Урок истории с использованием информационных технологий
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Формирование представления о личности Александра I, о его внутренней политики и хаpaктере первых преобразований.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями, дать оценку преобразованиям.
- Выяснить причины отказа от реформ.
2. Развивающие:
- Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
- Умение анализировать информацию, отбирать нужные факты, делать выводы и обобщения.
3. Воспитательные:
- Воспитание патриотизма на примере деятельности реформаторов
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, доска-экран.
Программное обеспечение: программа для презентаций “Power Point”, сайты Интернет (http:// www. hronos/ km. ru. /180. ru. html, http:// www. naexamen. ru. / otwett/ 11/ history).
Демонстрационный материал: презентация “Александр I”
Раздаточный материал:
- Рабочие листы (таблица).
- Тест “Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг. ” (Power Point)
Планируемый результат: Учащиеся узнают, на сколько повлияла личность Александра I, особенности его хаpaктера, его политические взгляды на внутреннюю политику.
Выясняют воздействие на процесс реформирования изменений в международном положении. Усваивают причины отказа от реформ, устанавливают, чьё недовольство вызвали реформы. Ученики должны знать годы царствования Александра I, имена реформаторов. Называть даты и важнейшие реформы 1801-1812гг.
Содержание урока
1. Организационная часть. (Вводно-мотивационная)
Четверть века царствования императора Александра Павловича — ярчайшая эпоха русской истории. Это время небывалого духовного подъёма русского народа в жестокой борьбе с воинством Наполеона. Это период, когда на небосклоне русской литературы появились бесcмepтные имена Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, когда русские моряки совершали кругосветные плавания и открывали Антарктику.
В течение всего XVIII столетия Россия в экономическом, политическом и культурном отношении становилась подобна Европе. Во время царствования императора Александра I представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александровская эпоха — время великих свершений, великих надежд и. . . великих разочарований. Именно при Александре возникла та почва, на которой позднее расцвела Русская революция, — непреодолимым стал разрыв между просвещённой частью российского общества и властью. [Энциклопедия для детей История России и её ближайших соседей Т 5, часть 2. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 245-246].
Александр I был воспитан в соответствии с передовыми идеями эпохи Просвещения, он вступил на престол с твёрдым намерением преобразовать Россию и начал преобразования, выдвинув на первые места в государстве людей, разделявших его намерения. “Дней Александровых прекрасное начало. . . ”, — сказал позднее об этом времени АС. Пушкин, но довольно скоро император отказался от проведения глубоких преобразований и отправил реформаторов в отставку. Почему же Александр I начал с проведения преобразований, но затем отказался от них?
2. Воспитание и начало правления Александра I. (при рассказе можно использовать презентацию, Приложение 1).
- познакомьтесь с хаpaктеристикой Александра I и ответьте на вопрос: “Какие черты хаpaктера объясняют неспособность императора осуществить глубокие преобразования?”
Личность Александра I (Рисунок 1) всегда была загадкой для современников. “Сфинкс, не разгаданный до гроба”,— писал о нем П. А Вяземский. А. И. Герцен называл Александра “коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца”. Разноречивые оценки личности Александра I представлены и в многочисленных его биографиях.
Александр родился 12 декабря 1777г. , от второго бpaка великого князя Павла (рисунок 2) с Марией Федоровной (рисунок 3), принцессой Вюртембергской.
Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать, его в правилах тогдашней философской педагогии, т. е. по законам разума и природы. Екатериной II были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп — высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам. В должности “главного воспитателя” он состоял при Александре 11 лет. [История России XIX- начало XX вв. М. , 1998г, стр. 28]. Идеи английских и французских философов, латинских и греческих классиков изучал будущий русский самодержец в возрасте от 10 до 14 лет, т. е. немножко преждевременно. Высокие идеи воспринимались Александром как политические и мopaльные сказки, наполнявшие детское воображение недетскими образами и волновавшие его незрелое сердце очень взрослыми чувствами. Преподавание Лагарпа не давало ни точного научного реального знания, ни логической выправки ума, ни даже привычки к умственной работе; оно не вводило в окружающую действительность и не могло еще возбуждать и направлять серьезную мысль. Знакомя своего воспитанника с понятием о “естественном” равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о “всеобщем благе”, к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Его не заставляли ломать голову, напрягаться, его не познакомили со школьным трудом, с его миниатюрными горями и радостями, с тем трудом, который только, может быть, и дает школе воспитательное значение.
Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, враждующие между собой “большой двор” Екатерины II в Петербурге и “малый двор” отца Павла Петровича в Гатчине [В. О. Ключевский “Русская история” Воспитание Александра I М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 848].
Необходимость лавировать между ними приучала Александра, жить на два ума, держать две парадные физиономии, развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Александру вечно приходилось вращаться между двумя противоречиями: в детстве - между бабушкой и родителями, в ранней юности - между отцом и матерью, в учебной комнате - между наставниками Лагарпом и Самборским, наконец, на престоле - между конституционными идеалами и абсолютистскими привычками.
Таким образом, Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, но не давал отчёта, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным “вдруг”.
Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нём наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу.
Затруднения, встреченные дома при осуществлении задуманной программы в начале своего правления, постепенно поселили в нем холодность к внутренней деятельности. Тогда все идеалы императора постепенно уходили из России, с Невы па Вислу, сосредоточивались на Польше и даже переходили за границу, в Западную Европу.
Он рос и цвел роскошно, пока стояла хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше русское осеннее ненастье, он завял и опустился. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе. [В. О. Ключевский “Русская история” Хаpaктер Александра I. М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 850-851].
- Какие черты хаpaктера объясняют неспособность императора осуществить глубокие преобразования?
Шагнув к престолу через труп отца, Александр вынужденно объявил заговорщикам о возвращении екатерининских времён: “При мне всё будет, как при бабке нашей Екатерине Великой”. Здесь он лукавил. Молодой царь имел программу действий, явно не вязавшихся с духом “просвещённого абсолютизма” Екатерины II. Во главе государства встал хорошо образованный монарх, убеждённый в возможности изменить к лучшему российскую жизнь. Александр I не сомневался в том, что “закон выше монарха”. Александр с юных лет вынашивал мечты “утвердить благо России на основаниях непоколебимых”. Такими основаниями ему виделись прочный конституционный порядок в стране (Александр, рождённый царствовать, мечтал о республиканском устройстве России, полагая его наилучшим способом правления) и отмена крепостного права - избавление страны от язвы рабства. [Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Т. 5, часть 2. Годы великих надежд. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 247].
Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей (Рисунок 4) — племянник екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А. Чарторыйский (Рисунок 5) — богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А. С. Строганов (Рисунок 6) — сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н. Н. Новосильцев (Рисунок 7) — двоюродный брат Строганова. В этом кружке “молодых друзей” обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене “рабства крестьян”, о предпочтительности республиканского правления.
Узкий кружок близких друзей Александр I назвал Негласным Комитетом. С воцарением Александра I члeны Негласного Комитета рассуждали о необходимости изучения обстановки в стране, преобразований государственного аппарата, издания “Жалованной грамоты народу” (нечто вроде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма; облегчения участи крепостных крестьян, постепенной отмены крепостного права; обсуждение вопросов внешней политики России, её обороноспособности.
В 1807 году на арену политической жизни страны выдвинулся М. М. . Сперанский (Рисунок 8). Среди политических деятелей дореволюционной России этому “русскому реформатору” принадлежит, бесспopно, первое место. Суть предложенных М. М. Сперанским реформ: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти; выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырёх уровнях: империя, губерния, уезд, волость; “разделение состояний людей” по уровню политических и гражданских прав.
1808—1811 годы — время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований. Все важнейшие тексты законов за пятилетие (1807—1812) были составлены или отредактированы Сперанским.
3. Работа с Интернет, составление таблицы.
- выяснить, какие реформы были осуществлены Александром I в 1801-1812гг.
Задание: изучив хронику (сайты Интернет: http:// www.
hronos/ km. ru. /180. ru. html
http:// www. naexamen. ru. / otwett/ 11/ history), заполнить таблицу
“Реформы Александра I”.
Хозяйственные и социальные отношения | Государственное управление | Культура |
- вернувшись к “Хронике” учащиеся определяют,
- какие внешнеполитические события могли повлиять на принятие императором решений: приостановке реформ, прекращении реформ и отставке АМ. Сперанского.
4. Беседа о причинах отказа от реформ.
- Что ещё могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьёзного сопротивления им? (В случае затруднений можно прямо напомнить учащимся обстоятельства вступления Александра I на престол. )
- Кто и почему выступал против реформ и реформаторов?
Причины отказа от реформ (вывод):
1. Черты хаpaктера (нерешительность, неумение и нежелание преодолевать трудности, лень, неудачи в делах приводили к глубочайшему разочарованию, “любовь к внешним формам”).
