Влияние инновационных педагогических технологий на уровень активности учащихся на уроках истории (на примере открытого урока в 6-м классе)
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
По мнению педагога Г.К. Селевко [25, 6], большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся.
Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть социально защищены. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что в свою очередь будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Проблемой изучения активности личности занимались такие философы, педагоги и психологи, как И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, В. Соловьёв, Д.Б. Эльконин, Р.С. Немов, Б.А. Вяткин, Л.С. Выготский, А. Маслоу, Я.А. Коменский, Жан-Жак Руссо, Г. Песталоцци, Ш. Бюлер, В.В. Кулишов и др.
Однако следует отметить, что психологические исследования все более многочисленных видов активности раскрывают лишь частные, искусственно изолированные друг от друга их проявления. В итоге возникает противоречие: при острой актуальности проблемы активности интерес пpaктиков к результатам многочисленных исследований отдельных ее проявлений падает. Человек не совершает сначала познавательную, затем регулятивную, интеллектуальную, коммуникативную и т.д. и т.п. активности. Очевидно, что различные формы, направления и виды активности сливаются в единую активностную полифонию. Поэтому значительную ценность могут представлять исследования целостной активности человека в конкретной сфере деятельности (например, учебной, спортивной, трудовой).
В педагогике активность, по мнению А.Г. Асмолова, зависит от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Активность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Активность личности существенно зависит от ее задатков, направленности, мopaльных качеств.
Именно поэтому на протяжении ряда десятилетий нетрадиционной для педагогов остается задача формирования активной, инициативной позиции учащихся в учебном процессе. Ученик может не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на достигнутом как на окончательной истине.
В развитии дидактики можно выделить два основных направления:
l) модернизация традиционного обучения;
2) инновационный подход к учебному процессу.
С первым направлением связано представление об обучении как управляемом, технологическом процессе с четко обозначенными, детально описанными ожидаемыми результатами.
Со вторым направлением связано представление об обучении как “активном учении” и приобретении учащимися непосредственного и ценного для них познавательного опыта, о новой роли учителя как диагноста и фасилитатора, “облегчающего” учебно-познавательную деятельность ученика.
Основным результатом является разработка новых моделей обучения - модели обучения исследованию, модели учебной дискуссии, игровой модели, модели групповых методов обучения.
Предлагаю рассмотреть краткие хаpaктеристики данных моделей обучения и их применений в учебном процессе на примере открытого урока в 6 классе МОУ СОШ №15 г. Комсомольска-на-Амуре. (см. Приложение 1)
Модель обучения исследованию
В основе модели обучения лежат представления о том, что учебный процесс должен строиться как самостоятельный поиск учащимися нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности.
Основные требования, которые предъявляются к организации процесса обучения:
- побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;
- сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;
- побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;
- давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной обстановке, в малых группах;
- давать учащимся возможность применять новые представления широкому кругу явлений, ситуаций, чтобы они могли оценить их значение.
Именно метод проектов активизирует познавательную, исследовательскую, творческую деятельность школьника, формирует и развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения учеников.
Для реализации этого метода на пpaктике необходимо определить тематику, близкую или совпадающую с учебным материалом. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, журнал путешествий, компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.)
Метод проектов удобен еще и тем, что его можно реализовывать с учащимися любого возраста, имея в виду лишь то, что формы реализации необходимо адаптировать под возраст учащихся. Так, на открытом уроке, который явился завершающим этапом в изучении курса Истории Средних Веков в 6 классе, ученики защищали своего рода проекты – рассказы о наиболее запомнившемся эпизоде или факте из изученного периода. Доклад ребята оформили соответствующим образом: в форме свитка или карты, было даже одно стихотворение, сочиненное самим учеником. Следует отметить, что на всех уроках работы над темой накапливался материал, который использовался школьниками при подготовке проектов к итоговому уроку. Положительную роль сыграла и моя идея пригласить старшеклассницу в костюме богини Клио, которая слушала проекты ребят. Это явилось дополнительным стимулом к хорошему выступлению каждого из учеников.
Модель учебной дискуссии
В основе модели обучения лежат представления о том, что общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения. Поэтому, дискуссия может использоваться и как средство активизации, и как способ углубленной работы с содержанием предмета, выхода за пределы усвоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал, тем выше их активность в процессе обучения.
