Внешняя политика России в XVIII веке > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внешняя политика России в XVIII веке


    Внешняя политика России в XVIII веке

УРОК 1.

Мотивационно-установочный.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с основным материалом (основные направления, цели и задачи, этапы внешней политики России в XVIII веке, методы ее реализации и итоги);
  • включить учащихся в познавательную деятельность; вызвать интерес к теме.

Оборудование: карта “Россия в 17-1760 г. г. ”, на доске план изучения темы, портреты (Ф. М. Апpaксин, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков), схемы “Внешняя политика Петра I”, “Внешняя политика. Время дворцовых переворотов”, “Внешняя политика России в середине XVIII века”, “Внешняя политика России во 2 половине XVIII века”, рабочие листы “Хронология событий”.

План урока

1. Внешнеполитическая концепция России в эпоху Петра 1.

2. Внешняя политика времен дворцовых переворотов.

3. Внешняя политика во второй половине 18 века.

Ход урока

Введение в тему. Составление конспекта. Заполнение рабочего листа “Хронология событий”

Традиционными направлениями во внешней политики России в 18 веке были по-прежнему западное и восточное (почему?)

Условно внешнюю политику России можно разделить по трем временным этапам.

Первый этап начинается во времена правления Петра 1 и заканчивается после его cмepти.

Второй связан с борьбой за российский престол между наследниками Петра Великого. Он оканчивается со cмepтью Елизаветы Петровны.

Третий этап внешней политики начинается с восхождением на российский престол Екатерины 2.

В течение всего 18 века внешняя политика России имела в основном прозападную направленность.

1. Хаpaктеристика 1 этапа. По ходу лекции учащиеся составляют опopный конспект.

Петр 1 вошел в историю не только как реформатор России, но и как выдающийся полководец и дипломат.

Вопрос: подумайте, какими обстоятельствами определялась активная внешняя политика Петра I?

Оценив ситуацию в Европе, где назревала война за “испанское наследство”, Петр I отказался от борьбы за южные моря и решил бороться за выход в Балтийское море. Однако Россия не могла проводить активную политику на севере без обеспечения безопасности своих южных границ. Поэтому в августе 1700 г. она пошла на заключение 30-летнего перемирия с Османской империей.

После этого Петр объявил Швеции войну. Она вошла в историю как Северная война (ей мы посвятим отдельный урок). Уступка Азова по Прутскому миру 1711 г. в ходе русско-турецкой войны 1710-1713 г.г. , спровоцированной обеспокоенными усилением России Англией и Францией, стала ценой победы России в Северной войне.

После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики.

Цель заключалась в захвате транзитных путей торговли Индии и Китая. Поход на Кавказ и Иран (Каспийский поход) начался в июле 1722 г. Успех похода закрепил, подписанный в 1723 г. договор, по которому к России отошли прикаспийские провинции Ирана с несколькими городами, в том числе с Дербентом ( Западное и Южное Прикаспие).

Внешние планы Петра заходили очень далеко – вплоть до захвата Индии и Мадагаскара.

Вопрос: есть мнение, что внешняя политика Петра эволюционизировала в сторону имперской политики. Выскажите свое отношение к нему. Ответ аргументируйте. Пользуйтесь конспектом и рабочим листом.

2. Хаpaктеристика 2 этапа. Работа с соответствующим текстом учебника. Продолжение составления опopного конспекта. Выполнение заданий.

Внешняя политика России во второй четверти 18 века все еще продолжала традиции Петра 1.

Задание: поработав с текстом, определите основные направления внешней политики, используя в определении направления географический подход. Не забывайте заполнять рабочий лист.

Воспользуйтесь схемой “Внешняя политика. Время дворцовых переворотов”.

Проверка задания. Работа с картой.

3. Хаpaктеристика 3 этапа. Продолжить составление учащимися опopного конспекта и заполнение рабочего листа.

Проблема: при всех больших успехах во внешней политике Екатерины II наблюдался реакционный поворот. Прослушав материал, ответьте, так ли это? Ответ аргументируйте.

