"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе


    "Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

Цели урока:

  • формирование системы знаний о государствах Древнего Востока, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы;
  • способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
  • способствовать дальнейшему развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  • воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.

Оборудование: таблицы, контурные карты, кроссворд, карточки с датами, материал о достижениях народов Древнего Востока, тесты, учебник

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме “Древний Восток”. И наша задача – это закрепление, полученных знаний на уроке, их систематизация, обобщение, углубление по некоторым вопросам истории Древнего Востока.

2. Игра-путешествие

Форма проведения – игра-путешествие. Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а куда же мы отправляемся. Понятие “Древний Восток” - понятие относительное. Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны действительно были восточными.

Итак, наш первый пункт “Географический”

? – перечислите страны, которые мы изучали в рамках темы “Древний Восток”? (учащиеся называют страны, учитель – прикрепляет или записывает на доске названия стран)

1 группа (“3”) – контурные карты с указанием рек. Задание – подписать какие государства располагались в районе этих рек.

2 группа (“4”) – работа с настенной картой. Задание – учитель показывает страны, учащиеся записывают их название себе в тетрадь (Индия, Междуречье, Египет, Китай, Персида, Финикия). Затем можно организовать взаимопроверку.

3 группа (“5”) – контурные карты без названия географических объектов. Задание – написать название стран и рек.

После выполнения работы в группах 1 учащийся показывает и комментирует месторасположение стран Древнего Востока.

? – Как Вы думаете, есть ли что-то общее в расположении этих стран? (в долинах рек).

Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек. Географическое положение оказывает влияние на природные условия, занятия жителей.

Второй пункт “Взаимосвязь географического положения и природы или природные условия стран Древнего Востока”.

1 группа – Задание – заполнить таблицу “Природные условия Древнего Египта”

№ п/п Вопросы Египет
1. Где располагается страна?  
2. Крупнейшие реки  
3. Чем омывается  
4. Поверхность земли  
5. Климат  

2 группа – Задание - заполнить сравнительную таблицу “Природные условия Древнего Египта и Древней Индии”

№ п/п Вопросы Египет Индия
1. Где располагается страна?    
2. Крупнейшие реки    
3. Чем омывается    
4. Поверхность земли    
5. Климат    

3 группа – Задание - на примере Египта и Финикии покажите, как природные условия стран предопределяют занятия их жителей. Свой ответ обоснуйте.

Третий пункт “Исторический словарь”

(На доске вывешиваются основные термины по теме)

1 группа – Задание – найдите определения:

А) повелитель Египта (фараон);
Б) правила, по которым надо жить (заповеди);
В) “жилище богов” (храм);
Г) вера в сверхъестественные силы (религия).

2 группа – Задание - дайте определение следующим понятиям: дельта, вельможа, колония

3 группа – Задание – поставьте вопросы так, чтобы ответом были понятия: долина, шадуф, жрецы.

Четвертый пункт “Письменность Древнего Востока”

2 группа – Задание – перечислите, какие виды письменности Вы знаете? Что служило материалом для письма в Египте, Междуречье, Китае? Что повлияло на выбор материала для письма?

1 группа – Задание - когда и где появился первый алфавит? Что Вам о нем известно?

3 группа – Задание – “Текст с ошибками”:

В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в идее клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда. (6 ошибок)

Пятый пункт “Исторические деятели”

На доске или на карточках имена – Тутмос, Хеопс, Хаммурапи, Кир, Дарий, Конфуций, Цинь Шихуан

1 группа – Задание – определите принадлежность к стране?

2 группа – Задание - Чем известно имя этого деятеля?

3 группа – Задание - о ком идет речь? Зачитываются отрывки:

А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
Б) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной (Моисей).
В) Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания (Ашшурбанапал).
Г) В 3 в. до н.э. почти все индийские племена он объединил под своей властью (Ашока).

Шестой пункт “Мифологический”

? – что называют мифом?

1 группа – Задание – вспомните известные Вам мифы? (миф об Осирисе, о вавилонском столпотворение и другие)

2 группа – Задание – о чем говорят эти мифы? Что древние люди пытались ими объяснить?

3 группа – Задание – Миф о потопе – почему у разных народов появились одинаковые мифы?

Седьмой пункт “Занимательный”

1 группа - Задание – составить из слов мысль великого Конфуция (“Мудрость - в знание старинных книг”)

2 группа – Задание – отгадайте кроссворд

  1. Основное удобрение на полях Древнего Египта
  2. Одна из рек Индии
  3. “Жилище богов”
  4. Штурмовое оружие
  5. Материал для письма в Китае
  6. Город Двуречья
  7. Гроб, где хранится мумия
  8. Подвижная ударная сила

3 группа – Задание – определите: из какой страны пришел этот товар:

Египет – виноград; Финикия – оливки, прозрачное стекло, буквы;

Ассирия – железо; Индия – сахар, хлопок, цифры, шахматы; Китай – компас, бумага, шелк, чай.