Эффективными приемами организации дискуссий являются следующие: “Круглый стол”, “Заседание экспертной группы”, “Форум”, а также техники организации дискуссий – Пирамида, Подкова, Аквариум.
Хотелось бы отметить, что на своих уроках я часто использую приемы организации учебной дискуссии, развивая информационно-коммуникативные навыки учащихся. Таким образом, к старшим классам ученики становятся готовы к самостоятельной организации дискуссии, а затем и игры “Дебаты”.
На открытом уроке, проведенном в 6 классе ребята обсуждали вопрос о том, какую оценку можно дать периоду “средние века”: что это – эпоха варварства или достижений? Хочу отметить, что дискуссия на уроке получилась, ребята наперебой предлагали высказывания в защиту той или иной точки зрения. Моей задачей было контролировать и регулировать культуру ведения дискуссии, что, на мой взгляд, удалось.
Модель обучения на основе учебно-игровой, моделирующей деятельности
В основе модели обучения лежат представления о том, что необходимо включение в учебный процесс имитационного и ролевого моделирования, которое сопровождается специальной проработкой эмоционально-личностной стороны учебной деятельности и делает на ней акцент.
Использование такой модели обучения в 5-х, 6-х, 7-х классах требует довольно заметной доли участия самого учителя в планировании хода игры, в определении ролей. Однако, приучая школьников играть заданную сценарием роль, необходимо шаг за шагом давать все больше самостоятельности в проявлении учебных навыков и умений, а также личностных качеств детей. Таким образом, к 9-му, 10-му, 11-му классу учитель сможет выступать уже больше в роли наблюдателя за ролевой игрой, не вмешиваясь существенно в ее ход. Представление себя в роли кого-либо снижает боязнь ошибки, раскрепощает учащихся, поддерживает учебную, познавательную, творческую активность.
На открытом уроке в 6 классе данная модель не была использована, поскольку в этом случае весь урок необходимо было бы построить в форме ролевой игры, что на данном этапе не было моей целью.
Модель групповых методов обучения
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.
Достоинства этой инновационной педагогической технологии можно выразить в двух основных положениях:
1) Коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;
2) Коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс;
Среди активных методов обучения, приемов коллективной, групповой деятельности, использованных для повышения активности учащихся на уроках истории можно назвать такие как “анализ конкретных ситуаций”, “семинар-дискуссия”, “мозговой штурм” и т.д.
На открытом уроке данные приемы групповой работы и АМО использовались при организации работы с картой, при заполнении таблиц “Письменные и вещественные источники”, при разгадывании кроссворда, при проведении блицтурнира. Чередованное использование данных приемов поддерживало активность ребят в течение всего урока, что, в свою очередь, позволило закрепить умения и навыки, сформированные на серии предыдущих уроков по теме “Средние века”.
Итак, при постоянном использовании инновационных педагогических технологий ученики испытывают субъективное ощущение перемены в самом себе, приобретают способность работать с понятиями, проектировать новые формы действия, творчески проявлять себя, выстраивать коммуникацию при групповом решении проблемы, независимо от того, с учениками какого возраста работает учитель.
Предлагаю рассмотреть план открытого урока, проведенного в 6А классе МОУ СОШ №15 г. Комсомольска-на-Амуре.
Библиографический список
- Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников / З.А. Абасов // Школьные технологии. – 2000. - №2. – С.57-61.
- Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие “технология” в педагогической литературе / М.Е. Бершадский // Школьные технологии. – 2000. - №1. – С.3-19.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Дарья Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 324с.
- Васюра С.А. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста и ее развитие / Сергeй Васюра // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. – С.10-28.
- Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности / Александр Волочков, Борис Вяткин // Вопросы психологии. - 1999. - № 5. – С.23-29.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. – М: Педагогика, 1991. – 480 с.
- Ермолаева М. Вечная потребность. Происхождение, функции, слагаемые, классификация игр / Марина Ермолаева // Учительская Газета. – 2004. – 3 февраля (№4). – С.6.
- Кларин М.В. Технологические модели обучения / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2003. - №6. – С.3-22.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. – С.34-52.
- Крылова Н.Б. Культура учебной деятельности / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. – 2002. - №1. – С.224-232.
- Ксензова, Г.Ю. перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Галина Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224с.
- Лазарев В.Л. О развивающихся педагогических системах / В.Л. Лазарев // Педагогика. – 2002. - №8. – С.13-24.