Внешнеполитическая деятельность “просвещенной” императрицы сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768-1774 и 1787 -1781 г. г. ) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России. Была решена и польская проблема – по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 г. г. ) с Россией воссоединились Правобережная Украина и Восточная Белоруссия. Однако на почве ненависти к французской революции (в 1793 г. Россия разрывает дипломатические отношения с Францией и участвует в коалиционных войнах) и развернувшейся под ее влиянием освободительной борьбы поляков Екатерина II в 1793 г. согласилась на отторжение от Речи Посполитой и польских земель – к Пруссии отошла значительная часть Великой Польши. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание – борьбу за освобождение родины возглавил генерал Т. Костюшко. Екатерина 2 поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми комaндовал А. В. Суворов. Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией. (Решение проблемы).

Отсутствие преемственности и последовательности политике Павла I (по сравнению с периодом царствования Екатерины II) отрицательно сказалось на внешней политике России. К примеру, если Екатерина в августе 1796 г. снарядила корпус в помощь Австрии для борьбы с Францией, то Павел 1 после cмepти Екатерины отказался от отправки корпуса, заявив своим союзникам, что Россия истощена предшествующими войнами. Кроме того, Павел I, вступив на престол, внес ряд новых положений в организацию, управление и боевую подготовку русской армии и закрепил их законодательно. Историками и военными и сегодня критикуются введенные императором устаревшие положения линейной тактики, новые уставы, составленные на прусский манер и др. Все это, как считают, тормозило делу совершенствования армии, отрицательно сказывалось на дальнейшем развитии русского военного искусства.

Вопрос: если это так, то каким же образом русские армия и флот именно в эти годы добились ярчайших побед на суше и море (например – итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова, взятие крепости на о. Корфу Ф. Ф. Ушаковым)?

Таким образом, в конце 18 века Россия активно участвовала в военных событиях в Европе. Вопрос: чему в целом способствовала внешняя политика России в XVIII веке (после рассуждений учащиеся приходят к выводу, что в целом внешнеполитическая деятельность России в 18 веке получила дальнейшее развитие по укреплению своих международных позиций)

Домашнее задание: поработать с опopным конспектом; подготовить свой вариант схемы “Внешняя политика Петра I” (1 вариант),

“Внешняя политика России в середине (2 вар) – второй половинеXVIII века” (3 вар.), отдельным ученикам подготовить сообщения о выдающихся полководцах.

УРОК 2

Северная война.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей Северной войны, показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота, показать важность победы в Северной войне для дальнейшего развития России;
  • формирование умений учащихся использовать различные источники для анализа исторических событий, обосновывать личностное отношение к историческим событиям, их участникам, хронологических и картографических умений;
  • воспитывать гордость за славу русского оружия и героизм русских воинов.

Оборудование: карта “Россия в 17 в. – 1760 г. г. ”, портреты Петра I, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, карточки.

Ход урока

1. Организационный этап.

Класс делится на 5 групп:

1 группа изучает материал о 1 этапе “Северной войны”,

2 группа изучает материал о 2 этапе “Северной войны”,

3 группа изучает материал о союзниках России,

4 группа изучает материал о военных реформах.

5 группа изучает материал об итогах и значении Северной войны.

2. Введение в тему.

Обсуждение в группах схемы “Внешняя политика Петра I”, которую учащиеся выполняли дома.

Вопрос: какая задача в области внешней политики была первоочередной? Обоснуйте свой ответ.

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей Северной войны. Каждая группа будет рассматривать определенный вопрос. (Учитель знакомит учащихся с алгоритмом работы). Данные конспектируются в тетрадь. Форма конспекта свободная (опopный конспект, таблица, хронологическая таблица, схема и др.)

3. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель раздает группам карточки, в которых прописан алгоритм работы. Приложение 1.

4. Представление работы групп. По ходу выступлений учащиеся слушают доклады о Петре I, Карле XII, А. Д. Меншикове, Б. П. Шереметеве (как полководцах)

5. Выводы. Я считаю, что… Я могу доказать, что…

Домашнее задание: подготовиться к “словесной баталии”. Шведская сторона – почему в войне одержали победу русские? Русская сторона - почему шведы проиграли войну?

