Александр Невский
Цель: Сохранение исторической памяти, помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий 13 века, времен Александра Невского, стать “участниками Невской битвы”.
Задачи:
1. Расширить знания о событиях, которые происходили во время правления Александра Невского, участвуя в инсценировке сцены Невской битвы.
2. Развивать логическое мышление, связную устную речь, умение работать с картой.
3. Формировать уважение к историческому прошлому России, по средствам изучения личности Александра Невского.
Наглядные учебные пособия: карта “ Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 веке”.
1. Вступительное слово учителя.
В 1201 г. немцы заложили крепость Ригу, где 1202 г. был основан Орден меченосцев. В 1237 г. орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом и таким образом возник Тевтонский орден – главная опора Ватикана в Восточной Европе. Вскоре датчане основали замок Ревель, шведы захватили остров Эзель. Ослабление Руси под ударами Монгольской империи послужило сигналом к походу шведских феодалов.
2. Инсценировка сцены Невской битвы.
Былинница 1.
Шведский лагерь был уж близко
У Ижоры и Невы.
Он раскинул величаво
Свои яркие шатры.
Былинница 2.
Лениво ветер раздувает паруса
У остроносых шнек,
Все спят, лишь слуги у костра
Готовят всем обед.
Ведущий: Шведы пришли войной на землю русскую. Отправился старейшина ижорцев, Пелгуй, в Новгород за помощью.
Пелгуй:
Стучусь я в ворота тесовые
У меня сообщение к князю.
Наконец отворили и в горницу
Провели меня сразу.
Лишь увидел я Александра
Сразу молвил: “Княже, беда! –
В устье Невы шведы,
Нам ваша помощь нужна”.
Былинница 1.
Синие глаза блеснули
И сон как рукой сняло.
Князь стал Пелгуя расспрашивать.
Сколько шведов всего?
Пелгуй:
Ижорцы у них насчитали
Около ста судов
И рыцарей тысяч пять,
Слишком большая рать.
Я начертил, как умел
Где расположен враг.
Войско попало в шторм.
Шторм потрепал суда
Рыцари отдыхали.
Время терять нельзя.
Былинница 2:
Задумался князь… но, спасибо
Сейчас он сказал отцу,
Что сызмальства он учился
Военному ремеслу.
Он вместе с отцом был в походах.
Он ловко сидел в седле
Искусно владел он копьем,
И пешим и на коне.
Былинница 1.
Но только совсем недавно
На княженье он приглашен
И войско собрать большое
На данный момент - смешно.
Князь Александр:
Швед выбрал место недаром
С заморскими странами там
Русь торгует мехами,
Нельзя потерять его нам!
Но как же собрать мне войско?
Земля моя велика.
На сборы уйдут недели,
А медлить, увы, нельзя.
Шведы не ждут удара,
Пируют на чуждой земле
Пойду на врага со своими,
Новгородцы помогут мне.
Былинница 2:
И вскоре под звон колокольни
Войско двинулось в путь.
Вел его Александр
Спасать родимую Русь.
Пешие плыли по Волхову,
Конница берегом шла
А по дороге к отряду
Шел народ, чтоб разбить врага.
Князь Александр:
15 июля 1240 год.
Подошли мы к устью Невы
Незаметно приблизились к шведам.
Да, силы совсем не равны.
Шведы еще нас не ждали:
Кто находился в шатре,
А кто-то на кораблях.
Надо отрезать их друг от друга
Решил тогда я.
Воин 1:
Князь решил ударить по лагерю
Нас, пеших, направил в обход.
Чтоб, мы не пустили шведов
На их замечательный флот.
Воин 2:
Полки Александра с криком
Устремились на шведский стан.
Вспорхнули первые стрелы,
Враг битву не ожидал.
Шведы искали оружие,
Рыцари без доспехов
И русская конница смело
Достигла первых успехов.
Герой Савва:
Я пробился к шатру предводителя
И смог подрубить я столб.
Шатер повалился, а витязей
Привело это все в восторг.
Воин 1:
Мы удвоили натиск
Швед бежал к кораблям
И новгородцы не медлили
Они помогали нам.
Воин 2:
Три шнеки мы потопили
Мостки рубили к другим
Пусть знают, что русские воины
Смелы и народ наш един!
Воин 1:
Швед Биргер, увидев у русских,
Что не так велика их рать
Собрал самых храбрых воинов
И решил оттеснить назад.
Князь Александр:
И мы скрестили с ним копья
Я смог сбить с Биргера шлем
И обливаясь кровью
Биргер с коня полетел.
Его подхватили солдаты
И смогли на корабль отойти.
Поспешно, отчалив от берега
Другие шнеки пошли.
Те, кто к реке не пробились
Тесно сбивались в кучу
Надежд на спасение не было
“Оставьте! - сказал я могуче.
Пусть уходят, а там будет видно.
Кто с мечом к нам придет
От меча и погибнет”.
Былинница 1: Благодаря полководческому таланту Александра Ярославича, был совершен молниеносный переход из Новгорода и внезапно атакован лагерь шведов. Успех был полным. За эту блестящую победу князя Александра стали называть Александр Невский.
3. Походы крестоносцев.
В 1240 году немецкие рыцари предприняли поход на Русь. Сначала они захватили крепость Изборск, затем Псков. Угроза нависла над Новгородом. На этот раз Александр Невский изменил тактику. Он тщательно готовится, собирает новгородское ополчение, дожидается подкрепления из других русских земель. Методом небольших победоносных сражений он достигает перехода стратегической инициативы в свои руки и весной 1242 года освобождает от немцев Псков. После этого Александр Невский стал искать большого сражения, чтобы разбить главные силы рыцарского ордена.
4. Ледовое побоище.
Используя план битвы, рассказать о Ледовом побоище.
5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище.
Немецкое войско было построено в форме клина (“свиньи”). Предвидя план немцев, Александр Невский построил свое войско таким образом, что самые мощные силы находились на флангах. Как и ожидалось, рыцарский клин пробил центр, но был захвачен, как клещами, флангами русских. Завязался жестокий рукопашный бой. После того как рыцари не выдержали и отступили, лед треснул под их тяжестью, и они стали тонуть.
Велико историческое значение этой битвы. Немецкое продвижение на восток было остановлено. Русь сохранила свою веру и свою независимость.
5. Закрепление изученного материала.
Вопросы и задания.
Какие силы представляли опасность для Руси в 13 веке? В чем выражалась эта опасность?
В чем проявилось полководческое искусство Александра Невского, и каково значение его деятельности?
Работа с картой.
Используя карту, рассказать об отражении немецко-шведской агрессии.
6. Домашнее задание.
Подготовить устные сообщения: “Невская битва”, “Ледовое побоище”.
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
27 05 2023 19:53:41
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
26 05 2023 5:25:28
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
25 05 2023 20:36:49
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
24 05 2023 21:36:35
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны.
...
23 05 2023 6:42:23
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
22 05 2023 2:31:33
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
21 05 2023 9:48:18
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
20 05 2023 6:33:56
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
19 05 2023 23:41:37
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
18 05 2023 5:25:30

