Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания
Показателем овладения содержания обществоведческого образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Данное задание позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Таким образом, умение написать эссе по курсу “Обществознания” соответствует государственному стандарту и существующим программам.
Вашему вниманию предлагается публикация опыта работы написания эссе по курсу “Обществознание”. Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Данная работа поможет старшеклассникам овладеть навыкам написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера перед подготовкой к экзамену по материалам в форме ЕГЭ.
Материал изложен в рекомендациях учителя-пpaктика и конкретных работах обучающихся 10-х классов.
Мои ученики следуют предложенному алгоритму мыслительных операций, перед написанием эссе, заключающемуся в следующем:
а) вдумчиво вчитайтесь в предложенное высказывание (осознание мысли);
б) определите как можно точнее раздел, темы обществоведческого курса, раскрываемые данным высказыванием;
в) сформулируйте собственную позицию по данной проблеме (согласитесь или не согласитесь с предложенной точкой зрения) при этом обязательно постарайтесь ответить на вопрос “почему?”;
в) подберите понятия и термины из курса обществознания, необходимые для раскрытия проблемы;
г) найдите примеры (исторические, литературные, научные, бытовые и т.п.), которые помогут убедительно аргументировать вашу собственную позицию;
д) логически, целостно, творчески выполните задание.
Для облегчения анализа предложенных в методичке работ используются следующие обозначения:
а) используемые обществоведческие понятия подчеркнуты линией;
б) приведенные примеры выделены курсивом.
Итак, перед вами две работы на одну тему к параграфу “Трудовая деятельность”. Оба автора соглашаются с мнением древнегреческого баснописца Эзопа, используют одни и те же понятия, но собственную точку зрения излагают индивидуально, приводя различные факты и аргументы.
“Истинное сокровище для людей – умение трудиться”.
Эзоп, древнегреческий баснописец
Я полностью согласна с мнением древнегреческого баснописца Эзопа о том, что “истинное сокровище для людей - умение трудиться”. Труд играет огромную и, несомненно, очень важную роль в жизни человека. Конечно, у многих из нас труд в первую очередь ассоциируется с материальным производством, и это, по сути, правильно. Трудовая деятельность направлена на создание материальных благ и услуг, необходимых для жизни людей. Ведь невозможно представить существование современного человека без пищи, одежды, жилья, лекарств, а также всевозможных услуг - от трaнcпортных до услуг парикмахера. В этом заключается одна сторона важности для людей умения трудиться.
Однако, есть и другая сторона трудовой деятельности - влияние на внутренний мир человека, формирование личности. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют не только руки, но и голова человека. Трудовая деятельность облагораживает человека, способствует развитию в нем нравственных качеств. Широко известно выражение о том, что “труд сделал из обезьяны человека”. Именно способностью к осознанному труду отличается человек от других представителей животного мира. Трудовая деятельность – важнейшее поле самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека. Именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Это и есть другая сторона важности людей умения трудиться.
Труд, безусловно, необходим в жизни любого человека. А.П.Чехов писал: “без труда не может быть чистой и радостной жизни”. Многие люди просто не мыслят свое существование без трудовой деятельности. Известно много случаев, когда люди, потеряв в результате какого- либо происшествия руки, ноги или зрение, приспосабливались к новой жизни и, несмотря на свою “ущербность”, продолжали работать, потому что труд для них – истинное сокровище. В одном из рассказов В.А.Солоухина повествуется о том, как сельский старик, сидя на крыльце и увидев путников, идущих на покос, взял свою старую косу и отправился с ними: “Может, последний разочек…” косцы хотели поставить его впереди, но он решительно отказался и встал сзади. На некоторое время они забыли о нем, как вдруг услышали, что старик шаркает косой чуть ли не по самым их пяткам. Со счастливым криком: “Могу! Могу!” он обогнал сначала одного мужика, затем второго, а через мгновение настиг и третьего. “Он остановился, тяжело дыша, глаза его горели живо и радостно. Схватив горсть травы, старик вытер ею морщинистое лицо, и стало не понятно, отчего так мокры его щеки: от пота, от росы, или от слез свершившейся радости”. Автор задумывается о том, что же такое таится в работе земледельца, что и самая тяжелая она, и не самая благодарная, но привораживает к себе человека так, что и на ладан дыша, он берет косу, которой кошивал в молодости, и идет, и косит, да еще и плачет от радостиА все дело в том, что люди “старой закалки”, привыкшие работать с детства, не могут жить без труда, и потому даже в глубокой старости им хочется работать. Если это у них получается, они испытывают настоящий душевный подъем. Просто умение трудиться для них – не только способ получения средств существования, а истинное сокровище.
Дыкина Дарья, ученица 10 б класса.
“Истинное сокровище для людей – умение трудиться”.
