Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд
Цели занятия:
1. Сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв.
2. Показать своеобразие казачьей культуры.
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям казаков.
Оформление: декорация казачьего куреня.
Действующие лица:
Ведущий
Сваты со стороны жениха
Отец жениха
Мать жениха
Отец невесты
Мать невесты
Невеста- Надежда
Брат Надежды - Федя
Жених – Григорий
Подруги невесты
Друзья жениха
Вокальная группа
Конспект занятия
Ведущий: Закончились все полевые работы. Убран урожай. Пусто и тихо в полях. У хозяина уже давно обмолочена рожь, можно и продавать ехать.
Скучная пора и для ребятишек.
Давайте заглянем в один из казачьих куреней на окраине станицы.
Вечер. Закончив все полевые работы на дворе, семья собирается в избе. На полатях – Федя, младший брат Наденьки - дeвyшки на выданье. А за вышивкой - сестра его. Сидит, вышивает! Приданное готовит.
Вот маменька, всё по дому хлопочет. То в печь заглянет, то сенца телёнку подбросит.
А вот отец. Подсаживается к свече со своей работой. К зиме готовится. То сапоги подошьёт, то сбрую починит.
(Стучат в дверь)
Федя: (заглядывает в окно) Маменька! Сваты к Надюшке!
Ведущий: Смутилась Наденька. Обмерло её сердечко. Дождалась она своего часа! А вот и свахи.
Гости входят в дом (две свахи и два свата). К ним выходит хозяйка и кланяется “в пояс”. Гости кланяются “в землю”. Хозяин тоже выходит к гостям.
Свахи: Вечер добрый! Наталья Фёдоровна и Антон Иванович Чекуновы хотят вступить с вами в родство. Сына их, Григория, вы знаете. А дочь ваша – Надежда - красавица, каких поискать, да и по дому, видать, мастерица.
Отец невесты: Благодарствуем за добрые слова о дочери. Просим дать время подумать, посоветоваться с роднёй. Дело это серьёзное, нешуточное, сгоряча негоже решать.
Ведущий: Отец назначал день, в который сватам надлежало прийти за ответом.
Сваты уходят (касаются рукой печки, приговаривают): Как эта печь не сходит с места, так и от нас не отошла бы наша невеста.
Ведущий: В назначенный отцом невесты день поутру являлись те же сваты.
Сват: Отец и мать Григория кланяются и просят принять хлеб-соль.
(достаёт из-за пазухи кусок чёрного хлеба, посыпанного солью и кладёт на стол).
Мать невесты: (целуя гостинец, кланяясь): Дай Бог! В добрый час!
Отец невесты: (целуя хлеб, обернув полой кафтана руку): В добрый час!
Ведущий: Всё это действо называлось “взять руку”. Подать или взять руку, не завернув её в подол платья, считалось дурным предзнаменованием. В старину казаки полагали, что гoлая рука является символом бедности.
Отец невесты: Передайте Антону Ивановичу и Наталье Фёдоровне, что вечером ждём все вас в гости.
Сваты уходят.
Ведущий: В этот вечер производилось рукобитье. Жених с отцом и матерью и родственниками приходил в дом своей суженой, где собирались её ближайшие родственники.
Ведущий: Вечер. Снова в доме невесты гости.
Мать невесты: Надежда! Поди сюда!
Надежда выходит, кланяется на четыре стороны, становится около Григория (жениха).
Мать невесты: Григорий! Люба ли тебе невеста?
Григорий: Люба!
Мать невесты: Надежда! Люб ли тебе жених?
Надежда (смутившись): Люб!
Отец невесты: Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш.
Все присутствующие молятся Богу.
Ведущий: Далее происходило само рукобитье. Первой руку на стол клала мать невесты, на её руку - отец невесты, на его руку – мать жениха, потом на её руку – отец жениха.
Отец жениха: Быть дeвке за парнем! Если кто-то из нас откажется, тот повинен уплатить заряд (штраф). За бесчестье жених – сто рублей, невеста - восемьдесят, по соглашению родителей и общества.
Ведущий: Вечер завершался угощением. Далее шёл сговор, который был торжественнее рукобитья. В назначенный день два человека со стороны жениха и два со стороны невесты ездили из дома в дом, приглашая на сговор. Вечером все собирались в доме невесты. Далее шёл сговор, который был торжественнее рукобитья. В назначенный день два человека со стороны жениха и два человека со стороны невесты ездили из дома в дом, приглашая на сговор. Вечером все собирались в доме невесты. В зале был раскинут большой стол и угловой столик, уставленные пряниками, орехами, сахарными закусками и семечками.
