Моделирование исторических событий и процессов
Цели урока:
- Дать представление учащимся о возможности моделирования нереализованного варианта развития исторических событий и процессов как составной части исследовательской работы историка.
- Рассмотреть методологические аспекты проблемы моделирования исторических событий и процессов.
- Показать какие факторы необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории.
- На примере исследовательских работ учащихся проследить возможность альтернативного развития истории на конкретно-исторических фактах и событиях.
План урока.
- Мотивация урока.
- Почему историк-исследователь должен рассматривать альтернативные варианты развития исторических событий и процессов.
- Какие факторы необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории.
- Методологические аспекты проблемы альтернативности в истории.
- Рассмотрение альтернативного развития истории на примере исторических исследований учащихся.
- Резюме.
Эпиграф урока.
“Это ведь только кажется будто историк, признающий все действительное “разумным” нейтрален и объективен. Он просто думать не хочет о погибшей альтернативе, несбывшихся возможностях, задавленных свободах”.
И.Я. Эйдельман
“История предоставляет людям возможность выбора и уже поэтому требует от историка анализа и оценки не только состоявшегося варианта, но и вариантов несостоявшихся”.
В.П. Данилов
I. Мотивация урока.
Любители фантастики знают, что наряду с полетами в космос и путешествиями во времени излюбленным сюжетом писателей-фантастов является проникновение героев в параллельные миры, где история развивается несколько иначе, чем в нашем мире. Расхождение в развитии может начаться в любой момент: древность, средние века и более близкие к нам времена. Такое альтернативное рассмотрение развития истории ранее было уделом только фантастических романов.
Долгое время история представлялась учеными-историками как процесс восхождения человечества по лестнице прогресса. Кощунством считалось рассматривать какие-либо возможные варианты развития истории. Историки, руководствовались принципом: “История не терпит сослагательного наклонения”. Поэтому фраза, “что было бы, если бы” считалась неприемлемой для серьезного ученого-историка.
Проблема альтернативности стала предметом исследования историков в нашей стране лишь в 80-90-х годах XX века, т.е. совсем недавно.
В настоящее время многие серьёзные учёные пришли к выводу, что для исторических исследований необходимо рассматривать альтернативы развития истории. Почему? Мы должны разобраться с вами на сегодняшнем уроке.
II. Почему историк-исследователь должен рассматривать варианты развития исторических событий и процессов?
Наиболее точно содержание этого направления исторических исследований передается термином “ретропрогнозирование”. Учёные дают прогнозы альтернативных вариантов развития тех или иных исторических событий и оценивают вероятности различных их исходов (включая и тот вариант, который реально осуществился).
Объектом изучения ретропрогностики должны быть бифуркационные точки истории – те ее моменты, в которые происходит выбор качественно различных альтернатив. В бифуркационных точках происходит изменение хода исторического развития. Оценка благоприятности исходов вероятностных сценариев по разным критериям - рост благосостояния, устойчивость общественной системы, национальное самосознание и т. д.- позволит во многом уточнить или даже изменить наши знания о значении многих исторических событий. Например, восстание декабристов может быть оценено и как безответственное упущение уникального шанса на создание жизнеспособного российского конституционализма, и как преступная попытка спровоцировать смуту, близкую к реальным событиям 1612 и 1917 гг. Какая из этих оценок ближе к истине, можно выяснить только на основе ретропрогнозирования.
Задание группам:
Обдумайте и аргументируйте ответ на вопрос: “Почему историк - исследователь должен рассматривать варианты развития исторических событий и процессов?”
В помощь предлагается ряд опopных ключевых положений:
1. Понимание людей других эпох.
2. Не ошибиться в будущем.
3. Анализ и оценка событий.
4. Нереализованные возможности полностью не исчезают. Запись в тетрадь:
1. Исследуя альтернативные варианты развития, историк лучше сможет разобраться во всем многообразии идей, интересов, взглядов людей минувших эпох и в результате лучше понять их мироощущение, ощутить “аромат” времени.
