Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания


    Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

Показателем овладения содержания обществоведческого образования на высоком уровне является умение творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения, целостные высказывания, аргументированную позицию по сложным содержательным проблемам. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Данное задание позволяет проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сложными интеллектуальными умениями: делать выводы, логично и последовательно излагать свои мысли, применять теоретические знания для обоснования социальных явлений и процессов, использовать знания в воображаемых жизненных ситуациях. Таким образом, умение написать эссе по курсу “Обществознания” соответствует государственному стандарту и существующим программам.

Вашему вниманию предлагается публикация опыта работы написания эссе по курсу “Обществознание”. Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Данная работа поможет старшеклассникам овладеть навыкам написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера перед подготовкой к экзамену по материалам в форме ЕГЭ.

Материал изложен в рекомендациях учителя-пpaктика и конкретных работах обучающихся 10-х классов.

Мои ученики следуют предложенному алгоритму мыслительных операций, перед написанием эссе, заключающемуся в следующем:

а) вдумчиво вчитайтесь в предложенное высказывание (осознание мысли);

б) определите как можно точнее раздел, темы обществоведческого курса, раскрываемые данным высказыванием;

в) сформулируйте собственную позицию по данной проблеме (согласитесь или не согласитесь с предложенной точкой зрения) при этом обязательно постарайтесь ответить на вопрос “почему?”;

в) подберите понятия и термины из курса обществознания, необходимые для раскрытия проблемы;

г) найдите примеры (исторические, литературные, научные, бытовые и т.п.), которые помогут убедительно аргументировать вашу собственную позицию;

д) логически, целостно, творчески выполните задание.

Для облегчения анализа предложенных в методичке работ используются следующие обозначения:

а) используемые обществоведческие понятия подчеркнуты линией;

б) приведенные примеры выделены курсивом.

Итак, перед вами две работы на одну тему к параграфу “Трудовая деятельность”. Оба автора соглашаются с мнением древнегреческого баснописца Эзопа, используют одни и те же понятия, но собственную точку зрения излагают индивидуально, приводя различные факты и аргументы.

“Истинное сокровище для людей – умение трудиться”.

Эзоп, древнегреческий баснописец

Я полностью согласна с мнением древнегреческого баснописца Эзопа о том, что “истинное сокровище для людей - умение трудиться”. Труд играет огромную и, несомненно, очень важную роль в жизни человека. Конечно, у многих из нас труд в первую очередь ассоциируется с материальным производством, и это, по сути, правильно. Трудовая деятельность направлена на создание материальных благ и услуг, необходимых для жизни людей. Ведь невозможно представить существование современного человека без пищи, одежды, жилья, лекарств, а также всевозможных услуг - от трaнcпортных до услуг парикмахера. В этом заключается одна сторона важности для людей умения трудиться.

Однако, есть и другая сторона трудовой деятельности - влияние на внутренний мир человека, формирование личности. Любая деятельность людей осуществляется сознательно. В процессе материального производства участвуют не только руки, но и голова человека. Трудовая деятельность облагораживает человека, способствует развитию в нем нравственных качеств. Широко известно выражение о том, что “труд сделал из обезьяны человека”. Именно способностью к осознанному труду отличается человек от других представителей животного мира. Трудовая деятельность – важнейшее поле самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека. Именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. Это и есть другая сторона важности людей умения трудиться.