В доме жениха собирались все его знакомые. Здесь приготавливали 10 или 20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками. Все направлялись в дом невесты. Впереди несли блюда, потом следовали женатые мужчины, потом замужние женщины и, наконец, жених с молодёжью. Хозяин и хозяйка встречали гостей на крыльце, сажали сватушку и свашеньку на лучшие места. Хозяева угощали гостей, повторяя тот же обряд, что и на рукобитье. Жених и невеста дарили друг другу подарки. Дeвyшка обычно дарила вещи собственного изготовления: перчатки, кисет, чулки. Парень – платок, украшения.
Молодёжь начинала играть в игры и танцевать. Танцевали “казачок”, “барыню”. Невеста должна была за вечер переменить 2-3 платья, демонстрируя материальное благополучие.
Старики садились ужинать. Хозяева старались отличиться изобилием блюд, подавая их до 30 наименований. Во время десерта начинали петь песни. Женщины молодых лет, молодайки, составляли кружок и начинали петь:
Вокальная группа:
У нас ныне незнакомый побывал,
У столика три ножечки поломал.
А кто нашу Наденьку целовал?
Чужой парень Наденьку целовал.
Какой чужой – это Гришенька мой!
Ой, заюшка, горностай молодой,
К чему тебя поздно с вечера нет,
Иль у тебя принадушка есть?
Принадушка камыш-трава,
Принадушка красна дeвица-душа.
Принадила Гришеньку молодца,
Заставила часто в гости ходить,
Позволила себе целовать-миловать.
Ведущий: После сговора родственницы и подружки невесты начинали готовить приданое. Жених бывал у невесты каждый вечер, принося с собой угощения, сладости. Накануне свадьбы смотрели приданое или праздновали “подушки”, а так же устраивали девичник.
В 19 веке “подушки” праздновали следующим образом. В доме жениха собирались его родные, брали до 30 пар “шишек” (каравай) и отправлялись к невесте за её приданым. Вместе с родственниками к невесте шёл жених со своими товарищами. Как только они выходили, запевали песню:
Вокальная группа:
Крутые берега вода подняла,
Молодую Наденьку журба взяла.
Хорошенький Гришенька музыку нанял.
Заиграйте, музыканты, поскорей,
Чтоб моей Наденьке было веселей.
Заиграйте, музыканты, от села до села,
Чтоб моя Наденька была весела.
Ведущий: гостей, пришедших за приданым, встречал отец невесты. Всех приглашали в дом. Свахи со стороны жениха и невесты подносили родителям невесты каравай и вино, за что те клали деньги на поднос в пользу свах.
Затем гости приглашались за столы. По окончании застолья мать невесты молилась и отдавала приданое в руки своих новых родственников. Все выходили из дома невесты и направлялись в дом жениха с песнями.
Вокальная группа:
Огляниси, мати,
Какова у тебя в хате.
Пустым, пустёшенько,
Грустным, грустнёшенько,
Ни подушки, ни перины,
Ни милой детины.
Без милой дитятки до чего ж
Пустёшенько в хатке.
Сестрицы, подружки,
Да несите подушки.
Сестрицы Катерины,
Несите перины.
А сестрицы Алёны
Несите павильоны.
Метена дорожка, метена,
Туда наша Наденька везена.
По дорожке василёчки поросли,
Туда нашу Наденьку повезли.
Повезли её, помчали,
В один часочек свенчали.
Говорила Наденька, замуж не пойду,
Посеяла василёчки во зелёном саду.
Вырастайте, василёчки, буду поливать,
Полюбила Гришеньку, буду целовать.
Ведущий: Дорогой процессию сопровождала большая толпа старых и малых зрителей. Как только приближались к дому жениха, начинали петь:
Вокальная группа:
Отворяй, маменька, широк двор,
Идёт к себе сын во двор,
Не сам собою, а с женою,
Со своей верною слугою.
Выйди, маменька, погляди,
Что тебе бояре принесли!
Принесли скрыню, перину
И молодую княгиню.
Привезут овечку – ярочку,
Да нашему Гришеньку парочку.
Да принесут подушки-павильон
Нашему Гришеньке на поклон.