УРОК 3.

Семилетняя война.

Задачи:

  • знакомство с новым материалом;
  • продолжить формирование навыков (анализ источника, самостоятельный поиск
  • необходимого материала, работа с картой).

Оборудование: карты “Россия 17 в. - 1760 г. г. ”, “Участие России в Семилетней войне”, портреты С. Ф. Апpaксина, П. С. Салтыкова, Фридриха II, Елизаветы II, Петра III, лента времени

(без проставленных дат); у каждого на парте лист с алгоритмом работы.

Алгоритм работы:

1. – Выполнение домашнего задания. “Словесная баталия”. Вывод

2. - Показателем возросшего влияния России на международную жизнь явилось ее активное участие в общеевропейском конфликте – Семилетней войне. Работая с текстом учебника ответьте письменно на следующие вопросы:

А). Почему Пруссия становится главным противником России?

Б). Какие коалиции государств сложились в ходе этого конфликта?

В). Какова цель России в этой войне?

Документ.

Мнения историков о причинах вовлечения нашей страны в европейский конфликт расходятся.

Е. В. Анисимов: “У меня нет сомнений, что участие России в Семилетней войне во многом обусловлено мстительным желанием Елизаветы проучить высокомерного зазнайку, атеиста и масона Фридриха, который с первых дней своего правления посмел вести себя в королевском обществе дерзко, нагло и бесцеремонно”.

Г. А. Некрасов и А. П. Шапкина: следует “короля прусского до приобретения новой знатности не допускать, но паче силы его в умеренные пределы привести и одним словом неопасным его уже для здешней империи сделать”.

Какую точку зрения вы разделяете? Почему?

3. – Трудной, но эффективной школой для русской армии стала Семилетняя война. За несколько лет до нее Фридрих 2 писал в “Политическом завещании” (он сочинил их несколько): “Очевидно, что русские регулярные войска не страшны, необходимо опасаться только калмыков и татар, жестоких поджигателей, которые опустошают захваченные ими земли. Учитывая их качества, следует избегать военного конфликта с Россией, осужденной вероятнее всего на внутренние бунты и перевороты”. Написано это было в 1752 г.

Почему через четыре года прусский король вторгается в Саксонию, начиная Семилетнюю войну, зная, что будет иметь своими противниками Россию и Австрию? (сообщение о Фридрихе II)

4. – Работая с картой и текстом учебника, выделите военные кампании 1757 – 1761 г. г. Составьте хронологическую таблицу. (сообщение о П. С. Салтыкове)

Сошлюсь на мнение немецкого военного историка Ганса Дельбрюка, который отмечает, что основная проблема Семилетней войны заключалась в следующем: как могло случиться, что Фридрих 2 выдержал поражение при Кунерсдорфе? Ответов на этот вопрос много. Предложите свой.

5. – 24 апреля 1762 г. был заключен мирный договор между Россией и Пруссией, по которому военные действия немедленно прекращались и “все области, города, места и крепости, его прусскому величеству принадлежащие, кои в течение сей войны заняты были российским оружием”, возвращались королю. Кроме того, был заключен союз с Пруссией против вчерашних союзников России.

Вопрос: Какое событие позволило России избежать новой затяжной войны?

6. – Русские историки настаивают на бесполезности войны для России, имея ввиду отсутствие осязаемых результатов – территориальных завоеваний. Записки канцлера Воронцова свидетельствуют, что планы расширения русских владений имелись. Они не были реализованы прежде всего потому, что на трон вступил император, заботившийся единственно об интересах прусского короля.

Задание: выскажите свою позицию по данному заявлению; занесите в тетрадь итоги войны.

7. – Работа с линией времени. Учащийся заполняет ее у доски.

Письменные задания.

- О каком сражении идет речь. “Мы остались властителями поля сражения, или убитые, или раненые”.

- Кто автор этого письма? “Я собирал их (солдат) трижды; наконец, понял, что попаду в плен, и должен был покинуть поле боя. Мой мундир в дырах от пуль, подо мной убиты две лошади. Мое несчастье в том, что я еще жив. От армии в 48 000 у меня не осталось и 3000.