Восьмой пункт “Хронологический”

1 группа – Задание – определите век, тысячелетие, расположите в хронологической последовательности даты

2 группа – Задание – сколько лет назад была построена пирамида Хеопса? (2600 +2006 = 4606 лет назад)

3 группа – Задание - сколько лет, веков, тысячелетий назад был захвачен Египет персами (525 + 2006 = 2531 год назад; 6 + 20 = 26 веков назад; 1 +2 = 3 тыс. назад)

Девятый пункт “Что? Где? Когда?

Какой дикий зверь явился источником жизни многих поколений людей Междуречья? (река Тигр)

1 слог – морское животное, 2 слог – междометие, целое – родина фараона (Китай)

В какой библиотеке были несгораемые книги? (Ассирия, Ашшурбанапал)

В какой стране были самые длинные стены? (Китай, Великая Китайская стена)

Кого китайцы считали дикарями? (вывести 3-4 детей, одного – с распущенными волосами)

Десятый пункт “Финишный тест”

1 группа

1. Материал для письма у жителей Междуречья:

А) бумага;
Б) глиняные таблички;
В) папирус?

2. Какая система письменности стала основой современных европейских алфавитов:

А) египетские иероглифы;
Б) финикийский алфавит;
В) древнееврейский алфавит?

3. Какой металл научились обpaбатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:

А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?

4. С какой целью строилась Великая Китайская стена:

А) чтобы обезопасить страну от кочевников;
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии Цинь;
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?

5. В какой стране люди с рождения делились на касты:

А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?

6. Бумага была изобретена в:

А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?

7. Египет располагался в:

А) Африке;
Б) Азии;
В) Европе?

8. Знатный, богатый человек:

А) писец;
Б) жрец;
В) вельможа?

2 группа

1. Материал для письма у жителей Междуречья:

А) бумага;
Б) глиняные таблички;
В) папирус?

2. Какая система письменности стала основой современных европейских алфавитов:

А) египетские иероглифы;
Б) финикийский алфавит;
В) древнееврейский алфавит?

3. Какой металл научились обpaбатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:

А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?

4. С какой целью строилась Великая Китайская стена:

А) чтобы обезопасить страну от кочевников;
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии Цинь;
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?

5. В какой стране люди с рождения делились на касты:

А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?

6. Перечисленные ниже слова расположите по странам Ассирия и Финикия:

Ливанский кедр, алфавит, военные походы, paковины с пурпурной краской, оружие их железа, Тир, известные мореплаватели, “логовище львов”, библиотека.

3 группа

1. Какой металл научились обpaбатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:

А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?

2. С какой целью строилась Великая Китайская стена:

А) чтобы обезопасить страну от кочевников;
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии Цинь;
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?

3. В какой стране люди с рождения делились на касты:

А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?

4. Дополните:

А) Великий китайский мудрец…
Б) Персы захватили Египет в … году
В) Место впадения реки в море, разделенное на рукава, называется…

5. Сопоставьте:

1 Ашшурбанапал А Разделение на касты
2 Дарий Б Пирамила
3 Хеопс В Законы
4 Брахма Г Библиотека
5 Хаммурапи Д Персидская держава

3. Подведение итогов


Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)


    Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)

      Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...

05 12 2023 3:10:15

Мультимедийная презентация на уроках истории


    Мультимедийная презентация на уроках истории

      Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

04 12 2023 11:16:59

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

      Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

03 12 2023 16:46:46

И еще раз об общеучебных умениях и навыках


    И еще раз об общеучебных умениях и навыках

      В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....

02 12 2023 14:43:58

Конспект урока истории по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". 6-й класс


    Конспект урока истории по теме "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром". 6-й класс

      Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...

01 12 2023 6:55:13

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"


    Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках интегрированных уроков (история + МХК) в школьном музее "И помнит мир спасенный…"

      Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....

30 11 2023 23:20:26

Исследовательская работа и проектная деятельность в воспитательном процессе школы


    Исследовательская работа и проектная деятельность в воспитательном процессе школы

      Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...

29 11 2023 11:53:28

Урок обществознания по теме "Проблема одиночества". 7-й класс


    Урок обществознания по теме "Проблема одиночества". 7-й класс

      Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....

28 11 2023 4:32:58

Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"


    Урок обществоведения в 6-м классе "Права ребенка в семье"

      Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...

27 11 2023 18:23:54

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

26 11 2023 7:34:24

Из опыта работы "Проектная деятельность"


    Из опыта работы "Проектная деятельность"

      В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность. ...

