План-конспект классного часа в 4-м классе
Тема: Овеянные славою флаг наш и герб.
Цели
- Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов;
- Популяризация государственных символов Российской Федерации;
- Изучение учащимися истории государственной символики России; Самарской области;
- Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики..
Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, иллюстрации с изображением герба и флага России.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Звучит Гимн России.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Что за музыка сейчас звучала? (Гимн России)
– Совершенно верно. И сегодня мы с вами собрались на необычный классный час. Посмотрите внимательно на доску. О чем мы с вами сегодня будем говорить?
(Демонстрация слайда №3 « Моя Родина – Россия!»)
Ученик: (заранее подготовленный)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – РОССИЕЙ.
Россия… Россия… Раздолье. Равнины.
Березы босые, седые осины.
Всё дорого с детства.
Все памятно с детства.
И все же не можем никак наглядеться.
Учитель: Ребята, посмотрите
внимательно на карту России. Наша страна очень
большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке,
на берегу Тихого океана уже начинается новый
день, восходит солнце. Россия –
необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн.
кв.км. Расстояние с севера на юг – около 4 тыс. км.
А если мы полетим на самолете с запада на восток,
то будем в пути около 12 часов, пролетев над
просторами России 10 тыс. км.
Откуда появилось такое название –
«Россия»? В стародавние времена её называли
Русью. Русь – страна рек и озер. Русь – светлое
место. Это страна света, солнца, добрых людей.
Русских ещё называли россами, а страну, в которой
они жили – Россией.
Ученик:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – «Русь».
Учитель: Как и любое государство в мире Россия имеет свои государственные символы. Давайте с вами вспомним, какие же символы есть у нашей страны?
(Работа со слайдом № 4)
Гимн России мы с вами прослушали в самом начале.
А кто, ребята, скажет что такое гимн? Когда мы
можем его услышать?
Гимн в переводе с греческого – торжественная
песнь.
Гимны чрезвычайно разнообразны –
государственные, военные, религиозные, в честь
исторического события или героя. В музыкальной
энциклопедии гимн тpaктуется как особое
музыкальное произведение, отличающейся
образностью литературного текста, широкой, легко
запоминающейся мелодией, размеренным маршевым
ритмом, величавостью музыки. Каждый новый день в
нашей стране начинается с мелодии гимна России,
который звучит по радио в 6 часов утра по местному
времени. Мелодия гимна – величественная,
торжественная. Люди издавна любили гордые и
смелые песни. С древних времен существовали
торжественные песнопения.
В них славилась красота родной земли, ее
богатства, подвиги героев. Из поколения в
поколение
передавались представления людей о Родине и
счастье, о добре и зле. Государственный гимн
звучит
в особо торжественных случаях: во время встреч
руководителей государств, торжественных
собраний. Во время исполнения гимна все
присутствующие встают.
Этим они выражают свое уважение к стране. Гимн
страны исполняется и во время
спортивных состязаний в честь победителей.
Присмотритесь к их лицам: они серьезны
и взволнованы. Они прославили родину своей
победой, и весь мир с уважением слушает
гимн страны, воспитавшей таких спортсменов.
Ученик:
В древней Греции и Риме
Пели гимны в честь богов
Распевает гимн и ныне
В школе хор учеников.
Только гимн совсем иной –
Гимн страны моей родной!
Учитель: О каком символе нашего государства мы с вами сейчас поговорим?
(Демонстрация слайда № 5)
Герб – это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение – «эмблема», «символ». Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.
Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На гpyди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Ге opгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дpaкона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дpaкона копытами.
Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.
Царское «яблоко». Борис Годунов к тем регалиям, которые были у царей до него, добавил еще одну державу, которая тогда именовалась «яблоко». По форме она напоминает этот фрукт. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Учитель: А теперь давайте вспомним историю возникновения гербов. На уроках по предмету «Введение в историю» мы с вами уже знакомились с историей возникновения гербов.
Сообщение учащегося: Предшественниками гербов были эмблемы, которые помещали на своих доспехах рыцари ещё в XI–XIII веках. Первоначально содержание символов рыцари выбирали произвольно, но когда эмблемы стали постоянными и начали передаваться по наследству, то для употрeбления символических изображений установились особые правила, а сами изображения стали называться гербами, что в переводе с немецкого означает «наследство». Так в Западной Европе появились гербы дворянских родов. В России первые дворянские гербы появились в конце XVI–начале XVII веков, но широкое распространение их началось со времен правления Петра Первого.