Вокруг все бегут, я больше не господин своего народа. Я не выдержу этого жестского испытания. Прощай навсегда”.

- Как восприняли подданные Петра III никому непонятный отказ от достигнутой уже по существу победы? Вот как на этот счет высказался М. В. Ломоносов:

Слыхал ли кто из свет рожденных,
Чтоб торжествующий народ
Предался в руки побежденных?
О, стыд, о, странный оборот!

А как думаете вы? Попробуйте, как Ломоносов!

Домашнее задание:

параграф учебника; подумайте над вопросом: почему годом окончания Семилетней войны считается 1763, ведь договор между Россией и Пруссией был подписан в 1762 г. ? Историки подскажут.

Анисимов Е. В. Россия в середине 18 века. – М. , 1986

И. В. фон Архенгольц. История Семилетней войны. – АСТ, 2001

УРОК 4

Русско-турецкие войны.

Задачи:

  • познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье;
  • подвести учащихся к пониманию важности утверждения России в этом регионе;
  • продолжить формирование умений и навыков (устанавливать последовательность
  • событий, показывать на карте места сражений, территорий, составлять план,
  • самостоятельно находить ответы на вопросы, работать в паре).

Оборудование: карта “Россия с конца 17 в. до 60-х гг. 18 в. ”, портреты П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, индивидуальные карточки.

Алгоритм работы

“Гром победы, раздавайся, веселится храбрый Росс!
Звучной славой украшайся: Магомета ты потрес…
Воды быстрые Дуная уж в руках теперь у нас;
Храбрость россов почитая, Тавр под нами и Кавказ.
Уж не могут орды Крыма рушить наш покой;
Гордость низится Селима, и бледнеет он с луной…
Славься сим, Екатерина, славься, нежная к нам мать!” (Г. Державин)

1. - Действительно, гром победы сопутствовал внешней политике российского правительства при Екатерине II. Императрица проводила активную и успешную для России внешнюю политику.

Вопрос: Каковы были основные направления внешней политики, какие цели и задачи стояли перед Россией при Екатерине II?

- Сегодня на уроке мы поговорим, как решалась одна, пожалуй, самая главная задача – выход к берегам Черного моря. Это задача была решена в результате двух русско-турецких войн (1768-1774; 1787-1791).

2. – Вам предстоит поработать в парах. И хотя каждый из вас будет изучать одну из русско-турецких войн, обсудите план их изучения. Вспомните алгоритм работы по теме “Северная война”. По ходу работы с текстом не забывайте составлять конспект.

3. – Проверка выполнения работы. Русско-турецкая война 1768-1774 г. г. (сообщение о П. А. Румянцеве). Русско-турецкая война 1787-1781 г. (сообщения о А. В. Суворове, ф. Ф. Ушакове).

Вопросы: объясните, почему военные действия двух русско-турецких кампаний велись примерно на одной и той же территории (работа с картой), выделите обстоятельства, которые определили успехи России в войнах с Османской империей.

Работа по индивидуальным карточкам. Приложение 2.

Домашнее задание: параграф учебника; подготовиться к уроку обобщения

УРОК 5

От Петра Великого до Екатерины Великой

(урок учета и контроля знаний)

Задачи:

  • актуализировать, обобщить, систематизировать и углубить знания по внешней политике России в XVIII веке;
  • достигнуть целостности исторических знаний как главного условия развития интеллекта учащихся; развивать умения логического мышления, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать;
  • пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого.

Оборудование: карта “Россия с конца 17- до 60-х г. г. 18 века”

Ход урока

1. - XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства. На политическом небосклоне ярко блеснули две звезды, два Великих политика – Петр I и Екатерина II.

“В политике внешней Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков 18 века. Она сумела, как Петр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи. … она довела до конца свое дело, и после нее русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены”. Это точка зрения историка С. Ф. Платонова

Вопрос: О каких задачах идет речь?

И Петр I и Екатерина II пытались решить два вопроса внешней политики. Один территориальный, другой национальный.

