Распад СССР. Становление новой российской государственности
Цели:
- способствовать формированию представления учащихся о социально-политических процессах и событиях, повлекших распад СССР, об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг, об основных причинах, развитии и последствиях конституционно-политического кризиса 1993 г.;
- способствовать развитию аналитического мышления, умения работать с историческими источниками, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее;
- способствовать воспитанию чувства ответственности за свои дела и поступки.
Оборудование:
- политические карты “СССР”, “Российская Федерация”, атласы
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: Клио Софт, 2000,
- Конституция РФ,
- ПК, экран
- рабочие листы с вопросами, заданиями, документами, таблицами.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Урок рассчитан на 2 учебных часа (пара).
На предыдущем уроке учащиеся получили опережающие задания:
- группа учащихся (4 чел.) - подготовить презентацию “Организация государственной власти и управления в РФ”,
- остальные учащиеся - выяснить мнение родителей, родственников, соседей по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношениях к этому событию с течением времени?
План урока:
I. Организационный момент.
II. Формирование мотивации и определение целей урока.
III. Организация работы по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)
IV. Изучение нового материала.
- Причины распада СССР.
- Попытка государственного переворота. Распад СССР.
- Политическая ситуация в стране в 1992 г.
- Причины принятия новой Конституции. Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993 г.
- Новая Конституция РФ. Организация государственной власти и управления в РФ.
- Россия в 1996-1999 гг. (выносится на самостоятельное изучение дома).
Основные понятия: декларация о независимости, путч, оппозиция, компромисс, референдум, импичмент, Конституция, федерация, ветви власти.
Основные даты:
1991 г. 18-19 августа – попытка государственного переворота (путча) в СССР,
1991 г. 8 декабря - подписание Беловежского соглашения,
1991 г. 25 декабря – отставка Горбачева М.С. с поста Президента СССР,
1992 г. 31 марта - подписание Федеративного договора, определявшего взаимоотношения между субъектами РФ и обозначившем границы государства,
1993 г. 2-4 октября – политический кризис в РФ,
1993 г. 12 декабря – принятие новой Конституции РФ.
V. Первичное закрепление нового материала.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
VIII. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование мотивации и определение задач урока.
Учащиеся мотивируются на серьезную работу на уроке, так как в конце урока будет проведен тест по новому материалу, выставлены оценки.
III. Организуется работа по объяснению основных понятий, необходимых для изучения темы (фронтально)
Объясните термины: декларация о независимости, путч, оппозиция, компромисс, референдум, импичмент, Конституция, федерация, ветви власти.
Изучение нового материала.
1. Причины распада СССР.
Вступительное слово преподавателя:
Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельциным, Л. М. Кравчуком и С. С. Шушкевичем ) 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных событий мировой истории XX в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историков и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.
Проблемный вопрос:
- Каковы причины распада великой державы?
Чтобы ответить на этот вопрос мы просмотрим материал учебника § 51 п.
“Национальная политика и межнациональные процессы”
После просмотра организуется обмен мнениями по заданному вопросу, затем преподаватель знакомит учащихся с существующими точками зрения на причины распада СССР (они демонстрируются на экране):
СССР создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет, трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный хаpaктер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;
— СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;
— сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;
— советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;
— единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;
— политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. “Парад суверенитетов” 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.
2. Попытка государственного переворота. Распад СССР.
Изучение данного вопроса организуется путем просмотра учебного материла из учебника § 51 п. “Августовский кризис 1991 г. и его последствия”
Просмотр прерывается в определенных местах для ознакомления учащихся с документами и организации работы с ними.
После слов:
… ввел войска в Москву – (<приложение1>, рабочий лист № 1) ;
… объявило незаконным - (<приложение2>, рабочий лист №2);
… СССР прекратил свое существование – (<приложение3>, рабочий лист № 3)
Задание учащимся: (<приложение4>, рабочий лист №4)
Затем учащимся предлагается поделиться результатами опроса родителей, соседей, родственников по поводу распада СССР. На кого они возлагают ответственность за его разрушение? Произошли ли изменения в отношении к этому событию с течением времени?
Преподаватель подводит учащихся к выводу/
Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло не так много времени (с исторической точки зрения), историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом. В настоящее время Россия довольно успешно решает эти вопросы.
3. Политическая ситуация в стране в 1992 г.
Организуется работа учащихся с текстом учебника.
Задание.
Работая с учебным материалом “Общественно-политическая ситуация в стране в 1992 г.”, ответьте на следующие вопросы (записаны на экране или ПК):
- Какие изменения произошли в деятельности партий левого толка?
- Чем был вызван кризис партий либерального направления?
- Какие партии и почему укрепили свои позиции?
- Имелись ли в стране партии, существенно влиявшие на политику властей?
4. Причины принятия новой Конституции. Разработка новой Конституции. Политический кризис 1993 г.
Проблемный вопрос:
- Как вы считаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции страны?
Учащиеся обычно правильно формулируют причины: (необходимо записать в тетрадях)
Конституция перестала соответствовать реальным экономическим, социальным и политическим условиям жизни:
- появилась разные виды собственности,
- появились новые социальные слои
- изменился хаpaктер общественного строя
- появился институт президентства
- идеологическое многообразие
- многопартийность
Дальнейшее изучение материала организуется по мультимедийному учебнику § 53.
