозначившем границы государства,
1993 г. 2-4 октября – политический кризис в РФ,
1993 г. 12 декабря – принятие новой Конституции РФ.
V. Первичное закрепление нового материала.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
VIII. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование мотивации и определение задач урока.
Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке, так как в конце урока будет проведен тест по новому материалу, выставлены оценки.
III. Организуется работа по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)
Объясните термины: декларация о независимости, путч, оппозиция, компромисс, референдум, импичмент, Конституция, федерация, ветви власти.
Изучение нового материала.
1. Причины распада СССР.
Вступительное слово преподавателя:
Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем ) 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.
Проблемный вопрос:
- Каковы причины распада великой державы?
Чтобы ответить на этот вопрос мы просмотрим материал учебника § 51 п.
“Национальная политика и межнациональные процессы”
После просмотра организуется обмен мнениями по заданному вопросу, затем преподаватель знакомит учащихся с существующими точками зрения на причины распада СССР (они демонстрируются на экране):
СССР создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный хаpaктер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;
— СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;
— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;
— советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;
— единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;
— политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. “Парад суверенитетов” 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.
2. Попытка государственного переворота. Распад СССР.
Изучение данного вопроса организуется путем просмотра учебного материла из учебника § 51 п. “Августовский кризис 1991 г. и его последствия”
Просмотр прерывается в определенных местах для ознакомления учащихся с документами и организации работы с ними.
После слов:
… ввел войска в Москву – (<приложение1>, рабочий лист № 1) ;
… объявило незаконным - (<приложение2>, рабочий лист №2);
… СССР прекратил свое существование – (<приложение3>, рабочий лист № 3)
Задание учащимся: (<приложение4>, рабочий лист №4)
Затем учащимся предлагается поделиться результатами опроса родителей, соседей, родственников по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношении к этому событию с течением времени?
Преподаватель подводит учащихся к выводу/
Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло не так много времени (с исторической точки зрения), историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом. В настоящее время Россия довольно успешно решает эти вопросы.
3. Политическая ситуация в стране в 1992 г.
Организуется работа учащихся с текстом учебника.
Задание.
Работая с учебным материалом “Общественно-политическая ситуация в стране в 1992 г.”, ответьте на следующие вопросы (записаны на экране или ПК):
- Какие изменения произошли в деятельности партий левого толка?
- Чем был вызван кризис партий либерального направления?
- Какие партии и почему укрепили свои позиции?
- Имелись ли в стране партии, существенно влиявшие на политику властей?
4. Причины принятия новой Конституции. Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993 г.
Проблемный вопрос:
- Как вы считаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции страны?
Учащиеся обычно правильно формулируют причины: (необходимо записать в тетрадях)
Конституция перестала соответствовать реальным экономическим, социальным и политическим условиям жизни:
- появилась разные виды собственности,
- появились новые социальные слои
- изменился хаpaктер общественного строя
- появился институт президентства
- идеологическое многообразие
- многопартийность
Дальнейшее изучение материала организуется по мультимедийному учебнику § 53.
Беседа по вопросам:
- В чем суть противоречий в подходах к содержанию новой конституции у президента Ельцина Б.Н. и депутатов Верховного Совета?
- Как эти противоречия были разрешены?
- Каково ваше личное отношение к событиям октября 1993 года?
Новая Конституция РФ. Организация государственной власти и управления в РФ.
Изучение материала организуется по мультимедийному учебнику § 53.
После слов:
- президентско-парламентскую республику…
учащиеся представляют презентацию “Организация государственной власти и управления в РФ”.
<приложение5>.
V. Первичное закрепление нового материала.
Учащиеся выполняют тест в тетрадях для самостоятельных работ, сдают их преподавателю для проверки, а ответы записывают в рабочую тетрадь и осуществляют самопроверку, оценивают свои знания. (критерии оценок и ответы представлены на экране).
Критерии оценки:
- 7 баллов – оценка “5”
- 5-6 баллов – оценка “4”
- 4 балла – оценка “3”
- менее 4 баллов - оценка “2”
Ответы:
I вариант
1.а; 2.а; 3.а,г,д; 4.б; 5.б.
II вариант
1. в; 2. в; 3. б; 4. г; 5.д, е, ж.
