Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд
Цели занятия:
1. Сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв.
2. Показать своеобразие казачьей культуры.
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям казаков.
Оформление: декорация казачьего куреня.
Действующие лица:
Ведущий
Сваты со стороны жениха
Отец жениха
Мать жениха
Отец невесты
Мать невесты
Невеста- Надежда
Брат Надежды - Федя
Жених – Григорий
Подруги невесты
Друзья жениха
Вокальная группа
Конспект занятия
Ведущий: Закончились все полевые работы. Убран урожай. Пусто и тихо в полях. У хозяина уже давно обмолочена рожь, можно и продавать ехать.
Скучная пора и для ребятишек.
Давайте заглянем в один из казачьих куреней на окраине станицы.
Вечер. Закончив все полевые работы на дворе, семья собирается в избе. На полатях – Федя, младший брат Наденьки - дeвyшки на выданье. А за вышивкой - сестра его. Сидит, вышивает! Приданное готовит.
Вот маменька, всё по дому хлопочет. То в печь заглянет, то сенца телёнку подбросит.
А вот отец. Подсаживается к свече со своей работой. К зиме готовится. То сапоги подошьёт, то сбрую починит.
(Стучат в дверь)
Федя: (заглядывает в окно) Маменька! Сваты к Надюшке!
Ведущий: Смутилась Наденька. Обмерло её сердечко. Дождалась она своего часа! А вот и свахи.
Гости входят в дом (две свахи и два свата). К ним выходит хозяйка и кланяется “в пояс”. Гости кланяются “в землю”. Хозяин тоже выходит к гостям.
Свахи: Вечер добрый! Наталья Фёдоровна и Антон Иванович Чекуновы хотят вступить с вами в родство. Сына их, Григория, вы знаете. А дочь ваша – Надежда - красавица, каких поискать, да и по дому, видать, мастерица.
Отец невесты: Благодарствуем за добрые слова о дочери. Просим дать время подумать, посоветоваться с роднёй. Дело это серьёзное, нешуточное, сгоряча негоже решать.
Ведущий: Отец назначал день, в который сватам надлежало прийти за ответом.
Сваты уходят (касаются рукой печки, приговаривают): Как эта печь не сходит с места, так и от нас не отошла бы наша невеста.
Ведущий: В назначенный отцом невесты день поутру являлись те же сваты.
Сват: Отец и мать Григория кланяются и просят принять хлеб-соль.
(достаёт из-за пазухи кусок чёрного хлеба, посыпанного солью и кладёт на стол).
Мать невесты: (целуя гостинец, кланяясь): Дай Бог! В добрый час!
Отец невесты: (целуя хлеб, обернув полой кафтана руку): В добрый час!
Ведущий: Всё это действо называлось “взять руку”. Подать или взять руку, не завернув её в подол платья, считалось дурным предзнаменованием. В старину казаки полагали, что гoлая рука является символом бедности.
Отец невесты: Передайте Антону Ивановичу и Наталье Фёдоровне, что вечером ждём все вас в гости.
Сваты уходят.
Ведущий: В этот вечер производилось рукобитье. Жених с отцом и матерью и родственниками приходил в дом своей суженой, где собирались её ближайшие родственники.
Ведущий: Вечер. Снова в доме невесты гости.
Мать невесты: Надежда! Поди сюда!
Надежда выходит, кланяется на четыре стороны, становится около Григория (жениха).
Мать невесты: Григорий! Люба ли тебе невеста?
Григорий: Люба!
Мать невесты: Надежда! Люб ли тебе жених?
Надежда (смутившись): Люб!
Отец невесты: Дочь, вот тебе жених, а тебе, мой сын, невеста. Да благословит Господь Бог союз ваш.
Все присутствующие молятся Богу.
Ведущий: Далее происходило само рукобитье. Первой руку на стол клала мать невесты, на её руку - отец невесты, на его руку – мать жениха, потом на её руку – отец жениха.
Отец жениха: Быть дeвке за парнем! Если кто-то из нас откажется, тот повинен уплатить заряд (штраф). За бесчестье жених – сто рублей, невеста - восемьдесят, по соглашению родителей и общества.
Ведущий: Вечер завершался угощением. Далее шёл сговор, который был торжественнее рукобитья. В назначенный день два человека со стороны жениха и два со стороны невесты ездили из дома в дом, приглашая на сговор. Вечером все собирались в доме невесты. Далее шёл сговор, который был торжественнее рукобитья. В назначенный день два человека со стороны жениха и два человека со стороны невесты ездили из дома в дом, приглашая на сговор. Вечером все собирались в доме невесты. В зале был раскинут большой стол и угловой столик, уставленные пряниками, орехами, сахарными закусками и семечками.
