Современные методики в преподавании экономики
В настоящих условиях возрастает роль
экономических знаний, связанных с
реализацией профессиональных интересов.
В современной школе существует достаточное
разнообразие форм и направлений
образовательной и воспитательной работы с
учащимися. Некоторые из них являются обобщением
накопленного, в течение многих лет, опыта, другие
– попытками заглянуть в будущее. Интересы
наших воспитанников сегодня необыкновенно
разнообразны и затрагивают нередко сферу
рыночных отношений, предпринимательства.
Новые формы работы с подростками,
старшеклассниками должны предоставлять им уже
сейчас возможность почувствовать себя
экономически грамотными хозяевами и даже
собственниками. Ведь именно от современных
школьников будет зависеть будущее нашей страны.
Деловому, цивилизованному человеку в равной
степени нужно быть честным и порядочным,
способным к общению и образованным
экономически. Возможно тогда из нашей жизни и
лексикона постепенно исчезнут понятия
«черный рынок», «теневая экономика».
Обсудив на педагогическом совете Постановление
Правительством РФ 09.06.2003 г. «О проведении
эксперимента по введению профильного обучения
учащихся в образовательных учреждениях»
коллективом нашей школы № 1411 с углублённым
изучением иностранных языков были найдены
несколько направлений по реализации
поставленных задач. Был заключен договор с МГТУ
им. Н.Э.Баумана, по которому наши ученики
принимают участие в олимпиадах и конкурсах,
проводимых университетом, а учителя – повышают
квалификацию на специально организованных для
них курсах. В рамках углубления экономических
знаний школой был заключен договор с ГУ ВШЭ о
тестировании учащихся старшей школы, участии в
олимпиадах. Преподаватели ГУ ВШЭ проводят
занятия для учеников 8–11-х классов. Учителя
проходят курсы повышения квалификации в этом
ВУЗе.
Классно-урочная система не дает широкой
возможности закрепить полученные
дополнительные знания. В школе с углубленным
изучением иностранных языков нет лишних учебных
часов. Экономическая игра показалась нам
наиболее интересной формой реализации
экономического образования. При разработке
методики Экономической игры мы получили
дополнительное образование на курсах ГУ ВШЭ,
Фонда правовых реформ. Были изучены следующие
пособия: “Economics in action”, «Мировая география для
средних классов. Экономические аспекты»
Международного Центра экономического и бизнес
образования, «Прикладная экономика.
Моделирование Экономики и Менеджмента»,
Управление личными финансами (MMBIZ: my money business) Junior
Achievement of Russia? «Экономика и право» Фонда правовых
реформ.
При крайне ограниченном рынке экономических
пособий по внеурочной деятельности нам
хотелось бы поделиться некоторым опытом
проведения школьной кампании Экономическая
игра.
В экономической игре были поставлены задачи:
приобретение пpaктических навыков,
организаторских навыков, преодоление
психологического барьера для принятия
экономических решений, Таким образом,
экономическое образование и воспитание прочно
переплетаются между собой.
Целью игры является освоение учащимися 10–11-х классов основных категорий рыночной экономики, формирования навыков принятия решений, бизнес-планирования, развитие навыков делового общения. Целью производственного этапа является получение прибыли. Целью аналитического этапа является составление отчета по деятельности фирмы и перспективы дальнейшего развития.
Правила игры.
1. В игре участвуют следующие экономические институты:
- Фирмы (товарищества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы) – учащиеся.
- Индивидуальные предприниматели – учащиеся.
- Мэрия — орган управления игрой, ответственный за проведение регистрации фирм и индивидуальных предпринимателей. Мэр – директор школы.
- Экспертная служба — отдел мэрии, оказывающий консультационные услуги (на первом этапе игры — бесплатно). Консультанты – учитель географии и экономики, учитель права и обществознания.
- Банк — орган, открывающий расчетные счета фирмам и индивидуальным предпринимателям, ведущий все движение денежных средств участников игры. Управляющий банком – заместитель директора.
- Пресс-центр — отдел мэрии, оказывающий на платной основе услуги фирмам по рекламе (печатной), выпускающий Информационный бюллетень игры – редакция школьной газеты «Школьная газеты».
2. В Игре вводится условная денежная единица SСНООL (скул). Каждый ученик имеет стартовый капитал – 1000 скул и может по-разному ими распорядиться:
- Начать деятельность индивидуального предпринимателя.
- Войти в товарищество с ограниченной ответственностью.
- Организовать общество с ограниченной ответственностью.
Каждый учитель имеет 5000 скул для покупки услуги, а так же пакет бланков договоров по предоставлению услуг.
Все расчеты — безналичные, с помощью чеков.
3. Фирмы создаются на базе 9–11-х
классов. 9-е классы имеют право только на оказание
рекламных услуг.
4. Начальный капитал формируется за счет
кредита, полученного предпринимателями от Мэрии.
Мэрия имеет электронный виртуальный банк.
5. При регистрации фирма или
индивидуальный предприниматель покупает патент
на выбранный вид деятельности.
ХОД ИГРЫ
Игра проводится в пять этапов: (Приложение 1)
1. Организационный этап — регистрация фирм, открытие счетов в банке, бизнес-планирование, заключение договоров аренды помещений и имущества.
