Поход Александра Македонского на Восток
Цели урока:
- познакомить учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности, дать представление его личности и делах;
- продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой;
- прививать интерес к историческим событиям прошлого.
Оборудование: карта “Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток”; эпизоды из фильма “Александр Македонский”, контурная карта “Походы Александра Македонского”, карточки для закрепления.
План урока:
I. Актуализация полученных знаний.
II. Изучение нового материала
- Подготовка похода на Восток
- Победы войска Александра Македонского.
- Вторжение в Индию.
- Держава Александра Македонского
III. Домашнее задание.
I. Актуализация полученных знаний:
На прошлом уроке мы говорили о небольшой стране, которой удалось подчинить пpaктически все города Эллады. Послушайте задание и ответьте, что же это за страна?
На севере Балкан то государство было
Грозою всех ближайших стран
Оно со временем прослыло
Когда же греки воевать между собою стали
Жители той страны их в битвах побеждали.
(На прошлом уроке мы говорили о Македонии, царем этой страны был Филипп, могущественный и удачный полководец).
Мы знаем, что македонскому царю удалось завоевать множество стран. Какие же причины способствовали завоеваниям Филиппа? Вот ещё одна подсказка:
Македонский царь Филипп победил всех греков
Потому что хитрым был и воинственным прослыл
Армию свою большую на отряды он разбил
В них все строились рядами, защищались копьями
Назови отряд быстрей иль угадывай скорей.
(Фаланга).
Давайте откроем учебник на стр. 190. Здесь как раз и изображена фаланга.
Кто может рассказать в чем была сила македонской армии, почему ей удавалось одерживать победы над другими государствами? (Армия македонян состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестиметровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впереди стоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга “ощетинивалась” и была неприступной. Армия Филиппа также имела осадные башни. К тому же греческие полисы постоянно воевали между собой, так как каждому хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Он хорошо владел римской мудростью: “Разделяй и властвуй”).
Как же Греция потеряла свободу? Где это произошло? Покажите на карте место сражения. (В 338 г. до н. э. близ г. Херонея. Битва длилась очень долго. Под угрозой оказалось не только владычество Филиппа, но и его жизнь. Начав притворное отступление, Филипп увлек афинян за собой, а в это время его 18-летний сын Александр во главе конницы нанес остальным эллинским отрядам сокрушительный удар. Филипп повернул обратно и обратил греков в бегство).
II. Изучение нового материала
1) Но Филиппу недостаточно было покорения Греции, он мечтал о походе на Восток, но осуществить свои замыслы он не успел.
После его cмepти на престол вступил Александр, в ту пору ему исполнилось всего лишь 20 лет.
Давайте поближе познакомимся с этим выдающимся полководцем древности, узнаем о его блестящих победах. Для этого откройте учебники на странице 193, здесь мы видим иллюстрацию с бюcта Александра. Таким его изобразил древнегреческий скульптор.
Сообщение учащегося: Родился он в 356 г. до н. э. Был очень честолюбив, смел, стремился к военной славе, очень боялся, что на его долю не останется ни одного славного подвига. Был отважен и решителен, чего стоит одно укрощение строптивого коня Буцефала, после чего отец воскликнул: “Ищи, сын мой, царство по себе, Македония слишком мала для тебя!”
Александр получил прекрасное образование, его учитель был сам Аристотель. Говоря о нем, Александр замечал: “Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно”.
Прежде, чем отправиться в поход, Александр поехал в Священные Дельфы, чтобы узнать свое будущее. Прибыл он в тот день, когда жрица не делала предсказаний. Тогда Александр пошел за ней и хотел силой заставить её исполнять обязанности. Вынужденная уступить царю, пифия воскликнула:
- Ты непобедим, сын мой!
В ответ Александр сказал:
- Не говори больше ничего! Мне достаточно и этих слов!
2) А теперь, давайте обратимся к карте и посмотрим, куда же в первую очередь направился Александр (показ на карте начало похода).
Весной 334 г. до н. э. небольшое войско под предводительством юного царя перешло Геллеспонт и подошло к р. Граник.
(Демонстрируется кадр из фильма “Александр Македонский”)
Накануне сражения Александр велел солдатам плотно поужинать и не жалеть припасов, так как завтра предстоит угощаться припасами врага.
Персидское войско находилось в очень выгодной позиции, и даже опытный полководец Парменион сомневался в успехе, предлагая Александру начать сражение утром, когда македонская армия сумеет построиться быстрее и, соответственно, получит преимущество. На это Александр ответил: “Мне будет стыдно перед Геллеспонтом, если, спокойно преодолев этот широкий морской пролив, я испугаюсь какой-то речушки”.
Под градом стрел конница преодолела быстрое течение и обрывистый берег и вступила в бой. В схватке Александр был окружен врагами, и военачальник персов даже срубил гребень с его шлема. Казалось, что гибель Александра неизбежна, но… в этот момент подоспел друг царя – Клит и пронзил врага копьем.