В доме жениха собирались все его знакомые. Здесь приготавливали 10 или 20 блюд с кренделями, пряниками, орехами, винными ягодами, финиками. Все направлялись в дом невесты. Впереди несли блюда, потом следовали женатые мужчины, потом замужние женщины и, наконец, жених с молодёжью. Хозяин и хозяйка встречали гостей на крыльце, сажали сватушку и свашеньку на лучшие места. Хозяева угощали гостей, повторяя тот же обряд, что и на рукобитье. Жених и невеста дарили друг другу подарки. Дeвyшка обычно дарила вещи собственного изготовления: перчатки, кисет, чулки. Парень – платок, украшения.
Молодёжь начинала играть в игры и танцевать. Танцевали “казачок”, “барыню”. Невеста должна была за вечер переменить 2-3 платья, демонстрируя материальное благополучие.
Старики садились ужинать. Хозяева старались отличиться изобилием блюд, подавая их до 30 наименований. Во время десерта начинали петь песни. Женщины молодых лет, молодайки, составляли кружок и начинали петь:
Вокальная группа:
У нас ныне незнакомый побывал,
У столика три ножечки поломал.
А кто нашу Наденьку целовал?
Чужой парень Наденьку целовал.
Какой чужой – это Гришенька мой!
Ой, заюшка, горностай молодой,
К чему тебя поздно с вечера нет,
Иль у тебя принадушка есть?
Принадушка камыш-трава,
Принадушка красна дeвица-душа.
Принадила Гришеньку молодца,
Заставила часто в гости ходить,
Позволила себе целовать-миловать.
Ведущий: После сговора родственницы и подружки невесты начинали готовить приданое. Жених бывал у невесты каждый вечер, принося с собой угощения, сладости. Накануне свадьбы смотрели приданое или праздновали “подушки”, а так же устраивали девичник.
В 19 веке “подушки” праздновали следующим образом. В доме жениха собирались его родные, брали до 30 пар “шишек” (каравай) и отправлялись к невесте за её приданым. Вместе с родственниками к невесте шёл жених со своими товарищами. Как только они выходили, запевали песню:
Вокальная группа:
Крутые берега вода подняла,
Молодую Наденьку журба взяла.
Хорошенький Гришенька музыку нанял.
Заиграйте, музыканты, поскорей,
Чтоб моей Наденьке было веселей.
Заиграйте, музыканты, от села до села,
Чтоб моя Наденька была весела.
Ведущий: гостей, пришедших за приданым, встречал отец невесты. Всех приглашали в дом. Свахи со стороны жениха и невесты подносили родителям невесты каравай и вино, за что те клали деньги на поднос в пользу свах.
Затем гости приглашались за столы. По окончании застолья мать невесты молилась и отдавала приданое в руки своих новых родственников. Все выходили из дома невесты и направлялись в дом жениха с песнями.
Вокальная группа:
Огляниси, мати,
Какова у тебя в хате.
Пустым, пустёшенько,
Грустным, грустнёшенько,
Ни подушки, ни перины,
Ни милой детины.
Без милой дитятки до чего ж
Пустёшенько в хатке.
Сестрицы, подружки,
Да несите подушки.
Сестрицы Катерины,
Несите перины.
А сестрицы Алёны
Несите павильоны.
Метена дорожка, метена,
Туда наша Наденька везена.
По дорожке василёчки поросли,
Туда нашу Наденьку повезли.
Повезли её, помчали,
В один часочек свенчали.
Говорила Наденька, замуж не пойду,
Посеяла василёчки во зелёном саду.
Вырастайте, василёчки, буду поливать,
Полюбила Гришеньку, буду целовать.
Ведущий: Дорогой процессию сопровождала большая толпа старых и малых зрителей. Как только приближались к дому жениха, начинали петь:
Вокальная группа:
Отворяй, маменька, широк двор,
Идёт к себе сын во двор,
Не сам собою, а с женою,
Со своей верною слугою.
Выйди, маменька, погляди,
Что тебе бояре принесли!
Принесли скрыню, перину
И молодую княгиню.
Привезут овечку – ярочку,
Да нашему Гришеньку парочку.
Да принесут подушки-павильон
Нашему Гришеньке на поклон.
Положат подушки на кровать,
Чтоб было Гришеньке мягко спать.
