План-конспект классного часа в 4-м классе > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

План-конспект классного часа в 4-м классе


    План-конспект классного часа в 4-м классе

Тема: Овеянные славою флаг наш и герб.

Цели

  • Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов;
  • Популяризация государственных символов Российской Федерации;
  • Изучение учащимися истории государственной символики России; Самарской области;
  • Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики..

Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, иллюстрации с изображением герба и флага России.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Звучит Гимн России.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Что за музыка сейчас звучала? (Гимн России)

– Совершенно верно. И сегодня мы с вами собрались на необычный классный час. Посмотрите внимательно на доску. О чем мы с вами сегодня будем говорить?

(Демонстрация слайда №3 « Моя Родина – Россия!»)

Ученик: (заранее подготовленный)

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали – РОССИЕЙ.
Россия… Россия… Раздолье. Равнины.
Березы босые, седые осины.
Всё дорого с детства.
Все памятно с детства.
И все же не можем никак наглядеться.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту России. Наша страна очень большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Расстояние с севера на юг – около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то будем в пути около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.
Откуда появилось такое название «Россия»? В стародавние времена её называли Русью. Русь – страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли россами, а страну, в которой они жили – Россией.

Ученик:

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим, быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – «Русь».

Учитель: Как и любое государство в мире Россия имеет свои государственные символы. Давайте с вами вспомним, какие же символы есть у нашей страны?

(Работа со слайдом № 4)

Гимн России мы с вами прослушали в самом начале. А кто, ребята, скажет что такое гимн? Когда мы можем его услышать?
Гимн в переводе с греческого – торжественная песнь.
Гимны чрезвычайно разнообразны – государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя. В музыкальной энциклопедии гимн тpaктуется как особое музыкальное произведение, отличающейся образностью литературного текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, размеренным маршевым ритмом, величавостью музыки. Каждый новый день в нашей стране начинается с мелодии гимна России, который звучит по радио в 6 часов утра по местному времени. Мелодия гимна – величественная, торжественная. Люди издавна любили гордые и смелые песни. С древних времен существовали торжественные песнопения.
В них славилась красота родной земли, ее богатства, подвиги героев. Из поколения в поколение
передавались представления людей о Родине и счастье, о добре и зле. Государственный гимн звучит
в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, торжественных
собраний. Во время исполнения гимна все присутствующие встают.
Этим они выражают свое уважение к стране. Гимн страны исполняется и во время
спортивных состязаний в честь победителей. Присмотритесь к их лицам: они серьезны
и взволнованы. Они прославили родину своей победой, и весь мир с уважением слушает
гимн страны, воспитавшей таких спортсменов.

Ученик:

В древней Греции и Риме
Пели гимны в честь богов
Распевает гимн и ныне
В школе хор учеников.
Только гимн совсем иной –
Гимн страны моей родной!

Учитель: О каком символе нашего государства мы с вами сейчас поговорим?

(Демонстрация слайда № 5)

Герб – это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение – «эмблема», «символ». Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.

Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На гpyди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Ге opгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дpaкона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дpaкона копытами.

Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

Царское «яблоко». Борис Годунов к тем регалиям, которые были у царей до него, добавил еще одну державу, которая тогда именовалась «яблоко». По форме она напоминает этот фрукт. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Учитель: А теперь давайте вспомним историю возникновения гербов. На уроках по предмету «Введение в историю» мы с вами уже знакомились с историей возникновения гербов.

Сообщение учащегося: Предшественниками гербов были эмблемы, которые помещали на своих доспехах рыцари ещё в XI–XIII веках. Первоначально содержание символов рыцари выбирали произвольно, но когда эмблемы стали постоянными и начали передаваться по наследству, то для употрeбления символических изображений установились особые правила, а сами изображения стали называться гербами, что в переводе с немецкого означает «наследство». Так в Западной Европе появились гербы дворянских родов. В России первые дворянские гербы появились в конце XVI–начале XVII веков, но широкое распространение их началось со времен правления Петра Первого.