(Демонстрация слайда № 6)
Сообщение учащегося: Если вернуться в ещё более ранние времена, то до начала 16 века Россия была разрозненным государством, состоящим из нескольких независимых княжеств, поэтому о едином государственном гербе не могло быть и речи. Герб появился при Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой выл изображен всадник, протыкающий копьем змия, а на оборотной – двуглавый орел. Еще до появления этой печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Ге opгия Победоносца. Почитание Ге opгия как святого началось с 5 в. И получило распространение во всем христианском мире. С принятием христианства почитание св. Ге opгия пришло и на Русь.
(Демонстрация слайда № 7)
Учитель: В давние времена бабушки и дедушки рассказывали внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку…
«В некотором царстве, в некотором
государстве случилось великое несчастье – напал
на него лютый змей-дpaкон. Поселился он в темной
пещере на берегу моря. Огнем он жег землю,
разрушал дома. Взмолились жители того
царства-государства. Змей же потребовал, чтобы
каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но
чудовище было очень прожорливым и вскоре не
осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все
съел змей.
Тогда велел змей приводить к нему каждый день
человека на съедение. Бросили жребий, и выпало
идти царской дочери. Привели её на берег морской
и оставили там. Проезжал мимо Егорий Храбрый на
добром коне, не мог он оставить царевну в беде,
сразился со змеем и победил его».
Под образом змея в русских сказках наши предки
подразумевали орды кочевников, своими набегами
терзавших русскую землю.
Откуда же появился в Государственном гербе
России появился орел?
(Демонстрация слайда № 8)
Историки XVIII века полагали, что двуглавый орел
пришел на Русь из Византии в результате женитьбы
Ивана III на Софье Палеолог, однако современные
исследователи подвергают сомнению это
утверждение. Возможно, изображение орла
появилось на русских монетах под влиянием
южнославянских стран, где двуглавый орел
использовался как герб. В Византии же орел служил
отличительным знаком принадлежности к
императорскому двору. Высказывается также
предположение о заимствовании русскими князьями
двуглавого орла из Золотой Орды: в 14 веке
двуглавый орел чеканился на монетах хана
Джанибека. В любом случае орел – одна из наиболее
распространенных древних эмблем победы. В мифах
многих народов эта птица являлась символов
солнечной силы, огня, бесcмepтия.
Почти за пятисотлетнюю жизнь в России
изображение орла на русском гербе неоднократно
менялось. Каждый новый правитель вносил в герб
что-то свое.
(Демонстрация слайда № 9)
Учитель: Мы с вами на уроках истории
знакомились с наукой, которая изучает историю
возникновения и символику гербов. Кто из вас
помнит, как она называется? (Геральдика).
Совершенно верно, геральдика. Официальная
система геральдических знаний в России
появилась при Петре Первом, который в 1722 году
учредил Герольдмейстерскую контору, призванную
создавать городские и личные гербы. В XVII–XVIII
веках очень активно велась работа по созданию
городских и губернских гербов. До конца XVIII века
были утверждены гербы более 500 городов. В 1856 году
появились три варианта государственного герба:
Большой, Средний, Малый, различавшиеся по числу
деталей. Большой Государственный герб
Российской империи вы можете увидеть на
следующем слайде. На большом гербе вокруг щитка с
двуглавым орлом располагались гербы российских
земель. Последний окончательный вариант
Российского государственного герба был
утвержден в 1892 году императором Александром III. В
таком виде герб просуществовал до февраля 1917
года. После февральской революции рисунок орла
упрощается, его изображение встречается лишь на
денежных банкнотах.
(Демонстрация слайда № 10)
Учитель: В 1918 году гербом Советской России становится серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара – как знак перемен. Герб окаймляли колосья, которые были перевязаны ленточками с названиями союзных республик.
(Демонстрация слайда № 11)
В 1993 году первый президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ о государственном гербе, в котором двуглавый орел опять утвержден как государственный символ нашей Родины. Говоря о России мы употрeбляем слово «Родина». На уроках мы говорим, что нужно любить и беречь Родину,а как вы понимаете эти слова?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Далее ученики читают стихи:
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Следующий не менее важный символ нашего государства – это флаг. Ребята, а как выглядит российский флаг?
(Демонстрация слайда № 16)
Государственный флаг Российской Федерации – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. Описание государственного флага и порядок его использования определяются Федеральным конституционным законом. Государственный флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг Российской Федерации вывешивают на жилых домах в дни государственных праздников. Государственный флаг является бортовым отличительным знаком для воздушных и морских судов России.
