Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"


    Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

Пояснительная записка

Программа элективного курса ориентирована на расширение знания уащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую, хотя и слабо изученную историю.
Обучение содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты.

Целью данного курса является более детальное и расширенное изучение истории Альметьевска и Альметьевского района –  крупнейшего региона Республики Татарстан. Изучение данного курса основано на изучении курса «История татарского народа и Татарстана».

В базовом курсе истории мало места уделяется Альметьевскому региону, поэтому, осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые:

1) необходимы учащимся для познавательной деятельности: – о древном населении региона ,его этническом составе ,культурном развитии ,о годах коллективизации,о нефтяных фонтанах,о сегодняшних достижениях альметьевцев, и.т.д.;
2) способствуют более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы.

Основные задачи этого курса:

  • расширить и углубить знания учащихся о своем родном крае;
  • воспитать устойчивый интерес  изучению истории Родного края;
  • научить определять и объяснять свое отношение, давать оценку к наиболее значимым событиям и личностям;
  • организовать сбор материалов, рассказывающих об истории, культуре, природе края для пополнения фондов городского и школьного музеев;
  • участвовать в археологических раскопках, узнать азы археологии.

Основные виды деятельности и методы, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей

1. Проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссий, в большинстве случаев не предполагающих однозначных ответов.
2. Семинарские занятия, лекции.
3. Анализ биографий исторических деятелей.
4. Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.
5. Работа с дополнительной литературой,с источниками.
6. Работа с дидактическим материалом (таблицами, картами, схемами).
7. Тестирование.
8. Пpaктические работы, в том числе и на компьютере.
9. Экскурсии.
10. Интеpaктивность.

Программа рассчитана на 17–24 часа в 9 классе.

Учебно-тематический план:

I  Глава: Древняя и средневековая история края

1. Эпоха камня 1 час
2. Эпоха бронзы 1 час
3. Эпоха железа 1 час
4. Средние века. 1 час

II Глава. Наш край в составе Российского государства

1. Закамская засечная черта 1 час
2. Основание деревни Альметьево 1 час
3. Наш край в новое время
а) XVIII век –  время больших перемен 1 час
б) XIX век. Начало XX века 1 час

III. Глава. Наш край после революции 1917 г

а) Революция 1917 и гражданская война 1 час
б) Война 1941–1945 гг. 1 час

IV. Глава. Открытие Ромашкинского месторождения

1. Экскурсия в Краеведческий музей города Альметьевска 1 час
2. Музей имени Ризы Фахретдина при гимназии №1 1час
3. Экскурсия по городу 2 часа
4. В гостях в Альметьевском Драматическом театре 1час.
5. Лагерь юных археологов «Алтын чишма». 1 час

Содержание программы

I глава: Древяя и средневековая история края

Введение.
.– история исследования памятников археологии на территории Альметьевского района. Дербеденский клад.
– научное обследование края начиная с 60-х годов
– с 1994 г. Археологическая экспедиция АН РТ под руководством Е. П. Казакова в селище «Шихан» –  впервые в  истории района

1. Эпоха камня
– первые люди на территории восточного Закамья – 100 тыс. лет назад
– Красная Глинка

2. Эпоха бронзы
– у деревни ЗайЧишма – поселение эпохи бронзы. Орудия труда из кости. Верхнеакташский могильник.

3. Эпоха железа
Ананьинская археологическая культура. Глиняная посуда. Районный поселок Нижняя Мактама. Сосуды из кургана.

4. Средние века.
Именьковская культура – в бассейнах рек Шешма,Ик,Зай,Кама обнаружено более 50 селищ и городищ. Селище «Шихан»  – раскопки:оседлое население. ВолжскаяБулгария. Орудия труда: серп, украшения – кольца, браслеты .и т.д.

II глава. Наш край в составе Российского государства

1. Закамская засечная черта.

В 1651 году царская администрация принимает решение о строительстве Закамской засечной черты. Оборонительные рубежи протяжённостью 250 километров строились в с 1652 по 1657 годы Они прошли и через территорию нашего района у д. Ромашкино. Насильственная христианизация, усиление гнета по отношению к некрещеному населению приводит к бегству населения в восточные районы и постоянным восстаниям и нападениям на правительственные войска. Образуются первые населенные пункты на территории края.

2. Основание деревни Альметьево.