2. Историк сможет увидеть, где историческими деятелями допущена ошибка, выявить ее. Это позволит в будущем не ошибиться на сходном витке исторического развития. Проанализировав факты, сопоставив тенденции, изучив параллели - в общем, систематизировав закономерности причинно-следственной связи исторических процессов, можно с большой долей вероятности просчитать, как то или иное судьбоносное решение отзовётся в будущем.
3. Как показала история, не реализованные возможности не исчезают в небытие. Они уходят вглубь, подспудно влияют на историю, а иногда ранее не реализованный вариант развития может снова проявиться через десятки, а то и сотни лет.
4. Анализируя проблему выбора исторического пути, форм, сроков, методов решения тех или иных задач, которые возникают перед обществом, историк оценивает факты и события не только с точки зрения состоявшегося варианта, но и с точки зрения варианта не реализованного.
III. Какие факторы необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории?
Задание группам:
Каждая группа получает задание обосновать один из предложенных факторов.
1. Роль исторической личности - субъективный фактор.
Проблема свободы исторического выбора, а, следовательно, и ответственности за него. Жизнь человека в первобытном мире почти целиком была обусловлена природными условиями, и для свободного выбора оставалось мало места. По мере развития производства, усложнения социальной структуры общества, роста духовной и политической культуры альтернативность в истории неуклонно возрастает. Приведем пример, когда казалось бы незначительное обстоятельство оборачивается далеко идущими последствиями. В обстановке острой внутрипартийной борьбы, развернувшейся после cмepти В.И.Ленина, таким обстоятельством стали личные качества члeнов высшего партийного руководства, в частности И.В. Сталина. Здесь следует искать один из важнейших истоков возвышения Сталина. Такие черты хаpaктера Сталина, как безграничная жестокость, мстительность, крайняя подозрительность, нетерпимость, вероломство и лицемерие позволили ему, убирая одного соперника за другим прийти к власти. Но еще одним источником победы сталинской альтернативы - это близость психологии Сталина и психологии массы: Сталин для людей того времени стал харизматическим лидером.
2. Цена выбора - утраченные возможности.
Выбор всегда сопряжен с оценкой. Мы оцениваем, выбирая, потом оцениваем итоги выбора, пытаемся оценить и возможные результаты неосуществившейся альтернативы. Не только историк, но и обычный человек, не может не давать оценок тому, что он изучает, с чем сталкивается. Он переживает, что какие-то исторические события обернулись трагически, радуется прогрессу в развитии общества. А всюду, где есть оценка, есть и предоставление о возможной альтернативе.
3. Выбор между революцией или реформой.
К. Маркс называл революцию локомотивом истории, однако из этого не следует, что история не предлагает более удачных и менее болезненных средств достижения цели. Ненасильственные методы борьбы, то есть реформы бывают более результативными, чем революции, при этом не требуют такого количества человеческих жертв, экономических и социальных потрясений. Профессор Б.Г. Могильницкий утверждает, что “ настоящее время сформировались объективные и субъективные предпосылки превращения реформистского пути в главный путь социального прогресса”.
В XIX веке начале XX века выбор развития России очень часто был либо реформы, либо революция.
дата | реальный путь | возможный путь |
1861 г. | реформа отмена крепостного права | крестьянская революция |
1907 г. | Столыпинская аграрная реформа | крестьянская революция |
1917 г. | Октябрьская революция, свержение самодержавия, социалистическое развитие | либеральные реформы, ограничение или отмена самодержавия, демократическое развитие |
4. Проблемы нравственности: благодаря чему достигнут результат (цели, средства, методы).
Говоря об альтернативах в истории, мы затрагиваем проблемы нравственности, вопросы о целях и средствах, о цене прогресса. Так, даже сегодня некоторые склонны оправдать раскрестьянивание, голод в период коллективизации, ускоренные темпы индустриализации и репрессии тем, что без этого наша страна не выстояла бы в годы войны. При таком подходе отвергается естественное предположение: без всего вышеперечисленного войны, возможно, не было бы.
