"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"


    "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

Цели урока:

  • продолжить знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси,
  • расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить формирование представлений обучающихся о жизни русского народа в Древнерусском государстве;
  • продолжить работу по развитию речи учащихся: а) обогащение словарного запаса, б) развитие умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;
  • продолжить обучение умению наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения.

Развивающие:

  • продолжить развитие внимания, памяти, мышления младших школьников;
  • продолжить развитие эмоциональной сферы обучающихся;
  • продолжить развитие познавательного интереса к урокам истории;
  • продолжить работу по развитию творческого воображения обучающихся.
  • продолжить обучение использовать знания в нестандартных учебных ситуациях.

Ход урока

Урок начинается с беседы.

Как вы думаете, почему многие люди интересуются историей?

Чем эта наука привлекательна для вас?

Действительно, мы хотим знать, как жили люди раньше, какой была наша страна сотни лет назад, а задумывались ли вы над тем, какой была школа в прошлом, во времена Древней Руси?

Сегодня нам представилась возможность “заглянуть” в древнерусскую школу. Но прежде возникает вопрос: “А когда же впервые появляются школы на Руси?” Историки связывают появление первых школ с именем князя Владимира Красное Солнышко.

- Что вы знаете об этом князе? (с именем этого князя связано начало официального крещения Руси).

Итак, князь Владимир отдает приказ собирать детей и обучать их школьной грамоте.

- Как вы думаете, что побудило пойти Владимира на этот поступок?

После высказываний детей, учитель подчеркивает, что начало школьного дела напрямую связано с распространением христианства на Руси, т.к. процесс образования и воспитание в духе православия мыслилось начинать с детских лет, чтобы с раннего возраста русичи постигали мудрость из святого писания. Чему же учили в древнерусской школе?.

Учитель зачитывает фрагмент древнерусского источника: “...грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову” (высказывания детей). Итак, первоначально, по всей видимости, с детьми учили только алфавит, с помощью которого те читали “святые книги”. Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). Возможно, вы удивитесь: “Зачем надо было учиться петь?”

Ученые считают, что это связано с принятием христианства и необходимостью петь в церкви молитвы (для убедительности воспроизводится запись фрагмента церковного песнопения).

- Какие чувства пробуждаются в вашей душе при этих звуках?

Конечно, первоначально дети вряд ли могли сразу проникнуться духом православия, но согласитесь, что красота церковного песнопения захватывает, и сначала машинально, а со временем осознанно человек все больше проникается смыслом и духом звучащей молитвы. Именно этого и добивался князь Владимир, именно поэтому древние школьники на уроках учились петь.

Итак, представим себе, что мы на несколько минут оказались в древнерусской школе (проецируется на экран картина Кустодиева Б.М. “Школа в Русском государстве”).

Мы с вами находимся внутри помещения, которое очень напоминает обыкновенную русскую избу. Но здесь вдоль стен расположены лавки, а в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. В углу - русская печь, рядом с ней рукомойник. На самом видном месте, на стене, висят розги - гроза нерадивых учеников. Ребята-однокашники повторяют “зады”, т.е. домашнее задание (однокашники от слова “каша”, учитель показывает чугунок каши на картине - в перерыв ученики вместе ели кашу, отсюда и произошло слово “однокашник”), а тем временем учитель дает строгие наставления...

(далее можно предложить несколько вариантов: выступление в роли “учителя” ученика, в этом случае заранее обговариваются его текст, манера говорить, жесты, костюм и т.д.; чтение самим учителем текста).

“Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют”.

Чему же поучает своих учеников учитель?

Можем ли мы использовать это поучение в наше время?

Как вы думаете, с чего начиналось обучение в школе? (с изучения азбуки). - Что вы уже знаете о русской, азбуке? (дети вспоминают о Кирилле и Мефодии).

Давайте внимательно посмотрим на древнерусскую азбуку, алфавит (см. приложение).

- Что вы заметили? (дети отмечают общее и отличия от современного алфавита: наличие похожих букв, количество букв, написание букв, несовпадение в написании букв и др.)

- Как вы думаете, легко ли было запомнить сразу древнерусский алфавит?

Для облегчения запоминания алфавит учили хором, нараспев (можно продемонстрировать принцип разучивания вместе с детьми).

Однако, ученые обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нем связаны между собой по смыслу, например, “Аз” - я, “Буки” - буквы, “Веди” - ведаю, знаю... и т.д.

Далее учитель предлагает детям продолжить: “Я буквы знаю, добро говорю, есть...” (далее договариваемся с детьми, что попробуем довести как можно дальше расшифровку алфавита дома, один из вариантов (при наличии времени) можно устроить соревнование: какая группа детей за определенное время на уроке “расшифрует” алфавит как можно дальше).

Вновь возвращаемся в школу. Когда дети уже знали алфавит, их учили читать: “Аз-Буки - АБ, Буки-Аз – БА” и т.д. Затем уже ученики пробовали самостоятельно читать тексты, попробуем и мы. Ребятам предлагается прочитать и перевести на современный язык отрывок из источника “Поучение Владимира Мономаха детям” <Рисунок1>, (возможна работа в группах):

“Вдомесвоемънеленитесьнозавсемънаблюдайтечтобыприходящиекъвамънепосмея-лисьнинадвашимьдомомданинадобедомъвашимъ...”

