Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения
“Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово “свобода”.
Ш.Монтескье
Одним из центральных понятий в курсе “Обществознание” является понятие “свобода’’.
Сложность и многозначность понятия “cвобода”, его связь с мopaльно-этическими и правовыми
проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Учитывая важность и разнообразие этой темы, сложность в усвоении, был предложен подход с ознакомлением учащихся с понятием ‘свобода” в 6 классе.
Целью занятий являлось ознакомление учащихся с понятием свобода посредством разъяснения условий сохранения морали, ознакомление с проблемами, встающими перед свободным человеком.
- Для достижения поставленной цели на уроках решались следующие задачи
- Разъяснить учащимся тот факт, что одним из условий сохранения свободы является соблюдение морали: раскрытие различия между целью и средствами достижения свободы
- Ознакомить учащихся с проблемой, встающей перед свободным человеком - непонимание других людей, обострение отношений с обществом.
Методом анализа усвоения полученных знаний был выбран письменный опрос учащихся в форме небольшого эссе, предлагающего ученикам раскрыть одну из следующих тем:
- Да здравствует, свобода!
- Свобода и общественное мнение.
- Составить синквей на тему “Свобода”.
Уже сами определения таких понятий, как “эссе”, “синквей” вызвали живой интерес у шестиклассников. Они были свободны не только в выборе вида индивидуальной работы, но и в желании попробовать свои силы в написании нового для них текста. Именно поэтому каждый ученик в классе попытался поразмыслить на тему “свобода”, а учителю, было достаточно легко понять, на какие аспекты этого сложного и многозначного понятия обратить в будущем внимание детей. В данной статье представлены итоговые работы по изучаемой теме учащихся 6 “А” класса школы 265 г. Москвы.
“Да здравствует.свобода!”
Свобода позволяет человеку осуществлять активную деятельность в соответствии со своими желаниями и интересами, добиваться поставленных целей. Свобода позволяет человеку сделать выбор. Свобода и цель помогают человеку стать ученым, композитором, поэтом. Я считаю, что
Свобода- это здорово!”
Ермакова Анастасия
“Свобода и общественное мнение””
Свобода одного человека позволяет этому человеку добиваться его главной цели в жизни, но способ достижения цели часто бывает не очень праведным и приятным и часто вредным для окружающих людей.
Цель одного человека может быть ограничена свободой другого. Общественное мнение может не соглашаться со свободными действиями человека и ограничивать его действия.
Свободному человеку бывает очень сложно высказать своё мнение, так как общество может не воспринять этого человека.
По этому очень многие умные мысли, цели, могут быть отвергнуты большинством.
Попова Надежда
Свобода и общественное мнение.
Свобода - это ты,
Свобода - это я,
Свобода - это жизнь
Твоя и моя.
Ведь жизнь без свободы
Тебе немила!
Свобода - это наличие выбора.
Но жаль, что свобода
Зависит от мнения,
От общества.
От общественного соглашения.
С одной стороны хорошо,
Потому что трудно проблему
Решить одному.
С другой стороны
Очень плохо!
Свободный боится
Быть непонятным многими.
Каждый поймет,
Что непонятым быть -
Душу в страданья свои погрузить!
Но!Человеку без общества жить нелегко!
Он будто от жизни совсем далеко.
Давайте мы вспомним же
Первых людей!
Изгнанья из общества
Боялись они,
Как углей!
Но если случилась случайно беда,
Закон выбора тебе нужен всегда.
Так знай, человек,
Что свободу всегда
Используй в намереньях добрых!
Тогда и совесть,и жизнь твоя будет чиста!
Маслова Ольга
Свобода.
Огромная, могущественная.
Живёт, действует, выбирает.
Любой человек имеет право на свободу
Жизнь.
Алунгиреева Эсет
Анализ широты охвата учащимися заданной темы позволил убедиться, что степень понимания ими проблемы удовлетворительная. Ученики близко восприняли проблемы свободы и несвободы.
Следующим приемом анализа было задание дать несложные ответы на вопрос о проблемах свободного и несвободного человека через 5 месяцев после изучения материала. Целью исследования было оценить эффективность проведенного урока по созданию у учащихся представлений о свободе на основание сопереживания проблеме и временного интервала, позволившего оценить пройденный материал.
Для достижения поставленной цели были поставлены задачи анализа в сравнении со старшей группой учащихся. Задачи:
оценить качественные и количественные аспекты проблем свободного и несвободного человека в 6 классе
Провести сравнение восприятия проблемы у учащихся 6 классов и учащихся 10 классов, не изучавших данную тему.
Результаты исследования показали. Что по ширине и качеству оценок учащиеся классов превзошли старшеклассников.
Рис. 1. Восприятие проблем свободного и несвободного человека учащимися разных ступеней обучения
Рис. 1 показывает, что ученики 6 класса в среднем на 50% больше проблем называют для свободного и на 72% больше для несвободного человека. Не только количественное соотношение проблемных моментов привлекает внимание в сравнении ответов учащихся разных ступеней. Качественные хаpaктеристики, данные проблемам в 6 класса также намного разнообразнее (табл 1).
Таблица 1
Проблемы, выделенные учащимися 6 класса | Проблемы, выделенные учащимися 10 класса | |
Проблемы свободного человека |
|
|
Проблемы несвободного человека |
|
|
Обращает на себя внимание факт большей тревоги и негативной окраски понятия свобода у учеников 10 класса. Что позволяет предположить не только возможность, но и разумную необходимость переноса изучения понятия “свобода” в среднюю ступень обучения.
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека.
...
03 10 2023 5:12:43
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
02 10 2023 20:11:39
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование.
...
01 10 2023 18:24:39
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
30 09 2023 2:43:14
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
29 09 2023 3:51:37
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
28 09 2023 16:38:54
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
27 09 2023 12:24:16
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
26 09 2023 6:38:20
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
25 09 2023 22:54:40
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией.
...
24 09 2023 14:41:59
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
23 09 2023 14:32:30
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
22 09 2023 14:46:11
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
21 09 2023 5:24:12
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
20 09 2023 22:57:57
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
19 09 2023 1:13:23
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения.
...
18 09 2023 19:33:51
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
17 09 2023 14:56:52
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
16 09 2023 23:45:52
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
15 09 2023 10:58:15
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
14 09 2023 15:52:48
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность.
...
13 09 2023 10:39:39
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
12 09 2023 19:45:34
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
11 09 2023 14:20:59
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
10 09 2023 15:22:37
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
09 09 2023 2:44:11

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
08 09 2023 5:18:19
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
07 09 2023 2:16:37
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права.
...
06 09 2023 5:14:45
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
05 09 2023 7:46:36
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
04 09 2023 3:14:25
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
03 09 2023 8:46:37
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе.
...
02 09 2023 15:54:28
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
01 09 2023 8:17:30
Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....
31 08 2023 4:56:43
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
30 08 2023 18:13:30
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
29 08 2023 7:47:59
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
28 08 2023 0:13:30
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
27 08 2023 4:15:57

Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
26 08 2023 15:36:43
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
25 08 2023 14:37:43
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
24 08 2023 10:43:18
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
23 08 2023 19:36:55
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
22 08 2023 14:55:16
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
21 08 2023 6:45:59
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
20 08 2023 21:48:10
Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....
19 08 2023 6:47:34
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
18 08 2023 10:44:13
Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....
17 08 2023 7:15:54
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев.
...
16 08 2023 8:29:56

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
15 08 2023 19:10:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::