(Демонстрация слайда № 6)

Сообщение учащегося: Если вернуться в ещё более ранние времена, то до начала 16 века Россия была разрозненным государством, состоящим из нескольких независимых княжеств, поэтому о едином государственном гербе не могло быть и речи. Герб появился при Иване III. В качестве герба в то время выступала печать, на лицевой стороне которой выл изображен всадник, протыкающий копьем змия, а на оборотной – двуглавый орел. Еще до появления этой печати гербом Московского княжества считалась икона – эмблема Воина Небесного, св. Ге opгия Победоносца. Почитание Ге opгия как святого началось с 5 в. И получило распространение во всем христианском мире. С принятием христианства почитание св. Ге opгия пришло и на Русь.

(Демонстрация слайда № 7)

Учитель: В давние времена бабушки и дедушки рассказывали внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку…

«В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дpaкон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем он жег землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было очень прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей.
Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. Проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его».

Под образом змея в русских сказках наши предки подразумевали орды кочевников, своими набегами терзавших русскую землю.
Откуда же появился в Государственном гербе России появился орел?

(Демонстрация слайда № 8)

Историки XVIII века полагали, что двуглавый орел пришел на Русь из Византии в результате женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, однако современные исследователи подвергают сомнению это утверждение. Возможно, изображение орла появилось на русских монетах под влиянием южнославянских стран, где двуглавый орел использовался как герб. В Византии же орел служил отличительным знаком принадлежности к императорскому двору. Высказывается также предположение о заимствовании русскими князьями двуглавого орла из Золотой Орды: в 14 веке двуглавый орел чеканился на монетах хана Джанибека. В любом случае орел – одна из наиболее распространенных древних эмблем победы. В мифах многих народов эта птица являлась символов солнечной силы, огня, бесcмepтия.
Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно менялось. Каждый новый правитель вносил в герб что-то свое.

(Демонстрация слайда № 9)

Учитель: Мы с вами на уроках истории знакомились с наукой, которая изучает историю возникновения и символику гербов. Кто из вас помнит, как она называется? (Геральдика).
Совершенно верно, геральдика. Официальная система геральдических знаний в России появилась при Петре Первом, который в 1722 году учредил Герольдмейстерскую контору, призванную создавать городские и личные гербы. В XVII–XVIII веках очень активно велась работа по созданию городских и губернских гербов. До конца XVIII века были утверждены гербы более 500 городов. В 1856 году появились три варианта государственного герба: Большой, Средний, Малый, различавшиеся по числу деталей. Большой Государственный герб Российской империи вы можете увидеть на следующем слайде. На большом гербе вокруг щитка с двуглавым орлом располагались гербы российских земель. Последний окончательный вариант Российского государственного герба был утвержден в 1892 году императором Александром III. В таком виде герб просуществовал до февраля 1917 года. После февральской революции рисунок орла упрощается, его изображение встречается лишь на денежных банкнотах.

(Демонстрация слайда № 10)

Учитель: В 1918 году гербом Советской России становится серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара – как знак перемен. Герб окаймляли колосья, которые были перевязаны ленточками с названиями союзных республик.

(Демонстрация слайда № 11)

В 1993 году первый президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ о государственном гербе, в котором двуглавый орел опять утвержден как государственный символ нашей Родины. Говоря о России мы употрeбляем слово «Родина». На уроках мы говорим, что нужно любить и беречь Родину,а как вы понимаете эти слова?

(Выслушиваются ответы учащихся)

Далее ученики читают стихи:

Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!

Следующий не менее важный символ нашего государства – это флаг. Ребята, а как выглядит российский флаг?

(Демонстрация слайда № 16)

Государственный флаг Российской Федерации – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства. Описание государственного флага и порядок его использования определяются Федеральным конституционным законом. Государственный флаг России постоянно развевается над зданием администрации Президента, Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, областных и районных органов местного самоуправления. Флаг Российской Федерации вывешивают на жилых домах в дни государственных праздников. Государственный флаг является бортовым отличительным знаком для воздушных и морских судов России.

Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости и самостоятельности государства. У каждой страны есть собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран. На государственном флаге России – нашей родины – мы видим три цветные полосы, одинаковые по размеру.
Вверху – белая полоса. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синяя полоса – она в середине – говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Красная полоса – нижняя – означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Во всех странах флаги вывешивают на улицах в дни государственных праздников, торжественных событий. Во время спортивных соревнований в честь победителей поднимают флаг той страны, гражданами которой они являются, и исполняется гимн этой страны.
Улицы городов накануне праздников становятся красивыми и нарядными от вывешиваемых флагов. В России общегосударственными праздниками являются: 1 Мая – Праздник мира и труда, 9 Мая – День Победы, 12 июня – День России, 7 ноября – День примирения и согласия, 8 Марта – Международный женский день, 23 февраля – День празднования мужского населения России. Города украшаются не только большими трехцветными флагами, но и разноцветными флажками разной формы. Они напоминают нам о событиях, которые происходили в этот день, создают праздничное настроение.

Сообщение учащегося: С флагами связаны выдающиеся события, необыкновенные приключения, загадочные эпизоды истории. Славная история русских флагов и знамен напоминает о подвигах героев, защищавших нашу Родину от врагов. Первое упоминание о Государственном флаге России относится к царствованию Алексея Михайловича, когда был построен первый русский корабль и для флага, предназначавшегося для корабля с названием «Орел», били выбраны белый синий и красный цвета. Долгое время флаги в России использовались на флоте.
При царствовании Петра I существует сразу три флага: белый с синим поперечным крестом (Андреевский) – для военного флота, бело-сине-красный – для торгового флота, черно-желто-белый – государственный флаг Российской империи.

(Демонстрация слайда № 17)

После cмepти Петра бело-сине-красным и черно-желто-белым флагом разразилась настоящая борьба. В 1858 году Александр II официально утверждает черно-желто-белый флаг в качестве государственного. Бело-сине-красные флаги в дни государственных торжеств разрешено было поднимать над частными постройками, а над правительственными учреждениями реял черно-желто-белый флаг. Лишь на море господствует бело-сине-красные цвета, под которыми по-прежнему ходят российские торговые корабли. Так у России оказалось 2 флага.

Учитель: С момента установления советской власти сменился не только герб, но и флаг. Теперь он стал красным и на нем помещался серп и молот, такие же как и на гербе.

(Демонстрация слайда №18 )

Очередная неопределенность с этим государственным символом возникла в 2000 году и была связана со спорами вокруг красного советского флага.

(Демонстрация слайда № 19)

Спустя 74 года бело-сине-красные цвета вернулись на российский флаг. В XXI век Россия вступила уже с бело-сине-красным флагом. Решение о принятии этого флага было принято первым Президентом России Борисом Николаевичем Ельциным. Знаменем вооруженных сил России стало красное знамя. Именно с таким флагом связаны славные страницы истории нашей Родины. В трудные минуты Великой Отечественной войны наши солдаты шли в бой за Отечество под красными знаменами.
В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный договор, начала войну против советского народа. В течении долгих четырех лет наши люди мужественно сражались с врагом. В тяжелой борьбе они освободили свою родину от захватчиков. В день капитуляции Берлина, 20 апреля 1945 года, на купол рейхстага было поднято красное знамя Советской армии. Это событие известило весь мир о величайшей победе советской армии – окончательном разгроме гитлеровской армии. 20 июня 1945 года это знамя с воинскими почестями было перевезено в Москву для участия в параде Победы на Красной площади.

(Демонстрация слайда № 20)

Кроме этого свидетельством разгрома фашистской Германии стала груда немецких знамен, брошенных советскими солдатами к подножию Мавзолея.

(Демонстрация слайда № 21 )

В наши дни знамя Победы – это символ памяти, благодарности и уважения к людям, завоевавшим очень дорогой ценой мирную жизнь для всех нас. Мы свято храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах Великой Отечественной Войны, партизан в тылу врага. Мы должны помнить и о трудовых подвигах тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших военную технику, оружие, танки, самолёты, снаряды. Мы помним и о тех лишениях и страданиях, которые пришлось пережить людям в годы войны.