Беседа по вопросам:
- В чем суть противоречий в подходах к содержанию новой конституции у президента Ельцина Б.Н. и депутатов Верховного Совета?
- Как эти противоречия были разрешены?
- Каково ваше личное отношение к событиям октября 1993 года?
Новая Конституция РФ. Организация государственной власти и управления в РФ.
Изучение материала организуется по мультимедийному учебнику § 53.
После слов:
- президентско-парламентскую республику…
учащиеся представляют презентацию “Организация государственной власти и управления в РФ”.
<приложение5>.
V. Первичное закрепление нового материала.
Учащиеся выполняют тест в тетрадях для самостоятельных работ, сдают их преподавателю для проверки, а ответы записывают в рабочую тетрадь и осуществляют самопроверку, оценивают свои знания. (критерии оценок и ответы представлены на экране).
Критерии оценки:
- 7 баллов – оценка “5”
- 5-6 баллов – оценка “4”
- 4 балла – оценка “3”
- менее 4 баллов - оценка “2”
Ответы:
I вариант
1.а; 2.а; 3.а,г,д; 4.б; 5.б.
II вариант
1. в; 2. в; 3. б; 4. г; 5.д, е, ж.
I вариант
1. Распад СССР стал неизбежным после:
а) августовского путча 1991 года;
б) расстрела демонстраций в Вильнюсе, Риге и др.;
в) избрания Ельцина Б.Н. Президентом России;
г) распада КПСС на независимые партии.
2. Конституция РФ была принята:
а) 12 декабря 1993 года;
б) 5 апреля 1993 года;
в) 12 декабря 1991 года;
г) 12 июня 1992 года.
3. Беловежское соглашение о прекращении действия Союзного договора 1922 года подписали:
а) Б.Н. Ельцин;
б) Н.А. Назарбаев;
в) М.С. Горбачев;
г) Л.М. Кравчук;
д) С.В. Шушкевич;
е) Г.А. Алиев.
4. Впервые Президентом России Б.Н. Ельцин был избран в
а) 1990 году;
б) 1991 году;
в) 1992 году;
г) 1993 году.
5. Президент Российской Федерации является:
а) главой исполнительной власти;
б) главой государства;
в) руководителем Федерального собрания;
г) главой правительства.
II вариант
1. Событие, произошедшее в стране 19-21 августа 1991 года
а) выборы первого Президента СССР;
б) вывод войск из Афганистана;
в) попытка государственного переворота;
г) отставка М.С. Горбачева с поста Президента
2. Федеративный договор, определявший взаимоотношения между субъектами РФ и обозначивший границы государства был подписан:
а) 12 июня 1991 года;
б) 12 июня 1990 года;
в) 31 марта 1992 года;
г) 21 марта 1993 года.
3. Конституция Российской Федерации была принята:
а) 25 мая 1990 года;
б) 12 декабря 1993 года;
в) 12 июня 1990 года;
г) 12 июня 1991 года.
4. Парламентом Российской Федерации является:
а) кабинет министров;
б) Государственная Дума;
в) Совет Федерации;
г) Федеральное собрание.
5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют (отметить лишнее):
а) Президент;
б) Федеральное собрание;
в) Суды;
г) Правительство;
д) Субъекты Федерации;
е) органы местного самоуправления.
ж) кабинет министров
VI. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII. Домашнее задание: § 51, 53, термины, даты. Индивидуальные задания – подготовить сообщения о государственном флаге, гербе, гимне.
VIII. Рефлексия. <приложение6>.
Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде. ...
18 03 2024 20:53:16
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...
17 03 2024 4:31:18
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
16 03 2024 0:10:12
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
15 03 2024 6:20:53
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
14 03 2024 12:28:11
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
13 03 2024 10:27:27
В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет выpaбатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....
12 03 2024 11:19:58
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
11 03 2024 21:55:55
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
10 03 2024 9:43:13
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
09 03 2024 3:59:31
Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа. ...
08 03 2024 7:52:27
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
07 03 2024 22:54:25
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
06 03 2024 6:53:18
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...
05 03 2024 8:53:55
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
04 03 2024 6:41:27
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
03 03 2024 1:25:16
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным. ...
02 03 2024 3:24:18
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...
01 03 2024 3:49:43
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
29 02 2024 12:59:21
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
28 02 2024 10:58:56
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
27 02 2024 18:18:56
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
26 02 2024 17:53:32
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
25 02 2024 10:12:46
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
24 02 2024 10:34:37
Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
23 02 2024 2:47:52
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
22 02 2024 23:39:19
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
21 02 2024 7:12:18
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
20 02 2024 12:34:26
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
19 02 2024 15:13:17
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
18 02 2024 21:19:53
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
17 02 2024 9:22:41
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
16 02 2024 5:18:29
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
15 02 2024 1:49:55
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
14 02 2024 12:10:47
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
13 02 2024 2:43:27
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
12 02 2024 10:37:20
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
11 02 2024 1:50:45
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
10 02 2024 6:35:44
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку. ...
09 02 2024 12:43:22
Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....
08 02 2024 2:52:56
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы. ...
07 02 2024 5:15:45
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
06 02 2024 4:11:46
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
05 02 2024 14:43:24
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
04 02 2024 16:56:57
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
03 02 2024 4:34:26
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
02 02 2024 22:33:33
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
01 02 2024 7:30:50
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
31 01 2024 10:46:57
Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...
30 01 2024 10:13:28
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
29 01 2024 13:56:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::