Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания
Знай, что в обычае древних среди ученых было упоминать восемь баз, прежде чем начинать всякую книгу, а именно: цель, заглавие, польза, положение, правдивость книги, из какой она специальности, сколько в ней частей, каковы направления сведений, примененных в ней.
Ал-Макризи (1364 – 1442)
Целью современного образования является не только обретение знаний и ключевых компетенций, но и формирование мировоззрения учащихся, определенных социально-культурных установок, помогающих адаптироваться во взрослой жизни. Наиболее полно эта цель должна реализовываться на уроках обществоведческого курса. Ведь именно на уроках истории и обществознания ученики рассматривают и анализируют различные документы, материалы, источники социальной информации. Соответственно, перед учителем выстраивается задача – создать условия для организации на уроках истории и обществознания системной аналитической работы учащихся с текстами. Включение комплекса таких заданий в ткань урока как при первичном изучении материала, так и на стадии его углубления и закрепления позволяет:
- изменить хаpaктер учебного процесса;
- обеспечить активацию интеллектуальной деятельности учащихся;
- сделать знания оперативными;
- сформировать умение применять их в новых ситуациях.
Немного теории… Что же такое текст?
1. Всякая записанная речь, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них.
2. Внутренне организованная последовательность отрывков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.
Ожегов. Толковый словарь.
Требования к тексту.
Текст должен:
- Соответствовать целям и задачам обучения;
- Отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
- Быть органически связанным с программным материалом;
- Быть доступным и интересным по содержанию и объему;
- Обладать научными и литературными достоинствами
Остановимся на типах текстов, используемых на уроках истории и обществознания. Ориентировочно мы можем разделить их на два основных типа:
Обилие информации на сегодняшний день, окружающей ребенка по телевидению и Интернету, создает как благо, так и колоссальную опасность, поскольку, едва научившись нажимать кнопку мыши, человек получает доступ к любой информации и точкам зрения, которые хотят довести до сведения самые разные люди. Если ученик исследует сетевые ресурсы по Холокосту, он столкнется как со статьями, в которых отрицается сам факт гибели миллионов евреев в годы Второй мировой войны, так и с материалами, где подробно рассказывается, что и как происходило в действительности, - причем, соотношение будет примерно 50:50. Следовательно, в такой ситуации актуальным является сопоставительный анализ текстов, выработка приемов работы с документами, алгоритмизация действий, а также применение усвоенных навыков в новых условиях.
Проследим “эволюцию” работы с текстом от I ступени обучения – начальной школы – до III ступени – старшей школы.
Первая ступень предполагает пропедевтическое изучение истории, основанное на знакомстве с такими узловыми понятиями как “время”, “историческая карта”, “событие”. Мною были изучены рекомендации соавтора программы курса “Окружающий мир” системы Д.Эльконина – В. Давыдова Чудиновой Е.В. и рекомендации Г.Граник, С.Бондаренко и Л.Концевой, изложенные в пособии “Как учить работать с книгой”. Следует отметить, что опробованные на пpaктике эти формы работы оказались привлекательными для школьников, оживили процесс преподавания, повысили интерес к истории.
Рекомендуемые формы работы с текстом в 3-4-х классах:
1) “Хочу поделиться” Обсуждение проводится в группах, причем участники группы предварительно читают разные тексты. Каждый ребенок по очереди рассказывает другим о том, что он прочитал. При этом он пользуется составленным дома планом рассказа (схемы, картинки, ключевые слова). Остальные внимательно слушают каждого, задают вопросы на понимание: “ Верно ли я тебя понял?”, “Если я правильно понимаю, то…”, “Так ли это:?”. По итогам работы каждым ребенком заполняется рефлексивная табличка:
Групппа | Сразу ли было понятно из сообщения рассказчика, о чем он говорит | Все ли вопросы слушателей были понятны рассказчику? Переспрашивал ли он? | На все ли вопросы слушателей рассказчик дал ответ? Сколько вопросов осталось без ответа? | Вопросы слушателей мешали рассказчику или помогали сделать сообщение? |
2) “ Кто ЧТО ПОНЯЛ?” В основе работы по данному варианту дети одной группы читают одинаковые тексты. Они слушают первого читателя. Он рассказывает, что понял из текста, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он уже не пересказывает текст, а высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить свой интерес, понимание или непонимание. Эта работа может быть привлекательна как средство организации разновозрастного сотрудничества, так как по этому варианту могут быть привлечены ученики 4-6 классов. Они помогут организовать более продуктивную работу в группах, задать образцы внимательного отношения к сообщению предыдущих докладчиков, продемонстрировать модель верного оценочного поведения. По окончанию работы учащиеся зачастую говорили: “Ответ Кати помог мне разобраться в тексте, я раньше не понимал…, а теперь…”, “мне осталось неясным после сообщения Алеши, как…”. Продуктом работы группы может быть, например, список вопросов к автору текста, на которые участники группы не смогли ответить самостоятельно. Один из участников должен назначаться (выбираться) с на роль ведущего, фиксирующего повторы в обсуждении. Это может быть старшеклассник, а может и кто-то из одноклассников.