Сообщение учащегося: В день Победы и в День защитника Отечества можно увидеть Знамя можно увидеть Знамя Победы во время праздничного парада в Москве на Красной площади в момент возложения цветов и венков к могиле Неизвестного солдата. Стоит задуматься, что означала и означает для воина знамя его части, а для гражданина – национальный или государственный флаг. Какой же магической силой должны обладать эти цветные полотнища, если, защищая их, люди не колeблясь отдавали свои жизни.

Учитель: Бережное отношение к флагу свидетельствует об уважении к своему прошлому, у труду и таланту многих поколений соотечественников, у тому, что именуется емким словом Родина.

Далее учащиеся знакомятся с пословицами и поговорками о Родине.

(Демонстрация слайдов № 23–24)

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, что значит любить Родину?

(Выслушиваются ответы учащихся)

– Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.

Литература:

1. Амусина Л.М. Славься, Отечество! – // газета «Последний звонок», № 4, 2006 г., с.6.

2.Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.

3. Завальный А.Н., Зинченко В.Н., Мокрый В.С. Государственные символы Самарской Области. – Самара, Изд. Дом «Агни», 1999 г.

4. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX–XVI вв.. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.

5. Школьная энциклопедия «Руссика». История России.XVII–XVII вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.

6.Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX век– М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 554 с.

7. Я иду на урок в начальную школу. История. – Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000 г.

8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И.– Внеклассные мероприятия.3-й класс. 2-е изд.– М.: ВАКО,2005. –298 с. (серия «Мозаика детского отдыха»).

Приложение


Проект урока "Социально-экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике")


    Проект урока "Социально-экономическое развитие России в XVII в." ("Новые явления в экономике")

      В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности. ...

06 12 2022 19:30:12

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия


    Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

      На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...

05 12 2022 13:37:53

Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе


    Права ребенка и их исполнение в Краснощековском районе

      Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....

04 12 2022 19:52:12

Нашествие с Востока


    Нашествие с Востока

      Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...

03 12 2022 7:48:46

"Демография современной России". 11-й класс


    "Демография современной России". 11-й класс

      Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....

02 12 2022 22:49:10

Гражданско-правовое воспитание в преподавании общественных дисциплин


    Гражданско-правовое воспитание в преподавании общественных дисциплин

      В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....

01 12 2022 2:51:33

Роль государства в экономике


    Роль государства в экономике

      Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....

30 11 2022 7:37:11

Начало реформации в Германии


    Начало реформации в Германии

      Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....

29 11 2022 16:23:51

Петр I. Россия на рубеже веков. 7-й класс


    Петр I. Россия на рубеже веков. 7-й класс

      Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....

28 11 2022 20:30:18

"Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков)


    "Гениальный предок гениального поэта" (А.П. Ганнибал в благодарной памяти потомков)

      Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....

27 11 2022 21:40:14

Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный"


    Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный"

      Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....

26 11 2022 19:35:14

Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"


    Внеклассное интегрированное занятие (история + информатика) "Наши соседи"

      Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....

25 11 2022 19:11:10

Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа


    Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа

      Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....

24 11 2022 21:44:46

Правовая игра "Мой взгляд" для учащихся 8–9-х классов


    Правовая игра "Мой взгляд" для учащихся 8–9-х классов

      Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....

23 11 2022 9:39:33

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"


    "Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

      Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

22 11 2022 13:34:40

Нашествие. Угроза с Запада


    Нашествие. Угроза с Запада

      Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....

21 11 2022 20:38:58

Государственные преобразования Петра I, 7-й класс


    Государственные преобразования Петра I, 7-й класс

      Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....

20 11 2022 20:37:15

Внеклассное мероприятие по обществознанию. 6-й класс


    Внеклассное мероприятие по обществознанию. 6-й класс

      Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....

19 11 2022 12:45:34

"Воинский долг"


    "Воинский долг"

      Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....

18 11 2022 5:28:22

Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)


    Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)

      Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....

17 11 2022 4:13:19

Урок обществознания по теме "Что такое доброта?". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Что такое доброта?". 6-й класс

      Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....