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
17 05 2023 17:30:33
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
16 05 2023 21:48:15
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
15 05 2023 6:17:35
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов.
...
14 05 2023 3:21:36
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
13 05 2023 16:52:28
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
12 05 2023 1:16:28
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
11 05 2023 0:13:24
В работе определены функции гражданского политического образования....
10 05 2023 21:36:42
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших.
...
09 05 2023 1:26:27
На уроке рассматривается ситуация,
сложившаяся в конце XV века на Руси.
Вместе с учащимися опледеляем, как связана
внутриполитическая деятельность Ивана III с
особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой
отпечаток на проведение преобразований наложили
внешнеполитические проблемы? ...
08 05 2023 11:15:35
Игра "За семью печатями" является исторической, развивающей, познавательной игрой. Она учит детей логически мыслить, анализировать исторические события, ощущать взаимосвязь событий. В игре участвуют три человека (или три комaнды) и зрители. Игроки отвечают на семь вопросов и записывают ответы в формуляре № 1. За каждый правильный ответ игрок получает печать. Если игроки не знают правильного ответа, то вопрос задаётся зрителям. Правильно ответивший полученную печать отдает любимому игроку. Игрок, получивший наибольшее количество печатей, признаётся победителем и называет имя героя.
...
07 05 2023 15:58:52
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс.
...
06 05 2023 7:33:35
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал.
...
05 05 2023 3:11:57
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
04 05 2023 6:37:53
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
03 05 2023 21:55:21
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
02 05 2023 10:34:30
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
01 05 2023 23:49:47
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
30 04 2023 1:35:12

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
29 04 2023 0:53:20
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
28 04 2023 17:14:19
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
27 04 2023 20:14:24
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
26 04 2023 11:38:40
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
25 04 2023 23:15:32

Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений
в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
24 04 2023 3:36:40
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
...
23 04 2023 20:32:56
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
22 04 2023 14:55:32
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы.
...
21 04 2023 10:36:39
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
20 04 2023 20:58:38
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
19 04 2023 13:28:22
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
18 04 2023 10:41:58
Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....
17 04 2023 4:17:29
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
16 04 2023 19:54:23
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
15 04 2023 15:33:12
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
14 04 2023 19:41:48
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
13 04 2023 1:45:23
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
...
12 04 2023 21:13:15
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
11 04 2023 20:21:19
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении.
...
10 04 2023 4:44:59
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
09 04 2023 16:34:45
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
08 04 2023 21:17:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::