Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
По мнению педагога Г.К. Селевко [25, 6], большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся.
Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть социально защищены. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что в свою очередь будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Проблемой изучения активности личности занимались такие философы, педагоги и психологи, как И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, В. Соловьёв, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Б.А. Вяткин, Л.С. Выготский, А. Маслоу, Я.А. Коменский, Жан-Жак Руссо, Г. Песталоцци, Ш. Бюлер, В.В. Кулишов и др.
Однако следует отметить, что психологические исследования все более многочисленных видов активности раскрывают лишь частные, искусственно изолированные друг от друга их проявления. В итоге возникает противоречие: при острой актуальности проблемы активности интерес пpaктиков к результатам многочисленных исследований отдельных ее проявлений падает. Человек не совершает сначала познавательную, затем регулятивную, интеллектуальную, коммуникативную и т.д. и т.п. активности. Очевидно, что различные формы, направления и виды активности сливаются в единую активностную полифонию. Поэтому значительную ценность могут представлять исследования целостной активности человека в конкретной сфере деятельности (например, учебной, спортивной, трудовой).
В педагогике активность, по мнению А.Г. Асмолова, зависит от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Активность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Активность личности существенно зависит от ее задатков, направленности, мopaльных качеств.
Именно поэтому на протяжении ряда десятилетий нетрадиционной для педагогов остается задача формирования активной, инициативной позиции учащихся в учебном процессе. Ученик может не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на достигнутом как на окончательной истине.
В развитии дидактики можно выделить два основных направления:
l) модернизация традиционного обучения;
2) инновационный подход к учебному процессу.
С первым направлением связано представление об обучении как управляемом, технологическом процессе с четко обозначенными, детально описанными ожидаемыми результатами.
Со вторым направлением связано представление об обучении как “активном учении” и приобретении учащимися непосредственного и ценного для них познавательного опыта, о новой роли учителя как диагноста и фасилитатора, “облегчающего” учебно-познавательную деятельность ученика.
Основным результатом является разработка новых моделей обучения - модели обучения исследованию, модели учебной дискуссии, игровой модели, модели групповых методов обучения.
Предлагаю рассмотреть краткие хаpaктеристики данных моделей обучения и их применений в учебном процессе на примере открытого урока в 6 классе МОУ СОШ №15 г. Комсомольска-на-Амуре. (см. Приложение 1)
Модель обучения исследованию
В основе модели обучения лежат представления о том, что учебный процесс должен строиться как самостоятельный поиск учащимися нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности.
Основные требования, которые предъявляются к организации процесса обучения:
- побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;
- сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;
- побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;
- давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной обстановке, в малых группах;
- давать учащимся возможность применять новые представления широкому кругу явлений, ситуаций, чтобы они могли оценить их значение.
Именно метод проектов активизирует познавательную, исследовательскую, творческую деятельность школьника, формирует и развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения учеников.
Для реализации этого метода на пpaктике необходимо определить тематику, близкую или совпадающую с учебным материалом. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, журнал путешествий, компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.)
Метод проектов удобен еще и тем, что его можно реализовывать с учащимися любого возраста, имея в виду лишь то, что формы реализации необходимо адаптировать под возраст учащихся. Так, на открытом уроке, который явился завершающим этапом в изучении курса Истории Средних Веков в 6 классе, ученики защищали своего рода проекты – рассказы о наиболее запомнившемся эпизоде или факте из изученного периода. Доклад ребята оформили соответствующим образом: в форме свитка или карты, было даже одно стихотворение, сочиненное самим учеником. Следует отметить, что на всех уроках работы над темой накапливался материал, который использовался школьниками при подготовке проектов к итоговому уроку. Положительную роль сыграла и моя идея пригласить старшеклассницу в костюме богини Клио, которая слушала проекты ребят. Это явилось дополнительным стимулом к хорошему выступлению каждого из учеников.
Модель учебной дискуссии
В основе модели обучения лежат представления о том, что общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения. Поэтому, дискуссия может использоваться и как средство активизации, и как способ углубленной работы с содержанием предмета, выхода за пределы усвоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал, тем выше их активность в процессе обучения.
Эффективными приемами организации дискуссий являются следующие: “Круглый стол”, “Заседание экспертной группы”, “Форум”, а также техники организации дискуссий – Пирамида, Подкова, Аквариум.
Хотелось бы отметить, что на своих уроках я часто использую приемы организации учебной дискуссии, развивая информационно-коммуникативные навыки учащихся. Таким образом, к старшим классам ученики становятся готовы к самостоятельной организации дискуссии, а затем и игры “Дебаты”.
На открытом уроке, проведенном в 6 классе ребята обсуждали вопрос о том, какую оценку можно дать периоду “средние века”: что это – эпоха варварства или достижений? Хочу отметить, что дискуссия на уроке получилась, ребята наперебой предлагали высказывания в защиту той или иной точки зрения. Моей задачей было контролировать и регулировать культуру ведения дискуссии, что, на мой взгляд, удалось.
Модель обучения на основе учебно-игровой, моделирующей деятельности
В основе модели обучения лежат представления о том, что необходимо включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования, которое сопровождается специальной проработкой эмоционально-личностной стороны учебной деятельности и делает на ней акцент.