25 11 2023 12:15:21

Внеклассное мероприятие по истории Отечества "Афганистан болит в моей душе"


    Внеклассное мероприятие по истории Отечества "Афганистан болит в моей душе"

      Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...

24 11 2023 6:51:58

Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах


    Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах

      В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...

23 11 2023 13:16:28

"Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс


    "Народные волнения в 1660–1670-е годы". 7-й класс

      Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....

22 11 2023 21:10:31

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"


    Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

      Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

21 11 2023 12:28:28

Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"


    Разработка урока в 10-м классе по теме "Развитие культуры XIX века"

      Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....

20 11 2023 7:25:58

Урок по теме "Конституция"


    Урок по теме "Конституция"

      Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....

19 11 2023 17:15:58

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс


    Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

      Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...

18 11 2023 5:42:53

Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс


    Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс

      Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....

17 11 2023 6:17:42

Урок-исследование в 5-м классе "Древний Китай. Что дали миру китайцы"


    Урок-исследование в 5-м классе "Древний Китай. Что дали миру китайцы"

      Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни. ...

16 11 2023 16:13:11

Интеpaктивная ролевая образовательная игра "Время выбрало нас"


    Интеpaктивная ролевая образовательная игра "Время выбрало нас"

      Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования. ...

15 11 2023 19:10:50

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

14 11 2023 20:14:20

Гражданское образование, граждане и социальные процессы


    Гражданское образование, граждане и социальные процессы

      Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....

13 11 2023 8:30:35

Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"


    Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"

      Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....

12 11 2023 15:35:36

Урок истории России в 10-м классе "Реформа Петра Великого"


    Урок истории России в 10-м классе "Реформа Петра Великого"

      Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....

11 11 2023 8:49:41

Конспект урока истории по теме "История России – особая страница в истории человечества"


    Конспект урока истории по теме "История России – особая страница в истории человечества"

      Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....

10 11 2023 14:32:52

Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс


    Урок правоведения (профильный уровень) "Правотворчество и правореализация", 10-й класс

      Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...

09 11 2023 16:30:18

Смутное время в России и его итоги


    Смутное время в России и его итоги

      Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....

08 11 2023 5:20:16

Урок по теме "Рыночное общество"


    Урок по теме "Рыночное общество"

      Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание". Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....

07 11 2023 21:26:55

Внеклассное мероприятие по истории. Историческая игра "Путешествие за три моря"


    Внеклассное мероприятие по истории. Историческая игра "Путешествие за три моря"

      Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории. ...

06 11 2023 10:47:22

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира


    Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

      Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

05 11 2023 18:46:17

Урок истории. 10-й класс. "Начало славных дел Петра"


    Урок истории. 10-й класс. "Начало славных дел Петра"

      Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...

04 11 2023 10:28:48

Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"


    Игра "Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....

03 11 2023 20:39:11

Судебник 1550 года


    Судебник 1550 года

      При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....

02 11 2023 21:47:57

Реформы Столыпина


    Реформы Столыпина

      На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....

01 11 2023 11:32:53

Значение гербов в жизни человека и общества


    Значение гербов в жизни человека и общества

      Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....

31 10 2023 2:46:17

Открытый урок по обществознанию по теме "Перераспределение доходов"


    Открытый урок по обществознанию по теме "Перераспределение доходов"

      Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....

30 10 2023 8:35:20

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

29 10 2023 16:10:40

Страницы воинской славы России


    Страницы воинской славы России

      Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....

28 10 2023 22:26:32

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"


    Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

      Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

27 10 2023 6:25:33

Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции


    Проектно-исследовательская деятельность как способ реализации и формирования гражданской позиции

      В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию. ...

26 10 2023 20:13:12

Интегрированный урок технология + краеведение по теме "Крестьянские промыслы"


    Интегрированный урок технология + краеведение по теме "Крестьянские промыслы"

      Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....

25 10 2023 13:55:25

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

24 10 2023 14:10:57

Урок, 8-й класс. "Социально-экономическое развитие России в 20–50 годах XIX века"


    Урок, 8-й класс. "Социально-экономическое развитие России в 20–50 годах XIX века"

      Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....

23 10 2023 21:30:41

Наскальные рисунки северной части Верхнего Приамурья


    Наскальные рисунки северной части Верхнего Приамурья

      В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...

22 10 2023 12:59:24

Методическая разработка урока истории по теме "Тоталитарный режим и судьбы народа". 11-й класс


    Методическая разработка урока истории по теме "Тоталитарный режим и судьбы народа". 11-й класс

      На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....

21 10 2023 7:36:31

Памяти огненных лет


    Памяти огненных лет

      Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

20 10 2023 6:16:58

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"


    Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

      Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

19 10 2023 18:15:40

Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"


    Модель учебного занятия по истории в 10-м классе "Смутное время — время упущенных возможностей"

      Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....

18 10 2023 3:58:57

История Дона


    История Дона

      Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

17 10 2023 21:35:49

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::