Государственный флаг – это знак
(символ) свободы, независимости и
самостоятельности государства. У каждой страны
есть собственный государственный флаг, не
похожий на флаги других стран. На
государственном флаге России – нашей родины –
мы видим три цветные полосы, одинаковые по
размеру.
Вверху – белая полоса. Она означает, что у нашего
государства нет злых намерений. Оно честно и
дружелюбно относится ко всем странам.
Синяя полоса – она в середине – говорит о том,
что Россия против войны. Она хочет дружить со
всеми народами Земли.
Красная полоса – нижняя – означает, что каждый
гражданин России готов, если потребуется,
защищать свободу и честь Родины от врагов.
Во всех странах флаги вывешивают на улицах в дни
государственных праздников, торжественных
событий. Во время спортивных соревнований в
честь победителей поднимают флаг той страны,
гражданами которой они являются, и исполняется
гимн этой страны.
Улицы городов накануне праздников становятся
красивыми и нарядными от вывешиваемых флагов. В
России общегосударственными праздниками
являются: 1 Мая – Праздник мира и труда, 9 Мая –
День Победы, 12 июня – День России, 7 ноября – День
примирения и согласия, 8 Марта – Международный
женский день, 23 февраля – День празднования
мужского населения России. Города украшаются не
только большими трехцветными флагами, но и
разноцветными флажками разной формы. Они
напоминают нам о событиях, которые происходили в
этот день, создают праздничное настроение.
Сообщение учащегося: С флагами
связаны выдающиеся события, необыкновенные
приключения, загадочные эпизоды истории. Славная
история русских флагов и знамен напоминает о
подвигах героев, защищавших нашу Родину от
врагов. Первое упоминание о Государственном
флаге России относится к царствованию Алексея
Михайловича, когда был построен первый русский
корабль и для флага, предназначавшегося для
корабля с названием «Орел», били выбраны белый
синий и красный цвета. Долгое время флаги в
России использовались на флоте.
При царствовании Петра I существует сразу три
флага: белый с синим поперечным крестом
(Андреевский) – для военного флота,
бело-сине-красный – для торгового флота,
черно-желто-белый – государственный флаг
Российской империи.
(Демонстрация слайда № 17)
После cмepти Петра бело-сине-красным и черно-желто-белым флагом разразилась настоящая борьба. В 1858 году Александр II официально утверждает черно-желто-белый флаг в качестве государственного. Бело-сине-красные флаги в дни государственных торжеств разрешено было поднимать над частными постройками, а над правительственными учреждениями реял черно-желто-белый флаг. Лишь на море господствует бело-сине-красные цвета, под которыми по-прежнему ходят российские торговые корабли. Так у России оказалось 2 флага.
Учитель: С момента установления советской власти сменился не только герб, но и флаг. Теперь он стал красным и на нем помещался серп и молот, такие же как и на гербе.
(Демонстрация слайда №18 )
Очередная неопределенность с этим государственным символом возникла в 2000 году и была связана со спорами вокруг красного советского флага.
(Демонстрация слайда № 19)
Спустя 74 года бело-сине-красные цвета вернулись
на российский флаг. В XXI век Россия вступила уже с
бело-сине-красным флагом. Решение о принятии
этого флага было принято первым Президентом
России Борисом Николаевичем Ельциным. Знаменем
вооруженных сил России стало красное знамя.
Именно с таким флагом связаны славные страницы
истории нашей Родины. В трудные минуты Великой
Отечественной войны наши солдаты шли в бой за
Отечество под красными знаменами.
В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный
договор, начала войну против советского народа. В
течении долгих четырех лет наши люди мужественно
сражались с врагом. В тяжелой борьбе они
освободили свою родину от захватчиков. В день
капитуляции Берлина, 20 апреля 1945 года, на купол
рейхстага было поднято красное знамя Советской
армии. Это событие известило весь мир о
величайшей победе советской армии –
окончательном разгроме гитлеровской армии. 20
июня 1945 года это знамя с воинскими почестями было
перевезено в Москву для участия в параде Победы
на Красной площади.
(Демонстрация слайда № 20)
Кроме этого свидетельством разгрома фашистской Германии стала груда немецких знамен, брошенных советскими солдатами к подножию Мавзолея.
(Демонстрация слайда № 21 )
В наши дни знамя Победы – это символ памяти, благодарности и уважения к людям, завоевавшим очень дорогой ценой мирную жизнь для всех нас. Мы свято храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах Великой Отечественной Войны, партизан в тылу врага. Мы должны помнить и о трудовых подвигах тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших военную технику, оружие, танки, самолёты, снаряды. Мы помним и о тех лишениях и страданиях, которые пришлось пережить людям в годы войны.