Использование такой модели обучения в 5-х, 6-х, 7-х классах требует довольно заметной доли участия самого учителя в планировании хода игры, в определении ролей. Однако, приучая школьников играть заданную сценарием роль, необходимо шаг за шагом давать все больше самостоятельности в проявлении учебных навыков и умений, а также личностных качеств детей. Таким образом, к 9-му, 10-му, 11-му классу учитель сможет выступать уже больше в роли наблюдателя за ролевой игрой, не вмешиваясь существенно в ее ход. Представление себя в роли кого-либо снижает боязнь ошибки, раскрепощает учащихся, поддерживает учебную, познавательную, творческую активность.
На открытом уроке в 6 классе данная модель не была использована, поскольку в этом случае весь урок необходимо было бы построить в форме ролевой игры, что на данном этапе не было моей целью.
Модель групповых методов обучения
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.
Достоинства этой инновационной педагогической технологии можно выразить в двух основных положениях:
1) Коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;
2) Коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс;
Среди активных методов обучения, приемов коллективной, групповой деятельности, использованных для повышения активности учащихся на уроках истории можно назвать такие как “анализ конкретных ситуаций”, “семинар-дискуссия”, “мозговой штурм” и т.д.
На открытом уроке данные приемы групповой работы и АМО использовались при организации работы с картой, при заполнении таблиц “Письменные и вещественные источники”, при разгадывании кроссворда, при проведении блицтурнира. Чередованное использование данных приемов поддерживало активность ребят в течение всего урока, что, в свою очередь, позволило закрепить умения и навыки, сформированные на серии предыдущих уроков по теме “Средние века”.
Итак, при постоянном использовании инновационных педагогических технологий ученики испытывают субъективное ощущение перемены в самом себе, приобретают способность работать с понятиями, проектировать новые формы действия, творчески проявлять себя, выстраивать коммуникацию при групповом решении проблемы, независимо от того, с учениками какого возраста работает учитель.
Предлагаю рассмотреть план открытого урока, проведенного в 6А классе МОУ СОШ №15 г. Комсомольска-на-Амуре.
Библиографический список
- Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников / З.А. Абасов // Школьные технологии. – 2000. - №2. – С.57-61.
- Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие “технология” в педагогической литературе / М.Е. Бершадский // Школьные технологии. – 2000. - №1. – С.3-19.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Дарья Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 324с.
- Васюра С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие / Сергeй Васюра // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. – С.10-28.
- Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности / Александр Волочков, Борис Вяткин // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. – С.23-29.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. – М: Педагогика, 1991. – 480 с.
- Ермолаева М. Вечная потребность. Происхождение, функции, слагаемые, классификация игр / Марина Ермолаева // Учительская Газета. – 2004. – 3 февраля (№4). – С.6.
- Кларин М.В. Технологические модели обучения / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2003. - №6. – С.3-22.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. – С.34-52.
- Крылова Н.Б. Культура учебной деятельности / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. – 2002. - №1. – С.224-232.
- Ксензова, Г.Ю. перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.
- Лазарев В.Л. О развивающихся педагогических системах / В.Л. Лазарев // Педагогика. – 2002. - №8. – С.13-24.
- Мамзин А.С., Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Человеческая активность / Александр Мамзин, Владимир Пуляев, Валерий Шаронов // Социально-гуманитарные знания. -1999. - №6. – С.25-38.
- Масленникова А.В. Семинар “Традиционные и личностно-ориентированные технологии” / А.В. Масленникова // Пpaктика административной работы в школе. – 2003. - №7. – С.53-64.
- Maслоу A. Психология бытия / Пер. с англ. – М.: Рефл-Бук; Киев: Ваклер, 1997. – 304 с
- Методическое письмо “О преподавании учебного предмета “История” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / [Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат]. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина / Винценты Оконь. – М.: Высш. шк., 1990 – С.201-218.
- Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Ю.Н. Кулюткин, Т.Е. Зорина и др.; Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: Каро, 2001. – 152 с.
- Обучение навыкам игры “Дебаты” на уроках истории/ Н.С.Крупская// журнал Методист. – 2005. - №5. – С.34-39
- Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-пpaктическое пособие / В. Питюков. – М.: “Гном-Пресс”, Московское городское педагогическое общество, 1999. – 192 с.
- Подласый И.П. Учитель, рынок, технология / И.П. Подласый // Школьные технологии. – 2003. - №2. – С.5-10.
- Пономарев Я.А. Творческая активность личности / Яков Пономарев // психолого-педагогический журнал. – 1997. - №2. – С.35-37.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 720 с.
- Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2000. - №6. – С.5-20, 26.
- Современные педагогические технологии / УМК к программе курсов повышения квалификации педагогических кадров / Сост. И.Е. Гаерещенко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. – 89с.
- Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения /Н. Сорокина // Высшее образование в России. – 2001. - №1. – С.116-119.
- Сорокина Н.Д. Инновационное обучение: сущность и содержание / Наталья Дмитриевна Сорокина //Вестник московского университета. – Сер.18. Социология и политология. – 2002. – “4. – С.159-166.
- Цукерман Г.А. Школьная успешность ребенка / Галина Цукерман // Вопросы психологии. – 1999. - №3. – С.12-28.
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
27 01 2023 5:37:52
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
26 01 2023 0:45:21
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
25 01 2023 10:51:59
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
24 01 2023 14:37:46

