Внешняя политика России в XVIII веке
УРОК 1.
Мотивационно-установочный.
Цель урока:
- познакомить учащихся с основным материалом (основные направления, цели и задачи, этапы внешней политики России в XVIII веке, методы ее реализации и итоги);
- включить учащихся в познавательную деятельность; вызвать интерес к теме.
Оборудование: карта “Россия в 17-1760 г. г. ”, на доске план изучения темы, портреты (Ф. М. Апpaксин, П. С. Салтыков, П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков), схемы “Внешняя политика Петра I”, “Внешняя политика. Время дворцовых переворотов”, “Внешняя политика России в середине XVIII века”, “Внешняя политика России во 2 половине XVIII века”, рабочие листы “Хронология событий”.
План урока
1. Внешнеполитическая концепция России в эпоху Петра 1.
2. Внешняя политика времен дворцовых переворотов.
3. Внешняя политика во второй половине 18 века.
Ход урока
Введение в тему. Составление конспекта. Заполнение рабочего листа “Хронология событий”
Традиционными направлениями во внешней политики России в 18 веке были по-прежнему западное и восточное (почему?)
Условно внешнюю политику России можно разделить по трем временным этапам.
Первый этап начинается во времена правления Петра 1 и заканчивается после его cмepти.
Второй связан с борьбой за российский престол между наследниками Петра Великого. Он оканчивается со cмepтью Елизаветы Петровны.
Третий этап внешней политики начинается с восхождением на российский престол Екатерины 2.
В течение всего 18 века внешняя политика России имела в основном прозападную направленность.
1. Хаpaктеристика 1 этапа. По ходу лекции учащиеся составляют опopный конспект.
Петр 1 вошел в историю не только как реформатор России, но и как выдающийся полководец и дипломат.
Вопрос: подумайте, какими обстоятельствами определялась активная внешняя политика Петра I?
Оценив ситуацию в Европе, где назревала война за “испанское наследство”, Петр I отказался от борьбы за южные моря и решил бороться за выход в Балтийское море. Однако Россия не могла проводить активную политику на севере без обеспечения безопасности своих южных границ. Поэтому в августе 1700 г. она пошла на заключение 30-летнего перемирия с Османской империей.
После этого Петр объявил Швеции войну. Она вошла в историю как Северная война (ей мы посвятим отдельный урок). Уступка Азова по Прутскому миру 1711 г. в ходе русско-турецкой войны 1710-1713 г.г. , спровоцированной обеспокоенными усилением России Англией и Францией, стала ценой победы России в Северной войне.
После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики.
Цель заключалась в захвате транзитных путей торговли Индии и Китая. Поход на Кавказ и Иран (Каспийский поход) начался в июле 1722 г. Успех похода закрепил, подписанный в 1723 г. договор, по которому к России отошли прикаспийские провинции Ирана с несколькими городами, в том числе с Дербентом ( Западное и Южное Прикаспие).
Внешние планы Петра заходили очень далеко – вплоть до захвата Индии и Мадагаскара.
Вопрос: есть мнение, что внешняя политика Петра эволюционизировала в сторону имперской политики. Выскажите свое отношение к нему. Ответ аргументируйте. Пользуйтесь конспектом и рабочим листом.
2. Хаpaктеристика 2 этапа. Работа с соответствующим текстом учебника. Продолжение составления опopного конспекта. Выполнение заданий.
Внешняя политика России во второй четверти 18 века все еще продолжала традиции Петра 1.
Задание: поработав с текстом, определите основные направления внешней политики, используя в определении направления географический подход. Не забывайте заполнять рабочий лист.
Воспользуйтесь схемой “Внешняя политика. Время дворцовых переворотов”.
Проверка задания. Работа с картой.
3. Хаpaктеристика 3 этапа. Продолжить составление учащимися опopного конспекта и заполнение рабочего листа.
Проблема: при всех больших успехах во внешней политике Екатерины II наблюдался реакционный поворот. Прослушав материал, ответьте, так ли это? Ответ аргументируйте.
