Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения
“Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово “свобода”.
Ш.Монтескье
Одним из центральных понятий в курсе “Обществознание” является понятие “свобода’’.
Сложность и многозначность понятия “cвобода”, его связь с мopaльно-этическими и правовыми
проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Учитывая важность и разнообразие этой темы, сложность в усвоении, был предложен подход с ознакомлением учащихся с понятием ‘свобода” в 6 классе.
Целью занятий являлось ознакомление учащихся с понятием свобода посредством разъяснения условий сохранения морали, ознакомление с проблемами, встающими перед свободным человеком.
- Для достижения поставленной цели на уроках решались следующие задачи
- Разъяснить учащимся тот факт, что одним из условий сохранения свободы является соблюдение морали: раскрытие различия между целью и средствами достижения свободы
- Ознакомить учащихся с проблемой, встающей перед свободным человеком - непонимание других людей, обострение отношений с обществом.
Методом анализа усвоения полученных знаний был выбран письменный опрос учащихся в форме небольшого эссе, предлагающего ученикам раскрыть одну из следующих тем:
- Да здравствует, свобода!
- Свобода и общественное мнение.
- Составить синквей на тему “Свобода”.
Уже сами определения таких понятий, как “эссе”, “синквей” вызвали живой интерес у шестиклассников. Они были свободны не только в выборе вида индивидуальной работы, но и в желании попробовать свои силы в написании нового для них текста. Именно поэтому каждый ученик в классе попытался поразмыслить на тему “свобода”, а учителю, было достаточно легко понять, на какие аспекты этого сложного и многозначного понятия обратить в будущем внимание детей. В данной статье представлены итоговые работы по изучаемой теме учащихся 6 “А” класса школы 265 г. Москвы.
“Да здравствует.свобода!”
Свобода позволяет человеку осуществлять активную деятельность в соответствии со своими желаниями и интересами, добиваться поставленных целей. Свобода позволяет человеку сделать выбор. Свобода и цель помогают человеку стать ученым, композитором, поэтом. Я считаю, что
Свобода- это здорово!”
Ермакова Анастасия
“Свобода и общественное мнение””
Свобода одного человека позволяет этому человеку добиваться его главной цели в жизни, но способ достижения цели часто бывает не очень праведным и приятным и часто вредным для окружающих людей.
Цель одного человека может быть ограничена свободой другого. Общественное мнение может не соглашаться со свободными действиями человека и ограничивать его действия.
Свободному человеку бывает очень сложно высказать своё мнение, так как общество может не воспринять этого человека.
По этому очень многие умные мысли, цели, могут быть отвергнуты большинством.
Попова Надежда
Свобода и общественное мнение.
Свобода - это ты,
Свобода - это я,
Свобода - это жизнь
Твоя и моя.
Ведь жизнь без свободы
Тебе немила!
Свобода - это наличие выбора.
Но жаль, что свобода
Зависит от мнения,
От общества.
От общественного соглашения.
С одной стороны хорошо,
Потому что трудно проблему
Решить одному.
С другой стороны
Очень плохо!
Свободный боится
Быть непонятным многими.
Каждый поймет,
Что непонятым быть -
Душу в страданья свои погрузить!
Но!Человеку без общества жить нелегко!
Он будто от жизни совсем далеко.
Давайте мы вспомним же
Первых людей!
Изгнанья из общества
Боялись они,
Как углей!
Но если случилась случайно беда,
Закон выбора тебе нужен всегда.
Так знай, человек,
Что свободу всегда
Используй в намереньях добрых!
Тогда и совесть,и жизнь твоя будет чиста!
Маслова Ольга
Свобода.
Огромная, могущественная.
Живёт, действует, выбирает.
Любой человек имеет право на свободу
Жизнь.
Алунгиреева Эсет
Анализ широты охвата учащимися заданной темы позволил убедиться, что степень понимания ими проблемы удовлетворительная. Ученики близко восприняли проблемы свободы и несвободы.
Следующим приемом анализа было задание дать несложные ответы на вопрос о проблемах свободного и несвободного человека через 5 месяцев после изучения материала. Целью исследования было оценить эффективность проведенного урока по созданию у учащихся представлений о свободе на основание сопереживания проблеме и временного интервала, позволившего оценить пройденный материал.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи анализа в сравнении со старшей группой учащихся. Задачи:
оценить качественные и количественные аспекты проблем свободного и несвободного человека в 6 классе
Провести сравнение восприятия проблемы у учащихся 6 классов и учащихся 10 классов, не изучавших данную тему.