ЭЗОП, древнегреческий баснописец
Я согласен с высказыванием Эзопа о том, что для человека умение трудиться является одним из важнейших умений, настоящим сокровищем. Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. Роль труда в жизни человека очень велика, особенно труда в материальном производстве. Осуществляя трудовую деятельность, люди создают материальные блага, без которых жизнь невозможна – это пища, лекарства, одежда. Как гласит народная пословица: “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”. Без труда нельзя собрать даже дикорастущие плоды и ягоды, ведь в готовом виде природа даёт нам лишь очень немногое. Но не будем
забывать и нематериальное производство. Труд по созданию духовных ценностей также очень важен – это труд писателей, художников, учёных. Я считаю, что Эзоп чрезвычайно точно охаpaктеризовал важность умения трудиться ёмким словом “сокровище”. С давних времён на Руси существовали народные умельцы, передававшие своё мастерство из поколения в поколение. Всем известен Левша из Тулы, подковавший блоху. В наше время, к сожалению, древние профессии уходят в прошлое, теряют свой смысл, забываются. Но они также очень важны для общества, и их необходимо хранить, как сокровище.
Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются его способности, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. А. П. Чехов писал: “Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни”. Это ещё одно доказательство важности труда. Но в наше время важен не просто труд, а умелый труд, и здесь важнейшими хаpaктеристиками умения трудиться выступают профессионализм и квалификация работника. Профессионализм – это результат обучения и опыта работы. Каждый из нас хочет приобретать качественные продукты и пользоваться услугами профессионалов. Умение трудиться, то есть высокая квалификация работника помогает ему легче найти хорошую работу. Рассматривая важность настоящего умения трудиться, мы сталкиваемся с такими понятиями, как производительность труда, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина, исполнительность и связанная с ней инициатива. Эти понятия присущи профессиональному работнику, они хаpaктеризуют его умение трудиться, как настоящее “сокровище”.
Таким образом, я разделяю точку зрения Эзопа о том, что именно умение трудиться, а не бездумный труд, имеет огромное значение в жизни людей.
Козодеров Олег, ученик 10б класса.
Следующие две работы на одну тему с выполнением обязательных условий: использование текста обращения президента РФ к Федеральному собранию (2006); опора только на исторические факты изученного периода. Особенностью предложенных работ является то, что позиция авторов не совпадает, однако при этом они используют одни и те же источники. Тема эссе учащимся была предложена учителем по окончании изучения главы “Социально-политическая деятельность и развитие общества”. Основные вопросы: исторический процесс и общественный прогресс.
“Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, давно прошедшим”
Исторический процесс – непрерывная цепь событий, из которых последующие определяются предыдущими. Каждый народ имеет свою историю. Почему же, имея примерно одинаковую стартовую площадку, на определенном историческом этапе развития, через некоторое время одни государства, народы оказываются экономически более развитыми, другие – более отсталыми? Как получилось, что наша страна на годы и даже десятилетия в области использования технологического оборудования отстала от передовых, развитых стран? Об этом же на прошлой неделе говорил наш президент в своем ежегодном послании парламенту: “К сожалению, большая часть технологического оборудования, используемая сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия”. Уровень жизни людей определяется уровнем экономического развития страны. Одним из важнейших критериев развитой экономики является степень использования высоких технологий в производстве: промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, в быту. Результатом ручного труда могут быть очень качественные вещи, но производительность такого труда очень низкая, а продукт – дорогой, такими изделиями не возможно насытить потребительский рынок. Использование вычислительных машин, автоматизированных систем производства, электронных, лазерных, космических, генно-инженерных технологий и др. требуют развития самих производительных сил, определяют высокие темпы экономического прогресса, в конечном итоге – достижение высокого материального и духовного уровня жизни. Главный двигатель прогресса – демократическое государство, в котором присутствуют конкурентная борьба, открытый потребительский рынок.