Положат подушки на кровать,
Чтоб было Гришеньке мягко спать.
Ведущий: “Бояр” встречала мать жениха с подносом в руках и просила каждого выпить. После этого свахи угощали гостей, и все расходились.
Накануне свадьбы устраивался девичник, хотя в разных местах и в разное время он назывался по-разному. В низовьях Дона он получил название “законный вечер”, а в верховьях Дона – “зори”. Вечером, после захода солнца, подруги приходили во двор к невесте отыгрывать “зори”, т. е. провожать её вольное девичье время. Во двор выносили скамьи, все вместе с невестой усаживались в два ряда друг против друга. Отовсюду во двор приходили женщины, чтобы вместе с подругами оплакивать невесту.
Невеста начинала песню:
Надежда:
И милые мои подруженьки,
И спалось ли вам прошлую ноченьку?
А я младшенькая всю ночь не спала…
И только первый сон заснула я,
И приснился мне сон престрашный:
Будто мою головушку бел снежок прикрыл,
А русую косу мороз побил,
А шёлковую ленточку молонья сожгла.
И милые мои подруженьки,
И вставайте вы рано-ранёшенько,
И умывайтесь бело-белёшенько,
И берите вы по гребёночке,
И чешите свои русы косоньки,
И плетите их мелко-намелко.
А моя-то коса отнежилась и отлелеялась,
И иду я к свёкру, свекровушке
И к деверю, к золовушке,
И к ревнивому мужу.
И приедут за мной на утренней заре,
И разлучат меня с отцом, с матерью…
И приходится мне, младёшенькой, покориться,
Свёкру, свекровушку
И деверю, и золовушке,
И ревнивому мужу…
А моя-то головушка,
Непокорная и непослушная,
А я-то всем должна покоряться.
Ведущий: Невеста с подругами, уткнувшись лицом друг к другу, плакали навзрыд. Окружавшие их женщины тоже плакали. Какая-нибудь старуха начинала их уговаривать: “Да дeвки, да что вы так душу надрываете? Что же вы изводитесь, болезные. Да перестаньте рыдать. Не упокойник она, подружка ваша!”
Ведущий: И вот наступал день свадьбы. Как правило, это было воскресенье. В куренях жениха и невесты всё приходило в движение. Подруги убирали невесту в брачную одежду.
Отец и мать (благословляют дочь иконой) Благословляем тебя, Надежда.
Надежда (целует икону три раза, кланяется в ноги родителям).
Ведущий: Подойдя к дому невесты, жених должен был дожидаться в сенях: дружко входил в горницу.
Дружко: Готова ли наша невеста?
Подружки невесты:
Подождите ещё, скоро будет. (убирают невесту, поют):
Летели там серые гуси через сад,
Они кликали невесту на посад,
Тут-то дeвка плакала слёзно,
И родимой матушке говорила тут:
“Как мне, матушка моя, не плакать?
Остаётся моя краса у тебя.
Ты вставай, вставай, матушка, ранёхонько,
Поливай мою красу частёхонько,
Зарёй утренней и вечерней,
Своей слезой горючей”.
Ведущий: Когда невеста была готова, её сажали под святыми образами, а рядом с ней садился мальчик (брат или племянник) с плёткой в руках.
Дружко: Федя, ты почему занял чужое место?
Федя (бьёт Дружка плёткой) Дай кyницу, дай лисицу, золотую гривну.
Ведущий: Начинался торг, во время которого мальчик старался подороже продать место возле невесты. Наконец, удовлетворённый полученной суммой, он уступал место возле невесты жениху. Из дома невесты все отправлялись в церковь, где над новобрачными совершался венчальный обряд. Чтобы предотвратить колдовство, жениха опоясывали куском рыбацкой сети, а невесте сыпали в башмаки под пятки мак. Считалось, что прежде, чем сделать зло жениху и невесте, злой дух должен посчитать узлы на сети и мак в башмаках. По окончании духовного обряда новобрачной заплетали волосы и одевали шапку. Затем все направлялись в дом жениха. После встречи молодых шло действо, которое получило название “княжий стол”. По приглашению свах все гости садились за стол. Нарезанный кусками каравай клали на поднос, который застилали платком.
