История общества через призму закона диалектики > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

История общества через призму закона диалектики


    История общества через призму закона диалектики

Эпиграф

Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых дней природу раскрывает.
Поняв его, предсказывать возможно
С известной точностью грядущих ход
Событий, что еще не родились,
Но в недрах настоящего таятся…

В.Шекспир

I. Материалистическая диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, как научный метод познания и преобразования действительности.

Изучение предметов и явлений окружающего нас мира убеждает нас в том, что они существуют не изолированно друг от друга, не обособлено, а во взаимной связи и взаимной обусловленности. Каждый предмет и каждое явление многочисленными нитями связаны с другими предметами и явлениями и воздействуют друг на друга.

Диалектика рассматривает мир как связное единое целое, где отдельные части, предметы и явления образуют единый процесс всемерной универсальной живой связи всего со всем.

Наука установила множество связей, которые существуют в окружающем нас мире. Приведём примеры этих связей:

  • Тесная связь существует между живой и неживой природой. Живая природа возникла из неживой. Все живые организмы зависят от Солнца. Все живые организмы состоят из многочисленных органов, каждый из которых воздействует на другие и сам зависит от их деятельности.
  • Внутри человеческого общества различные стороны общественной жизни связаны между собой. Люди в процессе жизни вступают в многоразличные связи и отношения – экономические, политические, правовые, мopaльные и прочее.
  • Взаимосвязь существует не только в материальном мире, но и в мышлении человека. Так, понятия и другие формы мышления (суждения, умозаключения), в которых отражаются вещи и их отношения, связываются друг с другом, образуя систему знаний об окружающем мире.

Таким образом, всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики – науки о всеобщей связи и развитии. Второй принцип диалектики – принцип развития.

Таблица: Принципы диалектики (на экране).

Всеобщая связь явлений проявляется в многообразных формах. Какие бывают виды связей?

Таблица: Виды связей (на экране).

1. связи внутренние и внешние; внутренние связи определяют сущность данного предмета (H2O), внешние – связи с другими предметами.

2. существенные и несущественные; существенные - такие связи, без которых предмет и явление не могут существовать и развиваться (Солнечная энергия > жизнь), несущественные – не имеют определяющего значения (Лунный свет)

3. важная форма всеобщей связи явлений – причинная связь или причинность – это такая связь между явлениями, в которой одно явление служит причиной другого, а другое является следствием первого.

Таблица: Причинно-следственные связи (на экране).

Выступление ученика: Под воздействием солнечных лучей (П) на земной поверхности происходит испарение воды (С). Водяные пары (П), охлаждаясь в верхних слоях воздуха, образуют дождевые тучи (С). Из образовавшихся дождевых туч (П) на землю выпадают осадки (С). выпавшие осадки (П) делают земную поверхность влажной (С). Наличие в почве влаги (П) создаёт благоприятную водную среду для развития растений (С).

Вывод (слово учителя ): причинно-следственная связь носит всеобщий хаpaктер, ибо в мире нет беспричинных явлений. Знание причин возникновения явлений и процессов даёт возможность человеку воздействовать на них в нужном для него направлении.

4. необходимые и случайные связи; необходимая – такая связь, которая вытекает из самой сущности вещей, процессов и в силу этого неизбежно наступает или должна наступить.

Таблица: Необходимость и случайность в истории (на экране и на столах раздаточный материал с задачами).

Выступление ученика: На основе статистического анализа Кондратьев доказал существование длинных циклов. Данная диаграмма показывает, что экономика стран с развитой рыночной системой в процессе своего роста прошла четыре длинных цикла. Первый, начавшийся в конце XVIII в., прошёл повышательную волну, вершина которой приходится на середину второго десятилетия XIX в. Затем проходит второй длинный цикл с вершиной в 1869-1875 гг. и впадиной в 1886-1888 гг. Третий длинный цикл начинается в конце 80-х гг. XIX в., проходит свою вершину во второй половине второго десятилетия ХХ в. и завершается впадиной в первой половине 30-х гг. Наконец, четвёртый длинный цикл охватывает период, начавшийся в первой половине 30-х гг. Его повышательная волна длится до конца 50-х гг. и продолжается в течение 60-х гг. Понижательная волна этого цикла завершается в конце 80 - начале 90-х гг. ХХ в.