Так как начало бизнеса требует тщательного планирования и сотрудничества в достижении поставленных целей, на первом же организационном собрании учащиеся знакомятся с обязанностями служащих и руководства кампании, обсуждают устав. Путем тайного голосования проводятся выборы на следующие должности управляющих:
- президент, который руководит всей деятельностью;
- вице-президент по финансам, который ведет финансовый учет и отчетность по затратам и прибыли;
- вице-президент по производству готовит персонал к производственному процессу, планирует и управляет технологическим процессом и отвечает за качество продукции;
- вице-президент по маркетингу, который занимается рекламой и торговлей;
Выбор названия фирмы
На собраниях фирм производится обсуждение названия фирм. Выбор названия фирмы осуществляется по четырем принципам:
1. Ваше имя или имя и фамилия.
2. Описательное название.
3. Географическое название.
4. Сокращенное или придуманное название.
План действий фирмы
Далее фирма принимает план действий.
1. Выбрать форму предпринимательской
деятельности.
2. Провести исследованиё рынка.
3. Составить бизнес-план.
4. Зарегистрировать фирму.
5. Открыть расчетный счет в банке (получить
чековую книжку)
6. Выплатить пошлину за регистрацию фирмы (по
чеку)
7. Начать деятельность по производству товара
(услуги).
8. По окончании деятельности фирмы подсчитать
прибыль, выплатить налог на прибыль
9. Провести анализ деятельности. На основе
анализа сделать выводы
о перспективе развития предприятия.
2. Основной этап. Производственно-коммерческая деятельность.
Далее следует этап аргументированного выбора продукции. Так как участники школьной кампании уже подготовили разнообразные предложения по производству товаров или предоставлению услуг вполне определенных, необходимо провести комплексное исследование конкретных рынков и основных качеств товаров и определить их соответствие. По результатам обсуждения наиболее перспективным и реально выполненным ребята посчитали наиболее прибыльным для себя и полезным для школы следующие направления: внеклассная работа, Благоустройство школы, создание электронных продуктов, оформительские услуги, рекламно-информационные услуги, спортивно-оздоровительная деятельность (приложение 1)
Анализ деятельности
Исходя из таблицы (Приложение 1) видно, как распределилось предложение услуг. Наибольшая конкуренция оказалась в сфере внеклассной деятельности, деятельности по благоустройству школы, оформительских услуг, созданию электронных продуктов. Менее занятыми оказались направления спортивно-оздоровительной деятельности и рекламно-информационные услуги.
В процессе производства фирмами, товариществами, а так же индивидуальными предпринимателями проводится основная деятельность по предоставлению услуг. Работа «кипит» на школьном дворе, в школьных коридорах, в классах. На перемене радиоузел сообщает новости Экономической игры. Банк выдает необходимые кредиты, мэр – лицензии на дополнительные виды деятельности, которые фирма посчитала необходимым добавить в свою «копилку» услуг. Разворачивается рекламная компания по предложению услуг разных фирм. Кто лучше? Кто быстрее?
В процессе игры возникают экономические
споры, которые разрешают координаторы игры или
арбитражный суд (родители, приглашенные для
консультации и имеющие специальность,
позволяющую решить спор). Особенно много
претензий возникает по защите авторских прав на
услугу.
Бухгалтер фирмы занимается подсчетом прибыли и
координирует вместе с президентом дальнейшую
стратегию фирмы. Особенно ребятам удается работа
с младшими классами на перемене. Это игры,
конкурсы, придуманные ребятами. Интересный
продукт в процессе игры получила фирма «Контакт»
– ученики младшей школы научились сами
выпускать газету для начальной школы. Необычайно
преобразились зеленые уголки в классах,
обновились компьютерные базы данных во многих
кабинетах. А как интересно проведена реклама
школьных обедов! Доказана необходимость
здорового питания. Школьное телевидение
получило интересный фильм – «Экономическая
игра».
3. Этап подведения итогов
Подведение итогов работы внутри фирм, расчет зарплаты сотрудникам, выплата налогов/
Начинается комплексная проверка и
оценка работы каждой группы служащих, для чего
каждый из заместителей руководителя оформляет
отчет для итогового заседания фирмы.
Особый интерес, конечно, представляет финансовый
отчет, счет прибылей и убытков.
Все служащие получают в итоге небольшую заработную плату, пропорциональную вкладу в работу школьной компании
4. Отчетный этап.
Отчет по деятельности фирмы и перспектив развития предприятия координатором игры.
5. Награждение победителей по итогам игры.
Подведение итогов выявило победителей игры в номинациях:
- Лучший руководитель фирмы.
- Лучший работник.
- Лучший рекламный агент.
- Лучший индивидуальный предприниматель.
- Лучшая фирма.
Умение правильно оформить банковские счета, выплатить налоги , аренду, правильно распределить прибыль оказалось самым трудным делом. Лучшая фирма – ООО «Лидер».
Школа, в ходе игры, получила неоценимую помощь:
– в проведении классных часов;
– в подготовке компьютерных презентаций по предметам;
– уборке территории и помещений;
– в оживлении деятельности школьной газеты и ТВ;
– по уходу за зеленым садом;
– в обучении репортерскому делу учеников начальной школы.