Вопрос: В чем их суть? Были ли они решены? Кто наиболее успешно их решил – Петр I или

Екатерина II? (проверка картографических умений).

“Внешняя политика сего царствования (Екатерины II) достойна особенной хвалы. Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Петр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам” - такую оценку дал Н. М Карамзин.

Задание: Проиллюстрируйте примерами оценку Н. М. Карамзина.

2. – Словесная дуэль. Один ученик называет термин – другой должен объяснить его значение. В случае правильного ответа ученики меняются местами (термины по изученным темам).

3. - Биографические задачи. О ком речь? Приложение 3.

4. – Тест. Приложение 4.

5. – Рефлексия (ко всему модулю). Оцени себя по 10- балльной шкале. Приложение 5.


Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"


    Урок истории в 11-м классе по теме: "Вятлаг - остров архипелага ГУЛАГ"

      Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...

29 06 2022 5:31:48

Начальная история села Тейкова


    Начальная история села Тейкова

      Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...

28 06 2022 13:56:12

Тексты с ошибками на уроках истории


    Тексты с ошибками на уроках истории

      Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....

27 06 2022 13:33:56

Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок


    Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок

      В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....

26 06 2022 3:38:26

Внеклассное мероприятие по истории. Викторина "Дела давно минувших дней…"


    Внеклассное мероприятие по истории. Викторина "Дела давно минувших дней…"

      В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов. После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники. ...

25 06 2022 6:56:25

Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"


    Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"

      На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...

24 06 2022 12:57:39

Конспект урока по истории в 11-м классе "Внешняя политика СССР накануне войны"


    Конспект урока по истории в 11-м классе "Внешняя политика СССР накануне войны"

      Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне. ...

23 06 2022 12:21:20

Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"


    Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

      Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...

22 06 2022 14:11:50

Игровая программа, посвященная 65-летию Победы "Ай да Теркин"


    Игровая программа, посвященная 65-летию Победы "Ай да Теркин"

      Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....

21 06 2022 23:18:10

Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"


    Урок истории в 10-м классе "Монголо-татарское нашествие на Русь"

      В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....

20 06 2022 4:36:14

Урок по истории в 9-м классе по теме: "Становление биполярного мира. Холодная война"


    Урок по истории в 9-м классе по теме: "Становление биполярного мира. Холодная война"

      Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории. ...

19 06 2022 11:16:49

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"


    Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

      Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

18 06 2022 2:51:36

Электронное пособие. Справочник. Русь IX–XII веков


    Электронное пособие. Справочник. Русь IX–XII веков

      Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....

17 06 2022 23:26:26

Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»


    Деловая игра по обществознанию «Что такое мое Я?»

      Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....

16 06 2022 23:48:51

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"


    Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

      На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

15 06 2022 10:29:57

Презентация кафедры истории


    Презентация кафедры истории

      Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....

14 06 2022 23:30:21

Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера"


    Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера"

      Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы. ...

13 06 2022 23:34:16

История Республики Хакасии (программа 10–11-х классов общеобразовательной школы)


    История Республики Хакасии (программа 10–11-х классов общеобразовательной школы)

      Программа для 10–11-х классов общеобразовательной школы. История Хакасии объединяет материалы по территориальному признаку и поэтому помогает нам, взрослым, и учащимся углубить представления и знания о своей малой родине. Все это играет огромную роль в воспитании гражданской позиции учащихся, патриотизма, чувство гордости за свою малую родину, за дела своих предков, помогает решать задачи социальной адаптации учащихся. Программа предусматривает развитие внутрипредметных и межпредметных связей переключает с пассивного изучения материала на активную мыслительную деятельность, которая способствует появлению новых идей и решений. ...

12 06 2022 12:51:49

"Урок России" (внеклассное мероприятие)


    "Урок России" (внеклассное мероприятие)

      Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

11 06 2022 11:51:18

Международное гуманитарное право


    Международное гуманитарное право

      Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....

10 06 2022 16:38:59

Гражданские права ребенка в литературе XIX века


    Гражданские права ребенка в литературе XIX века

      Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...

09 06 2022 0:29:24

Сценарий театрально-музыкальной композиции к 70-летию Победы "70 светлых лет"


    Сценарий театрально-музыкальной композиции к 70-летию Победы "70 светлых лет"

      День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....