Вывод (слово учителя ): Наука не отрицает существование случайностей. Но задача науки состоит в том, чтобы за бесчисленной массой случайностей, имеющих место в природе и обществе, вскрыть внутренние, необходимые связи. Только сознавая необходимость, люди проникают в сущность вещей и процессов.

II. Понятие закона (слово учителя).

Итак, мир представляет собой не хаотическое скопление предметов и явлений, а в нём имеется необходимый естественный порядок. Это значит, что в мире существует объективная закономерность, т.е. совокупность законов, выражающих связь явлений в той или иной области действительности и в мире в целом.

Таблица: Определение закономерности ( на экране).

Что же такое закон? Когда мы говорим о законе, мы имеем в виду прежде всего отношение, связь. Но закон выражает не всякую связь.

Таблица: Определение закона (на экране).

Закон – это всеобщая, необходимая и существенная связь явлений, имеющая устойчивый и повторяющийся хаpaктер.

В зависимости от широты охвата действительности законы могут быть менее общими (частными), более общими и всеобщими.

1. Законы, действующие лишь в рамках определённых, ограниченных областей и изучаемые конкретными науками.

2. Законы, действующие во всех явлениях природы или обществах.

3. Законы, исследуемые философией.

Таблица: Законы частные, общие и всеобщие ( на экране и таблицы на столах).

III. Законы диалектики (слово учителя).

Диалектика исходит из признания объективного хаpaктера закона. Законы природы и общества объективны, т.е. они не зависят от воли и сознания людей. Люди могут лишь открывать, познавать объективные законы и использовать их для своих пpaктических нужд. Но они не могут ни создавать, ни отменять эти законы, ни нарушать их по своему произволу.

Знание законов природы и общества составляет основу для целесообразной пpaктической деятельности людей, позволяет предвидеть будущее, правильно организовать и направлять в интересах развития общества.

I. Диалектика рассматривает мир в непрерывном развитии и изменении. Мы интересуемся, что же является главной причиной, источником развития предметов и явлений окружающего мира.

Метафизики: видят источник развития природы, материи вне её, в какой-то потусторонней силе, во внешнем толчке. Сначала природа находилась будто бы в неподвижном, мёртвом состоянии, затем какая-то сила, находящаяся вне природы, вывела её из этого состояния, привела в движение и придала ей жизнь. Тем самым признаётся существование бога как “первопричины”.

Диалектика видит источник развития в самих предметах и явлениях. Таким источником она признаёт внутреннее противоречие, борьбу противоположностей, присущую всем вещам и процессам. Диалектика исходит из того, что каждый предмет, каждый процесс содержит в себе противоположные стороны, свойства, тенденции. Противоположности в предметах и явлениях, в зависимости от природы, выступают как (-) и (+) стороны, как прошлое и будущее, как старое и новое, реакционное и прогрессивное.

А.С.Пушкин, хаpaктеризуя Владимира Ленского и Евгения Онегина, пишет:

Они сошлись, Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…

И.В.Гёте вкладывает в уста Фауста слова: “…две души живут во мне, и обе не в ладах друг с другом”.

Таких примеров, взятых из литературы или из жизни, можно привести множество. Результат будет один, так как раскол вещей и явлений на противоположности присущ всему материальному миру.

Что прежде всего бросается в глаза, когда мы оцениваем противоположные стороны предмета или противоположные явления? Сразу же заметно, что они резко отличаются друг от друга по какому-то признаку. И если одна сторона имеет этот признак, то другая лишена его совсем.

Но противоположности – это не только разные стороны явления, но такие его свойства, которые не могут существовать друг без друга.

Непрерывная связь противоположностей составляет единство противоположностей, а взаимосвязь, взаимоотношение между ними – противоречие, борьбу. Единство противоположностей состоит в том, что они неотделимы друг от друга, не могут существовать в отдельности, одна противоположность без другой.

Таблица 1: Противоположности в единстве (на экране).

