Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"
Цели урока:
- Образовательная цель: создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения хаpaктера проводимых им в будущем реформ.
- Развивающая цель: содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.
- Воспитательная цель: способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
Оборудование: карта европейской части Евразии в XVII веке, отрывки из документов, портрет Петра Великого, эпиграф на доске (см. Приложение 1), аудиокассета с записью торжественной музыки. Набор карточек разных цветов, для каждого учащегося, для диагностики настроения учеников в начале и в конце урока “Цвет и настроение”, (см. Приложение 2), карточки “Фрагмент династического древа Романовых” (см. Рисунок 1), карточки со “схемой-крепостью” - “Уроки жизни Петра” (см. Рисунок 2), схема на доске “Профессии Петра 1” (см. Рисунок 3), четыре цитаты-отрывка из документов на отдельных листах формата А 4 большим шрифтом (см. Приложение3) и силуэт корабля-парусника.
Ход урока
1. Организационный момент:
А) Приветствие; диагностика настроения учащихся перед уроком “Цвет и настроение” (см. Приложение 2).
Б) Вступление учителя:
Любой человек, прожив жизнь, оставляет после себя память. Какую жизнь прожил человек, такая о нем и сохранится память, его будут оценивать по поступкам, делам, творениям.
2. Целеполагание, план урока:
Наш урок посвящается крупному политическому деятелю России – Петру Великому!
Тема урока: “Личность Петра Великого или уроки жизни для будущего реформатора России”.
Сегодня мы будем:
- Ставить цель урока;
- Восстанавливать фрагмент;
- Знакомиться с отрывками документов и сообщениями;
- Изучать новые факты;
- “Строить крепость”
- Подводить итоги;
- Получать необычное домашнее задание;
Ребята, глядя на данную тему урока, скажите:
Как Вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (предположения учащихся).
Что бы Вы уже смогли сказать по этой теме, что Вы уже знаете? (высказывания учащихся).
А что бы Вы хотели узнать сегодня? (высказывания учащихся).
Таким образом, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы понять, что повлияло на формирование личности Петра, какие события в его жизни можно назвать настоящими “уроками жизни”, чтобы представить причины его реформ в будущем.
Если представить уроки жизни Петра как отдельные кирпичики, складывающие крепость, то получится, например, такая картина (Рисунок 2):
В течение урока Вы на местах должны будете сделать запись в каждом “кирпичике” данной крепости, наполнить ее содержанием, взвешивая все, о чем мы сегодня будем говорить, а в конце урока мы вернемся к этой крепости и сравним, что же каждый из Вас считает “уроками жизни” для Петра Великого? При чем число кирпичиков, у каждого из Вас может варьировать, если вы еще предложите какой- либо “кирпичик” - дорисуйте его снизу или сбоку крепости.
А.С. Пушкин период петровского правления назвал движущимся кораблем с великим капитаном-шкипером на мостике [1] – стр. 31. (Учитель на фоне музыки читает эпиграф, записанный на доске):
Сей шкипер был тот шкипер славный, славный,
Кем наша двигнулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля!
2. Проверка знаний учащихся, беседа по отрывкам из документов и сообщениям.
Учитель:
Дома Вы должны были составить опopный конспект по параграфу 19 “Начало царствования Петра”, это домашнее задание поможет Вам в достижении сегодняшней цели урока, а тетради Вы сдадите на проверку в конце урока. Также дома четверо из Вас приготовили сообщения: “Детство Петра”, “Юность Петра”, “Азовские походы Петра”, “Великое посольство”, эти сообщения сегодня помогут всем нам понять, какие события в жизни Петра I повлияли на его личность и будущие реформы.
В достижении цели урока нам поможет также разминка:
А) На листочках восстановить фрагмент “династического дерева” Романовых в течение 1 минуты (см. Рисунок 1); проверка в парах; сверка с фрагментом на доске [1]- – стр. 23.(Учащиеся проверяют правильность заполнения фрагмента, сличая с заполненным фрагментом на доске, а затем сдают листочки учителю).
Б) Работа с отрывками из документов и сообщения учащихся:
Чтобы лучше понять личность Петра мы пустимся в плавание, в котором волны – это отрывки из документов, мнения историков, после обсуждения каждого документа мы выслушаем сообщение, которое один из Вас сегодня приготовил (на доске прикреплен силуэт корабля-парусника, нарисованы 4 волны, под каждой прикреплен листок с напечатанной цитатой – см. Приложение 3).
Итак, в плавание!
