Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"
Цели и задачи урока:
- выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
- развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия;
- актуализировать знания школьников произведений русской литературы, познакомить их с интерпретацией данной темы в художественном фильме “Звезда пленительного счастья”, подчеркнуть ценность художественных образов в этих произведениях.
Оборудование урока:
- портреты декабристов, Александра I и Николая I, иллюстрации,
- художественный фильм “Звезда пленительного счастья” (постановка Владимира Мотыля),
- музыкальное оформление: романс “Кавалергарда век не долог” муз. И. Шварца, сл. Б.Окуджавы
Ход урока
Вводное слово учителя истории.
После Отечественной войны 1812 года в российском обществе преобладали противоречивые настроения. Одна часть возлагала надежды на дальнейшие реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права. Солдаты и офицеры, участвовавшие в заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. познакомились с изменениями, произошедшими в Европе после французской революции конца XVIII в.
Однако большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы, по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.
Был ли продолжен курс реформ начала царствования Александра? Фактически продолжен не был. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Организаторами этих кружков являлись представители дворянства.
Учитель музыки: Известный всем русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в Петербурге присутствовал на собраниях ранних декабристских организаций у “умного и пылкого” Н.М.Муравьева, сына писателя и деятеля народного просвещения, того мальчика, который в 1812г. тайком убежал от родных в армию М.И.Кутузова. Декабрист М.С.Лунин говорил о нем: “Этот человек один стоит целой академии”. Он отличался пылким и пламенным патриотизмом. О собраниях у Н.М.Муравьева и И.А.Долгорукова Пушкин рассказал в X главе “Евгения Онегина”. В этой главе, как и в дружеских посланиях к декабристам, в автобиографических записях и письмах поэта, хотя и беглые, но точные и выразительные портретные зарисовки героев
14 декабря:
Витийством резким знамениты,
Сбирались члeны сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
Современники отмечали “разговорчивость” декабристов, их постоянное стремление быть понятыми, выразить передовые мысли и чувства, которыми они жили, а “также резкость и прямоту их суждений”. Пушкинская хаpaктеристика этих собраний с их впечатляющей чертой – резким витийством (красноречием) воскрешает существенную и самую примечательную их особенность. На фоне общей атмосферы политический споров, борьбы идей, диспутов в том же сжатом, но метком и выразительном стиле даны портреты деятелей ранних тайных обществ. В доме Муравьева бывал и Тургенев:
Одну Россию в мире видя,
Преследуя свой идеал,
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.
(“Евгений Онегин”, X гл.)
Учитель истории - Как вы думаете, почему дворяне были предводителями тайных организаций? (Дворяне были единственным наиболее образованным сословием России)
Работа с таблицей
Организация, годы существования | Участники | Хаpaктер общества, методы | Цели |
Союз спасения (с1817г. Общество истинных сынов Отечества) 1816-1817 гг. |
Инициатор создания-Муравьев. Вошли: Н.М.Муравьев, братья Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, П.И Пестель | Заговорщический хаpaктер, конспирация; ясных средств нет.(В момент смены царей исторгнуть конституцию; первый проект цареубийства) | Введение конституции, уничтожение крепостного права. Но четкой программы нет. |
Союз благоденствия 1818-1821 гг. |
Около 200 человек | Более открытый хаpaктер. Пропагандистско-просветительская деятельность, бескровный политический переворот. |
Ближняя - просветительская:
формирование передового общественного мнения,
распространение истинных правил нравственности
и просвещения. Дальняя – введение конституции и законно-свободного правления, равенство граждан перед законом, гласность в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений. |
Северное общество 1821-1825 гг. |
Н.М.Муравьев, Н.И.Тургенев, М.С.Лунин, С.П.Трубецкой, Е.П.Оболенский, И.И.Пущин, К.Ф.Рылеев |
Тайное общество. Вооруженное выступление при смене императоров на престоле. |
Установление конституционной монархии, Россия – федерация. Император – исполнительная власть. Высшая законодательная власть – двухпалатный парламент – Народное вече(Верховная Дума и Палата народных представителей) Все должности в государстве – выборные. Отмена крепостного права (но основная масса земли – у помещиков). Равенство всех перед законом, уничтожение сословий. Введение гражданских прав и свобод. |
Южное общество 1821-1825 гг. |
П.И.Пестель, А.П.Юшневский, Братья Крюковы, В.И.Ивашев, А.П.Баратинский, С.Г.Волконский, С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин |
Тайное общество. Вооруженное выступление при смене императоров на престоле. |
Установление республики, Россия –
единое государство. Разделение властей: законодательная – однопалатному парламенту – Народному вечу, исполнительная – Державной думе, контролирующая - Верховному собору. Отмена крепостного права, разделение всех земель на общественную и частную. Уничтожение сословий, провозглашение гражданских свобод. |
Фрагмент художественного фильма “Звезда пленительного счастья” (собрание члeнов обществ)
Беседа по вопросам к таблице и фильму:
- Почему общества носили тайный хаpaктер?