Любая оценка исторических альтернатив должна основываться на признании приоритета человеческой личности - ведь альтернатив в истории человеку нет.
IV. Методологические аспекты проблемы альтернативности в истории.
Как мы уже говорили, в последнее время ряд историков стали исследовать проблему альтернативности в истории. Труды историков, посвященные проблеме исторических альтернатив можно условно разделить на две группы:
1. Работы, рассматривающие методологические аспекты проблемы.
2. Конкретно-исторические исследования.
Что собственно является двумя сторонами одной проблемы. Мы также должны коснуться этих двух вопросов
Методология - учение о научном методе, иными словами, каким образом необходимо изучать альтернативное развитие истории, а т.к. вопросы альтернативного развития истории сравнительно новые, то главным образом историки занимаются терминологией. К этому же вопросу обратимся и мы.
Задание группам:
Ваша задача подобрать к терминам, их определение и обосновать свой выбор.
1. Моделирование.
2. Альтернатива.
3. Историческая альтернатива.
4. Вариант развития:
а) объективно существующая тенденция общественного развития, которая коренится в материальных условиях жизни общества, содержащих возможность, определенного исторического действия.
б) процесс создания моделей, изучение и применение полученных данных для познания объектов.
в) каким путем могло осуществиться какое-либо событие или исторический процесс. Граничные точки объективно существующего поля возможностей.
г) необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений или необходимость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.
V. Рассмотрение альтернативного развития истории в исторических исследованиях.
Сколько альтернатив было в истории России. Единой точки зрения нет. Учитель - методист из Москвы Г.П.Яркевич называет даты: 1606 г. (смутное время), 1825 г. - восстание декабристов, 1861 г. - отмена крепостного права, 1917 г.- Октябрьская революция.
Историк Н.Я. Эйдельман только в XIX веке выделяет 4 существенных поворота: 1801 г. - реформы Александра I, 1825 г., 1861 г.,1881 г. – реформы Александра II. Е.А.Никифоров говорит о восьми ситуациях альтернативного выбора:
1. адашевско - скуратовская альтернатива вторая половина XVI века. Иван IV.
2. галицынско - петровская альтернатива (конец XVII- первая четверть XVIII века).
3. сперанско - аpaкчевская альтернатива (Александр I).
4. реформы Александра П.
5. реформы Витте и Столыпина конец XIX века.
6. сталинско-бухаринская альтернатива 20-е г.г. XX века
7. Хрущевская оттепель и косыгинская попытка экономической реформы (50-60-е годы XX века).
8. реформы М.С. Горбачева 80-е годы XX века.
Как пример рассмотрения альтернативы в истории обратимся к одному из самых сложных периодов истории России – Смутному времени – начало XVII в.
Конец династии Калиты. Cмepть Федора Ивановича 1598 г.
Альтернативы развития.
Борис Годунов | Лжедмитрий I | Василий Шуйский | Королевич Владислав | Михаил Романов |
Упущенные возможности из-за нехватки спокойного периода, голод, народные восстания, падение авторитета Бориса Годунова. В результате модернизация отложена на сто лет. |
Смелый, решительный, образованный
политик, близкий к западноевропейской культуре,
ломающий старые устои общества. Возможная
демократизация российского общества.
Упущенные возможности. Свержение Лжедмитрия I, так как он не оправдал ничьих ожиданий и потерял социальную опору. |
Договор с подданными
Василий Шуйский не удержался на престоле, так как не смог прекратить Гражданскую войну и изгнать интервентов Королевич Владислав не стал русским царем, так как не решил вопрос принятия православия Упущены возможности дать начало правовому государству в России, положить начало парламентаризму |
Восстановлена экономика,
государственная власть, государственная
территория. Но так как никакого договора с
подданными не было, это привело к уничтожению
сословно -представительного органа Земского
Собора, укреплению самодержавия.