По итогам работы ведущим и участниками заполняется рефлексивная табличка:
№ группы | Понятно ли было слушателям из сообщения рассказчика, о чем он говорил? | Удалось ли рассказчику сообщить что-то новое? | Какой вопрос по поводу содержания текста в ходе обсуждения остался без ответа? |
3. “Читательская конференция”. Эта форма работы требует специальной подготовки и проведения на отдельном уроке или во внеурочное время с приглашением родителей. Группа учащихся получает одинаковый текст для работы. Они индивидуально выполняют задания к тексту, на одном из уроков обсуждают текст, формулируют вопросы по теме текста. Затем они дома или в библиотеке подбирают дополнительные материалы по теме, на одном из уроков обсуждают подборку материалов и договариваются о том, как лучше подготовить коллективное выступление по теме. Кто-то может нарисовать плакат, кто-то – представить книги по теме, кто-то – сделать устное сообщение от группы. Учителю необходимо рассказать учащимся о возможном распределении обязанностей между ними и сообщить о времени, выделенном на выступление группы (5-10 минут) на конференции.
При проведении конференции родители задают вопросы на понимание и предлагают короткие выступления о том, было ли им интересно и полезно заслушать такое сообщение.
4. “Свободный микрофон” Эта форма занятия всегда вызывает неподдельный интерес у учащихся. Они читают дома тексты и выполняют задания к ним. В классе они попарно проверяют друг у друга выполнение заданий. Затем учитель предлагает “микрофон” (любой предмет, похожий на микрофон, например, пенал) желающему рассказать что-то интересное по своему тексту. Затем учитель передает “микрофон” следующему, желающему что-либо добавить к выступлению, либо высказать собственную точку зрения.
5. “Пресс- конференция с учителями предметниками”. Учащиеся, работая с текстами, готовят дома вопросы. Вопросы обсуждаются в классе. Проводится отбор тех вопросов, которые имеет смысл задать специалистам. Затем приглашаются учителя предметники (желательно, если это будут, как минимум два учителя, например, физик и биолог). Можно проводить мероприятие с родителями, работающими по сходным специальностям. Специалисты садятся в президиум, а ученики последовательно задают им вопросы. Особый смысл в этой работе имеет то, как учащиеся формулируют вопрос, продумывают последовательность логического включения последующих вопросов. В конце пресс-конференции ученики выражают благодарность специалистам в той или иной форме.
6. “Письменная дискуссия”. Пожалуй, наиболее сложный вид работы с текстом. На оборотной стороне карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по проблеме (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится, учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее итоги, подготовив отдельное письменное сообщение.
На II ступени обучения – 5-9 классы – основу составляют тексты и методические рекомендации авторов Э.Абдулаева, В.Сухова, А.Морозова, которые предлагаются ими в дидактических материалах по курсам “История древнего мира”, “История средних веков”, “История России с древнейших времен до 18 века”, “История России 19 века”, “История Нового времени”.
Можно выделить основные приемы работы с текстом:
- восстановление отрывков в хронологической последовательности;
- решение тестовых заданий на основе работы с первоисточником;
- определение жанровости (например, отрывки из “Слова…”, “Жития…”, “Повести временных лет”);
- восстановление последовательности отрывков, используя карту или схему (например, этапы нашествия монголов на Русь);
- составление (или решение) кроссворда по предлагаемому тексту.
Заметьте! Любой текст перестает быть скучным!
Уже несколько лет мною используется методика работы с текстом в парах постоянного и сменного состава.
Учащимся предлагается текст и контрольный лист:
Фамилия, имя. ___________________
___________________
Поработайте в паре: 1. Обозначьте абзац.