Внешнеполитическая деятельность “просвещенной” императрицы сопровождалась большими успехами. В результате двух войн с Турцией (1768-1774 и 1787 -1781 г. г. ) весь северный берег Черного моря, Крым и новороссийские степи отошли к России. Была решена и польская проблема – по первым двум разделам Польши (1773 и 1793 г. г. ) с Россией воссоединились Правобережная Украина и Восточная Белоруссия. Однако на почве ненависти к французской революции (в 1793 г. Россия разрывает дипломатические отношения с Францией и участвует в коалиционных войнах) и развернувшейся под ее влиянием освободительной борьбы поляков Екатерина II в 1793 г. согласилась на отторжение от Речи Посполитой и польских земель – к Пруссии отошла значительная часть Великой Польши. В 1794 г. в Польше вспыхнуло восстание – борьбу за освобождение родины возглавил генерал Т. Костюшко. Екатерина 2 поспешила сурово расправиться с повстанцами. В Польшу были введены русские войска, которыми комaндовал А. В. Суворов. Разгром мятежных поляков завершился в 1795 г. третьим разделом страны. Речь Посполитая перестала существовать. К России на этот раз отошли Курляндия, Литва, Западная Белоруссия и западная часть Волыни. Исконно польские земли были поделены между Австрией и Пруссией. (Решение проблемы).
Отсутствие преемственности и последовательности политике Павла I (по сравнению с периодом царствования Екатерины II) отрицательно сказалось на внешней политике России. К примеру, если Екатерина в августе 1796 г. снарядила корпус в помощь Австрии для борьбы с Францией, то Павел 1 после cмepти Екатерины отказался от отправки корпуса, заявив своим союзникам, что Россия истощена предшествующими войнами. Кроме того, Павел I, вступив на престол, внес ряд новых положений в организацию, управление и боевую подготовку русской армии и закрепил их законодательно. Историками и военными и сегодня критикуются введенные императором устаревшие положения линейной тактики, новые уставы, составленные на прусский манер и др. Все это, как считают, тормозило делу совершенствования армии, отрицательно сказывалось на дальнейшем развитии русского военного искусства.
Вопрос: если это так, то каким же образом русские армия и флот именно в эти годы добились ярчайших побед на суше и море (например – итальянский и швейцарский походы А. В. Суворова, взятие крепости на о. Корфу Ф. Ф. Ушаковым)?
Таким образом, в конце 18 века Россия активно участвовала в военных событиях в Европе. Вопрос: чему в целом способствовала внешняя политика России в XVIII веке (после рассуждений учащиеся приходят к выводу, что в целом внешнеполитическая деятельность России в 18 веке получила дальнейшее развитие по укреплению своих международных позиций)
Домашнее задание: поработать с опopным конспектом; подготовить свой вариант схемы “Внешняя политика Петра I” (1 вариант),
“Внешняя политика России в середине (2 вар) – второй половинеXVIII века” (3 вар.), отдельным ученикам подготовить сообщения о выдающихся полководцах.
УРОК 2
Северная война.
Задачи:
- познакомить учащихся с историей Северной войны, показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота, показать важность победы в Северной войне для дальнейшего развития России;
- формирование умений учащихся использовать различные источники для анализа исторических событий, обосновывать личностное отношение к историческим событиям, их участникам, хронологических и картографических умений;
- воспитывать гордость за славу русского оружия и героизм русских воинов.
Оборудование: карта “Россия в 17 в. – 1760 г. г. ”, портреты Петра I, А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, карточки.
Ход урока
1. Организационный этап.
Класс делится на 5 групп:
1 группа изучает материал о 1 этапе “Северной войны”,
2 группа изучает материал о 2 этапе “Северной войны”,
3 группа изучает материал о союзниках России,
4 группа изучает материал о военных реформах.
5 группа изучает материал об итогах и значении Северной войны.
2. Введение в тему.
Обсуждение в группах схемы “Внешняя политика Петра I”, которую учащиеся выполняли дома.
Вопрос: какая задача в области внешней политики была первоочередной? Обоснуйте свой ответ.
Сегодня на уроке мы познакомимся с историей Северной войны. Каждая группа будет рассматривать определенный вопрос. (Учитель знакомит учащихся с алгоритмом работы). Данные конспектируются в тетрадь. Форма конспекта свободная (опopный конспект, таблица, хронологическая таблица, схема и др.)
3. Самостоятельная работа учащихся.
Учитель раздает группам карточки, в которых прописан алгоритм работы. Приложение 1.