Труд, безусловно, необходим в жизни любого человека. А.П.Чехов писал: “без труда не может быть чистой и радостной жизни”. Многие люди просто не мыслят свое существование без трудовой деятельности. Известно много случаев, когда люди, потеряв в результате какого- либо происшествия руки, ноги или зрение, приспосабливались к новой жизни и, несмотря на свою “ущербность”, продолжали работать, потому что труд для них – истинное сокровище. В одном из рассказов В.А.Солоухина повествуется о том, как сельский старик, сидя на крыльце и увидев путников, идущих на покос, взял свою старую косу и отправился с ними: “Может, последний разочек…” косцы хотели поставить его впереди, но он решительно отказался и встал сзади. На некоторое время они забыли о нем, как вдруг услышали, что старик шаркает косой чуть ли не по самым их пяткам. Со счастливым криком: “Могу! Могу!” он обогнал сначала одного мужика, затем второго, а через мгновение настиг и третьего. “Он остановился, тяжело дыша, глаза его горели живо и радостно. Схватив горсть травы, старик вытер ею морщинистое лицо, и стало не понятно, отчего так мокры его щеки: от пота, от росы, или от слез свершившейся радости”. Автор задумывается о том, что же такое таится в работе земледельца, что и самая тяжелая она, и не самая благодарная, но привораживает к себе человека так, что и на ладан дыша, он берет косу, которой кошивал в молодости, и идет, и косит, да еще и плачет от радостиА все дело в том, что люди “старой закалки”, привыкшие работать с детства, не могут жить без труда, и потому даже в глубокой старости им хочется работать. Если это у них получается, они испытывают настоящий душевный подъем. Просто умение трудиться для них – не только способ получения средств существования, а истинное сокровище.

Дыкина Дарья, ученица 10 б класса.

“Истинное сокровище для людей – умение трудиться”.

ЭЗОП, древнегреческий баснописец

Я согласен с высказыванием Эзопа о том, что для человека умение трудиться является одним из важнейших умений, настоящим сокровищем. Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. Роль труда в жизни человека очень велика, особенно труда в материальном производстве. Осуществляя трудовую деятельность, люди создают материальные блага, без которых жизнь невозможна – это пища, лекарства, одежда. Как гласит народная пословица: “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”. Без труда нельзя собрать даже дикорастущие плоды и ягоды, ведь в готовом виде природа даёт нам лишь очень немногое. Но не будем

забывать и нематериальное производство. Труд по созданию духовных ценностей также очень важен – это труд писателей, художников, учёных. Я считаю, что Эзоп чрезвычайно точно охаpaктеризовал важность умения трудиться ёмким словом “сокровище”. С давних времён на Руси существовали народные умельцы, передававшие своё мастерство из поколения в поколение. Всем известен Левша из Тулы, подковавший блоху. В наше время, к сожалению, древние профессии уходят в прошлое, теряют свой смысл, забываются. Но они также очень важны для общества, и их необходимо хранить, как сокровище.

Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются его способности, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность. А. П. Чехов писал: “Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни”. Это ещё одно доказательство важности труда. Но в наше время важен не просто труд, а умелый труд, и здесь важнейшими хаpaктеристиками умения трудиться выступают профессионализм и квалификация работника. Профессионализм – это результат обучения и опыта работы. Каждый из нас хочет приобретать качественные продукты и пользоваться услугами профессионалов. Умение трудиться, то есть высокая квалификация работника помогает ему легче найти хорошую работу. Рассматривая важность настоящего умения трудиться, мы сталкиваемся с такими понятиями, как производительность труда, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина, исполнительность и связанная с ней инициатива. Эти понятия присущи профессиональному работнику, они хаpaктеризуют его умение трудиться, как настоящее “сокровище”.

Таким образом, я разделяю точку зрения Эзопа о том, что именно умение трудиться, а не бездумный труд, имеет огромное значение в жизни людей.

Козодеров Олег, ученик 10б класса.

Следующие две работы на одну тему с выполнением обязательных условий: использование текста обращения президента РФ к Федеральному собранию (2006); опора только на исторические факты изученного периода. Особенностью предложенных работ является то, что позиция авторов не совпадает, однако при этом они используют одни и те же источники. Тема эссе учащимся была предложена учителем по окончании изучения главы “Социально-политическая деятельность и развитие общества”. Основные вопросы: исторический процесс и общественный прогресс.

“Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, давно прошедшим”

Исторический процесс – непрерывная цепь событий, из которых последующие определяются предыдущими. Каждый народ имеет свою историю. Почему же, имея примерно одинаковую стартовую площадку, на определенном историческом этапе развития, через некоторое время одни государства, народы оказываются экономически более развитыми, другие – более отсталыми? Как получилось, что наша страна на годы и даже десятилетия в области использования технологического оборудования отстала от передовых, развитых стран? Об этом же на прошлой неделе говорил наш президент в своем ежегодном послании парламенту: “К сожалению, большая часть технологического оборудования, используемая сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия”. Уровень жизни людей определяется уровнем экономического развития страны. Одним из важнейших критериев развитой экономики является степень использования высоких технологий в производстве: промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, в быту. Результатом ручного труда могут быть очень качественные вещи, но производительность такого труда очень низкая, а продукт – дорогой, такими изделиями не возможно насытить потребительский рынок. Использование вычислительных машин, автоматизированных систем производства, электронных, лазерных, космических, генно-инженерных технологий и др. требуют развития самих производительных сил, определяют высокие темпы экономического прогресса, в конечном итоге – достижение высокого материального и духовного уровня жизни. Главный двигатель прогрессадемократическое государство, в котором присутствуют конкурентная борьба, открытый потребительский рынок.

Из истории нашей страны мы знаем, что, начиная со времен Петра Великого, правители тратили немало усилий на продвижение экономических инноваций. Возможно, именно поэтому на рубеже 19-20 веков Россия была одной из самых экономически развитых стран Европы. Революционный переворот, Первая и Вторая Мировые войны, гражданская война разрушали экономику страны. Тоталитарный режим сдерживал темпы прогресса, т.к. значительная часть ученых подвергалась репрессиям, передовые научные направления (генетика, кибернетика) были объявлены “лженауками”, “железный занавес” препятствовал притоку прогрессивных идей, развитая бюрократическая машина и отсутствие конкуренции препятствовали внедрению передовых научных изобретений. Когда же страна встала на путь демократических перемен, на потребительский рынок начался приток относительно дешевых, качественных импортных товаров и услуг. Отечественный производитель оказался неконкурентоспособным. Наша страна переживала экономический кризис, корни которого уходят в “день вчерашний”. Процесс выхода из него уже начался и мы его свидетели. В нашей школе появился прекрасный компьютерный класс, в политехническом университете готовят специалистов, способных развивать высоко технологичные производства, многие предприятия нашей области освоили выпуск нового технологического оборудования (завод “Пусковых двигателей”, завод “Свободный сокол” и др.) или внедрили современные линии оборудования для выпуска продукции (“Хладокомбинат”, Лебедянский завод по производству соков и т.д.). Большие перспективы обещает открытие “Свободной экономической зоны”. Однако ни в нашей области, ни в стране в целом достаточных темпов прогресса не наблюдается. Предложения В.В. Путина – “сделать серьезный шаг к стимулированию инвестиций в производствен-ную инфраструктуру и в развитие инноваций; … поднимать такие высокотехнологичные сферы, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение..”. С ним нельзя не согласиться, ведь вложение средств в развитие наукоёмких технологий и поддержка отечественного производителя, – те средства, которые помогли когда-то Петру 1 вывести отсталую дореформенную Россию на лидирующие позиции мировой экономики.

Ходякова Александра, ученица 10б класса.

“Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, с давно прошедшим”