08 06 2022 20:13:24

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"


    Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

      Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

07 06 2022 6:51:24

Сценарий мероприятия «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости»


    Сценарий мероприятия «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости»

      Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....

06 06 2022 2:11:25

Урок истории в 7-м классе по теме "Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье"


    Урок истории в 7-м классе по теме "Самодержавною рукой он смело сеял просвещенье"

      Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...

05 06 2022 16:56:50

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"


    Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

      Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

04 06 2022 4:11:51

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс


    Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....

03 06 2022 0:45:51

Гуситское движение в Чехии


    Гуситское движение в Чехии

      В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...

02 06 2022 15:11:28

Обобщающий урок по теме "Русь в XIII веке" (игра "Что? Где? Когда?")


    Обобщающий урок по теме "Русь в XIII веке" (игра "Что? Где? Когда?")

      Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....

01 06 2022 9:42:46

История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе


    История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе

      В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса. ...

31 05 2022 22:13:31

Правовое воспитание учащихся


    Правовое воспитание учащихся

      Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....

30 05 2022 0:28:52

Нетрадиционный урок изучения нового материала "Западная Азия в древности. Ассирийская держава" в форме устного журнала


    Нетрадиционный урок изучения нового материала "Западная Азия в древности. Ассирийская держава" в форме устного журнала

      Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...

29 05 2022 7:53:49

Грани культуры

Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....

28 05 2022 16:15:32

Викторина «Культура Древней Греции»


    Викторина «Культура Древней Греции»

      Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....

27 05 2022 18:32:24

Урок истории России по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс


    Урок истории России по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс

      Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....

26 05 2022 16:39:43

Урок обществознания по теме "Мораль"


    Урок обществознания по теме "Мораль"

      Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

25 05 2022 5:12:47

Урок новой истории в 7-м классе по теме "Английские колонии в Северной Америке в XVII веке"


    Урок новой истории в 7-м классе по теме "Английские колонии в Северной Америке в XVII веке"

      Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....

24 05 2022 13:38:50

Урок истории по теме "Первая война Рима с Карфагеном". 5-й класс


    Урок истории по теме "Первая война Рима с Карфагеном". 5-й класс

      Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....

23 05 2022 4:33:31

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

22 05 2022 23:52:18

Проект «В типографии». Создание книжки-малышки «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года»


    Проект «В типографии». Создание книжки-малышки «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года»

      Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....

21 05 2022 4:46:54

Интегрированный урок (история + английский язык) "Средневековая Англия". 6-й класс


    Интегрированный урок (история + английский язык) "Средневековая Англия". 6-й класс

      Представленный интегрированный урок разработан для учащихся 6-го класса с целью формирования целостного представления об истории и языке римской и средневековой Англии. Урок составлен в игровой форме, что повышает мотивацию учащихся к изучению обоих предметов. Некоторые задания имеют дифференцированный уровень сложности....

20 05 2022 19:59:17

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

19 05 2022 3:52:58

Урок истории "Казанское ханство 1445–1552 гг."


    Урок истории "Казанское ханство 1445–1552 гг."

      Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....

18 05 2022 8:51:54

Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе


    Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе

      На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....

17 05 2022 15:57:32

Урок обществознания по теме "Рынок труда"


    Урок обществознания по теме "Рынок труда"

      Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....

16 05 2022 6:29:12

Урок — закрепление знаний по истории в 7-м классе "Три великие революции"


    Урок — закрепление знаний по истории в 7-м классе "Три великие революции"

      Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....

15 05 2022 11:13:12

Обобщающий урок "Древняя Греция"


    Обобщающий урок "Древняя Греция"

      Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....

14 05 2022 8:10:50

Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"


    Внеклассное мероприятие по истории:"Диалог веков"

      Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....

13 05 2022 16:53:31

Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках»


    Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках»

      Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....

12 05 2022 14:31:27

Презентация по проведению уроков в 10–11-м классе по курсу "Человек и общество"


    Презентация по проведению уроков в 10–11-м классе по курсу "Человек и общество"

      Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....

11 05 2022 4:28:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.