Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания
Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания
В настоящее время в нашей стране происходит модернизация образования. В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетентностей” в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.
У выпускников должны быть сформированы:
- Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты мирным путем)
- Компетенции, необходимые для жизни в поликультурном обществе (способность жить с людьми других культур, языков, религий)
- Коммуникативные компетенции (владеть монологической и диалогической речью, иностранным языком, навыками беглого чтения текстов)
- Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение информационно-коммуникативными технологиями, критическим мышлением)
- Когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь)
В последние десятилетия произошли большие изменения в системе историко-обществоведческого образования:
- Произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплектов, основанных на цивилизационном, культурологическом, антропологическом подходах
- Возросло значение историко-обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно-патриотического образования
- Усилено внимания изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально-экономической истории
Исходя из этих особенностей времени сложилась моя система преподавания истории и обществознания в школе. Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно ориентированного обучения и формирования ключевых компетентностей у учащихся.
Идея технологии педагогического процесса зародилась в связи с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и пpaктической деятельности. Всего в отечественной педагогике (В.П.Беспалько) описано около пятидесяти педагогических технологий. Педагогическим технологиям присущи определенные признаки:
- В основе каждой педагогической технологии лежит методологическая позиция автора
- Каждая технология – это жесткий алгоритм педагогических действий, операций
- В основе процесса – взаимодействие педагога и учащихся
- Обязательной частью любой технологии является рефлексия
В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, педагогических мастерских, критического мышления, проектные методы обучения, ИКТ.
В процессе применения технологий на уроках истории и обществознания происходит формирование политических и социальных компетенций. Например, перед изучением темы “Избирательное право”, учащиеся 10-х классов провели социологический опрос среди жителей поселка: регулярно ли те ходят на выборы и почему? Было опрошено 126 человек. Регулярно на выборы ходит каждый четвертый, остальные не участвуют в выборах, т.к. не знают за кого голосовать. При обсуждении на уроке данной проблемы учащиеся пришли к выводу, чтобы реализовать свои избирательные права, нужно подробно познакомиться с кандидатами. В группах был составлен порядок действий. Учащиеся предложили изучить портреты кандидатов, биографии, программы, партийную принадлежность, личные качества, если уже были депутатами, то результаты деятельности. Затем в группах был проведен анализ информации по трем кандидатам, в итоге каждый определил для себя: кто из кандидатов является популистом, а кто политическим лидером – тем, за кого можно отдать свой голос. В 11 “А” классе при изучении темы “Политическая структура общества” была проведена мастерская “Вступление в партию: за и против”.
В ходе мастерской “Роль одного голоса” учащиеся на пpaктике увидели, какую роль может сыграть голос одного избирателя на выборах. Считаю, что такие занятия способствуют формированию активной гражданской позиции у будущих избирателей.
С появлением рынка труда устройство на работу во многом зависит от правильно составленного резюме, умения правильно “подать себя” в процессе собеседования. Мною была разработана мастерская на тему “Резюме” для учащихся 8 класса. Сначала учащиеся подбирали ассоциации к слову “резюме”, потом давали определение. Например, резюме – это реклама себя. Сравнивали с определениями из словарей. Формулировали свои вопросы, какие возникли. Затем учащимся были выданы цитаты, где встречалось данное слово, в группах они должны были определить: где нужно резюме. Афишировали результаты работы, продолжив фразу: “Резюме нужно, чтобы…”
На следующем этапе учащимся выдавались высказывания менеджеров и директоров о работниках. Учащиеся в группах составляли портрет идеального работника.
Затем учащимся были предложены резюме разных людей, на основании их необходимо было составить план для написания любого резюме. После афиширования каждый индивидуально писал свое резюме. Мастерская закончилась рефлексией. Нужно было продолжить предложения: “Я сегодня сделал для себя вывод…”, “Я сегодня понял…”, “Я сегодня задумался…”. Многие поняли как важно собирать портфолио уже сейчас. Один молодой человек осознал, что в резюме пока нечего написать о себе, нет никаких достижений. На следующем уроке в данном классе был проведен тренинг с приглашением психолога: “Собеседование при приеме на работу”. Были показаны несколько сценок, учащиеся должны были выделить правильные моменты и ошибки.
Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию. Программа по обществознанию позволяет это успешно осуществлять. Мною разработаны с использованием разных технологий темы: “Если бы отцы воспитывали своих детей, то законы и тюрьмы были бы не нужны…”, “Проблемы современной молодежи”, “Любовь в наше время”, “Семья в жизни современной женщины”, “8 Марта: кто придумал”, “Девиантное поведение: наше отношение”, “Смысл жизни”.
Новые технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”, “вспоминать то, что, кажется совсем не знали” (из анкет учащихся).
В теме “Познание” для 10 класса мною разработана мастерская: “Правила слушателя”.
Преподавание истории и обществознания с использованием новых технологий способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся. Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами:
- Развитием массовых коммуникаций и манипулятивных технологий
- Возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых
- Использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах
- Освоением информационных “джунглей” Интернета.
Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. Данная технология особенно востребована в 10-11 классах, во втором концентре; т.к. приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты. В данной технологии я провожу целые уроки и использую отдельные приемы.
Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер. Например, при изучении темы “Культура России XVII века” учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием использовался при изучении темы “Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного”. В ходе работы было выяснено, что учащиеся хорошо помнят внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное внимание было сосредоточено на изучение внутренней политики, а высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек зрения на деятельность Ивана Грозного. Очень любят учащиеся прием “ключевые слова”. Например, при изучении личности Екатерины II были предложены слова: Потемкин, 1729, Фике, переворот, исчо, писательница. Используя данные слова, нужно было составить мини-текст. Возникла масса вопросов, особенно со словом “исчо”. Прием “верные-неверные утверждения”. При изучении личности Екатерины II были предложены утверждения:
- До бpaка она была принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская
- Священник ее матери сказал: “Вашу дочь ожидает великое будущее, я вижу на ее лбу 3 короны”
- Она была племянницей Петра I
- Екатерина отомстила Румянцеву за то, что он не хотел присягать бабе
- С будущим мужем познакомилась, когда он допивал вино из рюмок за гостями
- Любила своего мужа и была счастлива в бpaке
Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.
На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки “v” - уже знаю, “+” - новая информация, “?” - не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу. Прием “чтение с остановками” часто использую на уроках обществознания. Например, при изучении темы “ Нации и национальные отношения” мною был зачитан фрагмент повести Ч.Айтматова:
- Ты кто? – спросил шофер.
- Я внук деда Момуна. А дед – сын сыновей Рогатой матери-оленихи.
- Кто тебе это сказал? – удивился шофер.
- Дедушка сказал. А тебя разве никто не учил запоминать имена семерых предков? – спросил мальчик. Шофер знал только своего отца, прадеда.
- Никто не учил. А зачем?
- Дед говорит…
А что говорит дед учащиеся предполагали сами. Получилась интересная дискуссия.
Когда необходимо дать оценку деятельности исторической личности использую прием “плюс-минус-вопрос”. По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова.
На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.
Развитию критического мышления способствуют вопросы. Формированию умения конструировать вопросы обращаю особое внимание. В младших классах провожу игру “Самый внимательный читатель”. Учащиеся должны составить как можно больше вопросов к тексту. В 6 классе к тексту параграфа “Африка в средние века” ученик составил 27 вопросов. В старших классах провожу пресс-конференции, когда по изученной теме ученику задает вопросы весь класс. Вопросы оцениваю: самые сложные, самые интересные, оригинальные. Учащимся очень нравится отвечать на вопросы.
Информационная компетентность учащихся успешно формируется не только при работе с текстами, но и при использовании ИКТ.
С учащимися мы проводим конкурсы презентаций. Конкурсы были проведены по темам: “Изображение личности Ивана Грозного в культуре”, “Юбилейные даты освоения космоса”, “Герои Великой Отечественной войны”, “Школьная форма”, “Развитие военной техники в годы Великой Отечественной войны”. Проект “Школьная форма” был представлен на Совете школы, общешкольных родительских собраниях и получил высокую оценку. Лучшие презентации “Юбилейные даты освоения космоса” были показаны учащимся младших классов.
Новые технологии мною используются и для успешной реализации программы воспитательной работы с классом. Основным методом реализации программы стал метод проектов как средство решения проблем. Данный метод позволяет успешно формировать социальные и коммуникативные компетенции, т.е. включить максимальное количество учащихся в социально-полезную деятельность, осуществить успешно связь школы с жизнью, с личным опытом ребенка, проявить учащимся лидерские качества, стимулирует инициативу, самостоятельность, ответственность. При проведении классных часов и родительских собраний мною использовалась технология педагогических мастерских. Данная технология способствует воспитанию у учащихся нравственно-патриотических чувств на уровне знаний, переживаний и позволяет формировать убеждения. Мастерская знакомит родителей с огромным количеством разных точек зрения на какую-либо проблему воспитания и позволяет выработать свою. В результате совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей были реализованы социально-значимые проекты: “Подарок школе”, “Впиши себя в историю школы”, “Герб школы”, “Оформление учительской к Новому году”, “Шефская помощь Ветеранам”. Чтобы образовательный процесс был успешным, педагог сам должен быть смотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира, иметь определенные личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии. Развить нужные качества и получить необходимые знания педагогу позволяет проектирование самообразовательной деятельности.
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
...
03 10 2023 15:33:12
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
02 10 2023 9:54:28
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
01 10 2023 22:22:58
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
30 09 2023 8:10:34
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
29 09 2023 3:17:35
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
28 09 2023 12:54:40
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
27 09 2023 22:16:23
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
26 09 2023 11:41:15
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
25 09 2023 18:49:53
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
24 09 2023 18:57:57
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
23 09 2023 6:16:48
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
22 09 2023 9:27:20
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
21 09 2023 2:57:22
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
20 09 2023 15:15:50
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
19 09 2023 18:34:49
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
18 09 2023 9:37:20
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
17 09 2023 14:58:28
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
16 09 2023 4:11:19
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
15 09 2023 0:47:44
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
14 09 2023 20:17:35
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
13 09 2023 15:12:50
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран.
...
12 09 2023 22:22:35
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
11 09 2023 4:16:32
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
10 09 2023 21:21:42
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
09 09 2023 0:30:52
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
08 09 2023 14:45:28
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
07 09 2023 9:42:35
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
06 09 2023 18:28:45
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
05 09 2023 19:28:10
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
04 09 2023 19:13:24
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
03 09 2023 0:21:53
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
02 09 2023 14:30:42

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
01 09 2023 13:57:30
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
31 08 2023 22:29:54
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы.
...
30 08 2023 19:12:40
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
29 08 2023 0:51:27
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
28 08 2023 20:41:52
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
27 08 2023 14:33:52
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
26 08 2023 5:34:31
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения.
...
25 08 2023 7:11:23
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
24 08 2023 0:27:51
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем.
...
23 08 2023 21:19:22
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
22 08 2023 7:42:43
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
21 08 2023 3:54:24
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
20 08 2023 3:57:18
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
19 08 2023 13:51:17

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
18 08 2023 14:54:54
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
17 08 2023 0:12:45
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
16 08 2023 5:23:50
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
15 08 2023 23:15:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::