Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"
ИСТОРИЯ.
7 КЛАСС
1. Соотнесите события и личности: (10 баллов) A)Томас Мюнцер 1) открытие морского пути в Индию Б) Христофор Колумб 2) автор первого словаря на латинском языке B) Васко да Гама 3) открыл Америку Г) Эразм Роттердамский 4) возглавил сторонников парламента в Англии в гражданской войне Д) Оливер Кромвель 5) возглавил народную реформацию в Германии
2. Соотнесите дату и событие: (10 баллов) А) буржуазная революция в Англии 1) 1517 Б) Великая буржуазная французская революция 2) 1640 В) открытие Америки Колумбом 3) 1237 Г) нашествие на Русь татаро-монгол 4) 1492 Д) начало реформации в Европе 5) 1789
3. Именно с её штурма началась “Свобода”! “Равенство”! “Братство”! (10 баллов)
4. О каком событии идет речь в этом тексте? (10 баллов)
В ночь перед праздником шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол — это был призыв к расправе. Началась ночь Святого Варфоломея. Толпы “добрых католиков”, направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы.
5. 0бъясните понятия. (10 баллов)
каравелла
протестанты,
“круглоголовые”
пуритане
гёзы
ИСТОРИЯ.
9 КЛАСС
1. Соотнесите события и личности: (10 баллов) А) генерал Кондратенко 1) комaндующий Юго-Западным фронтом в годы Первой мировой войны Б) П. Столыпин 2) возглавил восстание на крейсере “Очаков” В) П. Шмидт 3) автор аграрной реформы Г) А. Гучков 4) возглавил оборону Порт-Артура в годы русско-японской войны Д) А. Брусилов 5) лидер политической партии “октябристов”
2. Соотнесите дату и событие: (10 баллов) А) Портсмутский договор 1) декабрь 1905г. Б) Всероссийская политическая стачка 2) 9 января 1905г. В) Начало Первой мировой войны 3) август 1905г. Г) “Кровавое воскресенье” 4) 1 августа 1914г. Д) Вооруженное восстание в Москве 5) октябрь 1905г.
3. Именно этой богине обязано своим происхождением слово “монета”. (10 баллов)
4. О ком идет речь в этом тексте? (10 баллов)
Учился в Полтавском духовном училище, а затем закончил Петербургскую духовную академию;
- пытался стать спасителем Отечества, взяв на себя роль народного вождя;
- этот человек был очень активен, создавал рабочие организации в Петербурге, писал тpaктаты об улучшении быта рабочих, пользовался большой популярностью среди петербургского пролетариата;
- вся его деятельность проходила под контролем полиции, от которой он получал деньги и куда отправлял свои отчеты;
- с его именем связано событие, ставшее началом первой российской революции.
5. Объясните понятия. (10 баллов)
Интервенция
барщина
индульгенция
монархия
инородцы
ИСТОРИЯ.
10 КЛАСС
1. Соотнесите события и личности: (10 баллов) А) княжна Ольга 1) подписание первого торгового договора Руси с Византией Б) князь Олег 2) установление “уроков” В) Николай I 3) издание Указа о “кухаркиных детях” Г) Николай II 4) введение цензуры, образование отдела жандармерии Д) Александр III 5) Ходынская трагедия
2. Соотнесите дату и событие: (10 баллов) А) битва на реке Калке 1) 5июля -23 августа 1943г. Б) Сталинградская битва 2) 17 июля 1942 -2 февраля 1943 гг. В) Курская битва 3) 1223г. Г) битва у деревни Лесная 4) 1612г. Д) освобождение Москвы от польских интервентов 5) 1708г.
3. Этот всемирно известный советский ученый и правозащитник стал лауреатом Нобелевской премии Мира. (10 баллов)
4. О ком идет речь в этом тексте? (10 баллов)
Родился в крестьянской семье в деревне Стрелковка Калужской губернии, учился сначала в церковно-приходской школе, а потом скорняжному делу у мастера;
__участвовал в боях первой мировой войны, был тяжело контужен, в декабре 1917 года демобилизовался, а в августе 1918 года вступил добровольцем в Красную Армию;
__вся его судьба связана с Вооруженными силами: он участвовал в гражданской войне, в боевых действиях против японцев у Халхин-Гола, за что получил в 1939 году звание Героя Советского Союза, в крупнейших операциях Великой Отечественной войны;
__американский военный исследователь М. Кайден писал о нем: “Он поистине был “пожарным” русского фронта. . . человек, наделенный стальным хаpaктером, решимостью”. Отечественный исследователь отмечал, что этот человек “не был утонченным интеллигентом с изысканными манерами — он был русским солдатом с маршальскими погонами на плечах, но превзошел всех немецких фельдмаршалов-аристократов с богатой рыцарской родословной;
__он был кумиром миллионов простых солдат и всего советского народа. Простота в обращении, бескорыстие, юмор, природный ум, искреннее увлечение искусством (он был страстный театрал), привязанность к семье делают его облик чрезвычайно привлекательным.
5. Расположите в хронологическом порядке следующие события. (10 баллов)
1. Венский конгресс
2. Вторжение Наполеона в Россию
3. Взятие русскими войсками крепости Измаил
4. Тильзитский мирный договор
5. Отмена крепостного права в России
ИСТОРИЯ.
11 КЛАСС
1. Соотнесите прозвища и личности: (10 баллов) А) “русский Бисмарк” 1) С. Витте Б) Александр Македонский Восточной Европы 2) Александр I В) царь Миротворец 3) Алексей Михайлович Г) “Тишайший” 4) Святослав Д) царь Победитель 5) Александр III
2. Соотнесите дату и событие: (10 баллов) А) свержение самодержавия 1) 1929г. Б) свертывание НЭПа 2) 1977г. В) Конституция “развитого социализма” 3) 1992г. Г) Грюнвальдская битва 4) 1410г. Д) переход России к рыночной экономике 5) 1917г.
3. Именно так в Древней Руси назывался торговый договор. (10 баллов)
4. О ком идет речь в этом тексте? (10 баллов)
Был общительным, доброжелательным, обладал чувством юмора, был интересным собеседником;
__он имел весьма поверхностное образование, но, по собственной оценке, главным в своей деятельности считал умение учитывать психологию людей и умение подбирать кадры;
__любил порядок во всем и предпочитал от него не отступать даже в мелочах: всю свою жизнь он следовал раз и навсегда заведенному распорядку дня, читал газеты “Правда”, “Московская правда” и “За рубежом”, журнал “Крокодил”;
__был страстным охотником и автолюбителем, ему нравилось возиться с гoлyбями, временами с удовольствием смотрел кинофильмы, с годами, особенно с ухудшением здоровья, стал более подвержен откровенной лести;
__радовался премиям и наградам, которых у него было 220, и воспринимал их как всенародную оценку своей деятельности.
5. Расположите в хронологическом порядке следующие события. (10 баллов)
1. Медный бунт в Москве
2. Полтавская битва
3. Первая на Руси печатная книга
4. Ливонская война (начало)
5. Тильзитский договор
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
03 10 2023 15:45:14
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
02 10 2023 18:22:58
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
01 10 2023 20:27:31
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии.
...
30 09 2023 17:56:43
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
29 09 2023 12:53:55
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
28 09 2023 22:13:11
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
27 09 2023 4:53:10
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
26 09 2023 17:42:57