Модернизация отложена на целый век. Упрочилось крепостное право. Правовое государство, парламентаризм не возникли. |
На примере исторических исследований, которыми занимаются члeны нашей исследовательской группы, рассмотрим 3 из перечисленных выше альтернатив:
1) галицынско-петровскую;
2) сталинско-бухаринскую;
3) реформы Горбачева.
Рассказы учеников, пишущих исследовательские работы по данным историческим периодам.
VI. Резюме.
Учащиеся подводят итоги урока, работая в группах и отвечая на вопросы:
1. Существует ли проблема исторической альтернативы?
2. Нужно ли в исторических исследованиях рассматривать альтернативы развития истории? Почему?
3. Каким должен быть подход исследователя по проблеме изучения альтернативности истории:
а) ориентироваться на политические интересы правительства;
б) на собственные эмоции, симпатии, антипатии;
в) на конкретные факты, цифры, результаты.
VI. Список литературы.
1. Гломозда В.Г. Альтернативы в истории. / Преподавание истории в школе// №25, 1991.
2. Могильницкий Б.Г. Историческая альтернативность: методологический аспект/ Новая и новейшая история // № 3, 1990г.
З. Могильницкий Б.Г. /Альтернативность в истории советского общества/ Вопросы истории// № 11, 1989.
4. Кобрин В.Б. “Смутное время утраченные возможности” История отечества. Очерки истории России IХ– начало ХХ века., М., 1991.
5. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России ХVI –ХVIII вв., М.,1995.
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века.
...
21 09 2023 5:34:52
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
20 09 2023 21:26:30
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся.
...
19 09 2023 18:43:16
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
18 09 2023 14:21:13
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
17 09 2023 16:59:28
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
16 09 2023 10:59:37
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
15 09 2023 9:40:47
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
14 09 2023 7:32:39
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
13 09 2023 6:35:25
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
12 09 2023 6:15:16
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
11 09 2023 16:45:31
В данной работе представлен конспект урока по предмету "История". Урок проводится с использованием элементов развивающего обучения и сопровождается презентацией в программе PowerPoint.
...
10 09 2023 0:18:54
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
09 09 2023 4:32:23
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
08 09 2023 5:34:50
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
07 09 2023 14:32:55
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
06 09 2023 5:34:42
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
05 09 2023 7:40:29
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
04 09 2023 0:49:14
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
03 09 2023 11:56:44
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
02 09 2023 21:59:48
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
01 09 2023 4:31:43
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
31 08 2023 15:32:59
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
30 08 2023 4:36:49
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
29 08 2023 22:22:15
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
28 08 2023 23:15:42
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
27 08 2023 23:21:17
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
26 08 2023 2:14:34
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
25 08 2023 13:55:43
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
24 08 2023 18:53:52
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
23 08 2023 7:29:26
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
22 08 2023 18:11:41
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
21 08 2023 2:34:12
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
20 08 2023 4:26:59

Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
19 08 2023 14:44:39
Урок по данной теме помогает формировать представление об открытиях и изобретениях в Европе в XI–XV веках и их значении. Развивает умения анализировать, определять главное. Урок проводится с использованием презентации. С целью расширения знаний учащихся и их кругозора ряд учащихся готовит сообщения. Урок призван пробудить интерес к технике и механике....
18 08 2023 15:52:55
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
17 08 2023 9:37:24
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
16 08 2023 1:58:46
Урок, сопровождаемый презентацией, знакомит учащихся с историческими личностями рассматриваемого периода, учит анализировать документы, предлагает ролевые задания....
15 08 2023 2:40:54
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
14 08 2023 14:29:12
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
...
13 08 2023 19:42:32
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
12 08 2023 23:35:23
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
11 08 2023 12:47:48
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
10 08 2023 20:21:58
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
09 08 2023 6:57:58
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
08 08 2023 6:58:14
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
07 08 2023 7:42:50
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
06 08 2023 22:37:38
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
05 08 2023 14:58:50
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
04 08 2023 18:54:56
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
03 08 2023 0:15:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::