Первые переселенцы на территорию края по данным ревизских материалов были первопереселенцы в дд. Шарлама, Новое Надырово на р. Урсала, Надырово на р. Сок, кама-Исмагилово, Миннибаево, Кичучатово и Альметьево были выходцами из Казанского уезда, в основном из Арской «даруги».
Село Альметьево было основано Альмет муллой Сеитовым  в1720 г.

3.  Наш край в новое время.

а) XVIII век – время больших перемен маршруты «Академических экспедиций».
Крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Юго-восточное Закамье оказалось в эпицентре событий первого этапа восстания (сентябрь 1773
– апрель 1774). Введение кантонной системы управления.

б) Наш край в XIX – начале XX века. Открытая по приказы Оренбургского военного губернатора от 29 ноября 1831 г., альметьевская ярмарка стала одним из главных центром сбыта хлеба в регионе. Альметьевская волость как территориальная единица была создана в 1867 году. В состав волости были включены дд. Альметьево, Абдрахманово, Бигашево, Верхняя и Нижняя Мактама, Кульшарипово. В 1907г. альметьевский мулла Хади Атласи стал депутатом 2-й Государственной Думы, где был активным члeном мусульманской трудовой фpaкции.

III глава. Наш край после революции 1917 г.

1. Революция 1917г. и гражданская война. Через село Альметьево проходили и войска белочехов и колчаковская армия, В 1920 г, в феврале началось «вилочное восстание».
Засуха 1921 года. – голод. 1930 – село Альметьево стало районным центром. Жители села Альметьево объединились в колхоз имени «Сталин № 1».

2. Война 1941–1945 гг. Война и сейчас еще жива в памяти наших людей. С территории нашего района на фронт ушли 18,5 тыс. человек (почти каждый второй) и 8509 человек не вернулось. За боевые подвиги 6665 человек награждены орденами и медалями. Было очень много эвакуировано в наш район (1320 человек взрослых и 2035 детей), они были распределены по колхозам. Именно в лихие военные годы на нашей территории были открыты первые запасы нефти. В Шугурах впервые забил фонтан с «черным золотом».

IV глава. Открытие Ромашкинского месторождения. Начало истории города

1. В 1948 г. было открыто одно из крупнейших в мире (входит в десятку крупнейших) Ромашкинское месторождение. Начинается новая страница истории нашего края. К юго-западу от села Альметьевск возник рабочий поселок. Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 3 ноября 1953 года рабочий поселок Альметьево преобразован в город Альметьевск. Крупнейшая нефтяная компания России ОАО «Татнефть», расположенная в нашем городе, вносит огромный вклад в развитие экономики и социальной жизни не только нашего региона, но и республики в целом.
Альметьевск принадлежит к поколению молодых городов Татарстана в2007 ему исполнилось 54 года.

2. Экскурсия в Краеведческий музей города Альметьевска.

Ознакомление учащихся с экспонатами музея.
Подверждение своих знаний.

3. Музей имени Ризы Фахретдина при гимназии № 1.

Историко-краеведческий музей гимназии № 1 имениРизаэтдина Фахретдина г. Альметьевска был открыт 22.01.1999 г.

Тематика и основные разделы экспозиции

I. Стенд посвящен жизнедеятельности Р. Фахретдина.

– биография, семья, творчество.
– Фатих Карими:семья,творчество,книги.
– учёные занимающиеся торчеством Р. Фахретдина.
– "Дерево жизни" Р. Фахретдина.

II. Об истории создания Татарской гимназии

– первые учителя и ученики....
– открытие нового здания...
– традиции гимназии...

III. Нефтяникам нашего района.

– "Татнефть", "ТАТЕХ», книги.

IV. Коллекция минералов из Казахстана.

V. Этнография. Предметы быта татар

VI. Об истории города Альметьевска.

VII. История создания Альметьевского Драматического театра.

VIII. О просветителях – наших земляках.

Х. Археология. Предметы быта, карты...

ХI. Макет татарской избы со всеми принадлежностями.

ХII. Коллекция монет.

4. Экскурсия по городу.

Альметьевск – центр Альметьевского района Республики Татарстан. Расположен на юго-востоке республики в среднем течении реки Степной Зай. Четвертый по численности населения город республики. Территория города около 41 квадратного километра. Город многонационален, в нем проживает более 60 национальностей. К числу основных национальностей относятся татары, русские, чуваши и мордва.
Маршрут по городу  – Парк культуры и отдыха им. Горького, АГНИ,Молодёжный центр, Дворец спорта «Юбилейный» и. т. д.