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
25 09 2023 16:24:53
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
24 09 2023 1:45:32
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
23 09 2023 17:37:32
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
22 09 2023 8:18:12

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
21 09 2023 0:18:25
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
20 09 2023 13:21:32
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
19 09 2023 19:44:20
Автор знакомит учащихся с основными явлениями, происходящими в державе Александра Македонского и в Греции после его cмepти....
18 09 2023 4:48:50
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
17 09 2023 4:48:47
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
16 09 2023 14:26:37

Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
15 09 2023 7:41:46
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
14 09 2023 2:51:18
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
13 09 2023 6:54:16
Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....
12 09 2023 11:14:57
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
11 09 2023 20:34:44
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
10 09 2023 10:37:40
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
09 09 2023 4:53:38
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
08 09 2023 2:23:31
На уроке дети рассматривают проблемы войны и мира, продовольственную, энергетическую, сырьевую, демографическую и проблему здоровья.
...
07 09 2023 5:32:29
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
06 09 2023 20:36:10
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
05 09 2023 2:19:58
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
04 09 2023 4:32:23
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
03 09 2023 20:32:15
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
02 09 2023 18:26:18
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
01 09 2023 8:42:26
Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....
31 08 2023 13:27:24
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
30 08 2023 20:41:10
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века.
...
29 08 2023 22:37:27
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов.
...
28 08 2023 4:53:49
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
27 08 2023 15:58:25
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
26 08 2023 12:35:30
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
25 08 2023 11:15:16

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
24 08 2023 15:59:19
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
23 08 2023 16:11:59
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
22 08 2023 13:32:22
Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны.
...
21 08 2023 6:37:41
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
20 08 2023 9:15:26
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
19 08 2023 6:13:46
Задания этой олимпиады не претендуют на оригинальность, так как подобные им включаются в учебный процесс при изучении гуманитарных дисциплин довольно часто. Однако до сих пор они не только вызывают интерес у учащихся, но и помогают эффективно закрепить полученные знания. Олимпиадные задания, по желанию преподавателя, можно использовать как во внеурочной деятельности, так и при проведении занятий.
...
18 08 2023 11:24:46

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
17 08 2023 3:50:17
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
16 08 2023 11:29:18
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени. Именно философское образование является основой мировоззренческого воспитания и фундаментальной подготовки личности в целом....
15 08 2023 17:38:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::