Из истории нашей страны мы знаем, что, начиная со времен Петра Великого, правители тратили немало усилий на продвижение экономических инноваций. Возможно, именно поэтому на рубеже 19-20 веков Россия была одной из самых экономически развитых стран Европы. Революционный переворот, Первая и Вторая Мировые войны, гражданская война разрушали экономику страны. Тоталитарный режим сдерживал темпы прогресса, т.к. значительная часть ученых подвергалась репрессиям, передовые научные направления (генетика, кибернетика) были объявлены “лженауками”, “железный занавес” препятствовал притоку прогрессивных идей, развитая бюрократическая машина и отсутствие конкуренции препятствовали внедрению передовых научных изобретений. Когда же страна встала на путь демократических перемен, на потребительский рынок начался приток относительно дешевых, качественных импортных товаров и услуг. Отечественный производитель оказался неконкурентоспособным. Наша страна переживала экономический кризис, корни которого уходят в “день вчерашний”. Процесс выхода из него уже начался и мы его свидетели. В нашей школе появился прекрасный компьютерный класс, в политехническом университете готовят специалистов, способных развивать высоко технологичные производства, многие предприятия нашей области освоили выпуск нового технологического оборудования (завод “Пусковых двигателей”, завод “Свободный сокол” и др.) или внедрили современные линии оборудования для выпуска продукции (“Хладокомбинат”, Лебедянский завод по производству соков и т.д.). Большие перспективы обещает открытие “Свободной экономической зоны”. Однако ни в нашей области, ни в стране в целом достаточных темпов прогресса не наблюдается. Предложения В.В. Путина – “сделать серьезный шаг к стимулированию инвестиций в производствен-ную инфраструктуру и в развитие инноваций; … поднимать такие высокотехнологичные сферы, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение..”. С ним нельзя не согласиться, ведь вложение средств в развитие наукоёмких технологий и поддержка отечественного производителя, – те средства, которые помогли когда-то Петру 1 вывести отсталую дореформенную Россию на лидирующие позиции мировой экономики.
Ходякова Александра, ученица 10б класса.
“Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, с давно прошедшим”
Я считаю, что данное высказывание не подразумевает в себе того, что из прошлого надо брать уроки, скорее оно говорит, что всё в мире идёт своим чередом, всё есть единое целое. Я не оспариваю того, что на ошибках учатся, что из прошлого надо брать уроки, как положительных, так и отрицательных действий, нет. Просто данное предложение не подразумевает этого. Из одного события вытекает последующее, связанное с предыдущим, неразрывно связанное, это понятно всем и каждый может вспомнить своё последнее действие и идущие за ним последствия. На этом жизненном принципе основывались в своей политике многие государственные деятели, такие как Пётр I, Наполеон I, Гай Юлий Цезарь, Отто фон Бисмарк. Вот и нынешний президент России В. В. Путин указывает на то, что новый политический курс страны будет тесно взаимосвязан с предыдущими действиями и реформами, законами, постановлениями, указами, и т. д. Вот одно из его высказываний по этому поводу: “В Послании 2003 года были впервые сформулированы задачи удвоения валового внутреннего продукта на десять лет. Нетрудно посчитать: чтобы добиться этого результата, наша экономика должна ежегодно прирастать на 7 с небольшим процентов. Казалось бы, мы в целом справляемся с этой задачей, и за последние три года среднегодовой экономический рост как раз составил около 7 процентов. Однако хотел бы подчеркнуть, что если мы не устраним некоторые проблемы, если мы не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки”. Эта цитата, отражающая положение дел в экономической сфере, как нельзя лучше показывает то, что новый экономический курс России вытекает из предложенной в 2003 году программы действий по улучшению экономики страны, лишь только с несколькими новыми добавлениями, из которых, возможно, года через два, также вытекут новые добавки к экономической политике. Теперь перейдём к одной из главных составляющих политической сферы, к армии. И ещё одна цитата обращения президента: “В период с 1996 по 2000 годы не было заложено ни одного корабля, а на вооружение было принято всего 40 образцов военной техники. Войска проводили учения на картах, только на картах, флот был прикован к берегу авиация – к аэродрому. И в 1999 году, когда возникла необходимость противостоять масштабной агрессии международного терроризма на Северном Кавказе, проблемы армии обнажились до боли”. Здесь тоже чётко видны предыдущее действие и последующая проблема, это очевидно. И такая же ситуация во многих других проблемах, рассмотренных президентом РФ. Таких как внешняя политика: взаимоотношения России и ЕС, России и КНР, России и США. Однако в Послании президента было и обращение к урокам прошлых лет, цитирую: “Главный урок истории Великой Отечественной войны – это необходимость поддержания боеготовности Вооружённых Сил”, но это не меняет моей позиции относительно данного высказывания. Таким образом, понять сегодняшний день без вчерашнего не представляется возможным, и на то есть огромное множество примеров, как из древней истории, так и из истории нынешней.
Мазаев Виталий, ученик 10 б класса.
Глубокие знания по различным предметам учебного плана помогут вам решить проблему аргументации своей позиции, как это, например, показано в следующих работах (глава учебника - “Познавательная деятельность”). Автор следующей работы явно увлекается естественно-математическими науками.