5. В гостях в Альметьевском Драматического театре.

Ознакомление учеников с историей театра. Экскурсия в театр.

6. Лагерь юных археологов «Алтын чишма».

«Алтын чишмэ» организуется для обеспечения содержательного досуга школьников в период летних каникул. В течении пяти лет на базе пришкольного лагеря при татарской гимназии имени Р. Фахретдина на территории района работал отряд юных археологов под руководством Рафиковой З.С. При участии школьников были проведены разведки в пойме рек Степной Зай, Кичуй, Шешма, Верхний Кындыз и др. Самой важной задачей работы кружка и лагеря является популяризация памятников археологии. Обучение навыкам туризма – ориентирование на местности, умение работать с картой, разжечь костер, выбрать место для лагеря и т. п. Сбор фольклора, данных о топонимике и, по возможности, вещевого материала у местного населения. Летняя пpaктика.

Приложение

Литература:

1. Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки истории Восточного Закамья. Альметьевск, 1999.
2. Гиматов И., Матвеев Д. Наш Альметьевск. Н. Челны,1993.
3. Из истории Альметьевского региона. Казань: Издательство "Татполиграф",1999.
4."Альметьевское дело". Казань: Издателеьство "Гасыр",1999.
5. Ризаэддин Фахреддин. Казарь: Редакционно-издательский центр "Школа",2006.
6. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань,1989.


Великая Отечественная война. Урок-повторение


    Великая Отечественная война. Урок-повторение

      Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....

10 06 2023 15:20:38

Мышгород, или Путешествие в город Мышкин


    Мышгород, или Путешествие в город Мышкин

      Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....

09 06 2023 3:14:22

Классный час в 8-м классе на тему "Это наш с тобой город Щелково — Подмосковная сторона"


    Классный час в 8-м классе на тему "Это наш с тобой город Щелково — Подмосковная сторона"

      Классный час ориентирует детей на воспитание гуманизма, духовно-нравственных и эстетических ценностей. Помогает расширить знания учащихся о родном крае, наполнить сердца учащихся любовью к малой родине и гордостью за неё. Вопросы, затронутые на классном часе, развивают эмоциональную сферу учащихся с помощью формирования ярких образов наших земляков в разные исторические эпохи. ...

08 06 2023 21:38:18

Пермский край в конце 20-х и 30-е годы XXвека


    Пермский край в конце 20-х и 30-е годы XXвека

      Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...

07 06 2023 20:55:38

Применение методов развивающего обучения на уроках истории


    Применение методов развивающего обучения на уроках истории

      Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....

06 06 2023 2:46:28

Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)


    Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)

      В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...

05 06 2023 15:33:24

История школьного обучения


    История школьного обучения

      Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....

04 06 2023 4:38:20

Тема урока: "Экономическая сфера"


    Тема урока: "Экономическая сфера"

      Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным. ...

03 06 2023 3:19:15

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы


    С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

      Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....

02 06 2023 8:45:51

Сценарий устного журнала "Дети суровых военных лет"


    Сценарий устного журнала "Дети суровых военных лет"

      Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...

01 06 2023 3:11:38

Погружение в историю как способ развития творческих способностей учащихся


    Погружение в историю как способ развития творческих способностей учащихся

      Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом. ...

31 05 2023 15:34:49

"Колесо истории"


    "Колесо истории"

      Одной из самых любимых игр у девятиклассников является игра «Колесо истории». За две недели создается творческая мастерская (изучение рекомендованной литературы, создание стилизованных костюмов, изготовление игрового баpaбана с каретами). Правила игры просты: за каждый правильный ответ комaнда получит 100 верст. Кроме этого, можно получить 100 верст, если цвет кареты на игровом баpaбане совпадет с цветом поля. Так же будет проходить конкурс зрителей, среди которых определят победителя....

30 05 2023 4:20:10

Экологическая обстановка села Садовое


    Экологическая обстановка села Садовое

      Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....

29 05 2023 8:49:36

Ассамблеи эпохи Петра Великого


    Ассамблеи эпохи Петра Великого

      Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....

28 05 2023 20:25:19

Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе


    Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе

      Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...