Я считаю, что данное высказывание не подразумевает в себе того, что из прошлого надо брать уроки, скорее оно говорит, что всё в мире идёт своим чередом, всё есть единое целое. Я не оспариваю того, что на ошибках учатся, что из прошлого надо брать уроки, как положительных, так и отрицательных действий, нет. Просто данное предложение не подразумевает этого. Из одного события вытекает последующее, связанное с предыдущим, неразрывно связанное, это понятно всем и каждый может вспомнить своё последнее действие и идущие за ним последствия. На этом жизненном принципе основывались в своей политике многие государственные деятели, такие как Пётр I, Наполеон I, Гай Юлий Цезарь, Отто фон Бисмарк. Вот и нынешний президент России В. В. Путин указывает на то, что новый политический курс страны будет тесно взаимосвязан с предыдущими действиями и реформами, законами, постановлениями, указами, и т. д. Вот одно из его высказываний по этому поводу: “В Послании 2003 года были впервые сформулированы задачи удвоения валового внутреннего продукта на десять лет. Нетрудно посчитать: чтобы добиться этого результата, наша экономика должна ежегодно прирастать на 7 с небольшим процентов. Казалось бы, мы в целом справляемся с этой задачей, и за последние три года среднегодовой экономический рост как раз составил около 7 процентов. Однако хотел бы подчеркнуть, что если мы не устраним некоторые проблемы, если мы не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки”. Эта цитата, отражающая положение дел в экономической сфере, как нельзя лучше показывает то, что новый экономический курс России вытекает из предложенной в 2003 году программы действий по улучшению экономики страны, лишь только с несколькими новыми добавлениями, из которых, возможно, года через два, также вытекут новые добавки к экономической политике. Теперь перейдём к одной из главных составляющих политической сферы, к армии. И ещё одна цитата обращения президента: “В период с 1996 по 2000 годы не было заложено ни одного корабля, а на вооружение было принято всего 40 образцов военной техники. Войска проводили учения на картах, только на картах, флот был прикован к берегу авиация – к аэродрому. И в 1999 году, когда возникла необходимость противостоять масштабной агрессии международного терроризма на Северном Кавказе, проблемы армии обнажились до боли”. Здесь тоже чётко видны предыдущее действие и последующая проблема, это очевидно. И такая же ситуация во многих других проблемах, рассмотренных президентом РФ. Таких как внешняя политика: взаимоотношения России и ЕС, России и КНР, России и США. Однако в Послании президента было и обращение к урокам прошлых лет, цитирую: “Главный урок истории Великой Отечественной войны – это необходимость поддержания боеготовности Вооружённых Сил”, но это не меняет моей позиции относительно данного высказывания. Таким образом, понять сегодняшний день без вчерашнего не представляется возможным, и на то есть огромное множество примеров, как из древней истории, так и из истории нынешней.

Мазаев Виталий, ученик 10 б класса.

Глубокие знания по различным предметам учебного плана помогут вам решить проблему аргументации своей позиции, как это, например, показано в следующих работах (глава учебника - “Познавательная деятельность”). Автор следующей работы явно увлекается естественно-математическими науками.

“Истина – это заблуждение, которое длилось веками”

Карл Берне

Я согласен с высказыванием Карла Берне, о том, что истина – это заблуждние, которое длилось веками. Под истиной понимают правильное, то есть достоверное знание. Достоверность и правильность знаний подтверждается по-разному. Эмпирики критерием истины считают факты, основанные на чувственном восприятии мира (зрение, слух, осязание, обоняние). Но они не редко вводят нас в заблуждение. Например, ложка в прозрачном стакане воды изгибается, то же происходит с прямым деревянным стержнем. Это приводит к ложному выводу о том, что предметы в воде изгибаются. Рационалисты критерием истины считают разум, теоретическое обоснование знания по законам логики из общих неопровержимых утверждений. Например, геометрия Евклида и геометрия Лобачевского. И та, и другая основывается на логичных доказательств, основывающихся на определенных аксиомах, но это две совершенно разные геометрии. Наиболее универсальным критерием считают пpaктику, но не каждое знание можно под

твердить пpaктикой, в основном это зависит от уровня развития технических средств исследования, то есть, по сути, от развития человечества. А так как на развитие нужно время, то можно считать, что зависит и от времени.