4. Представление работы групп. По ходу выступлений учащиеся слушают доклады о Петре I, Карле XII, А. Д. Меншикове, Б. П. Шереметеве (как полководцах)
5. Выводы. Я считаю, что… Я могу доказать, что…
Домашнее задание: подготовиться к “словесной баталии”. Шведская сторона – почему в войне одержали победу русские? Русская сторона - почему шведы проиграли войну?
УРОК 3.
Семилетняя война.
Задачи:
- знакомство с новым материалом;
- продолжить формирование навыков (анализ источника, самостоятельный поиск
- необходимого материала, работа с картой).
Оборудование: карты “Россия 17 в. - 1760 г. г. ”, “Участие России в Семилетней войне”, портреты С. Ф. Апpaксина, П. С. Салтыкова, Фридриха II, Елизаветы II, Петра III, лента времени
(без проставленных дат); у каждого на парте лист с алгоритмом работы.
Алгоритм работы:
1. – Выполнение домашнего задания. “Словесная баталия”. Вывод
2. - Показателем возросшего влияния России на международную жизнь явилось ее активное участие в общеевропейском конфликте – Семилетней войне. Работая с текстом учебника ответьте письменно на следующие вопросы:
А). Почему Пруссия становится главным противником России?
Б). Какие коалиции государств сложились в ходе этого конфликта?
В). Какова цель России в этой войне?
Документ.
Мнения историков о причинах вовлечения нашей страны в европейский конфликт расходятся.
Е. В. Анисимов: “У меня нет сомнений, что участие России в Семилетней войне во многом обусловлено мстительным желанием Елизаветы проучить высокомерного зазнайку, атеиста и масона Фридриха, который с первых дней своего правления посмел вести себя в королевском обществе дерзко, нагло и бесцеремонно”.
Г. А. Некрасов и А. П. Шапкина: следует “короля прусского до приобретения новой знатности не допускать, но паче силы его в умеренные пределы привести и одним словом неопасным его уже для здешней империи сделать”.
Какую точку зрения вы разделяете? Почему?
3. – Трудной, но эффективной школой для русской армии стала Семилетняя война. За несколько лет до нее Фридрих 2 писал в “Политическом завещании” (он сочинил их несколько): “Очевидно, что русские регулярные войска не страшны, необходимо опасаться только калмыков и татар, жестоких поджигателей, которые опустошают захваченные ими земли. Учитывая их качества, следует избегать военного конфликта с Россией, осужденной вероятнее всего на внутренние бунты и перевороты”. Написано это было в 1752 г.
Почему через четыре года прусский король вторгается в Саксонию, начиная Семилетнюю войну, зная, что будет иметь своими противниками Россию и Австрию? (сообщение о Фридрихе II)
4. – Работая с картой и текстом учебника, выделите военные кампании 1757 – 1761 г. г. Составьте хронологическую таблицу. (сообщение о П. С. Салтыкове)
Сошлюсь на мнение немецкого военного историка Ганса Дельбрюка, который отмечает, что основная проблема Семилетней войны заключалась в следующем: как могло случиться, что Фридрих 2 выдержал поражение при Кунерсдорфе? Ответов на этот вопрос много. Предложите свой.
5. – 24 апреля 1762 г. был заключен мирный договор между Россией и Пруссией, по которому военные действия немедленно прекращались и “все области, города, места и крепости, его прусскому величеству принадлежащие, кои в течение сей войны заняты были российским оружием”, возвращались королю. Кроме того, был заключен союз с Пруссией против вчерашних союзников России.
Вопрос: Какое событие позволило России избежать новой затяжной войны?
6. – Русские историки настаивают на бесполезности войны для России, имея ввиду отсутствие осязаемых результатов – территориальных завоеваний. Записки канцлера Воронцова свидетельствуют, что планы расширения русских владений имелись. Они не были реализованы прежде всего потому, что на трон вступил император, заботившийся единственно об интересах прусского короля.
Задание: выскажите свою позицию по данному заявлению; занесите в тетрадь итоги войны.
7. – Работа с линией времени. Учащийся заполняет ее у доски.
Письменные задания.
- О каком сражении идет речь. “Мы остались властителями поля сражения, или убитые, или раненые”.