I вариант
1. Распад СССР стал неизбежным после:
а) августовского путча 1991 года;
б) расстрела демонстраций в Вильнюсе, Риге и др.;
в) избрания Ельцина Б.Н. Президентом России;
г) распада КПСС на независимые партии.
2. Конституция РФ была принята:
а) 12 декабря 1993 года;
б) 5 апреля 1993 года;
в) 12 декабря 1991 года;
г) 12 июня 1992 года.
3. Беловежское соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 года подписали:
а) Б.Н. Ельцин;
б) Н.А. Назарбаев;
в) М.С. Горбачев;
г) Л.М. Кравчук;
д) С.В. Шушкевич;
е) Г.А. Алиев.
4. Впервые Президентом России Б.Н. Ельцин был избран в
а) 1990 году;
б) 1991 году;
в) 1992 году;
г) 1993 году.
5. Президент Российской Федерации является:
а) главой исполнительной власти;
б) главой государства;
в) руководителем Федерального собрания;
г) главой правительства.
II вариант
1. Событие, произошедшее в стране 19-21 августа 1991 года
а) выборы первого Президента СССР;
б) вывод войск из Афганистана;
в) попытка государственного переворота;
г) отставка М.С. Горбачева с поста Президента
2. Федеративный договор, определявший взаимоотношения между субъектами РФ и обозначивший границы государства был подписан:
а) 12 июня 1991 года;
б) 12 июня 1990 года;
в) 31 марта 1992 года;
г) 21 марта 1993 года.
3. Конституция Российской Федерации была принята:
а) 25 мая 1990 года;
б) 12 декабря 1993 года;
в) 12 июня 1990 года;
г) 12 июня 1991 года.
4. Парламентом Российской Федерации является:
а) кабинет министров;
б) Государственная Дума;
в) Совет Федерации;
г) Федеральное собрание.
5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют (отметить лишнее):
а) Президент;
б) Федеральное собрание;
в) Суды;
г) Правительство;
д) Субъекты Федерации;
е) органы местного самоуправления.
ж) кабинет министров
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание: § 51, 53, термины, даты. Индивидуальные задания – подготовить сообщения о государственном флаге, гербе, гимне.
VIII. Рефлексия. <приложение6>.
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
27 05 2023 3:47:21
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
26 05 2023 14:26:40
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
25 05 2023 22:58:52
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
24 05 2023 6:12:22
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
23 05 2023 14:57:18
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
22 05 2023 15:25:44
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
...
21 05 2023 9:54:50
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
20 05 2023 18:52:46
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие.
...
19 05 2023 14:46:10
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
18 05 2023 0:49:51
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
17 05 2023 13:10:28
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
16 05 2023 2:57:40
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
15 05 2023 20:43:41
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
14 05 2023 6:13:50
Данное пособие содержит советы и рекомендации для подготовки к любому виду исторических состязаний, проводящихся в школе, колледже, городе, округе....
13 05 2023 5:16:55

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
12 05 2023 4:44:20
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
11 05 2023 16:49:39
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
10 05 2023 12:16:31
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
09 05 2023 18:43:22
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
08 05 2023 12:58:33
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
07 05 2023 11:15:25
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
06 05 2023 0:59:56
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
05 05 2023 23:24:31
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
04 05 2023 3:52:40
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
03 05 2023 20:53:33
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
02 05 2023 14:57:54
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни.
...
30 04 2023 0:46:13
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
29 04 2023 19:23:50
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
28 04 2023 10:51:52
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
27 04 2023 7:20:31
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
26 04 2023 5:57:49
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе.
...
25 04 2023 8:57:15
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
24 04 2023 20:44:16
На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом.
...
23 04 2023 17:55:29
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
22 04 2023 1:19:34
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
21 04 2023 11:59:50
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале.
...
20 04 2023 17:53:59
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
19 04 2023 20:15:47
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
18 04 2023 13:42:54
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
17 04 2023 6:28:37
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
16 04 2023 8:10:52
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
15 04 2023 14:17:23
Урок посвящен событиям на Курской дуге. Героическим поступкам тех, кто добывал победу. Учащиеся формируют умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, историческими документами, историческими картами, делать выводы....
14 04 2023 3:20:11
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности.
...
13 04 2023 0:53:28

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
12 04 2023 14:47:36
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
11 04 2023 14:19:48
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
10 04 2023 2:35:14
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
09 04 2023 3:24:32
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
08 04 2023 5:43:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::