Сражение закончилось победой македонян. Им был открыт путь к богатейшим городам Малой Азии. Жители греческих городов, расположенных здесь, встречали Александра как освободителя.
Наряду с приморскими городами Александр утвердил свою власть и в глубине полуострова. Побывал он и в городе Гордий, столице Фригии. Здесь царю показали колесницу, дышло которой соединял ярмом чрезвычайно запyтaнный узел. Александру рассказали предание: кто развяжет этот узел, тот станет владыкой Азии. Царь попробовал развязать узел, но тот не поддавался и тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил сплетение.
Скажите, кто из вас знает, что означает выражение “разрубить Гордиев узел”? (Решить проблему очень быстро).
Персидский царь Дарий III не понимал, какая страшная угроза нависла над его царством. С большим войском он двинулся навстречу Александру. Войска встретились около г. Исса. (Показ на настенной карте).
И здесь молодому полководцу улыбнулась удача. Дарий завел свои войска в теснины, где персидская конница не могла развернуться. Александр не дал неприятелю окружить себя, и во главе своей гвардии он прорвался к колеснице персидского царя. Дарий испугался и бежал с поля боя. Сопротивление персов было сломлено за два часа. Македоняне захватили не только лагерь персов, но и семью царя – мать, жену и двух дочерей. Однако Александр велел им сказать, что он воюет с Дарием, а им будут оказаны такие же почести, к каким они привыкли на свободе.
Разгромив персидского царя, войска Александра заняли страны, лежащие на восточном побережье Средиземного моря: Сирию, Палестину, Финикию.
Многие покорились без сопротивления. Отпор лишь дал финикийский город Тир, в руках которого находилась морская торговля с Персией. Он был расположен на неприступном скалистом острове и окружен мощными стенами. Более полугода длилась его осада. Наконец, македоняне построили дамбу через пролив и ворвались в город. Они разграбили и подожгли Тир, многие его жители были убиты, а тысячи обращены в рабство.
Обратите внимание на карту на стр. 194, каково дальнейшее направление похода македонской армии (показ на настенной карте).
В эти дни Александр получает письмо от Дария, где тот предлагает ему половину своей империи. Полководец Парменион, узнав об этом, воскликнул:
- Если бы я был Александром, я бы согласился!
- И я бы согласился, если бы я не был Александром!
Итак, 332 г. до н. э. Египет. Александру с легкостью удалось завоевать страну, т. к. египтяне видели в македонцах избавление от персидского ига. В оазисе Сива Александра провозгласили богом и сыном бога Амона. Это решение жрецов очень понравилось царю. Он разослал гонцов во все покоренные страны, что бы и там его признали богом. Успехи Александра, всеобщая лесть и заложенное в нем с детства тщеславие привели к тому, что он и сам уверовал в свою божественность и могущество.
В Египте Александр на берегу моря, напротив острова Фарос, повелел заложить новый город, который назвал своим именем.
3) Однако война заставила Александра покинуть Египет и направиться на север. Здесь, у селения Гавгамелы, в октябре 331 г. до н. э. и произошло еще одно сражение с персами.
Дарий ждал Александра на удобном для действий его боевых колесниц поле.
Есть сведения, что Парменион уговаривал царя напасть на врага ночью, рассчитывая, что внезапный удар приведет врага в смятение. “Я не краду побед, - отвечал Александр, - мне подобает воевать честно, без хитростей и уловок”.
Подумайте, почему ночная победа казалась полководцу “украденной”.
Перед битвой при Гавгамелах Александр лег спать и уснул так крепко, что когда войска уже строились к бою, Парменион с трудом разбудил его. “Ты спишь так, как будто мы уже одержали победу”, - удивился Парменион.
“Если неприятель перед нами и его не нужно искать и ловить, значит, мы уже победили”, - весело ответил царь.
Несмотря на подходящую местность, а также на численное превосходство, Дарий был разбит. В сражении Дарий проявил поразительную слабость духа: он обратился в бегство, когда возникла угроза его безопасности, в то время, когда можно было ещё сопротивляться и при некоторых условиях даже изменить ход событий в свою пользу. Вскоре Дарий был убит своими приближенными.
Города Персидской державы сдавались один за другим.
Вавилон —> Сузы —> Экбатаны —> Парфия —> Бактрия.
В Персеполе, древней столице Персии, в подвалах царского дворца хранились сокровища персидских царей, для вывоза которых Александру потребовалось 10 тысяч пар мулов и 5 тысяч верблюдов.
Завоевание Персии казалось Александру началом великого похода. Но для осуществления задуманных им планов завоевания Азии македонского войска было недостаточно. Поэтому он приказал набирать 30 тыс. персидских мальчиков и обучать их военным приемам.