1 цитата-волна: Секретарь шведского посольства Кемпфер:
“В отличие от старшего брата, младший смотрел на всех. Лицо у него открытое, красивое, молодая кровь играла в нем… Удивительная красота его поражала всех присутствующих, а живость его приводила в замешательство степенных сановников московских” [1] – стр. 25.
Как Вы думаете, о каком периоде жизни Петра идет речь? (предположения учащихся)
Сообщение ученика на тему “Детство Петра”.
(В помощь - отрывок из письма Нарышкиных: “Того же году, майя в 15 день, на Московском государстве было смятение. Стрельцы, салдаты пришли в город в Кремль во 11 часу дни з знаменны з баpaбаны, с мушкеты, и с копья, а сами, бегучи в город, кричали, будтто Иван да Офонасей Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича…” О чем идет речь?) [1] – стр. 30.
2 цитата: историк М.М. Богословский:
“С той архангельской поры для Петра шум морских волн, морской воздух, морская стихия тянут его к себе и с годами сделаются необходимой потребностью. У него разовьется органическое стремление к морю” [1] – стр. 31.
А сейчас о каком событии в жизни Петра, о каком периоде идет речь?
(мнения учащихся).
Сообщение ученика о юности Петра.
3 цитата: историк Е.В.Анисимов:
“Эта неудача только подстегнула его. Придала ему силы. Он имел мужество взять на себя ответственность за поражение, сумел трезво оценить собственные промахи… Представление о том, что он не просто сидит на престоле, а несет свою тяжелую службу во имя России наполняла всю его жизнь высшим смыслом, особым значением…”[1] – стр. 33.
О каком поражении идет речь? (мнения учащихся).
Сообщение ученика об Азовских походах.
4 цитата: современник:
“…В его составе значились дипломаты, переводчики, волонтеры, ехавшие изучать военно-морское дело и кораблестроение, священники и лекари, слуги, солдаты и офицеры охраны, повара и даже четыре шута-карлика – всего более 250 человек. Обоз посольства насчитывал тысячу саней” [2] – стр. 109.
Ребята, о чем идет речь? (мнения учащихся).
Сообщение ученика о Великом посольстве.
(В дополнение: “Повсюду он проявлял необыкновенную любознательность и часто спрашивал о том, что значительно превышало познания тех, к кому он обращался с расспросами. Многие поражались его ловкости в работе, которой он превосходил даже более опытных в деле людей” [1] – стр. 35).
Учитель:
Почему Петр решил ехать инкогнито? (предположения учащихся).
Какие профессии освоил Петр? (беседа и заполнение схемы на доске)
(см. Рисунок 3).
Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина:
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
3. Рассказ-рассуждение учителя о будущих реформах:
Мы еще не проходили реформы Петра. Мы познакомимся с ними подробно на следующих уроках, а суть реформ, их идея рождалась, где-то глубоко в личности царя, но по-разному: одни проводились обдуманно, другие несколько непоследовательно, с импровизацией, а порой чувством гнева и державная вседозволенностью.
Особой строкой в политике Петра прошли войны, для ведения которых нужна была большая, хорошо вооруженная армия.
Иван Посошков писал о состоянии русского войска перед реформами Петра:
“У пехоты ружье было плохое и владеть им не умели, только боролись ручным боем – копьями и бердышами и то тупыми. А если конницу посмотреть, то не то, что иностранцам, но и самим смотреть на них зазорно: у них клячи худые, сабли тупые и ружьем владеть никак не умели…”.
“Побывав в составе Великого посольства в Европе Петр понял, что чтобы сделать Россию такой же богатой, сильной и просвещенной, нужно быстро, не теряя времени , перенять с Запада все, что для этого нужно: промышленность, оружие, технику, книги…Этой мечте он посвятил всю свою жизнь и ради ее осуществления он не жалел ни времени, ни денег, ни себя, ни людей, ни России…” (Е.В.Анисимов) [1] – стр. 37.
А.С. Пушкин, спустя столетие, скажет, что некоторые их указов царя написаны кнутом… При изучении реформ Петра на следующих уроках Вы в этом убедитесь…
(Например, тягостное впечатление производил указ царя о метках, наносимых рекрутам в 1712 году:
“…а для знаку рекрутам значить на левой руке, накалывать иглою крест и натирать порохом. И сказать всех губерний в уездах явственно, в городах и по церквам, и на торгах, кто увидит такого человека, который имеет крест на левой руке назначенный, чтобы их ловили и приводили в город. А кто такого человека увидит и не приведет, то сам записан будет в рекруты. А для образа в губернии послать начертанные руки с назначенными крестами..” [1] – стр. 56)
4. Итоговое обобщение “Уроки жизни Петра”:
Вернемся к цели нашего урока: что же повлияло на формирование личности будущего реформатора России? Какие уроки преподнесла жизнь Петру?
