Наука и образование в первой половине XIX века
Цели урока:
- воспитывать любовь к Родине, интерес к учебе в целом и истории в частности;
- познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века, а также с достижениями российской науки в это время;
- формировать у учащихся целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века;
- развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
Оборудование:
- портреты российских ученых первой половины XIX века;
- коллаж “Образование в первой половине XIX века”;
- рисунки: “Гимназист”, “Ученик уездного училища”, “Ученик приходской школы”, “Студент”;
- карта-схема “Университеты России первой половины XIX века”;
- схемы “Система образования в России в начале XIX века”, “Сословность в образовательной школе”;
- А. С. Пушкин “Избранное”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над изучением нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях.
С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры.
В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования.
Многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.
Таким образом, развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют золотым веком культуры России.
2. Переход к изучению нового материала. (Эвристическая беседа с учениками).
Вопрос: Коснулись ли преобразования Александра I народного образования? (Да).
Как управлялись образовательные учреждения? (Было создано Министерство народного просвещения при Александре I)
Что было предпринято в этом вопросе? (В 1803 г. началась реформа народного просвещения, которая сделала образование более доступным для “низших” слоев населения. Значительную независимость от властей получили университеты, число которых увеличилось).
Работа с картой-схемой “Университеты России первой половины XIX века”.
Дерптский – 1802 г.
Казанский – 1804 г.
Харьковский – 1804 г.
Виленский – 1804 г.
Петербургский – 1819 г.
Где люди могли обучиться грамоте? (В каждом губернском городе были открыты гимназии; в каждом уездном городе – уездные училища; в сельской местности – создавались приходские училища).
Кто мог в них получить грамоту? кто принимался? (Дети “всякого состояния”, без различия “полу и лет”. Но для детей крепостных доступны были только приходские училища.)
Где могли получить образование представители высшего дворянского общества? (В 1811 г. был открыт Александровский (Царскосельский) лицей).
Вспомните одного из самых знаменитых выпускников Царскосельского лицея. (Пушкин)
(Чтение стихотворения А. С. Пушкина)
Затем – Демидовский лицей в Ярославле;
1815 г. – открытие Лазаревского Института восточных языков в Москве.
3. Система образования в первой половине XIX века.
Работа со схемой | |
Система образования в начале XIX века | |
общеобразовательная школа
гимназии (7 лет) уездные училища (3 года) приходские училища (1 год) |
высшая школа
университеты, академии |
Вопрос: Подумайте, что обозначает вертикальное расположение учебных заведений? (Наличие преемственности, особенно между 2, 3 и 4 звеньями)
В гимназии принимались дети по окончании уездного училища независимо от сословия. В одногодичные приходские училища принимались дети “всякого сословия” без различия “полу и лет”. Они создавались как в городе, так и в сельской местности.
Однако деньги на их содержание из государственной казны не выделялись. Содержались эти учебные заведения либо за счет средств городского самоуправления, либо на инициативе помещиков, приходских священников и государственных крестьян.
В первой половине XIX века остро стояла проблема учительских кадров.
В уездном училище работали, как правило, 2 учителя, преподававшие по 7-8 предметов, в гимназии – 8 учителей.
Поэтому с 1804 г. при университетах были открыты педагогические институты.
При Николае I в 20-е гг. был создан Комитет по устройству учебных заведений. Он, в частности, должен был определять перечень учебных дисциплин и набор книг, по которым надлежало преподавать эти предметы.
Работа с документом
(у учеников на партах)
Рескрипт Николая I от 19 августа 1827 г.
“Предметы учения и самые способы преподавания” должны быть “соображаемы с будущим предназначением обучающихся”. Необходимо, чтобы в будущем учащийся “не стремился через меру возвыситься над тем состоянием.
Вопрос: Как вы понимаете слова документа?
В итоге преобразований Николая I по-прежнему сохранялись 3 ступени общеобразовательной школы, но каждая из них становилась сословно-обособленной.
Работа со схемой
“Сословность в общеобразовательной школе”
В 1827 г. власти еще раз указали на невозможность обучения детей крепостных крестьян в гимназиях и университетах.
В то же время Министерство народного просвещения заботилось об увеличении численности учебных заведений:
- начало века – в стране всего 158 училищ
- середина века – около 130 начальных школ в каждой губернии.
Работа в группах
Подготовить в течение 5-7 минут интервью с учеником приходского училища, уездного училища, гимназии.
(Дети обсуждают вопросы и ответы и разыгрывают интервью).
Приходское училище
- грамота
- арифметика
- Закон Божий
Уездные училища
- русский язык
- арифметика
- начала геометрии
- история
- география
Гимназия давала наиболее разностороннее и глубокое образование, готовя учащихся к поступлению в университет.
Вопросы:
Представителям каких сословий после преобразований Николая I доступ к университетскому образованию был закрыт? (Детям крестьян, купцов, ремесленников и мещан)
Какие учебные заведения давали высшее образование? (Университеты, академии)
Когда и кем был основан первый в России университет? (В 1755 г. Елизаветой I по предложению Шувалова и Ломоносова)
4. Развитие наук в России.
“Заседание круглого стола Кабинета министров”
Самостоятельное изучение материала посредством работы в группах.
а) слабые: работа с карточками
б) средние: Как осуществлялась связь науки и производства?
в) сильные: Обсудить проблему развития науки и производства на заседании ученого совета.
(Дети должны назвать изобретения и их значения. Выяснить во время обсуждения, каким образом изобретения ученых были связаны с потребностями экономики).
Математика:
Лобачевский – создание новой системы неевклидовой геометрии
Остроградский – открытия в математической физике
Физика:
Петров нашел новую форму перехода энергии постоянного покоя в тепловую и световую энергию, открыл электрическую дугу (в металлургии для освещения)
Ленц – электромагнитные явления, закон сохранения и превращения тепловой, механической, химической и электромагнитной энергии.
Якоби сконструировал электродвигатель, изобрел гальванопластику для техники, усовершенствовал телеграфный аппарат (первое записывающее устройство на подземной линии Петербург – Царское Село).
Химия: зародилась фотохимия и электрохимия; разработана научная теория электролиза.
Амосов изучал структуру стали; применил микроскоп в изучении металла.
Астрономия: В 1839 г. с санкции Николая I была основана Пулковская обсерватория (она так и называлась – Николаевская Пулковская). Главным направлением ее работы было составление каталогов координат звезд. Одним из создателей школы русских астрономов был академик В. Я. Струве.
(Подводя итоги заседания Премьер-министр подчеркивает, что все передовые научно-технические изобретения будут внедряться в производство).
III. Закрепление и обобщение материала.
1. Беседа с учащимися.
Вопрос: Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине XIX века.
Сословность системы образования;
- у представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширить образование;
- образование же помещичьих крестьян целиком и полностью зависело от помещиков, которые не заботились о крестьянском образовании;
- в связи с началом промышленного переворота возникает необходимость не просто в технических изобретениях, но в их внедрении в производство.
2. Задание.
Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие (учебник, стр. 126).
1. Б. С. Якоби | А. Открытие новой геометрической системы - неевклидова геометрия. |
2. Н. И. Пирогов | Б. Демонстрация вольтовой дуги. |
3. Е. А. и М. Е. Черепановы | В. Обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути. |
4. В. В. Петров | Г. Гальванопластика. |
5. Н. Н. Зинин | Д. Изготовление булатной стали. |
6. Н. И. Лобачевский | Е. Строительство первой в России паровой железной дороги. |
7. В. Я. Струве | Ж. Открытие реакции восстановления ароматических нитросоединений, послужившей основой новой отрасли химической промышленности - анилокрасочной. |
8. П. П. Аносов | З. Разработка метода применения внутреннего наркоза. |
Ответы: 1-Г; 2-И; 3-Е;4-Б; 5-Ж; 6-3; 7-К; 8-А; 9-В; 10-Д.
IV. Подведение итогов.
Выставление оценок, комментарий учителя.
V. Задание на дом:
15, документы, вопросы.
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
...
26 03 2023 8:28:38
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
25 03 2023 9:25:28
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
24 03 2023 23:34:38
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
23 03 2023 0:26:13