“Истина – это заблуждение, которое длилось веками”
Карл Берне
Я согласен с высказыванием Карла Берне, о том, что истина – это заблуждние, которое длилось веками. Под истиной понимают правильное, то есть достоверное знание. Достоверность и правильность знаний подтверждается по-разному. Эмпирики критерием истины считают факты, основанные на чувственном восприятии мира (зрение, слух, осязание, обоняние). Но они не редко вводят нас в заблуждение. Например, ложка в прозрачном стакане воды изгибается, то же происходит с прямым деревянным стержнем. Это приводит к ложному выводу о том, что предметы в воде изгибаются. Рационалисты критерием истины считают разум, теоретическое обоснование знания по законам логики из общих неопровержимых утверждений. Например, геометрия Евклида и геометрия Лобачевского. И та, и другая основывается на логичных доказательств, основывающихся на определенных аксиомах, но это две совершенно разные геометрии. Наиболее универсальным критерием считают пpaктику, но не каждое знание можно под
твердить пpaктикой, в основном это зависит от уровня развития технических средств исследования, то есть, по сути, от развития человечества. А так как на развитие нужно время, то можно считать, что зависит и от времени.
Так, например, не возможно сейчас построить устройство, которое можно разогнать до такой высокой скорости (почти скорость света), что мы смогли бы на пpaктике увидеть действие закона о свойствах времени и прострaнcтва, выведенные Альбертом Эйнштейном. То есть мы не можем утверждать, что это знание есть абсолютная истина или заблуждение. Но так как это подтверждают теории, единичные опыты, то общественность приняло это знание за истину без доказательства, но ведь это может быть и заблуждением. Или другой пример, мнение существовавшие вплоть до XVII – начала XIX веков (когда был построен микроскоп и открыты микроорганизмы и доказано что они вызывают болезни: болезнь вызывают злые духи, вселившиеся в человека, или насылает прогневившийся Бог. Все это считалось истиной, создавались теории изгнания духов, которые иногда помогал. Существовали теории о том, какую именно болезнь насылал определенный святой (например, св. Антоний насылал болезнь Антониев огонь - проказу). На протяжении столетий за отсутствием методов исследования заблуждение считалось истиной.
Поэтому я и считаю, что зачастую истина оказывается заблуждением длящееся столетиями.
Ролдугин Дмитрий, ученик 10б класса.
Предложенные вашему вниманию работы показывают, что у данных учащихся МОУ гимназии №19 сформированы умения оперировать понятиями, целостно, в комплексе указывать их признаки, соотносить конкретные знания с обобщенными, теоретическими. Им удалось логически выстроить изложение, применить необходимые понятия, сделать обобщение по предложенному материалу, дать аргументы. Конкретные примеры и пpaктические советы, надеемся, помогут выпускникам подготовиться к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ.
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
24 09 2023 10:49:42
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
23 09 2023 11:44:31
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету.
...
22 09 2023 4:54:52
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
21 09 2023 12:36:41
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
20 09 2023 14:43:13
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
19 09 2023 19:16:29
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
18 09 2023 18:53:32
Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....
17 09 2023 1:22:48
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
16 09 2023 2:38:16
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
15 09 2023 12:33:45

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....
14 09 2023 5:25:11
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
13 09 2023 8:23:22
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
12 09 2023 14:53:26
Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян.
...
11 09 2023 22:13:14
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
10 09 2023 19:30:28
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
09 09 2023 7:41:35
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
08 09 2023 2:30:28
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
07 09 2023 6:45:41
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
06 09 2023 21:26:34
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
05 09 2023 22:50:13
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
04 09 2023 10:41:52
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
03 09 2023 13:53:36
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
02 09 2023 17:53:15
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
01 09 2023 11:46:55
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
31 08 2023 20:20:27
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
30 08 2023 11:12:27
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
29 08 2023 19:12:15
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
28 08 2023 13:49:45
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу.
...
27 08 2023 0:35:31
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер.
...
26 08 2023 10:23:46
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
25 08 2023 16:13:38
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
24 08 2023 3:17:45
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация.
...
23 08 2023 17:43:52
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
22 08 2023 22:37:26
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
21 08 2023 17:13:47
Урок-суд над режимом репрессий по теме "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР: Кубань в 1920—1930-е годы" призван обобщить и закрепить знания, полученные учащимися 9-го класса при изучении темы "Политическая система сталинизма". Он развивает мышление школьников, формирует полезные в социальном общении умения и нравственные ориентиры, в числе которых - способность сопереживать другим людям , воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
...
20 08 2023 8:34:33
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
19 08 2023 17:37:16

Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
18 08 2023 4:39:57
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
17 08 2023 8:42:50
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
16 08 2023 2:44:46
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
15 08 2023 2:51:24
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
14 08 2023 22:12:18
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
13 08 2023 18:52:14
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
12 08 2023 23:29:13

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
11 08 2023 21:21:49
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
10 08 2023 15:30:29
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
09 08 2023 3:22:17
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
08 08 2023 18:20:39

Урок, который можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории России «Отечественная война 1812 года» с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толерантность, служение Отечеству – ценности, которые он прививает....
07 08 2023 8:37:12
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
06 08 2023 12:27:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::