Так, например, не возможно сейчас построить устройство, которое можно разогнать до такой высокой скорости (почти скорость света), что мы смогли бы на пpaктике увидеть действие закона о свойствах времени и прострaнcтва, выведенные Альбертом Эйнштейном. То есть мы не можем утверждать, что это знание есть абсолютная истина или заблуждение. Но так как это подтверждают теории, единичные опыты, то общественность приняло это знание за истину без доказательства, но ведь это может быть и заблуждением. Или другой пример, мнение существовавшие вплоть до XVII – начала XIX веков (когда был построен микроскоп и открыты микроорганизмы и доказано что они вызывают болезни: болезнь вызывают злые духи, вселившиеся в человека, или насылает прогневившийся Бог. Все это считалось истиной, создавались теории изгнания духов, которые иногда помогал. Существовали теории о том, какую именно болезнь насылал определенный святой (например, св. Антоний насылал болезнь Антониев огонь - проказу). На протяжении столетий за отсутствием методов исследования заблуждение считалось истиной.

Поэтому я и считаю, что зачастую истина оказывается заблуждением длящееся столетиями.

Ролдугин Дмитрий, ученик 10б класса.

Предложенные вашему вниманию работы показывают, что у данных учащихся МОУ гимназии №19 сформированы умения оперировать понятиями, целостно, в комплексе указывать их признаки, соотносить конкретные знания с обобщенными, теоретическими. Им удалось логически выстроить изложение, применить необходимые понятия, сделать обобщение по предложенному материалу, дать аргументы. Конкретные примеры и пpaктические советы, надеемся, помогут выпускникам подготовиться к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ.


Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"


    Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"

      В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....

29 06 2022 14:40:15

1953 год. Борьба за власть в стране


    1953 год. Борьба за власть в стране

      В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....

28 06 2022 19:38:28

Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс


    Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

      Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

27 06 2022 4:15:12

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества


    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

      Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

26 06 2022 5:48:12

Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс


    Русские первооткрыватели и путешественники. 8-й класс

      Как заставить учеников задуматься, прочувствовать учебный материал? Думаю, что на этом уроке будет к месту прием, который я назвала "размытая карта" - карта без четких границ, названий. Её предстоит дополнять во время урока, сравнивать с современной картой. Работать на уроке можно с использованием функции "шторка" интеpaктивной доски....

25 06 2022 18:12:28

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"


    Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

      Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

24 06 2022 12:12:33

Проект "Непарадная война"


    Проект "Непарадная война"

      В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....

23 06 2022 15:39:42

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов


    Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

      Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

22 06 2022 23:20:21

Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"


    Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"

      Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....

21 06 2022 17:12:27

Интегрированный урок (история + русский язык) "Средневековое рыцарство"


    Интегрированный урок (история + русский язык) "Средневековое рыцарство"

      Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....

20 06 2022 4:26:31

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

19 06 2022 3:28:26

Герои трудового фронта (по материалам школьного музея)


    Герои трудового фронта (по материалам школьного музея)

      Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....

18 06 2022 2:16:42

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"


    Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

      Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

17 06 2022 5:49:44

Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ


    Задания по истории формата B12 для подготовки к ЕГЭ

      В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....

16 06 2022 10:41:48

Урок изучения нового материала по истории России XIX века по теме: "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс


    Урок изучения нового материала по истории России XIX века по теме: "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

      Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...

15 06 2022 2:47:20

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"


    Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

      Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....

14 06 2022 7:11:27

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)


    Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

      Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

13 06 2022 21:23:38

"Туристический фестиваль". Внеклассное мероприятие по истории


    "Туристический фестиваль". Внеклассное мероприятие по истории

      Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно. ...

12 06 2022 21:45:29

Культура России в эпоху Петра I


    Культура России в эпоху Петра I

      Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....

11 06 2022 0:57:49

Открытый урок по обществознанию в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав человека"


    Открытый урок по обществознанию в 9-м классе по теме "Всеобщая декларация прав человека"

      Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....

10 06 2022 1:48:37

Интеpaктивные технологии на уроках истории (исторические ассоциации к различным темам курса "История России")


    Интеpaктивные технологии на уроках истории (исторические ассоциации к различным темам курса "История России")

      Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....