Дружко: (обращаясь к отцу-матери) Отец и мать, благословите каравай внести и молодых ввести. (Это слова повторяет трижды)
Мать вносит каравай, накрывает его платком, кто-нибудь из гостей снимает платок и им перевязывают дружку. Свах с обеих сторон также перевязывали материей крест-накрест.
Дружко: (разносит каравай, начиная с родителей жениха и невесты) Сыр, каравай принимай, молодых одаряй”.
Ведущий: После окончания даров свахи объявляли, что и сколько надарили. Молодые вставали и благодарили родителей за проведение свадьбы. Затем веселье продолжалось до поздней ночи. Широко и красочно отмечался второй день свадьбы, когда носили “калину” - символ непорочности и чести невесты. “Калину” должна была первой запеть свекровь. Но если дeвyшка не сохраняла свою честь, то на родителей невесты надевали уздечку, хомут, намекая на то, что они не смогли удержать дочь. Иногда, правда редко, такую невесту на второй день снова возвращали родителям домой, что было страшным позором.
Вот мы и побывали с вами в гостях, познакомились с обрядами старинными, посмотрели, как жили-были казаки, предки наши. Мне очень хотелось, чтобы вы, дорогие зрители, научились у наших предков любить родную землю – мать-кормилицу.
Академик Д. С. Лихачёв сказал: “Культура – это память!” Нужно помнить! Нельзя забывать свои корни! На Руси людей, забывших свои корни, называли “Иван, не помнящий родства”. Так не будем такими мы с вами, такими “Иванами”!
Используемая литература:
- Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв.
- Королёв В. Н. Бpaк и семья у донских казаков. Генеалогия и семейная история донского казачества. Астаховы и другие. М. , 2001. Вып. 16
- Народная устная поэзия Дона. Ростиздат, 1963.
- Сухоруков В. Д. Общежитие донских казаков в XVIII-XIX столетиях. Новочеркасск, 1892.
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие.
...
23 09 2023 6:16:18
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
22 09 2023 11:37:52
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
21 09 2023 6:19:48
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
20 09 2023 18:47:59
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
19 09 2023 20:55:33
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
18 09 2023 1:45:40
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
17 09 2023 17:48:23
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны.
...
16 09 2023 6:56:26
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
15 09 2023 16:33:39
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
14 09 2023 1:38:15
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
13 09 2023 12:13:46
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
12 09 2023 17:26:57
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
11 09 2023 9:18:42
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
10 09 2023 18:26:21
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
09 09 2023 8:31:24
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок.
...
08 09 2023 3:49:42
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
07 09 2023 22:35:45
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие.
...
06 09 2023 17:18:23
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
05 09 2023 11:21:35
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
04 09 2023 2:41:15
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль.
Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.
...
03 09 2023 23:59:28
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
02 09 2023 7:52:57
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
...
01 09 2023 14:34:33
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
31 08 2023 21:26:14
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
30 08 2023 23:58:14
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
29 08 2023 8:37:48
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
28 08 2023 16:15:54
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
27 08 2023 14:39:16
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
26 08 2023 17:36:33
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
25 08 2023 5:53:43
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
24 08 2023 22:39:37
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему.
...
23 08 2023 13:29:28
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
22 08 2023 10:51:22
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
21 08 2023 3:28:12
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
20 08 2023 0:13:26
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
19 08 2023 20:17:40
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
18 08 2023 11:59:59
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
17 08 2023 4:25:15
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
16 08 2023 22:22:43
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
15 08 2023 21:28:55
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
14 08 2023 12:25:30
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок".
...
13 08 2023 6:45:42
В данной работе рассказывается о наскальных изображениях, или, как их иначе называют, о петроглифах, писаницах, издавна привлекающих внимание не только исследователей древнего искусства, но и вообще любознательных людей. В результате многочисленных исследований стало ясно, что на территории Приамурья сохранились многочисленные и, по-своему, яркие, хаpaктерные образцы древнейшего наскального искусства. Таким образом, исследователями был собран и обработан определенный материал по искусству севера Приамурья, который представлял собственную семантику и хронологию, отличавшихся от других известных уже материалов по Северной и Центральной Азии.
...
12 08 2023 20:28:47
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
11 08 2023 2:35:47
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме.
...
10 08 2023 2:32:50
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
09 08 2023 15:45:23
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
08 08 2023 8:51:12
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
07 08 2023 15:42:55
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов.
...
06 08 2023 9:45:44
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики.
...
05 08 2023 5:39:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::