Противоположные стороны, силы, тенденции исключают друг друга. В силу этого между ними неизбежно происходит столкновение, борьба. Стало быть, там, где имеется единство противоположностей, имеется и борьба между ними. Действительно, новое не может мирно ужиться со старым, передовое не может пассивно относиться к реакционному, между нарождающимся и отмирающим не может быть гармонического единства. Борьба противоположностей, как и единство их, свойственна всем предметам и процессам мира. “Развитие есть “борьба” противоположностей” (В.И.Ленин)

Итак, единство и борьба противоположностей есть закон, согласно которому всем вещам, явлениям, процессам свойственны противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в непрерывном единстве и вместе с тем в непрерывной борьбе . Эта борьба противоположностей и явлений является внутренним источником, движущей силой развития. Это важнейший закон диалектики, его называют сутью, ядром диалектики.

? II. Если закон единства и борьбы противоположностей показывает, почему происходит движение, развитие в природе и обществе, в чём его источник, то закон перехода количественных изменений в качественные указывает, как происходит развитие, показывает механизм рождения нового.

Нас окружает бесчисленное множество предметов и явлений. Но несмотря на это, мы не смешиваем их друг с другом, а различаем, отграничивая их друг от друга. Что же делает предмет именно этим, а не другим, что отличает его от бесчисленного множества других? Каждую вещь можно рассмотреть с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества.

Таблица: Определение количества и качества (на экране).

Совокупность всех существенных свойств, черт, особенностей, благодаря которым данный предмет отличается от всех других предметов, и составляет его качество. Это определённость предмета, которая делает его именно таким, каким он есть.

Количество есть такая определённость предмета, хаpaктеризующаяся величиной, объёмом, степенью, уровнем, интенсивностью, зрелостью развития. Количество всегда выражается числом.

Качество и количество, составляя две стороны одного и того же предмета, находятся в неразрывном единстве. Но между ними имеются существенные различия. Когда изменяется качественная сторона, изменяется и сам предмет, он превращается в другой. Изменение же количественной стороны предмета до поры до времени не вызывает изменения качества предмета. Но когда такой момент наступает, достаточно даже малейшего количественного изменения, чтобы произошли изменения качественные.

Таблица : Переход количественных изменений в качественные (на экране).

Выступление ученика: При нормальном атмосферном давлении и температуре < 00 по Цельсию вода имеет кристаллическое строение и является твёрдым телом – льдом. При нагревании выше 00 С начинается таяние льда. Энергия, сообщённая при нагревании, разрывает связи, объединяющие молекулы воды в кристаллики льда. В физике этот процесс называется фазой перехода. Вода при температуре + 10С и + 990С обладает разными свойствами (холодная, кипяток), но по своим физико-химическим свойствам и агрегатному состоянию не меняется. Однако при переходе границы в 1000С начинается кипение воды и превращение её в новое агрегатное состояние – меру пара.

Слово учителя: Переход от одного качественного состояния в другое совершается путём скачка. Скачок – это форма коренных изменений, наступающих в момент перехода от старого качества к новому.

Ф.Энгельс назвал химию наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения их количественного состава (OH – гидроксильная группа, H2O – вода, H2O2 – перекись; N2O – веселящий газ, N2O5 - азотный ангидрид).

Если сообщить снаряду горизонтальную скорость на высоте двух километров в 1000, 2000, 7000 метров в секунду, то он падает обратно на Землю, но при увеличении скорости с 7910 до 7911 метров в секунду он уже не падает на Землю и его полёт превращается космический. Ещё большие изменения в хаpaктере движения происходят при достижении скоростей в 11189 и 16662 метра в секунду: космический корабль может отправиться в межпланетный или даже межзвёздный полёт.

Выступление ученика: В генетике отношение ген-признак не является единственным. Многие признаки зависят и проявляются при наличии нескольких генов. Это так называемое взаимодействие генов. Можно привести следующие примеры:

  • рост человека определяется 10 парами аллельных генов: чем выше рост, тем больше рецессивных генов в генотипе, чем ниже, тем больше доминантных.
  • цвет кожи - две пары генов: генотип негра ААВВ, генотип белого человека ааbb, мулата – АаBb; от бpaка двух мулатов возможно получить 16 разных генотипов (от чёрного до белого).
  • при скрещивании двух растений с белыми цветами (ААbb) х (ааBB) получаем пурпурные АаBb. Сочетание А – В – даёт эту окраску.