2. Внешнеполитические события (участие России в войнах против Франции).
3. В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. В подавляющей своей массе дворянство не хотело преобразований. Пренебречь мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.
Таким образом, не встретив поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.
5. Контроль и коррекция Тестирование (тест составлен в Power Point, Приложение 2).
Вопросы и задания:
1. Дополните ответ (выделите линию и напечатай ответ):
В ____ году на российский престол вступил новый император – сын ______ Александр I. Он был любимым внуком ___________. Значительное влияние на будущего императора оказал один из воспитателей швейцарский политик ____________, приверженец идей ______________.
2. Выберите даты, относящиеся к правлению Александра I. Лишние удалите.
1799, 1801, 1805, 1812, 1825,1826.
3. Кто лишний? (удалите лишнее имя и портрет).
В. П. Кочубей, М. М. Сперанский, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев.
4. Соотнесите реформы и реформаторов. Наведите курсор и переместите объекты.
“Негласный комитет” “Уставная грамота” М. М. Сперанский Учреждение министерств Создание государственного совета Указ о “вольных хлебопашцах” Реформа народного просвещения
5. Расположите события внутренней политики Александра I в 1801-1812г. В хронологической последовательности (наведите курсор на объект и переместите его).
- создание Государственного совета
- реформа народного просвещения
- указ о “вольных хлебопашцах”
- учреждение министерств
6. Выберите правильный ответ и выделите фамилию реформатора жирным шрифтом.
Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата 1810-1811г. г.
был: П. А. Строганов, М. М. Сперанский, Н. Н. Новосильцев, А. А. Аpaкчеев.
7. Выберите правильный ответ и подчеркните его:
Причина неудачи реформ М. М. Сперанского:
1) консерватизм большей части дворянства;
2) влияние на царя Н. М. Карамзина;
3) опасение Александра I за свою судьбу;
4) противодействие армии.
Литература.
- История России XIX-XX вв. М. , 1998г, стр. 28-29.
- В. О. Ключевский Русская история. М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 850-851.
- Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Т. 5, часть 2. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 245-250.
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
27 05 2023 5:41:13
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
26 05 2023 9:39:39
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
25 05 2023 1:20:39
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
24 05 2023 1:12:42
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
23 05 2023 1:42:18
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
22 05 2023 10:15:47
В условиях перехода к ЕГЭ актуально проведение урока изучения нового материала с возможностью повторения значительного объема предшествующих событий. Хорошая возможность для такого повторения создается при изучении работ передвижников, в которых отображены события российской истории.
...
21 05 2023 16:23:46
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
20 05 2023 14:35:28
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
19 05 2023 18:12:29
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий.
...
18 05 2023 19:47:27
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
17 05 2023 23:45:23
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
16 05 2023 6:45:31
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
15 05 2023 7:15:17
Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....
14 05 2023 0:33:54
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
13 05 2023 19:17:33
Материалы к занятию исторического кружка или элективного курса «Вспомогательные исторические дисциплины» помогут учащимся понять, что история существует во времени и прострaнcтве.
...
12 05 2023 10:56:46
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
11 05 2023 1:13:39
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки.
...
10 05 2023 22:32:37
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век".
...
09 05 2023 17:18:31
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
08 05 2023 17:52:58
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint.
...
07 05 2023 2:55:18
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
06 05 2023 7:22:55
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
05 05 2023 19:48:13
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
04 05 2023 7:43:21
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
03 05 2023 10:19:53
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
02 05 2023 17:48:17
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
01 05 2023 23:42:14
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 04 2023 18:38:31
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
29 04 2023 12:32:37
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
28 04 2023 6:40:34
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
27 04 2023 18:58:43

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
26 04 2023 18:31:25
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
25 04 2023 23:38:21
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
24 04 2023 19:35:17
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
23 04 2023 1:20:56
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
22 04 2023 15:13:26
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
21 04 2023 23:41:15
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
20 04 2023 15:35:15
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
19 04 2023 22:42:49
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
18 04 2023 11:54:37
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
17 04 2023 22:47:41
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
16 04 2023 5:17:13
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
15 04 2023 9:38:26
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
14 04 2023 19:49:29
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
13 04 2023 18:11:36
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
12 04 2023 23:49:58
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
11 04 2023 21:53:58
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
10 04 2023 4:12:18
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме.
...
09 04 2023 23:30:21
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
08 04 2023 8:56:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::