Школьная кампания «Экономическая игра» дала возможность выявить способность учащихся 9–11 классов к предпринимательской деятельности. Ярко проявились полученные при прохождении программы экономические знания и знания права. Оформились общие представления об аренде, налогах, рекламной деятельности, заключении договоров. Учащиеся получили возможность рассчитывать последствия каждого предпринятого шага. Будучи учредителями фирм, ученики вели переговоры с «потребителями» продукции их фирм. Игра была максимально приближена к реальной жизни.
Сроки проведения игры 4 недели:
- 1-я неделя — Торжественное открытие игры (Мэр). Создание и регистрация предприятий.
- 2-я – 3-я неделя — производственно-коммерческая деятельность.
- 4-я неделя — подведение итогов работы фирм. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Победители Игры получили ценные подарки и бесценный опыт по организации предпринимательской деятельности. Часть учащихся приняло решение о поступлении в экономические ВУЗы, стали призерами окружных и городских олимпиад по экономике.
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
24 09 2023 3:15:50
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
23 09 2023 22:14:13
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
22 09 2023 11:53:56
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
21 09 2023 0:43:58
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
20 09 2023 16:42:51
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России.
...
19 09 2023 20:28:48
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
18 09 2023 6:35:17
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
17 09 2023 17:49:22
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
16 09 2023 4:29:49
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
15 09 2023 11:26:59
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
14 09 2023 10:51:15
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
13 09 2023 11:51:56
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
12 09 2023 8:52:56
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
11 09 2023 5:51:38
Данная работа является обобщающим уроком по истории в 4-м классе
(автор учебника Ворожейкина Н.И.) Урок относится к теме "Россия
сегодня". В ходе урока учащиеся обобщают знания о современной России
- ее территории, населении, природных богатствах, столице, символике
страны и родного края....
10 09 2023 15:57:42
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
09 09 2023 5:39:31
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
08 09 2023 14:26:54
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
07 09 2023 18:38:26
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду.
...
06 09 2023 5:10:50
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
05 09 2023 22:29:39
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы.
...
04 09 2023 17:14:37
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
03 09 2023 5:41:10
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
02 09 2023 7:32:34
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории.
...
01 09 2023 12:51:41
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
31 08 2023 14:33:57
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
30 08 2023 12:11:12
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
29 08 2023 9:38:26

В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
28 08 2023 6:58:56

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
27 08 2023 23:22:33
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
26 08 2023 9:39:45
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
25 08 2023 15:38:20
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
...
24 08 2023 12:21:57
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры.
...
23 08 2023 14:19:41
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
22 08 2023 20:14:34

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
21 08 2023 19:55:50

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
20 08 2023 3:44:12
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
19 08 2023 8:45:42
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
18 08 2023 12:46:34
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
17 08 2023 6:44:15
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
16 08 2023 9:52:42
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
15 08 2023 3:28:37

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
14 08 2023 2:10:43
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
13 08 2023 4:22:56
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных
возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как
лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний
обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
12 08 2023 12:22:35

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
11 08 2023 1:33:27
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
10 08 2023 8:17:14
Исследовательская работа в группах позволила учащимся 10-го класса выявить молодежные неформальные организации в городе, встретиться с их лидерами и участниками, узнать причины их появления, определить собственную позицию по отношению к существующей молодежной субкультуре не только в России, но и собственном городе....
09 08 2023 8:13:25
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
08 08 2023 16:13:48
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу.
...
07 08 2023 10:26:14
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН).
...
06 08 2023 21:13:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::