- Назовите общие требования программ всех тайных обществ будущих декабристов.
- Назовите основные различия проектов конституций Северного и Южного обществ.
- Почему декабристы стремились к достижению своих целей без опоры на широкие народные массы?
- Почему декабристы избрали тактику военного переворота?
- Какой момент для вооруженного выступления избрали декабристы?
Осенью 1825 г. В Таганроге внезапно умирает Александр I. У императора не было детей.
- Кто должен был наследовать престол? Следующий по старшинству брат. У Павла было три сына: Константин, Николай и Александр. Константин был женат морганатическим бpaком, и в связи с этим не имел права наследовать престол. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества, поэтому после известия о cмepти Александра I была принесена присяга Константину. Была назначена переприсяга Николаю, и декабристы решили воспользоваться этим моментом, не допустить переприсяги и принудить Сенат объявить о введении конституционного правления. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью.
Запись на доске и в тетради:
14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади.
Ученик рассказывает о ходе восстания декабристов:
Власти назначили переприсягу Николаю I на 14 декабря. В этот день и решили выступить члeны северного общества. По их плану восстание должно было начаться в Петербурге, и почти одновременно должна была выступить 2-я армия на Украине. “Диктатором” (военным руководителем) восстания в столице был назначен полковник гвардии С.П.Трубецкой – как старший по званию.
Члeны Северного общества собирались не допустить присяги солдат новому царю. Под предлогом требования воцарения Константина они хотели вывести полки, которыми комaндовали или в которых имели влияние, к зданию Сената, где в это время должна была происходить присяга члeнов Государственного Совета и сенаторов. С помощью оружия восставшие надеялись принудить власти обнародовать “Манифест к русскому народу”, объявлявший об отмене крепостного права и изменении системы управления страной. Одновременно предполагалось арестовать и заключить в Петропавловскую крепость члeнов царской семьи. Не исключалось и убийство Николая. До выборов в новые органы власти страной, по мысли организаторов выступления, должно было руководить временное правительство. В него планировалось включить известных реформаторов прежнего царствования – Сперанского и Мордвинова (которые об этих намерениях не имели никакого представления).
На деле же все получилось иначе, чем планировалось. Предупрежденный о готовящемся выступлении, Николай провел присягу для члeнов Сената, Синода и Государственного Совета в ночь с 13 на 14 декабря (следовательно, принять “Манифест” восставших Сенат был уже не вправе). П.Г.Каховский, которому раньше было поручено в критической обстановке убить Николая, отказался это сделать. Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и оно оказались без руководства.
На сенатскую площадь утром 14 декабря был выведен и построен в каре лишь Московский полк, к середине дня подошли еще около 1100 моряков Гвардейского экипажа и шесть рот Лейб-гренадерского полка. Солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину, якобы арестованному по дороге из Варшавы. Таким образом, солдаты выступили не за республику или конституционную монархию и даже не за отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные части столичного гарнизона присягнули Николаю I.
Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путем ликвидировать выступление. Каховский выстрелил в Милорадовича, пытавшегося убедить солдат в том, что их обманывают. После того, как мирные переговоры не удались, Николай приказал принесшим присягу войскам открыть огонь картечью по московскому полку. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали. Число жертв с обеих сторон составило, по разным данным, от 200 до 300 человек.
Фрагмент художественного фильма “Звезда пленительного счастья” (момент восстания)
Учитель истории: 29 декабря 1825 г. началось восстание Черниговского полка на юге страны.
Запись на доске и в тетради:
29 декабря 1825 г. - восстание Черниговского полка.
Восстание возглавил С.И.Муравьев-Апостол. Оно началось в тот момент, когда члeнам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Южного общества. В течение недели С.И.Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходим по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному комaндованию удалось изолировать Черниговский полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.
После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в России широкий политический процесс. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду.
Пять декабристов (Запись на доске и в тетради):
П.Пестель, С.Муравьев-Апостол, М Бестужев-Рюмин, К.Рылеев, П.Каховский – были приговорены к cмepтной казни четвертованием, заменой повешением.
Фрагмент худ/фильма “Звезда пленительного счастья” (Сцена казни)
- Как вы думаете, какого было значение восстания декабристов?
Учитель дополняет ответы учащихся:
Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считая себя продолжателями их дела.
Учитель музыки: Идеи декабристов оказали значительное влияние на творчество таких видных представителей российской культуры, как А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов. Среди самих декабристов были известные писатели и поэты (К.Ф.Рылеев, Ф.Н.Глинка), ученые и художники (Н.И.Тургенев, Н.А.Бестужев)
Ансамбль девочек исполняет романс “Кавалергарда век не долог” муз. И.Шварца, сл. Б.Окуджавы
Пушкин до конца своих дней не забывал своих друзей-декабристов и, больше того продолжал разделять их идеалы. О крушении восстания декабристов, о своей и их судьбе Пушкин аллегорически рассказал в стихотворении “Арион”, а в своих гимнах Пушкин пробуждал в друзьях “гордое терпенье” и веру в то, что начатое ими дело будет продолжено:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(“Во глубине сибирских руд…”)
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
10 06 2023 2:36:37

Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине....
09 06 2023 3:21:46
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
08 06 2023 4:52:33
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
07 06 2023 11:57:42
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк).
...
06 06 2023 19:44:21
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
05 06 2023 11:18:50
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
04 06 2023 10:11:44

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
03 06 2023 22:59:31
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
02 06 2023 21:41:15
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
01 06 2023 13:51:52
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса.
На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления.
Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
31 05 2023 13:48:17
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
30 05 2023 6:19:59
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
29 05 2023 23:55:29
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
28 05 2023 9:11:10
Средствами ИКТ учитель создает картину "Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....
27 05 2023 16:23:19
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
26 05 2023 18:59:34
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
25 05 2023 12:42:57
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
24 05 2023 9:15:46
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
23 05 2023 13:56:39
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
22 05 2023 15:12:27
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
21 05 2023 10:22:53
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
20 05 2023 10:19:22
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
19 05 2023 1:31:57
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
18 05 2023 11:11:57
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
17 05 2023 18:43:23
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
16 05 2023 7:24:51
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
15 05 2023 8:37:32
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
14 05 2023 9:37:43
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
13 05 2023 19:50:57

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
12 05 2023 15:44:54
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
11 05 2023 6:17:48
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
10 05 2023 2:22:51
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
09 05 2023 22:38:25
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
08 05 2023 16:59:24
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
07 05 2023 15:41:34
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
06 05 2023 3:36:49
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
05 05 2023 10:18:35
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь.
...
04 05 2023 2:20:14
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
03 05 2023 21:20:23
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
...
02 05 2023 22:26:12
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда.
...
01 05 2023 22:32:42
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
30 04 2023 20:48:24
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
29 04 2023 0:33:56
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
28 04 2023 2:54:58
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
27 04 2023 6:17:21
Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во
взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ,
проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....
26 04 2023 9:16:14
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
25 04 2023 7:32:58
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
24 04 2023 18:15:47
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне.
...
23 04 2023 0:32:23

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
22 04 2023 11:17:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::