- Кто автор этого письма? “Я собирал их (солдат) трижды; наконец, понял, что попаду в плен, и должен был покинуть поле боя. Мой мундир в дырах от пуль, подо мной убиты две лошади. Мое несчастье в том, что я еще жив. От армии в 48 000 у меня не осталось и 3000.
Вокруг все бегут, я больше не господин своего народа. Я не выдержу этого жестского испытания. Прощай навсегда”.
- Как восприняли подданные Петра III никому непонятный отказ от достигнутой уже по существу победы? Вот как на этот счет высказался М. В. Ломоносов:
Слыхал ли кто из свет рожденных,
Чтоб торжествующий народ
Предался в руки побежденных?
О, стыд, о, странный оборот!
А как думаете вы? Попробуйте, как Ломоносов!
Домашнее задание:
параграф учебника; подумайте над вопросом: почему годом окончания Семилетней войны считается 1763, ведь договор между Россией и Пруссией был подписан в 1762 г. ? Историки подскажут.
Анисимов Е. В. Россия в середине 18 века. – М. , 1986
И. В. фон Архенгольц. История Семилетней войны. – АСТ, 2001
УРОК 4
Русско-турецкие войны.
Задачи:
- познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье;
- подвести учащихся к пониманию важности утверждения России в этом регионе;
- продолжить формирование умений и навыков (устанавливать последовательность
- событий, показывать на карте места сражений, территорий, составлять план,
- самостоятельно находить ответы на вопросы, работать в паре).
Оборудование: карта “Россия с конца 17 в. до 60-х гг. 18 в. ”, портреты П. А. Румянцева, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, индивидуальные карточки.
Алгоритм работы
“Гром победы, раздавайся, веселится храбрый Росс!
Звучной славой украшайся: Магомета ты потрес…
Воды быстрые Дуная уж в руках теперь у нас;
Храбрость россов почитая, Тавр под нами и Кавказ.
Уж не могут орды Крыма рушить наш покой;
Гордость низится Селима, и бледнеет он с луной…
Славься сим, Екатерина, славься, нежная к нам мать!” (Г. Державин)
1. - Действительно, гром победы сопутствовал внешней политике российского правительства при Екатерине II. Императрица проводила активную и успешную для России внешнюю политику.
Вопрос: Каковы были основные направления внешней политики, какие цели и задачи стояли перед Россией при Екатерине II?
- Сегодня на уроке мы поговорим, как решалась одна, пожалуй, самая главная задача – выход к берегам Черного моря. Это задача была решена в результате двух русско-турецких войн (1768-1774; 1787-1791).
2. – Вам предстоит поработать в парах. И хотя каждый из вас будет изучать одну из русско-турецких войн, обсудите план их изучения. Вспомните алгоритм работы по теме “Северная война”. По ходу работы с текстом не забывайте составлять конспект.
3. – Проверка выполнения работы. Русско-турецкая война 1768-1774 г. г. (сообщение о П. А. Румянцеве). Русско-турецкая война 1787-1781 г. (сообщения о А. В. Суворове, ф. Ф. Ушакове).
Вопросы: объясните, почему военные действия двух русско-турецких кампаний велись примерно на одной и той же территории (работа с картой), выделите обстоятельства, которые определили успехи России в войнах с Османской империей.
Работа по индивидуальным карточкам. Приложение 2.
Домашнее задание: параграф учебника; подготовиться к уроку обобщения
УРОК 5
От Петра Великого до Екатерины Великой
(урок учета и контроля знаний)
Задачи:
- актуализировать, обобщить, систематизировать и углубить знания по внешней политике России в XVIII веке;
- достигнуть целостности исторических знаний как главного условия развития интеллекта учащихся; развивать умения логического мышления, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать;
- пробудить интерес к самостоятельному исследованию прошлого.
Оборудование: карта “Россия с конца 17- до 60-х г. г. 18 века”
Ход урока
1. - XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства. На политическом небосклоне ярко блеснули две звезды, два Великих политика – Петр I и Екатерина II.
“В политике внешней Екатерина была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков 18 века. Она сумела, как Петр Великий, понять коренные задачи внешней русской политики и умела завершить то, к чему стремились веками московские государи. … она довела до конца свое дело, и после нее русская дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены”. Это точка зрения историка С. Ф. Платонова
Вопрос: О каких задачах идет речь?