Эти примеры показывают, что количество определяет качество.

Слово учителя: Диалектика видит теснейшую взаимосвязь между количественными и качественными изменениями. Эту связь и выражает второй закон диалектики, по которому мелкие, незначительные количественные изменения, постепенно накапливаясь, на известном этапе развития предмета приводят к коренным качественным изменениям, вследствие чего старое качество исчезает и возникает новое качество.

III. Если закон единства и борьбы вскрывает причины и источники развития природы и общества, а закон перехода количественных изменений в качественные выясняет, благодаря каким процессам и как происходит это развитие, то закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира, а также показывает преемственность в развитии.

Любой процесс в материальном мире содержит в себе момент отрицания. Смену одного явления другим в философии называют отрицанием.

Мировое искусство ярко отразило два разных по своей природе типа отрицания: отрицание как разрушение и отрицание как предпосылка созидания нового. Например, в трагедии Гёте “Фауст” Мефистофель воплощает первый тип отрицания, а Фауст – второй. Мефистофель провозглашает:

Я отрицаю всё – и в этом суть моя,
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живёт,
Не лучше ль бы им вовсе не родиться!
Короче, всё, что злом ваш брат зовёт,
Стремленье разрушать, дела и мысли злые, -
Вот это всё - моя стихия.

“Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования” (К.Маркс).

“Без отрицания жизнь общества превратилась бы в стоячее болото” (В.Г.Белинский).

Мало признать факт отрицания в развитии. Ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, т.е. его ролью в созидании нового. Отрицание поэтому не просто уничтожение одного другим (нигилизм, скептицизм, Пролеткульт; метафизическое восприятие отрицания), но вместе с тем и утверждение, удержание: уничтожая существующее, оно сохраняет от него всё положительное. Гегель следующим образом иллюстрировал эту мысль: “Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текущая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой, и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

Итак, отрицание – это такая связь старого и нового в процессе движения (изменения), когда новое возникает на базе старого, преодолевает его и при этом сохраняет так или иначе некоторые положительные черты, стороны, присущие старому.

Благодаря отрицанию осуществляется преемственная связь между уходящим старым и приходящим ему на смену новым. Но развитие не останавливается на том, что одно явление отрицается другим. Поскольку прогресс развития не прекращается, постольку и то новое со временем отрицается. Происходит отрицание отрицания. Всякое развитие, независимо от содержания, можно представить как ряд различных его ступеней, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой.

Возьмём, например, ячменное зерно.

Зерно взрывается в земле,
Как бы себя уничтожая,
И повторяется в стeбле,
Как бы себя приумножая.

Но повторяется ль оно,
Не исчезая в вечной смене,
Иль изменяется зерно
В круговороте возрождений?..

Я знаю: мир в конце концов
Поблек бы, если б зёрна эти
Не изменялись и отцов
Всего лишь повторяли дети…

(Давид Кугультинов)

На уроках химии вы работаете со знаменитой Периодической системой Д.И.Менделеева. Давайте рассмотрим её с позиций отрицания и преемственности.

Выступление ученика: Химические элементы расположены на пересечении нескольких строк и столбцов. Порядковый номер определяется положительным зарядом ядра данного элемента. Начиная со второй строки замечаем следующую закономерность: при движении слева направо от лития до фтора с увеличением атомного номера у элементов, расположенных в этой строке, убывают металлические свойства, а следовательно, и способность образовывать щёлочи, и нарастают галоидные свойства, т.е. способность образовывать кислоты. Происходит как бы отрицание одних свойств и нарастание других. Последний элемент в строке - неон - инертный газ, не вступающий в обычных условиях в химические соединения и представляющий собой как полное отрицание химической активности. Следующая строка снова начинается с ярко выраженного металла - натрия, т.е. с отрицания химической инертности, и далее вновь происходит последовательное отрицание металлических и нарастание галоидных свойств. Строка снова завершается инертным газом - аргоном. И этот процесс смены химических свойств с некоторыми вариациями продолжается далее.

Можно вспомнить и вопрос о природе света, с которым вы знакомитесь на уроках физики.