“Чтоумеетехорошеготогонезабывайтеачегонеумеететомуучитесь...” писановълето SXKE.

После окончания данной работы дети отмечают особенности древнерусских текстов и письма (отсутствие пробелов, использование буквы “Ять”, особенности написания букв), а также осмысливается суть поучения, делается вывод о том, что, несмотря на древность высказывания, актуальность его смысла не потеряна.

Учитель обращает внимание детей на таинственный знак в конце текста, выслушивает предположения детей, а затем помогает им обратиться к древнерусскому алфавиту и выяснить, как с его помощью в древности обозначались на письме цифры. Дети вместе с учителем переводят знак SXKE в современную цифровую систему, получается 6625 год. Учитель поясняет детям, что раньше на Руси счет годам вели от сотворения мира, для того чтобы перевести в современную календарную систему нужно от 6625 вычесть 5508.

- В каком же году написаны данные строки? Правильно, в 1117 году.

Древнерусская школа учила детей быть послушными и покорными, однако, дети во все времена любят пошалить. Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода нашли кусочек бересты с написанными, вернее процарапанными в 2 ряда буквами. Это оказалась шутка - загадка, которую мы попробуем отгадать (возможна работа в группах).

Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т

Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А

(ключ к загадке: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем, букву второй и так до конца). В результате получается: “Невежя писа, не дума каза, а хто се цита...”(“Невежа писал, не думая, сказал, а кто читает…” Не правда ли напоминает известную детскую шутку: “Кто писал, не знаю, а я - … читаю...”

Ну, и, конечно, можно предположить, как радовались дети окончанию занятий в школе, когда им можно было поиграть. А какие игры вы знаете, дошедшие до нас сквозь столетия? ( “Кулючки” - прятки, “Слепой кoзeл”- жмурки и др. возможно, при затруднении проиграть несколько минут с детьми сценарии этих игр, чтобы они догадались о каких именно играх идет речь)

В конце урока подводятся итоги.

Домашнее задание:

Вариант 1: продолжить расшифровку древнерусского алфавита.

Вариант 2: с помощью древнерусского алфавита написать собственные имя, отчество и фамилию, год своего рождения.

Вариант 3: подобрать и объяснить смысл 2-3 древнерусских пословиц и поговорок о книжном учении, школе, мудрости.

Литература:

  1. Повесть временных лет
  2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси (историческая хрестоматия), Москва, 1992 г.
  3. Рябцев Ю.С. “Путешествие в Древнюю Русь, Москва, 1995 г.
  4. Федорова М.Е., Сумникова Т.А. Хрестоматия по древнерусской литературе, Москва, 1985 г.


Урок истории по теме "Общественно-политическая жизнь страны в 30–50-е годы XX века"


    Урок истории по теме "Общественно-политическая жизнь страны в 30–50-е годы XX века"

      Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....

29 09 2022 0:21:54

Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе"


    Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе"

      Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....

28 09 2022 9:15:28

Проблемно-поисковые образовательные технологии на уроке истории в 10-м классе по теме "Образование государства Русь"


    Проблемно-поисковые образовательные технологии на уроке истории в 10-м классе по теме "Образование государства Русь"

      Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....

27 09 2022 21:18:12

Актуальные возможности музея школы


    Актуальные возможности музея школы

      В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

26 09 2022 19:30:17

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

25 09 2022 5:14:26

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"


    Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

      Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....

24 09 2022 11:42:17

Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"


    Интегрированный урок (история + обществоведение) в 11-м классе "История, опыт и уроки Государственной Думы в России"

      Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....

23 09 2022 2:32:12

Обсуждение фильма Никиты Михалкова "12"


    Обсуждение фильма Никиты Михалкова "12"

      Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин". Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12". ...

22 09 2022 13:55:30

Ребусы к урокам истории


    Ребусы к урокам истории

      Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....

21 09 2022 10:50:55

Урок по повести Н.С. Лескова "Левша"


    Урок по повести Н.С. Лескова "Левша"

      Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....

20 09 2022 14:57:10

Урок "Великая французская революция"


    Урок "Великая французская революция"

      При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....

19 09 2022 7:50:19

"Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"


    "Крестьяне – российской жизни основа. Судьба была трудной у народа простого"

      Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....

18 09 2022 22:57:15

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"


    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

      Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

17 09 2022 21:44:41

Игра-викторина "Отчизны верные сыны: переход А.В. Суворова через Альпы"


    Игра-викторина "Отчизны верные сыны: переход А.В. Суворова через Альпы"

      Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....

16 09 2022 2:15:15

Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен


    Русский радикализм середины XIX века. А.И.Герцен

      В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....

15 09 2022 11:42:33

Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"


    Интегрированный урок: история Древнего мира + МХК по теме: "Быт древних греков"

      Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока. Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....