(каждый ученик предлагает те уроки жизни – “кирпичики”, которые он выделил в течение урока; происходит обсуждение, а учитель на доске заполняет схему-крепость).
5. Обобщение, рефлексия:
Что Вы сегодня узнали нового? (высказывания учащихся).
Какая сегодня стояла перед нами цель? (высказывания учащихся).
Добились ли мы ее? (высказывания учащихся).
И в заключение хотелось бы прочесть слова историка С.М. Соловьева:
“Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он осознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации…” [2].
6. Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание: ранее мы с Вами составляли синквейн по отцу Петра 1 -Алексею Михайловичу, а теперь Вам предстоит дома составить синквейн по самому Петру I, отразив в нем свои впечатления по сегодняшнему уроку, а по параграфу №20 – попробуйте составить таблицу “Толстый и тонкий вопрос”
7. Диагностика настроения учащихся в конце урока - “Цвет и настроение”
(см. Приложение 2).
Всем спасибо за активную работу, до свидания!
Литература:
- “История современной России. 1682 – 1861”: экспериментальное учебное пособие для средних школ. / Под общей редакцией В. Шелохаева, авторы Е. В. Анисимов, А. Б. Каменский. – М.: ТЕРРА, 1996.
- Черникова Т. В. “История России. 17-18 века”: учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений/ Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Дрофа, 2002.
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование.
...
23 09 2023 9:38:50
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
22 09 2023 1:21:25
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
21 09 2023 21:56:18
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
20 09 2023 7:26:51
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
19 09 2023 4:11:19
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
18 09 2023 17:34:46
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
17 09 2023 4:44:32
Разработка бинарного урока в 6-м классе позволяет организовать повторение и обобщение темы «Средневековый город» по истории и познакомить учащихся с эволюцией города на примере истории становления и развития родного города (данная тема изучается в курсе «Обществознание», программа А.И. Кравченко). Урок строится по схеме презентации, созданной в программе Power Point. Слайды содержат вопросы к каждому этапу урока, что позволяет организовать диалог учителя и учащихся, а также иллюстрации с видами родного города....
16 09 2023 22:35:12
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
15 09 2023 15:49:23
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
14 09 2023 12:21:12
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
13 09 2023 23:52:49
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
...
12 09 2023 12:25:29
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
11 09 2023 5:35:11
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
10 09 2023 16:41:13
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
09 09 2023 8:18:39
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
08 09 2023 17:41:18
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
07 09 2023 20:36:58
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
06 09 2023 18:46:17
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки.
...
05 09 2023 13:46:34
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
04 09 2023 4:31:33
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
03 09 2023 10:40:16
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
02 09 2023 8:15:13
Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....
01 09 2023 12:47:34
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
31 08 2023 21:26:25
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
30 08 2023 16:28:47
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
29 08 2023 6:40:19
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
28 08 2023 11:57:32
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
27 08 2023 21:48:52
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
26 08 2023 20:26:53
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
25 08 2023 17:23:24
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
24 08 2023 9:54:35
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам.
...
23 08 2023 1:53:25
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
22 08 2023 5:37:14
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
21 08 2023 0:41:51
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
20 08 2023 6:27:36
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
19 08 2023 6:19:55
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
18 08 2023 20:51:13
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
17 08 2023 1:24:45
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
16 08 2023 20:56:17
Предлагаемое мероприятие является очередным из цикла «Великая Победа». В процессе праздника учащимся предлагается принять участие в работе станций: «Мамаев курган», «Песенная», «Интеллектуальная», «Память». Широко используются реальные факты из истории родного края. Ребята принимают участие в импровизированной экскурсии по мемориальному комплексу «Мамаев курган» (слайдовая презентация), выполняют творческие задания, исполняют военные песни на солдатских «привалах». Мероприятие способствует формированию позитивных личностных качеств учащихся....
15 08 2023 2:35:50
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
14 08 2023 11:34:21
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
13 08 2023 7:50:54
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
12 08 2023 10:10:51
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
11 08 2023 13:16:56
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I.
...
10 08 2023 4:38:24
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
09 08 2023 9:31:15

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
08 08 2023 18:52:10
Исследовательская работа по теме....
07 08 2023 10:18:14
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
06 08 2023 19:28:18
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
05 08 2023 13:28:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::