На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
22 03 2023 21:40:44
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
21 03 2023 13:12:31
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие
и культура". Программа дает большой простор для применения
различных технологий в работе с учащимися....
20 03 2023 20:14:54
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
19 03 2023 2:34:13
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся".
...
18 03 2023 15:49:53
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
17 03 2023 20:44:26
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
16 03 2023 8:44:26
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
15 03 2023 20:24:46
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
14 03 2023 0:55:58
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
13 03 2023 23:15:28
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
12 03 2023 19:42:44
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
11 03 2023 21:48:25
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
10 03 2023 15:42:13
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду.
...
09 03 2023 12:38:38
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
08 03 2023 6:30:17
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
07 03 2023 11:41:29
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек.
...
06 03 2023 0:18:30

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
05 03 2023 23:23:40
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества.
...
04 03 2023 18:34:24
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
03 03 2023 12:41:22
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
02 03 2023 17:42:22
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего.
...
01 03 2023 6:11:56
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний,
приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и
прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему
заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для
продуктивного учебного труда....
28 02 2023 23:35:47
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
27 02 2023 6:55:59

Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
26 02 2023 22:35:22

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
25 02 2023 8:27:26
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
24 02 2023 20:42:41
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
23 02 2023 5:15:34
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
22 02 2023 16:38:48
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
21 02 2023 1:19:31
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
20 02 2023 12:55:42

Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
19 02 2023 22:31:57
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
18 02 2023 19:14:45
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
17 02 2023 22:15:20
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
16 02 2023 8:26:15
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
15 02 2023 22:28:27
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
14 02 2023 8:36:31
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
13 02 2023 8:27:36
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
12 02 2023 18:17:33
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
...
11 02 2023 2:48:24
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
10 02 2023 10:12:48
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
09 02 2023 7:52:50
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту.
...
08 02 2023 7:51:35
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
07 02 2023 9:29:24
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
06 02 2023 21:56:33
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
05 02 2023 9:41:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::