Результаты исследования показали. Что по ширине и качеству оценок учащиеся классов превзошли старшеклассников.
Рис. 1. Восприятие проблем свободного и несвободного человека учащимися разных ступеней обучения
Рис. 1 показывает, что ученики 6 класса в среднем на 50% больше проблем называют для свободного и на 72% больше для несвободного человека. Не только количественное соотношение проблемных моментов привлекает внимание в сравнении ответов учащихся разных ступеней. Качественные хаpaктеристики, данные проблемам в 6 класса также намного разнообразнее (табл 1).
Таблица 1
Проблемы, выделенные учащимися 6 класса | Проблемы, выделенные учащимися 10 класса | |
Проблемы свободного человека |
|
|
Проблемы несвободного человека |
|
|
Обращает на себя внимание факт большей тревоги и негативной окраски понятия свобода у учеников 10 класса. Что позволяет предположить не только возможность, но и разумную необходимость переноса изучения понятия “свобода” в среднюю ступень обучения.
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
28 03 2024 4:36:56
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
27 03 2024 0:15:44
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
26 03 2024 17:42:25
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
25 03 2024 16:23:54
Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
24 03 2024 4:19:49
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
23 03 2024 5:25:23
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
22 03 2024 22:28:48
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
21 03 2024 10:30:43
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....
20 03 2024 22:12:18
Урок построен на основе ранее изученной темы «Индустриализация СССР», разработан для учащихся с легкой степенью умственной отсталости по программе для 5–9-x классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (2000 г.) и является текущим в разделе «Советская Россия - СССР в 20–30 годы ХХ века» учебника История России для 9-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, авторы: Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М....
19 03 2024 16:46:53
Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....
18 03 2024 4:12:40
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...
17 03 2024 15:23:58
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....
16 03 2024 0:31:49
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира. ...
15 03 2024 14:25:23
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
14 03 2024 5:37:36
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
13 03 2024 14:33:22
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
12 03 2024 23:46:49
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
11 03 2024 17:29:23
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
10 03 2024 21:49:20
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
09 03 2024 19:14:17
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
08 03 2024 11:39:42
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
07 03 2024 17:26:14
На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
06 03 2024 3:16:51
В данной статье представлена разработка урока истории Древнего мира в 5-м классе, целями которого является осознание учащимися роли личности в исторических событиях и личностная оценка её деятельности; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем. В статье представлены разноуровневые задания, графический диктант, кроссворд и презентация по теме....
05 03 2024 7:15:30
Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....
04 03 2024 1:22:46
Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....
03 03 2024 19:40:29
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
02 03 2024 7:44:58
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
01 03 2024 17:44:33
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова. ...
29 02 2024 7:24:11
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
28 02 2024 16:56:44
Обучающиеся на данном уроке находятся в постоянном поиске, что активизирует мыслительную деятельность и прививает интерес к предмету. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у истории. Война и Победа показали, что агрессору нельзя потакать, для борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно, научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему....
27 02 2024 7:10:30
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
26 02 2024 4:17:59
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
25 02 2024 4:42:37
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
24 02 2024 22:26:58
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...
23 02 2024 23:32:56
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...
22 02 2024 20:14:27
В этом году наша страна отмечает государственный праздник – 20-летие принятие Конституции РФ. Передать ключевые моменты содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как Основного Закона Российской Федерации, а также отметить важность даты в становлении и развитии демократического общества – является целью данного занятия....
21 02 2024 20:31:59
Интегрированный урок имел своей целью показать идейную связь творчества Пушкина А.С. с декабристским движением в России, а также углубить знания по изученному в 8-м классе материалу о движении декабристов, показав историю с альтернативной точки зрения - политической и светской жизни общества первой половины XIX века. ...
20 02 2024 17:28:21
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...
19 02 2024 0:18:55
Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....
18 02 2024 23:42:24
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину". В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
17 02 2024 13:11:52
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...
16 02 2024 1:55:53
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...
15 02 2024 10:27:15
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
14 02 2024 13:22:41
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
13 02 2024 18:52:58
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
12 02 2024 22:39:33
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
11 02 2024 4:55:31
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
10 02 2024 8:23:43
Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
09 02 2024 5:38:42
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
08 02 2024 13:58:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::