Нёдовольство македонцев поведением Александра в Египте обострилось в Персии, когда царь стал одевать персидские царские одежды. Среди приближенных к Александру появились персы, в то время как бывшие сподвижники отходили на второй план.
Это привело к заговорам и покушениям на жизнь Александра. И он стал расправляться с теми, кому еще недавно был обязан военными успехами и даже жизнью.
Вдохновителями заговора были объявлены старейший и почитаемый македонцами полководец Парменион и его сын Филот, один из храбрейших комaндиров македонской конницы. После жестоких пыток Филот был казнен, а Парменион тайно убит по приказу царя.
На пиру в порыве гнева Александр убил своего друга Клита, осмелившегося упрекнуть своего царя в том, что он отрекся от своего отца Филиппа и возомнил себя богом, что победы над врагами, которые добыты кровью македонских воинов, он приписал себе одному.
Тут же гнев царя угас, он пришел в ужас от содеянного, но жизнь другу, спасшему его от гибели в битве при Гранике, уже нельзя было вернуть.
326г. до н. э. - Александр достиг берегов реки Гидаспу на территории Индии. Перед ним стояло сильное войско царя Пора, вооруженное боевыми колесницами и слонами. Бой длился 8 часов.
Македонская армия одержала победу, но потери были велики. На месте битвы царь основал город Никею (“победа”), на реке Гидаспу - город
Буцефалия (в честь своего коня, который к этому времени издох от старости).
Битва с Пором подорвала мужество македонян. В Индии было много непокоренных племен, и македонянам приходилось вести ожесточенные бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспощадной строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже нельзя было заставить воевать, ни угрозами, ни обещаниями, после чего Александру ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столицей своей империи Александр сделал город Вавилон.
Здесь в 323 году 13 июня, под тенью “висячих садов” Семирамиды на 33-м году жизни он скончался от лихорадки.
Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там погребено.
А огромная империя, созданная им, распалась.
III. Вопросы учащимся для закрепления:
Чем вам понравился Александр и какие его поступки вызывают осуждение?
Покажите на карте державу Александра Македонского, его столицу.
Какие страны вошли в состав государства? Насколько прочным оно было?
Восстановите последовательность событий:
Битва при Гранике Поход в Египет, основание Александрии Cмepть Дария Битва при Гавгамелах Битва при Иссе
Итог урока: Значение похода Александра Македонского на Восток было очень велико. Он способствовал сближению экономики и культуры Запада и Востока. На развалинах державы Александра Македонского возник новый мир, где впервые стали взаимодействовать богатые культуры Азии и Европы. Да и сама биография царя очень занимательна, с ней знакомятся с большим интересом люди разных поколений.
Домашнее задание:
Прочитайте §42, на контурной карте отметить поход Александра Македонского
Походы Александра Македонского
Определите места:
а) основных сражений Александра Македонского;
б) основания новых городов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
10 06 2023 9:38:45
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
09 06 2023 12:28:56
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
08 06 2023 3:51:30
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
07 06 2023 19:49:11
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
06 06 2023 17:37:14
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
05 06 2023 0:13:59
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
04 06 2023 8:25:43
Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....
03 06 2023 2:41:38
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
02 06 2023 7:28:56
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
01 06 2023 4:11:14
Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны.
...
31 05 2023 5:49:28
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
30 05 2023 21:22:11
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
29 05 2023 10:15:16
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
28 05 2023 15:37:56
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
27 05 2023 2:31:53
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал.
...
26 05 2023 20:24:23
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
25 05 2023 1:40:29
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов.
...
24 05 2023 5:13:27
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
23 05 2023 9:18:35
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
22 05 2023 20:15:22
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
21 05 2023 5:20:45
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
20 05 2023 14:24:21
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
19 05 2023 0:54:11
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
...
18 05 2023 16:29:53
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
17 05 2023 3:16:24
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
16 05 2023 22:37:44
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам.
...
15 05 2023 4:53:25
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
14 05 2023 9:21:50
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
13 05 2023 12:16:47
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
12 05 2023 2:56:37
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
11 05 2023 21:18:37
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
10 05 2023 22:22:19
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья.
...
09 05 2023 18:25:30
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
08 05 2023 15:43:48
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
07 05 2023 5:29:47
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
06 05 2023 0:58:46
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
05 05 2023 12:27:19
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
04 05 2023 11:27:12
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
03 05 2023 4:35:36
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
02 05 2023 23:58:35
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
01 05 2023 6:53:19

Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
30 04 2023 3:33:54
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности.
...
29 04 2023 4:41:52
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
28 04 2023 16:27:57
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
27 04 2023 6:20:32
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
26 04 2023 12:29:59
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint.
...
25 04 2023 13:13:28
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
24 04 2023 20:42:51
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
23 04 2023 3:59:25
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
22 04 2023 4:52:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::