09 06 2022 2:45:41

Приемы и методы работы с учебником на уроках истории и обществознания


    Приемы и методы работы с учебником на уроках истории и обществознания

      В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....

08 06 2022 11:11:38

История Древнего мира. 5-й класс. Урок: "Государство на берегах Нила"


    История Древнего мира. 5-й класс. Урок: "Государство на берегах Нила"

      На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...

07 06 2022 19:26:51

Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента


    Работа с документами и источниками на уроках историко-обществоведческого цикла и регионального компонента

      Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....

06 06 2022 9:49:57

Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"


    Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"

      Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....

05 06 2022 21:17:32

Забытая Первая мировая война


    Забытая Первая мировая война

      В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....

04 06 2022 1:16:10

Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....

03 06 2022 8:27:53

Урок истории (технология В.Э. Штейнберга). Тема: "НЭП – новая тактика или новая стратегия"


    Урок истории (технология В.Э. Штейнберга). Тема: "НЭП – новая тактика или новая стратегия"

      Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....

02 06 2022 1:23:24

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

01 06 2022 15:50:12

Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс


    Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....

31 05 2022 7:50:49

Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"


    Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по теме "Россия в XVIII веке. Великие люди великой эпохи"

      Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...

30 05 2022 23:14:57

Тема урока: "Внешняя политика России. Русско-японская война"


    Тема урока: "Внешняя политика России. Русско-японская война"

      Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления. ...

29 05 2022 9:42:59

Древнейший Рим


    Древнейший Рим

      При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....

28 05 2022 22:35:14

Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)


    Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)

      Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...

27 05 2022 11:30:36

Моделирование исторических событий и процессов


    Моделирование исторических событий и процессов

      Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....

26 05 2022 18:29:44

Проблемно-дискуссионное игровое моделирование на уроках истории


    Проблемно-дискуссионное игровое моделирование на уроках истории

      Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....

25 05 2022 23:39:54

Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс


    Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

      Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....

24 05 2022 20:59:45

М.С.Горбачёв. Перестройка


    М.С.Горбачёв. Перестройка

      Урок проходит в форме "круглого стола" (семинара). В основу семинарского занятия преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям. Данный метод способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: готовность к разрешению проблем; готовность к самообразованию; готовность к использованию информационных ресурсов; готовность к социальному взаимодействию....

23 05 2022 10:32:30

Всероссийский урок Мира "Мир – высшая ценность"


    Всероссийский урок Мира "Мир – высшая ценность"

      Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....

22 05 2022 6:21:39

Северная война и реформы Петра I на Севере


    Северная война и реформы Петра I на Севере

      На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....

21 05 2022 11:52:43

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума


    Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

      С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

20 05 2022 3:53:31

Урок по повести Н.С. Лескова "Левша"


    Урок по повести Н.С. Лескова "Левша"

      Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....

19 05 2022 15:37:32

Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель")


    Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель")

      Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....

18 05 2022 5:56:22

Тема урока: "Общие основания прекращения трудового договора"


    Тема урока: "Общие основания прекращения трудового договора"

      На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты. ...

17 05 2022 8:32:21

Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс


    Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс

      Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....

16 05 2022 5:44:54

Положение тружеников в Древнем Египте


    Положение тружеников в Древнем Египте

      Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....

15 05 2022 4:27:19

Образование и самообразование. 2-й урок по теме


    Образование и самообразование. 2-й урок по теме

      Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....

14 05 2022 11:24:16

Раздробленность русских земель


    Раздробленность русских земель

      Данная методическая разработка была применена в среднеуровневом малонаполняемом классе. Предлагаю как вариант проведения урока. Урок развивает навыки работы с картой, аудирования, работы с первоисточниками, мыслительной активности учащихся....

13 05 2022 3:57:13

"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе


    "Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

      Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....

12 05 2022 8:18:49

Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании учащихся начальных классов


    Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании учащихся начальных классов

      Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....

11 05 2022 1:21:54

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.