16 11 2022 20:18:52

Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн


    Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн

      Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....

15 11 2022 18:35:53

Гражданское общество – основа демократического правового государства?


    Гражданское общество  – основа демократического правового государства?

      Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....

14 11 2022 10:55:41

Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"


    Урок истории в 5-м классе "Древнеегипетское общество"

      На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...

13 11 2022 18:41:23

Наскальные рисунки северной части Верхнего Приамурья


    Наскальные рисунки северной части Верхнего Приамурья

      В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии. ...

12 11 2022 7:33:30

Россия в Первой мировой войне


    Россия в Первой мировой войне

      Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....

11 11 2022 8:50:58

Восточные славяне


    Восточные славяне

      Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....

10 11 2022 2:26:12

Гражданин


    Гражданин

      Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....

09 11 2022 10:53:29

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

08 11 2022 22:44:52

Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)


    Урок по истории "Крестовые походы" (проблемно-диалогическая технология)

      Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов. ...

07 11 2022 19:37:22

Знакомство с делопроизводством "Без бумажки мы — букашки?". Урок-презентация


    Знакомство с делопроизводством "Без бумажки мы — букашки?". Урок-презентация

      Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....

06 11 2022 19:17:31

Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"


    Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"

      Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....

05 11 2022 12:58:43

Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории


    Использование наглядности и ИКТ в работе с терминами на уроках истории

      В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....

04 11 2022 3:22:37

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания


    Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания

      В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....

03 11 2022 4:28:25

Механизм защиты прав потребителей


    Механизм защиты прав потребителей

      Цель урока: выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета-инструкции; формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей. ...

02 11 2022 22:26:10

Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага"


    Урок – игровое занятие "Заседание редакции исторической газеты" на тему "Нацистский «новый» порядок. Борьба в тылу врага"

      Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....

01 11 2022 12:22:26

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания


    Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

      При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....

31 10 2022 22:33:37

Гуситское движение в Чехии


    Гуситское движение в Чехии

      Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....

30 10 2022 4:52:55

Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "История села Кузайкино в годы Великой Отечественной войны"

      Интегрированный урок истории и литературы предназначен для учащихся 9–11-х классов. Создан на основе изучения материалов школьного историко-краеведческого музея и поисковой работы учащихся. Включает рассказ об односельчанах – участниках Великой Отечественной войны, об их фронтовой судьбе, о жизни села в годы войны, о детях войны, условиях учебы, об учителях....

29 10 2022 1:51:52

Умники и умницы


    Умники и умницы

      Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....

28 10 2022 1:12:27

Монгольское нашествие на Русь (6-й класс)


    Монгольское нашествие на Русь (6-й класс)

      Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы. ...

27 10 2022 7:58:36

Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"


    Урок изучения нового материала "Внук Петра и императрицы Фике: кому царствовать на Руси?"

      Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...

26 10 2022 16:11:21

Урок истории в 9-м классе по теме "Реформы Столыпина: «тихая революция»"


    Урок истории в 9-м классе по теме "Реформы Столыпина: «тихая революция»"

      Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....

25 10 2022 14:22:17

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

      Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

24 10 2022 1:10:27

Бородинская битва. 8-й класс


    Бородинская битва. 8-й класс

      Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....

23 10 2022 22:21:14

Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс


    Поэма Н.А. Некрасова "Русские женщины". Княгиня Трубецкая (интегрированный урок литературы, истории). 7-й класс

      Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...

22 10 2022 1:14:19

Урок- путешествие "Великая сибирячка"


    Урок- путешествие "Великая сибирячка"

      Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....

21 10 2022 2:43:17

Урок истории по теме "Католическая церковь. Крестовые походы". 6-й класс


    Урок истории по теме "Католическая церковь. Крестовые походы". 6-й класс

      Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....

20 10 2022 2:32:45

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"


    Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

      Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

19 10 2022 18:45:58

Организация самостоятельной работы учащихся на первом концентре исторического образования


    Организация самостоятельной работы учащихся на первом концентре исторического образования

      Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...

18 10 2022 12:53:48

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::