Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"
Цели и задачи урока:
- выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
- развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия;
- актуализировать знания школьников произведений русской литературы, познакомить их с интерпретацией данной темы в художественном фильме “Звезда пленительного счастья”, подчеркнуть ценность художественных образов в этих произведениях.
Оборудование урока:
- портреты декабристов, Александра I и Николая I, иллюстрации,
- художественный фильм “Звезда пленительного счастья” (постановка Владимира Мотыля),
- музыкальное оформление: романс “Кавалергарда век не долог” муз. И. Шварца, сл. Б.Окуджавы
Ход урока
Вводное слово учителя истории.
После Отечественной войны 1812 года в российском обществе преобладали противоречивые настроения. Одна часть возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII в.
Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.
Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра? Фактически продолжен не был. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.
Учитель музыки: Известный всем русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в Петербурге присутствовал на собраниях ранних декабристских организаций у “умного и пылкого” Н.М.Муравьева, сына писателя и деятеля народного просвещения, того мальчика, который в 1812г. тайком убежал от родных в армию М.И.Кутузова. Декабрист М.С.Лунин говорил о нем: “Этот человек один стоит целой академии”. Он отличался пылким и пламенным патриотизмом. О собраниях у Н.М.Муравьева и И.А.Долгорукова Пушкин рассказал в X главе “Евгения Онегина”. В этой главе, как и в дружеских посланиях к декабристам, в автобиографических записях и письмах поэта, хотя и беглые, но точные и выразительные портретные зарисовки героев
14 декабря:
Витийством резким знамениты,
Сбирались члeны сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
Современники отмечали “разговорчивость” декабристов, их постоянное стремление быть понятыми, выразить передовые мысли и чувства, которыми они жили, а “также резкость и прямоту их суждений”. Пушкинская хаpaктеристика этих собраний с их впечатляющей чертой – резким витийством (красноречием) воскрешает существенную и самую примечательную их особенность. На фоне общей атмосферы политический споров, борьбы идей, диспутов в том же сжатом, но метком и выразительном стиле даны портреты деятелей ранних тайных обществ. В доме Муравьева бывал и Тургенев:
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.
(“Евгений Онегин”, X гл.)
Учитель истории - Как вы думаете, почему дворяне были предводителями тайных организаций? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием России)
Работа с таблицей
Организация, годы существования | Участники | Хаpaктер общества, методы | Цели |
Союз спасения (с1817г. Общество истинных сынов Отечества) 1816-1817 гг. |
Инициатор создания-Муравьев. Вошли: Н.М.Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, П.И Пестель | Заговорщический хаpaктер, конспирация; ясных средств нет.(В момент смены царей исторгнуть конституцию; первый проект цареубийства) | Введение конституции, уничтожение крепостного права. Но четкой программы нет. |
Союз благоденствия 1818-1821 гг. |
Около 200 человек | Более открытый хаpaктер. Пропагандистско-просветительская деятельность, бескровный политический переворот. |
Ближняя - просветительская:
формирование передового общественного мнения,
распространение истинных правил нравственности
и просвещения. Дальняя – введение конституции и законно-свободного правления, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений. |
Северное общество 1821-1825 гг. |
Н.М.Муравьев, Н.И.Тургенев, М.С.Лунин, С.П.Трубецкой, Е.П.Оболенский, И.И.Пущин, К.Ф.Рылеев |
Тайное общество. Вооруженное выступление при смене императоров на престоле. |
Установление конституционной монархии, Россия – федерация. Император – исполнительная власть. Высшая законодательная власть – двухпалатный парламент – Народное вече(Верховная Дума и Палата народных представителей) Все должности в государстве – выборные. Отмена крепостного права (но основная масса земли – у помещиков). Равенство всех перед законом, уничтожение сословий. Введение гражданских прав и свобод. |
Южное общество 1821-1825 гг. |
П.И.Пестель, А.П.Юшневский, Братья Крюковы, В.И.Ивашев, А.П.Баратинский, С.Г.Волконский, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин |
Тайное общество. Вооруженное выступление при смене императоров на престоле. |
Установление республики, Россия –
единое государство. Разделение властей: законодательная – однопалатному парламенту – Народному вечу, исполнительная – Державной думе, контролирующая - Верховному собору. Отмена крепостного права, разделение всех земель на общественную и частную. Уничтожение сословий, провозглашение гражданских свобод. |
Фрагмент художественного фильма “Звезда пленительного счастья” (собрание члeнов обществ)
Беседа по вопросам к таблице и фильму:
- Почему общества носили тайный хаpaктер?
- Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.
- Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.
- Почему декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы?
- Почему декабристы избрали тактику военного переворота?
- Какой момент для вооруженного выступления избрали декабристы?
Осенью 1825 г. В Таганроге внезапно умирает Александр I. У императора не было детей.
- Кто должен был наследовать престол? Следующий по старшинству брат. У Павла было три сына: Константин, Николай и Александр. Константин был женат морганатическим бpaком, и в связи с этим не имел права наследовать престол. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о cмepти Александра I была принесена присяга Константину. Была назначена переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.
Запись на доске и в тетради:
14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади.
Ученик рассказывает о ходе восстания декабристов:
Власти назначили переприсягу Николаю I на 14 декабря. В этот день и решили выступить члeны северного общества. По их плану восстание должно было начаться в Петербурге, и почти одновременно должна была выступить 2-я армия на Украине. “Диктатором” (военным руководителем) восстания в столице был назначен полковник гвардии С.П.Трубецкой – как старший по званию.
Члeны Северного общества собирались не допустить присяги солдат новому царю. Под предлогом требования воцарения Константина они хотели вывести полки, которыми комaндовали или в которых имели влияние, к зданию Сената, где в это время должна была происходить присяга члeнов Государственного Совета и сенаторов. С помощью оружия восставшие надеялись принудить власти обнародовать “Манифест к русскому народу”, объявлявший об отмене крепостного права и изменении системы управления страной. Одновременно предполагалось арестовать и заключить в Петропавловскую крепость члeнов царской семьи. Не исключалось и убийство Николая. До выборов в новые органы власти страной, по мысли организаторов выступления, должно было руководить временное правительство. В него планировалось включить известных реформаторов прежнего царствования – Сперанского и Мордвинова (которые об этих намерениях не имели никакого представления).
На деле же все получилось иначе, чем планировалось. Предупрежденный о готовящемся выступлении, Николай провел присягу для члeнов Сената, Синода и Государственного Совета в ночь с 13 на 14 декабря (следовательно, принять “Манифест” восставших Сенат был уже не вправе). П.Г.Каховский, которому раньше было поручено в критической обстановке убить Николая, отказался это сделать. Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и оно оказались без руководства.
На сенатскую площадь утром 14 декабря был выведен и построен в каре лишь Московский полк, к середине дня подошли еще около 1100 моряков Гвардейского экипажа и шесть рот Лейб-гренадерского полка. Солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину, якобы арестованному по дороге из Варшавы. Таким образом, солдаты выступили не за республику или конституционную монархию и даже не за отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные части столичного гарнизона присягнули Николаю I.
Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путем ликвидировать выступление. Каховский выстрелил в Милорадовича, пытавшегося убедить солдат в том, что их обманывают. После того, как мирные переговоры не удались, Николай приказал принесшим присягу войскам открыть огонь картечью по московскому полку. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали. Число жертв с обеих сторон составило, по разным данным, от 200 до 300 человек.
Фрагмент художественного фильма “Звезда пленительного счастья” (момент восстания)
Учитель истории: 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка на юге страны.
Запись на доске и в тетради:
29 декабря 1825 г. - восстание Черниговского полка.
Восстание возглавил С.И.Муравьев-Апостол. Оно началось в тот момент, когда члeнам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Южного общества. В течение недели С.И.Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходим по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному комaндованию удалось изолировать Черниговский полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.
После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду.
Пять декабристов (Запись на доске и в тетради):
П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский – были приговорены к cмepтной казни четвертованием, заменой повешением.
Фрагмент худ/фильма “Звезда пленительного счастья” (Сцена казни)
- Как вы думаете, какого было значение восстания декабристов?
Учитель дополняет ответы учащихся:
Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считая себя продолжателями их дела.
Учитель музыки: Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов. Среди самих декабристов были известные писатели и поэты (К.Ф.Рылеев, Ф.Н.Глинка), ученые и художники (Н.И.Тургенев, Н.А.Бестужев)
Ансамбль девочек исполняет романс “Кавалергарда век не долог” муз. И.Шварца, сл. Б.Окуджавы
Пушкин до конца своих дней не забывал своих друзей-декабристов и, больше того продолжал разделять их идеалы. О крушении восстания декабристов, о своей и их судьбе Пушкин аллегорически рассказал в стихотворении “Арион”, а в своих гимнах Пушкин пробуждал в друзьях “гордое терпенье” и веру в то, что начатое ими дело будет продолжено:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(“Во глубине сибирских руд…”)
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
22 03 2023 15:21:11
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
21 03 2023 2:15:48
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН).
...
20 03 2023 7:25:15
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
19 03 2023 8:21:34
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
18 03 2023 9:22:28
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
17 03 2023 18:21:10
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
16 03 2023 23:14:57
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
15 03 2023 8:56:36
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
14 03 2023 14:26:45
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
13 03 2023 16:47:22
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
12 03 2023 23:14:23
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
11 03 2023 1:30:14
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
10 03 2023 10:11:50
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
09 03 2023 7:18:52
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
08 03 2023 0:10:41
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
07 03 2023 18:28:47
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
06 03 2023 21:10:45
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
05 03 2023 13:18:36
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
04 03 2023 20:42:52
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
03 03 2023 13:36:27
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
02 03 2023 0:31:54

Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
01 03 2023 20:20:37
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
28 02 2023 2:56:13
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др.
...
27 02 2023 0:41:42
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
26 02 2023 16:29:50
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
25 02 2023 22:15:20
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
...
24 02 2023 21:53:59
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
23 02 2023 15:53:50
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
22 02 2023 22:44:32
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям.
...
21 02 2023 9:44:24

Завершающий урок обществознания входит в раздел "Социальная сфера общества". Его можно провести за 1 или 2 часа, но как интегрированный с информатикой (составление презентации учениками «6 кадров»). Такая форма урока реализует индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, профориентирует учащихся и готовит к сдаче ГИА, ЕГЭ....
20 02 2023 0:28:19
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
19 02 2023 18:40:21
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
18 02 2023 22:33:29
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
17 02 2023 5:14:42
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
16 02 2023 0:50:46

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
15 02 2023 18:28:14
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
14 02 2023 14:30:59
Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....
13 02 2023 13:28:58
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
12 02 2023 14:54:38
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
11 02 2023 3:20:54
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
10 02 2023 3:38:21
Проект создает наглядные пособия по истории Отечества путем организации самостоятельной деятельности учащихся....
09 02 2023 14:27:44
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
08 02 2023 5:49:26
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
07 02 2023 21:58:13
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
06 02 2023 4:25:42
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
05 02 2023 14:41:42
Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире.
...
04 02 2023 14:22:17
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
03 02 2023 12:14:14
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
02 02 2023 2:28:27
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
01 02 2023 15:57:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::