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
23 01 2023 3:50:17

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
22 01 2023 18:26:25
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
21 01 2023 16:54:54
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
20 01 2023 16:18:22
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
...
19 01 2023 7:58:54
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
...
18 01 2023 5:55:55
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
17 01 2023 0:32:47
История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....
16 01 2023 0:25:50
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века.
...
15 01 2023 1:43:58
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией.
...
14 01 2023 9:37:42
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
13 01 2023 4:58:45
В статье рассказывается о положительном опыте внедрения метода проектов в школьную деятельность.
...
12 01 2023 20:34:40
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
11 01 2023 7:19:36
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
10 01 2023 6:16:27
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
09 01 2023 21:50:43
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным.
...
08 01 2023 0:27:55
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
07 01 2023 15:42:28
Мемориальный комплекс «Памяти павших в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» был открыт 9 мая 1984 года. Архитектор – Теплицкий, скульпторы – Дмитриев, Бартенев, Криволапов. Мемориал сооружен на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие cмepтью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в курских военных госпиталях....
06 01 2023 16:43:40
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
05 01 2023 15:29:23

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
04 01 2023 23:40:47
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
03 01 2023 9:41:47
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
02 01 2023 11:51:11
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
01 01 2023 19:35:49
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
31 12 2022 17:42:47
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
30 12 2022 12:27:39

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
29 12 2022 2:24:22
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
28 12 2022 23:17:57
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
27 12 2022 2:34:23
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
26 12 2022 7:24:56
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
25 12 2022 11:52:29
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье.
...
24 12 2022 13:33:23
Тема Отечественной войны 1812 года является одной из ключевых тем истории России XIX в. Данный урок представляет собой мастер-класс по разработке и написанию проектов. Применение метода проекта на уроке позволяет мотивировать учащихся к более глубокому изучению предмета самостоятельно, то есть развивает предметные компетенции....
23 12 2022 4:27:54
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
...
22 12 2022 7:29:43
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
21 12 2022 12:57:40
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
20 12 2022 2:12:21
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
19 12 2022 17:56:26
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
18 12 2022 23:31:33
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе.
...
17 12 2022 20:18:36
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
16 12 2022 12:31:29
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся.
...
15 12 2022 3:15:55
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
14 12 2022 22:42:17

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
13 12 2022 4:28:52
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
12 12 2022 15:30:38
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
11 12 2022 0:13:28
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
10 12 2022 18:47:36
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
09 12 2022 5:21:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::