От Удельной Руси к Единой России
1 ТУР: КТО? Г Д Е? П О Ч Е М У?
Вопросы | Ответы |
1. Какой город имеет такой герб? | (Ростов) № 8. |
2. У какого княжества было сделано первое приобретение московскими князьями? | (Рязань) № 1. |
3. В каком городе произошло восстание против Чол-хана? | (Тверь) № 4. |
4. Какое княжение на Руси считалось старейшим? | (Владимир) № 6. |
5. Какой город называется “городом святого Спаса”? | (Тверь) № 4. |
6. Какой город был оплотом сил
феодальной децентрализации и где находил прибежище Дмитрий Шемяка во время феодальной войны? |
(Новгород) № 3. |
7. Какой город имеет такой герб? | (Владимир) № 6. |
8. Какой князь оказывал поддержку
ордынскому хану во время его похода на Москву? |
(Рязань) № 1. |
9. Во второй половине 14 в. Золотая Орда
распалась на несколько частей. Правитель одной
из них Хасан основал город – столицу своего ханства, назвав его своим именем. Что это за город? |
(Казань) № 5. |
Вопросы | Ответы |
1. Этот человек стал первым московским митрополитом, поставленным собранием русских иерархов в Москве, независимо от константинопольского патриарха (1448-1461) | (Иона) № 2. |
2. Будучи почти четверть века (1354-1378) митрополитом московским, являлся фактически главой правительства, добивался возвышения Московского княжества как центра объединения русских земель. | (Алексий) № 7. |
3. После cмepти митрополита Петра в 1326 г. стал первым московским митрополитом и митрополитом всея Руси. | (Феогност) № 4. |
4. Русский церковный деятель (1321-1391), родом из ростовских бояр, вместе с братом Стефаном основал Троицкий монастырь и тал его вторым игуменом. | (Сергий Радонежский) № 8. |
5. Митрополит московский, сторонник независимости церкви от светской власти, противник в.кн. Дмитрия Ивановича, изгнан им из Москвы, участник сложной политической интриги против Москвы совместно с Византией и Литвой. | (Киприан) № 5. |
6. Ученик Сергия Радонежского, епископ, человек энергичный и образованный, приложил немало усилий для распространения грамотности среди народа коми, создав для них азбуку, и присоединения этого края к Москве | (Стефан Пермский) № 3. |
Вопросы | Ответы |
1. Внук Чингисхана, второй сын Джучи, основатель нового государства – Золотая Орда. | (Бату-хан) № 6. |
2. Хан Крыма, с которым у московского князя был заключён первый дипломатический договор о помощи. | (Менгли-Гирей) № 1. |
3. Хан Большой Орды, очень умный и честолюбивый политик, прекрасный полководец, ставил своей задачей полностью восстановить власть Орды над Русью. | (Ахмат) № 3. |
4. Сын эмира Мангышлака, с помощью среднеазиатского правителя Тимура овладел Белой Ордой, а Синюю Орду получил по праву наследования, т.обр., став во главе всей левобережной Орды; после организованного им похода на Москву традиционные связи Руси и Орды были прерваны. | (Тохтамыш) № 5. |
5. Не будучи прямым потомком Бату-хана, женился на дочери последнего Чингизида, стал ханом Правобережной Орды; хитрый дипломат и изворотливый политик, но не очень удачливый полководец. | (Мамай) № 2. |
6. Первый из Чингизидов принял ислам, убил своих племянников и занял престол брата. | (Берке-хан) № 4. |
(должно быть: 3, 2, 1, 4)
(должно быть: 4, 3, 2, 1)
2 ТУР: ЛОГО.
За одну минуту составить как можно длиннее цепочку понятий и объяснить их.
3 ТУР : ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ.
№ 3. (1328) | № 8. (1382) |
В этот памятный год москвичи неспроста Дали прозвище князю: Иван Калита. “Калита” - это значит мешок для монет, И точнее для князя прозвания нет !.. И вот с этой поры Хан за данью баскаков не слал на места – Посылал своих дьяков Иван Калита. “Люди добрые, беда !”… А в Москву, прямо в Кремль, чтоб решил князь Иван – Что татарам пойдёт, что ему самому, Что в уплату пойдёт тем, кто нужен ему… |
Рано утром было это, Было это на заре, И стояло бабье лето, Бабье лето на дворе… И на город полусонный, Что в туманах потонул, Вдруг нахлынул отдалённый, Отдалённый, грозный гул. Вот по улицам столицы Побежал людской поток, Обезумевшие лица, Крики, плач, и топот ног. Тохтамыш идёт сюда !.. И везде всё добро не татарам, не в стан, |
№ 7. (1242)
И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
№ 2. (1327)
Жил когда-то в Твери злой татарин Чол-хан,
Злой татарин Чол-хан, а по-русски Щелкан.
Был он ханский баскак, это значит посол,
Хану дань собирать из Орды он пришёл.
А татары в Твери распоясались так,
Что травить принялись тверичей, как собак.
Был грабёж среди дня, плач стоял по ночам,
От Щелкана не стало житья тверичам.
И однажды на праздник осенний в Твери
Как взялись на торгу тверичи-бунтари
Да по звону набата в торговый разгар
Как пошли с топорами гурьбой на татар,
Навалилась на ханских баскаков беда –
Всех татар тверичи перебили тогда.
№ 4 (1237) | № 6 (1480) |
Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Своё соседство с ним кляня… Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи гoлой, Топча сухие ковыли. Так шла чудовищным потоком На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города. |
Хан Ахмат собирался на Угре-реке С Казимировой силою слиться. И осеннею ночью, туманной густой, На прибрежье, под город Калугу, Он привёл все остатки Орды Золотой, Чтобы встретить вельможного друга. А когда на востоке забрезжил рассвет, Поредела завеса тумана, На другом берегу вдруг увидел Ахмат Рать московского князя Ивана… |
2. ЛОТО : Россыпь дат. Найти связь между событиями.
ФИНАЛ: Из данного слова составить как можно больше слов из составляющих его букв. Время 1 минута.
- Талисман
- Монархия
- Литература
- Амaзoнка
Презентация
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
31 03 2023 22:24:25
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
30 03 2023 2:21:58
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
29 03 2023 10:29:21
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
28 03 2023 21:37:25
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
27 03 2023 0:24:52
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
26 03 2023 3:37:45
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
25 03 2023 4:51:18
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
24 03 2023 1:53:40
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
23 03 2023 9:37:36
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
22 03 2023 2:14:20

Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений
в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
21 03 2023 23:14:29
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
20 03 2023 16:12:50
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
19 03 2023 17:38:16
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
18 03 2023 21:49:27
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
17 03 2023 23:48:28
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
16 03 2023 19:22:18
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
15 03 2023 4:20:24
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
14 03 2023 7:48:17
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
13 03 2023 8:44:43
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
12 03 2023 12:49:47
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
11 03 2023 1:41:29
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
10 03 2023 7:54:39
Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....
09 03 2023 7:39:28
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
08 03 2023 23:26:14
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
07 03 2023 1:33:15

Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
06 03 2023 20:24:14
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
05 03 2023 3:49:41
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
04 03 2023 18:17:28
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
03 03 2023 6:36:30
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
02 03 2023 10:37:17
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
01 03 2023 8:33:28
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию.
...
28 02 2023 16:14:38
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
27 02 2023 23:31:43
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
26 02 2023 1:49:20

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
25 02 2023 19:49:36
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
24 02 2023 3:47:23
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
23 02 2023 12:13:42

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
22 02 2023 22:47:32
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
21 02 2023 14:25:22
Познавательно-развлекательная игра с применением ИКТ проводится как внеклассное мероприятие в рамках Дней правовой культуры в параллели 5–6-х классов. В занимательной форме учащиеся усваивают историю становления и развития государственных символов государства....
20 02 2023 4:14:42
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.).
...
19 02 2023 6:51:20
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
18 02 2023 0:49:14
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2.
...
17 02 2023 18:48:54
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
16 02 2023 0:17:50
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
15 02 2023 14:57:36
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
14 02 2023 7:38:46
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
13 02 2023 12:15:56
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
12 02 2023 21:23:36
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
11 02 2023 14:50:59
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
10 02 2023 18:54:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::