Вероучение в мировых религиях
Цели и задачи:
- Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.
- Сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных конфессий.
- Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию.
- Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.
- Продолжить формировать умение ребят работать в группах.
Необходимые ресурсы, материалы:
1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); Power Paint.
2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
3. Материалы: мультимедийные презентации учителя и учеников.
Структура урока:
Этапы |
Формы и методы |
Время |
Подготовительный. | Подготовка учащимися сообщений и мултимедийных презентаций по теме: «Мировые религии». | Дополнительно дома. |
Введение. | Постановка целей и задач урока. Вводное слово учителя. |
1–2 мин. 3 мин. |
Основная часть: 1 этап. Повторение изученного материала |
Работа учащихся по вопросам с показом слайдов. | 5 мин. |
2 этап. Изучение материалов урока. | Выступление учащихся с выбранными сообщениями с показом презентаций. Работа класса над заполнением таблицы. | 15 мин. |
3 этап. Групповая работа с документами. | Работа с документами в группах сопровождаемая ответами на поставленные вопросы. | 7–10 мин. |
4 этап. Обобщение и закрепление. | Ответы на обобщающие вопросы. | 3 мин. |
Заключение. | Подведение итогов. Выводы. | 2 мин. |
Вопросы урока:
1. Что такое религия?
2. Какую роль и функции она выполняет?
3. Какие виды религий известны человечеству?
4. Что такое МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ?
5. Какие права и свободы, в области религиозных
мировоззрений гарантированы гражданам
демократических государств?
Основные понятия: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, Библия, Коран, иконы, другие предметы религиозных культов, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.
ХОД УРОКА
I. Введение
1. Учитель поясняет цели, задачи урока, ставит основные вопросы урока.
Слайды №1, 2 Презентации.
2. Вводное слово учителя.
РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня,
предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а
также соответствующее поведение и специфические
действия (культ), основана на вере в
существование бога или богов,
сверхъестественного. Исторические формы
развития религии: племенные,
национально-государственные (этнические),
мировые (буддизм, христианство, ислам).
Происхождение этого слова связывают с латинским
глаголом «относиться с уважением», а по другой
версии «связывать» (небо и землю, божество и
человека… Рассказ о роли религии.
Слайды № 3, 4.
II. Основная часть
1. Этап. Повторение изученного.
Вопросы для учащихся сопровождаются картинками на слайдах.
- Какие основные функции имеет религия?
- На какие виды подразделяются религии?
- Глядя на слайды определите о каких религиях идёт речь?
Слайды № 5. 6, 7.
Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употрeбллять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)
Слайды № 8, 9.
(от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)
Слайд № 10, 11.
(от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. ( АНИМИЗМ)
- Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?
- Что вам известно о религиях в современном мире?
2 этап. Изучение материалов урока.
Слово предоставляется группам экспертов
учащихся, подготовивших сообщения о мировых
религиях.
Каждая из групп показывает свою слайдовую
презентацию.
См. варианты презентаций учащихся Буддизм,
Христианство, Ислам.
По ходу сообщений класс заносит необходимую
информацию в информационную таблицу, которая
остаётся у учеников и вклеивается в рабочую
тетрадь.
(см. Приложение 1, таблица
1, распечатывается заранее и раздаётся уч-ся).
3 этап. Работа с документами
Класс делится на группы для изучения
отрывков из источников мировых религий: Корана,
Библии, наставлений Будды.
(См. Приложение 2, Приложение 3, Приложение
4.) Далее предлагается обобщить только что
полученнуюинформацию по вопросам, предложенным
к документам.
Изучение документов проходит под духовную
музыку русских композиторов.
Пояснения к отрывку из Библии:
Слово – ЛОГОС (греч. logos), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Геpaклитом : логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме — эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы.
4 этап: Закрепление и обобщение:
После изучения документов класс отвечает на вопросы:
1. Почему данные религии названы мировыми?
2. К какому виду и типу можно отнести каждую из
мировых религий?
3. Какие общие черты можно выделить у
рассмотренных религий?
4. Каковы между ними различия?
5. Что такое « свобода совести», что она означает
для граждан демократических государств?
III. Заключение
Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу повопросам:
– Что нового о религии Вы сегодня узнали на
уроке?
– Какие выводы о роли религии в жизни человека
можно сделать?
Домашнее задание: параграф 20, вопросы и задания.
Приложения:
1. Таблица №1(заполняется учащимися в ходе
изучения материала).
2. Евангелие от Иоанна. Евангелие от Матфея
(отрывки).
3. Коран (отрывки).
4.«Дхаммапада» (Ранний буддистский источник) –
Vв.до н.э (отрывок).
5. Дополнительные материалы для учащихся (Приложение 5)
Список использованной литературы:
1. Энциклопедия для детей. Том
6.Религии мира. Часть 1–2. М. «Аванта +»,1996 г.
2. Большая энциклопедия Кирилла и
Мефодия. www.KM.ru
3. А. Мень. История религии
4. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова.
Обществознание. 9 класс. М., 2004 г.
Адреса в Интернет:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. www.KM.ru
- www.glossary.ru
- www.religion.h16.ru
- www.cale.ru
- ru.wikipedia.org.
- shool.iot.ru
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
29 06 2022 5:22:29
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
28 06 2022 12:49:51
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
27 06 2022 21:27:33
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
26 06 2022 20:23:50
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
25 06 2022 14:18:42
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи.
...
24 06 2022 16:35:38
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
23 06 2022 16:46:10
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
22 06 2022 20:44:14
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
21 06 2022 22:17:55
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
20 06 2022 0:58:11
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
19 06 2022 16:57:15
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
18 06 2022 12:52:40
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
17 06 2022 5:32:22
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
16 06 2022 12:44:59
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
15 06 2022 16:44:38
Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....
14 06 2022 15:32:39
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
13 06 2022 22:22:25
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
12 06 2022 23:22:35
Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с расцветом архитектуры, скульптуры и живописи, рассматривая подробно два важнейших стиля средневекового искусства – романский и готический. Материал урока показывает тесную связь расцвета архитектуры и искусства с развитием религиозного чувства и усилением церкви. ...
11 06 2022 12:42:14
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
10 06 2022 12:19:22
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
09 06 2022 23:57:16
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
08 06 2022 21:21:11
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
07 06 2022 11:43:49
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
06 06 2022 5:26:56
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока.
Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
05 06 2022 12:19:54
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
04 06 2022 10:19:18
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
03 06 2022 17:59:14
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
02 06 2022 9:56:15
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения.
...
01 06 2022 20:50:55
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
31 05 2022 18:59:33
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
30 05 2022 16:49:15
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
29 05 2022 16:55:19
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка.
...
28 05 2022 0:42:54
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом.
...
27 05 2022 10:15:45
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
26 05 2022 4:58:25
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
25 05 2022 3:19:19
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
24 05 2022 3:57:24
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
23 05 2022 6:31:43
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
22 05 2022 15:16:43
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма).
Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы.
Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса.
...
21 05 2022 0:39:42
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
20 05 2022 22:36:51
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
19 05 2022 16:59:38
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
18 05 2022 9:29:35
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села.
...
17 05 2022 13:33:39
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
16 05 2022 19:27:47
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
15 05 2022 22:51:52
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
14 05 2022 17:54:42
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История».
...
13 05 2022 21:37:26
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
12 05 2022 18:41:20
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
11 05 2022 18:16:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::