- Мамзин А.С., Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Человеческая активность / Александр Мамзин, Владимир Пуляев, Валерий Шаронов // Социально-гуманитарные знания. -1999. - №6. – С.25-38.
- Масленникова А.В. Семинар “Традиционные и личностно-ориентированные технологии” / А.В. Масленникова // Пpaктика административной работы в школе. – 2003. - №7. – С.53-64.
- Maслоу A. Психология бытия / Пер. с англ. – М.: Рефл-Бук; Киев: Ваклер, 1997. – 304 с
- Методическое письмо “О преподавании учебного предмета “История” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / [Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат]. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л.Г. Кашкуревича, Н.Г. Горина / Винценты Оконь. – М.: Высш. шк., 1990 – С.201-218.
- Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Ю.Н. Кулюткин, Т.Е. Зорина и др.; Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: Каро, 2001. – 152 с.
- Обучение навыкам игры “Дебаты” на уроках истории/ Н.С.Крупская// журнал Методист. – 2005. - №5. – С.34-39
- Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-пpaктическое пособие / В. Питюков. – М.: “Гном-Пресс”, Московское городское педагогическое общество, 1999. – 192 с.
- Подласый И.П. Учитель, рынок, технология / И.П. Подласый // Школьные технологии. – 2003. - №2. – С.5-10.
- Пономарев Я.А. Творческая активность личности / Яков Пономарев // психолого-педагогический журнал. – 1997. - №2. – С.35-37.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 720 с.
- Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2000. - №6. – С.5-20, 26.
- Современные педагогические технологии / УМК к программе курсов повышения квалификации педагогических кадров / Сост. И.Е. Гаерещенко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. – 89с.
- Сорокина Н. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения /Н. Сорокина // Высшее образование в России. – 2001. - №1. – С.116-119.
- Сорокина Н.Д. Инновационное обучение: сущность и содержание / Наталья Дмитриевна Сорокина //Вестник московского университета. – Сер.18. Социология и политология. – 2002. – “4. – С.159-166.
- Цукерман Г.А. Школьная успешность ребенка / Галина Цукерман // Вопросы психологии. – 1999. - №3. – С.12-28.
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
18 03 2024 18:41:11
Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....
17 03 2024 16:30:48
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...
16 03 2024 6:54:31
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
15 03 2024 0:49:53
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация. ...
14 03 2024 10:27:21
Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
13 03 2024 2:38:27
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
12 03 2024 12:23:21
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
11 03 2024 7:18:20
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
10 03 2024 0:47:11
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
09 03 2024 15:47:28
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
08 03 2024 2:33:55
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
07 03 2024 12:26:29
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...
06 03 2024 16:18:24
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...
05 03 2024 13:59:54
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
04 03 2024 0:51:44
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова. ...
03 03 2024 22:43:31
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
02 03 2024 7:37:45
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
01 03 2024 6:56:43
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
29 02 2024 12:22:49
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
28 02 2024 17:24:29
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
27 02 2024 1:55:26
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
26 02 2024 18:59:32
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
25 02 2024 19:50:50
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
24 02 2024 14:27:21
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
23 02 2024 8:36:38
Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
22 02 2024 3:51:40
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
21 02 2024 16:24:27
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
20 02 2024 10:31:14
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
19 02 2024 16:26:43
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
18 02 2024 21:16:52
Урок разработан для 5-го класса на основе стандартов второго поколения по теме «Древняя Индия». Проходит в форме путешествия. Используются методы обучения: наглядный, словесный и пpaктический. Применяется презентация, а также музыка индийского народа....
17 02 2024 8:10:35
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
16 02 2024 17:42:53
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
15 02 2024 15:15:25
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
14 02 2024 17:32:33
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...
13 02 2024 0:47:57
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...
12 02 2024 8:16:19
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме. ...
11 02 2024 0:41:49
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
10 02 2024 6:44:39
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
09 02 2024 21:37:59
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001. ...
08 02 2024 5:38:53
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
07 02 2024 9:29:32
Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....
06 02 2024 9:35:32
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
05 02 2024 20:23:43
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
04 02 2024 0:54:15
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
03 02 2024 20:14:21
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
02 02 2024 1:53:41
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
01 02 2024 15:27:52
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
31 01 2024 13:13:22
Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....
30 01 2024 14:50:12
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
29 01 2024 11:27:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::