И Петр I и Екатерина II пытались решить два вопроса внешней политики. Один территориальный, другой национальный.
Вопрос: В чем их суть? Были ли они решены? Кто наиболее успешно их решил – Петр I или
Екатерина II? (проверка картографических умений).
“Внешняя политика сего царствования (Екатерины II) достойна особенной хвалы. Россия с честию и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Петр удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам” - такую оценку дал Н. М Карамзин.
Задание: Проиллюстрируйте примерами оценку Н. М. Карамзина.
2. – Словесная дуэль. Один ученик называет термин – другой должен объяснить его значение. В случае правильного ответа ученики меняются местами (термины по изученным темам).
3. - Биографические задачи. О ком речь? Приложение 3.
4. – Тест. Приложение 4.
5. – Рефлексия (ко всему модулю). Оцени себя по 10- балльной шкале. Приложение 5.
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
03 12 2023 20:39:38
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
02 12 2023 16:47:15
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
01 12 2023 5:28:58
Учитель на бинарном уроке одной из задач ставит развитие ценностно-смысловой, коммуникативной, общекультурной компетенции учащихся в знакомстве с особенностями становления и развития российской государственности и культуры, а также факторами, повлиявшими на формирование российской цивилизации и ее место в мировом историческом процессе. Занятие проходит в форме пpaктикума, в ходе которого у учащихся отpaбатываются все виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные....
30 11 2023 2:35:55
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
29 11 2023 21:16:49
Проблемы глобализации и глобальных проблем рассматриваются на различных ступенях образования в курсах истории, обществознания, географии, биологии, следовательно, занятие может носить интегративный (межпредметный) хаpaктер. Интерес к данным вопросам обусловлен тем, что взросление человека предполагает осознание им своих, более широких связей с миром, с его общим культурным, экономическим, образовательным достоянием. Обращение к вопросам глобализации на ступени основного общего образования позволит заложить основы понимания основных фактов, процессов и явлений, хаpaктеризующих целостность и системность отечественной и всемирной истории, которые содержат требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы на базовом и профильном уровнях....
28 11 2023 17:37:24
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека.
...
27 11 2023 9:38:20
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
26 11 2023 9:44:56
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
25 11 2023 6:10:34
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
24 11 2023 6:39:52
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
23 11 2023 7:51:53
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
22 11 2023 14:34:13
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы.
...
21 11 2023 3:17:48
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
20 11 2023 10:58:54
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
19 11 2023 13:35:36
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
18 11 2023 23:45:57
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
17 11 2023 8:52:20
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
16 11 2023 6:44:17
На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....
15 11 2023 18:51:45

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
14 11 2023 9:14:22
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
13 11 2023 0:39:25
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
12 11 2023 21:30:38
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
11 11 2023 23:51:38
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
10 11 2023 20:32:53
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
09 11 2023 0:38:44
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
08 11 2023 19:29:50
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
07 11 2023 5:34:47
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
06 11 2023 7:20:48
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
05 11 2023 2:41:17
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
...
04 11 2023 0:14:27
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
03 11 2023 23:28:37
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей.
...
02 11 2023 7:58:41
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
01 11 2023 17:26:55
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
31 10 2023 10:18:21
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
30 10 2023 15:40:21
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
29 10 2023 14:49:19
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
28 10 2023 13:31:14
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
27 10 2023 22:33:36
Урок проводится в 5–7-х классах. Хронологические рамки урока – период 1822–1831 гг., время губернаторства А.П. Степанова. Ученики узнают, почему была «открыта» Енисейская губерния, какое место она занимала на карте Российской империи и Сибири, как правил губернией её первый губернатор. Учащиеся изучат условия жизни, нравы и отношения между жителями губернии....
26 10 2023 8:53:42
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
25 10 2023 5:43:32
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
24 10 2023 3:48:37
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения.
...
23 10 2023 1:11:52
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.".
...
22 10 2023 4:41:59
Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....
21 10 2023 7:25:58

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
20 10 2023 3:36:14
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме.
...
19 10 2023 19:26:35
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм.
...
18 10 2023 19:11:12
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
...
17 10 2023 18:45:25
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
16 10 2023 0:16:38
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
15 10 2023 16:23:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::