27 05 2023 7:52:48

Общество и общественные отношения


    Общество и общественные отношения

      Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

26 05 2023 2:50:30

Урок с применением интеpaктивной доски "Завоевания Александра Македонского". 5-й класс


    Урок с применением интеpaктивной доски "Завоевания Александра Македонского". 5-й класс

      Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....

25 05 2023 11:41:16

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"


    Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

      Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

24 05 2023 19:26:18

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

      Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

23 05 2023 2:26:32

Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания


    Организация работы с научным текстом в процессе преподавания истории и обществознания

      Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....

22 05 2023 15:13:22

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс


    Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

21 05 2023 5:49:56

"Гражданско-правовая ответственность" — урок в 11-м классе по предмету "Основы правоведения"


    "Гражданско-правовая ответственность" — урок в 11-м классе по предмету "Основы правоведения"

      Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....

20 05 2023 18:57:26

Материалы к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"


    Материалы  к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"

      Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....

19 05 2023 13:44:48

Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ


    Семинар как средство мотивации и возможности подготовки к ЕГЭ

      Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....

18 05 2023 20:32:45

Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"


    Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"

      Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...

17 05 2023 3:12:58

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся


    Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

      Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

16 05 2023 19:28:46

Элективный курс "Основы правовых знаний"


    Элективный курс "Основы правовых знаний"

      Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...

15 05 2023 9:54:13

Урок по теме "Страны Азии и Африки после освобождения"


    Урок по теме "Страны Азии и Африки после освобождения"

      В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....

14 05 2023 20:45:15

Итоговый урок в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей"


    Итоговый урок в 5-м классе по теме: "Жизнь первобытных людей"

      Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...

13 05 2023 6:48:14

Интегрированный урок по литературе и истории "Музыка революции"


    Интегрированный урок по литературе и истории "Музыка революции"

      Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....

12 05 2023 16:35:43

Урок обществознания по теме "Гражданин". 8-й класс


    Урок обществознания по теме "Гражданин". 8-й класс

      Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....

11 05 2023 13:40:46

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

10 05 2023 16:36:12

Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика"


    Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика"

      Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества. ...

09 05 2023 11:43:17

Интеллектуальная игра "За семью печатями"


    Интеллектуальная игра "За семью печатями"

      Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....

08 05 2023 20:16:59

Урок по истории России в 6-м классе "Солнечные боги славян"


    Урок по истории России в 6-м классе "Солнечные боги славян"

      На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....

07 05 2023 22:13:46

Гражданское общество – основа демократического правового государства?


    Гражданское общество  – основа демократического правового государства?

      Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....

06 05 2023 3:41:10

Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида


    Урок-викторина "Киевская Русь" в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида

      Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....

05 05 2023 23:24:51

Урок-исследование "Цена Победы"


    Урок-исследование "Цена Победы"

      На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....

04 05 2023 0:36:35

Интеллектуальный марафон "Великая эпоха в жизни России" (по материалам об Отечественной войне 1812 года). 5–6-й класс


    Интеллектуальный марафон "Великая эпоха в жизни России" (по материалам об Отечественной войне 1812 года). 5–6-й класс

      Интеллектуальный марафон развивает интерес к отечественной истории и литературе. Включает в себя конкурсы разной направленности: "Блиц", "Веришь – не веришь", "Соответствия", "Знатоки российской армии", "Репортаж с места событий", а также конкурс для зрителей....

03 05 2023 12:46:44

Традиционная одежда кубанских казаков


    Традиционная одежда кубанских казаков

      Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....

02 05 2023 3:15:16

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны, событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой войны и последующими событиями "холодной войны"....

01 05 2023 8:37:11

Работа с текстом на уроках истории


    Работа с текстом на уроках истории

      Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....

30 04 2023 18:50:11

Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"


    Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"

      Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....

29 04 2023 6:38:13

Исторический источник — карикатура


    Исторический источник — карикатура

      Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....

28 04 2023 16:56:13

Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время


    Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время

      Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....

27 04 2023 3:19:13

Российские профсоюзы. История и современность


    Российские профсоюзы. История и современность

      Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....

26 04 2023 8:29:10

Урок "Великая французская революция"


    Урок "Великая французская революция"

      При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....

25 04 2023 12:26:15

Историографические версии происхождения Первой мировой войны


    Историографические версии происхождения Первой мировой войны

      Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....

24 04 2023 19:37:47

Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"


    Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"

      Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...

23 04 2023 13:47:44

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания


    Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

      Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....

22 04 2023 11:59:49

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.