2.Прочтите текст абзаца.
3. Определите главную мысль.
4. Обоснуйте, аргументируйте.
5. Озаглавьте абзац.
6. Заголовки вписывайте поочередно с партнером.
7. Приступайте к следующему абзацу.
8. А может быть, вы сможете подобрать собственное название ко всему тексту?
Следуйте девизу успешной работы: “Не рядом, а вместе!”
Подросткам всегда интересны нестандартные формы работы, в которых проявляется индивидуальность, своеобразие. Здесь на помощь учителю приходят обучающие игры.
“Доклад”
Учитель предлагает учащимся прочитать текст, затем передать его содержание в виде рисунков, знаков, символов, схем. Победитель тот, кто составил “доклад” более подробно, защитил его, представил лучшее наглядное пособие.
“Дотошный ученик”
1 часть. Ученики быстро и внимательно читают текст, затем составляют список вопросов. У кого этот список длиннее и подробнее, тот и выиграл соревнование.(10 минут)
2 часть. Ученики по порядку задают вопросы всем остальным, последние коротко отвечают на них. Отвечает тот, на кого указывает ведущий. Затем определяем самого “дотошного” ученика.
“Кладезь мудрости”
Учащиеся быстро и внимательно читают текст. Каждый пишет записку, в которой задает вопрос по тексту. В имитируемый “кладезь” (коробку) учащиеся складывают вопросы. Вызываемый ученик вынимает записку и как можно более полно отвечает на вопрос устно. Остальные оценивают вопрос и ответ.
В старшей школе возможно построение работы на уроке путем различных комбинаций заданий по анализу текстов. (Приложение: урок обществознания в 11 классе).
Системная, планомерная работа учителя по использованию различных исторических источников позволяет проследить процесс овладения учащимися определенными умениями и навыками. Постепенно учащийся овладевает умением анализировать информацию, делать собственные выводы, умозаключения, что обеспечивает становление социально ответственной личности.
Список использованной литературы:
- Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И. Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”. М., 2001.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. М., 2002.
- Сухов В.В., Абдуллаев Э.Н., Морозов А.Ю. Дидактические материалы. 5-6 кл. М., 2000.
- Сухов В.В., Абдуллаев Э.Н., Морозов А.Ю. Дидактические материалы. 6-7 кл. М., 2000.
- Абдуллаев Э.Н. Методические рекомендации к раздаточным заданиям по истории. Преподавание истории в школе. №2. 2002.
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
24 09 2023 21:41:58
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
23 09 2023 1:26:43
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
22 09 2023 16:30:56
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
21 09 2023 18:52:11
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
20 09 2023 12:25:57
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
19 09 2023 10:31:31

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
18 09 2023 20:52:16
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
17 09 2023 22:43:20
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
...
16 09 2023 4:39:58
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
15 09 2023 9:19:19
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
14 09 2023 22:39:33
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
13 09 2023 17:35:20
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
12 09 2023 7:11:23
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
11 09 2023 16:31:40
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
10 09 2023 12:52:58
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
09 09 2023 3:27:19
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
08 09 2023 2:19:35
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
07 09 2023 5:42:39
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
06 09 2023 23:57:57
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому.
...
05 09 2023 3:53:44
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
04 09 2023 17:49:55
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
03 09 2023 20:34:14
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
02 09 2023 20:28:14
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
01 09 2023 7:55:37
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
31 08 2023 5:16:43
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
30 08 2023 23:47:47
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
29 08 2023 19:43:38
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
28 08 2023 7:40:19
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку.
...
27 08 2023 21:28:58
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
26 08 2023 2:31:53
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
25 08 2023 2:58:50
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
24 08 2023 22:43:19
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
23 08 2023 16:25:33
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
22 08 2023 12:36:15
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
21 08 2023 14:18:59
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
20 08 2023 5:53:19

В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
19 08 2023 5:58:26
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
18 08 2023 9:44:12
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме.
...
17 08 2023 0:47:59
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
16 08 2023 8:36:18
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
15 08 2023 17:15:43
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
14 08 2023 16:14:34
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
13 08 2023 5:44:34
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
12 08 2023 13:36:15
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
11 08 2023 5:50:49
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
10 08 2023 15:28:54
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
09 08 2023 3:48:35
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся.
...
08 08 2023 16:48:30
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
07 08 2023 3:34:35
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
06 08 2023 22:36:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::