Сообщение учащегося: В день Победы и в День защитника Отечества можно увидеть Знамя можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада в Москве на Красной площади в момент возложения цветов и венков к могиле Неизвестного солдата. Стоит задуматься, что означала и означает для воина знамя его части, а для гражданина – национальный или государственный флаг. Какой же магической силой должны обладать эти цветные полотнища, если, защищая их, люди не колeблясь отдавали свои жизни.
Учитель: Бережное отношение к флагу свидетельствует об уважении к своему прошлому, у труду и таланту многих поколений соотечественников, у тому, что именуется емким словом Родина.
Далее учащиеся знакомятся с пословицами и поговорками о Родине.
(Демонстрация слайдов № 23–24)
Подведение итогов.
Учитель: Ребята, что значит любить Родину?
(Выслушиваются ответы учащихся)
– Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.
Литература:
1. Амусина Л.М. Славься, Отечество! – // газета «Последний звонок», № 4, 2006 г., с.6.
2.Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.
3. Завальный А.Н., Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Государственные символы Самарской Области. – Самара, Изд. Дом «Агни», 1999 г.
4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX–XVI вв.. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России.XVII–XVII вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
6.Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX век– М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 554 с.
7. Я иду на урок в начальную школу. История. – Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000 г.
8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.– Внеклассные мероприятия.3-й класс. 2-е изд.– М.: ВАКО,2005. –298 с. (серия «Мозаика детского отдыха»).
Приложение
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
02 10 2023 10:14:28
Литературно-исторический вечер помогает расширить представления учащихся о Сталинградской битве, о мужестве старшего поколения; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной.
...
01 10 2023 1:20:54
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
30 09 2023 14:22:27
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
29 09 2023 5:37:51
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 09 2023 4:43:21
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
27 09 2023 8:40:40
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
26 09 2023 19:28:50
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.
...
25 09 2023 21:19:12
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
24 09 2023 2:58:52
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
23 09 2023 7:47:38
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
22 09 2023 15:29:41
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
21 09 2023 2:22:25
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
20 09 2023 22:22:17
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
19 09 2023 7:12:22
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
18 09 2023 17:50:27
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
17 09 2023 23:58:20
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
16 09 2023 17:28:24
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы.
...
15 09 2023 18:29:50
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны,
событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной
войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой
войны и последующими событиями "холодной войны"....
14 09 2023 13:17:56
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
13 09 2023 22:33:19
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
12 09 2023 1:15:19
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова.
Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села.
Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест.
Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу.
Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь.
...
11 09 2023 2:44:11
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
10 09 2023 18:26:46
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
09 09 2023 12:30:39
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
08 09 2023 4:54:58
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского.
...
07 09 2023 9:12:41
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
06 09 2023 20:47:26
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
05 09 2023 8:36:28
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
04 09 2023 5:23:11
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
03 09 2023 8:39:50
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
02 09 2023 22:12:25
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие
и культура". Программа дает большой простор для применения
различных технологий в работе с учащимися....
01 09 2023 17:20:11
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям.
...
31 08 2023 20:38:13
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
30 08 2023 21:24:30
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
29 08 2023 13:30:35
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
28 08 2023 21:56:55
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
27 08 2023 15:21:42
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса.
...
26 08 2023 3:32:19
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории.
...
25 08 2023 7:29:36
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
24 08 2023 1:41:29
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
23 08 2023 19:27:48
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
22 08 2023 12:16:27
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
21 08 2023 16:11:59
В статье изложен опыт работы по организации социально значимой деятельности школьников. Представлен реальный выход учителя на новые педагогические технологии в ходе реализации социально-образовательного проекта учащихся....
20 08 2023 7:52:28
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
19 08 2023 7:45:44
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
18 08 2023 8:51:27
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
17 08 2023 19:20:31
Интегрированный урок по МХК, ИЗО и истории содержат материалы по культуре и истории России XI-XVII веков, а также сведения о жизни Ге opгия Победоносца, причисленного Христианской церковью к лику святых. Проводится параллель между тремя всадниками России - Ге opгием Победоносцем, Юрием Долгоруким и Петром I. Их имена тесно связаны с историей и художественной культурой Руси.
...
16 08 2023 20:56:48
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
15 08 2023 11:53:54
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
14 08 2023 21:47:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::