14 09 2022 2:13:57

Конспекты уроков истории по модульной системе. Личностно-ориентированная технология


    Конспекты уроков истории по модульной системе. Личностно-ориентированная технология

      Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....

13 09 2022 15:35:43

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

      Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

12 09 2022 17:42:17

Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс


    Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс

      Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....

11 09 2022 4:35:16

"Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс


    "Да будет мерой чести Ленинград", 11-й класс

      Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....

10 09 2022 15:27:25

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени"

      При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения....

09 09 2022 2:53:18

Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."


    Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."

      Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....

08 09 2022 1:17:37

Урок на тему «Призвание варягов и начало русской государственности»


    Урок на тему «Призвание варягов и начало русской государственности»

      Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....

07 09 2022 17:42:23

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и пpaктика"


    Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и пpaктика"

      Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека». ...

06 09 2022 16:49:43

Правовая игра "Конституция — основной закон государства"


    Правовая игра "Конституция — основной закон государства"

      Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам. ...

05 09 2022 6:45:16

Игра-экзамен по теме "Отечественная война 1812 г."


    Игра-экзамен по теме "Отечественная война 1812 г."

      Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....

04 09 2022 10:19:16

Презентация по проведению уроков в 10–11-м классе по курсу "Человек и общество"


    Презентация по проведению уроков в 10–11-м классе по курсу "Человек и общество"

      Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....

03 09 2022 16:52:55

"Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа факультативного курса


    "Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа факультативного курса

      Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие и культура". Программа дает большой простор для применения различных технологий в работе с учащимися....

02 09 2022 1:39:13

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"


    Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

      Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

01 09 2022 2:19:26

Урок на тему: "Свобода в деятельности человека"


    Урок на тему: "Свобода в деятельности человека"

      Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. ...

31 08 2022 9:44:13

Урок обществознания по теме "Типология социальных групп". 10-й класс


    Урок обществознания по теме "Типология социальных групп". 10-й класс

      Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....

30 08 2022 13:36:32

Интегрированный урок-игра по истории. Тема: "Мифы Древней Греции"


    Интегрированный урок-игра по истории. Тема: "Мифы Древней Греции"

      В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности. ...

29 08 2022 5:25:58

Урок по теме "Культура России в XIX веке. Живопись"


    Урок по теме "Культура России в XIX веке. Живопись"

      В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint. ...

28 08 2022 20:37:20

Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"


    Урок – ролевая игра по теме "Русь изначальная"

      Обобщающее занятие с введением нового знания можно провести в форме ролевой игры. Такая форма занятия активизирует творческий потенциал учащихся, отличается сопереживанием, эмоциональностью, причастностью к разpaбатываемым решениям, зрелищностью и потому вызывает интерес и способствует формированию мировоззренческой позиции....

27 08 2022 16:56:29

Работа с текстом на уроках истории


    Работа с текстом на уроках истории

      Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....

26 08 2022 17:53:40

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс


    Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс

      Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...

25 08 2022 13:58:49

Педагогический проект "Интеpaктивные методы обучения на уроках обществознания"


    Педагогический проект "Интеpaктивные методы обучения на уроках обществознания"

      В проекте представлены система, структура и методический инструментарий поэтапного взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, окружающим социумом по созданию условий. Цель: формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности. Исследованием охвачены учащиеся 6—9-х классов, учителя-предметники, родители учащихся....

24 08 2022 16:20:49

Царствование Павла I (10-й класс)


    Царствование Павла I (10-й класс)

      Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...

23 08 2022 19:21:13

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")


    Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

      Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....

22 08 2022 2:11:39

Урок обществознания "Права человека"


    Урок обществознания "Права человека"

      Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....

21 08 2022 0:44:34

Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"


    Методическая разработка урока истории по теме "От «горячей» войны к «холодной»"

      Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...

20 08 2022 0:30:22

Конституция – этапы становления и ее задачи


    Конституция – этапы становления и ее задачи

      Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....

19 08 2022 6:19:40

Урок истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"

      Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...

18 08 2022 3:18:35

Бесценный дружеский союз


    Бесценный дружеский союз

      Урок по обществознанию для 8-го класса поможет учащимся осознать смысл слова "дружба", показать, что понятие "дружба" и взаимоотношения между людьми сохраняют свою значимость, не потеряли глубину чувствования и восприятия в современном мире. ...

17 08 2022 20:25:12

Первая мировая война


    Первая мировая война

      Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...

16 08 2022 11:57:35

Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов


    Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов

      Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....

15 08 2022 18:57:24

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"


    Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

      Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

14 08 2022 19:19:51

Сталинградская битва - героическая Волга. 9-й класс


    Сталинградская битва - героическая Волга. 9-й класс

      Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....

13 08 2022 10:26:13

Урок в 8-м классе по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Урок в 8-м классе по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....

12 08 2022 12:12:20

Урок истории по теме "Буржуазные реформы 60–70 гг. XIX в. Отмена крепостного права". 10-й класс


    Урок истории по теме "Буржуазные реформы 60–70 гг. XIX в. Отмена крепостного права". 10-й класс

      Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....

11 08 2022 7:21:28

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::