Выступление ученика: Вначале Ньютоном была выдвинута корпускулярная теория, согласно которой свет представляет собой поток частиц (корпускул). Затем эта теория подверглась отрицанию волновой теорией, принципы которой сформулировал голландский учёный Гюйгенс. Наконец. в ХХ веке эта теория вновь подверглась отрицанию. Была выдвинута новая, квантовая теория, которая в некотором смысле означала и возврат к старой, корпускулярной теории, но рассматривала свет в единстве его корпускулярно-волновых свойств.

Слово учителя : Из приведённых примеров видно, что развитие – это закономерная последовательность прохождения движения через ряд стадий – от низшего к высшему, где отрицание низшей стадии высшей подготавливается процессом саморазвития низшей. В новой, высшей стадии сохраняются положительные черты, свойства низшей: развитие обеспечивается непрерывной преемственностью. При переходе к третьей стадии движение возвращается как бы к исходной, первой стадии процесса. Иными словами, первая стадия якобы вновь воспроизводится, но при этом она обогащается результатами всего последующего развития.

Следовательно, развитие любого предмета, явления осуществляется вовсе не прямолинейно, а идёт “зигзагами и кружными путями”. т.е. по спирали: каждый следующий виток выше и богаче по сравнению с предшествующим и сочетает в себе поступательное движение с якобы возвратным, выражая собой в таком виде основную тенденцию развития.

Вывод (слово учителя): На уроке мы познакомились с основными законами диалектики, которые сегодня должны быть близки и понятны нам как никогда. Ведь с самого своего возникновения диалектика не только была теоретическим философским учением, но и имела определённое пpaктическое значение. Она возникла и развивалась прежде всего в условиях демократических греческих городов-полисов. Чтобы приобрести себе сторонников во время выборов, политические деятели должны были уметь доказывать свою правоту, убеждать избирателей, опровергать оппонентов, а для этого требовалось умение чётко формулировать мысли, понимать аргументы противника и находить убедительные контраргументы. Диалектика поэтому с самого начала рассматривалась как искусство спора, как умение находить истину в противоположных взглядах, как способ вести диалог. Поэтому, чтобы не быть “жертвами обмана и самообмана в политике” нужно изучать диалектику и понимать её законы. Какие же стороны процесса развития раскрывает каждый из законов диалектики? Что они выражают?

Таблица: Что выражают законы диалектики? (на экране).

Приложение 1

Приложение 2


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

18 04 2024 12:41:57

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

17 04 2024 12:52:13

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

16 04 2024 9:39:26

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

15 04 2024 11:58:42

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

14 04 2024 1:56:54

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

13 04 2024 20:26:59

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

12 04 2024 3:51:47

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

11 04 2024 11:19:57

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

10 04 2024 0:24:17

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

09 04 2024 16:23:31

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

08 04 2024 0:59:23

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

07 04 2024 14:45:11

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

06 04 2024 8:15:41

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

05 04 2024 7:50:21

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

04 04 2024 19:14:17

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

03 04 2024 6:32:11

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

02 04 2024 13:34:50

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

01 04 2024 22:38:29

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

31 03 2024 1:29:15

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

30 03 2024 9:12:53

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

29 03 2024 18:38:48

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

28 03 2024 21:57:48

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

27 03 2024 18:32:45

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

26 03 2024 22:45:56

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

25 03 2024 16:11:31

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

24 03 2024 16:22:23

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

23 03 2024 19:30:31

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

22 03 2024 9:52:26

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

21 03 2024 8:55:44

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

20 03 2024 17:51:59

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

19 03 2024 23:36:47

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

18 03 2024 13:41:33

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

17 03 2024 8:54:45

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

16 03 2024 1:41:23

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

15 03 2024 4:39:57

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

14 03 2024 14:49:23

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

13 03 2024 19:23:59

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

12 03 2024 6:48:51

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

11 03 2024 18:53:55

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

10 03 2024 23:28:36

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

09 03 2024 7:27:35

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

08 03 2024 15:49:35

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

07 03 2024 10:54:34

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

06 03 2024 19:19:42

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

05 03 2024 2:55:29

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

04 03 2024 14:20:11

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

03 03 2024 1:17:47

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

02 03 2024 8:39:10

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

01 03 2024 16:57:32

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

29 02 2024 5:36:38

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::