Ведущий: “Бояр” встречала мать жениха с подносом в руках и просила каждого выпить. После этого свахи угощали гостей, и все расходились.
Накануне свадьбы устраивался девичник, хотя в разных местах и в разное время он назывался по-разному. В низовьях Дона он получил название “законный вечер”, а в верховьях Дона – “зори”. Вечером, после захода солнца, подруги приходили во двор к невесте отыгрывать “зори”, т. е. провожать её вольное девичье время. Во двор выносили скамьи, все вместе с невестой усаживались в два ряда друг против друга. Отовсюду во двор приходили женщины, чтобы вместе с подругами оплакивать невесту.
Невеста начинала песню:
Надежда:
И милые мои подруженьки,
И спалось ли вам прошлую ноченьку?
А я младшенькая всю ночь не спала…
И только первый сон заснула я,
И приснился мне сон престрашный:
Будто мою головушку бел снежок прикрыл,
А русую косу мороз побил,
А шёлковую ленточку молонья сожгла.
И милые мои подруженьки,
И вставайте вы рано-ранёшенько,
И умывайтесь бело-белёшенько,
И берите вы по гребёночке,
И чешите свои русы косоньки,
И плетите их мелко-намелко.
А моя-то коса отнежилась и отлелеялась,
И иду я к свёкру, свекровушке
И к деверю, к золовушке,
И к ревнивому мужу.
И приедут за мной на утренней заре,
И разлучат меня с отцом, с матерью…
И приходится мне, младёшенькой, покориться,
Свёкру, свекровушку
И деверю, и золовушке,
И ревнивому мужу…
А моя-то головушка,
Непокорная и непослушная,
А я-то всем должна покоряться.
Ведущий: Невеста с подругами, уткнувшись лицом друг к другу, плакали навзрыд. Окружавшие их женщины тоже плакали. Какая-нибудь старуха начинала их уговаривать: “Да дeвки, да что вы так душу надрываете? Что же вы изводитесь, болезные. Да перестаньте рыдать. Не упокойник она, подружка ваша!”
Ведущий: И вот наступал день свадьбы. Как правило, это было воскресенье. В куренях жениха и невесты всё приходило в движение. Подруги убирали невесту в брачную одежду.
Отец и мать (благословляют дочь иконой) Благословляем тебя, Надежда.
Надежда (целует икону три раза, кланяется в ноги родителям).
Ведущий: Подойдя к дому невесты, жених должен был дожидаться в сенях: дружко входил в горницу.
Дружко: Готова ли наша невеста?
Подружки невесты:
Подождите ещё, скоро будет. (убирают невесту, поют):
Летели там серые гуси через сад,
Они кликали невесту на посад,
Тут-то дeвка плакала слёзно,
И родимой матушке говорила тут:
“Как мне, матушка моя, не плакать?
Остаётся моя краса у тебя.
Ты вставай, вставай, матушка, ранёхонько,
Поливай мою красу частёхонько,
Зарёй утренней и вечерней,
Своей слезой горючей”.
Ведущий: Когда невеста была готова, её сажали под святыми образами, а рядом с ней садился мальчик (брат или племянник) с плёткой в руках.
Дружко: Федя, ты почему занял чужое место?
Федя (бьёт Дружка плёткой) Дай кyницу, дай лисицу, золотую гривну.
Ведущий: Начинался торг, во время которого мальчик старался подороже продать место возле невесты. Наконец, удовлетворённый полученной суммой, он уступал место возле невесты жениху. Из дома невесты все отправлялись в церковь, где над новобрачными совершался венчальный обряд. Чтобы предотвратить колдовство, жениха опоясывали куском рыбацкой сети, а невесте сыпали в башмаки под пятки мак. Считалось, что прежде, чем сделать зло жениху и невесте, злой дух должен посчитать узлы на сети и мак в башмаках. По окончании духовного обряда новобрачной заплетали волосы и одевали шапку. Затем все направлялись в дом жениха. После встречи молодых шло действо, которое получило название “княжий стол”. По приглашению свах все гости садились за стол. Нарезанный кусками каравай клали на поднос, который застилали платком.
Дружко: (обращаясь к отцу-матери) Отец и мать, благословите каравай внести и молодых ввести. (Это слова повторяет трижды)
Мать вносит каравай, накрывает его платком, кто-нибудь из гостей снимает платок и им перевязывают дружку. Свах с обеих сторон также перевязывали материей крест-накрест.
Дружко: (разносит каравай, начиная с родителей жениха и невесты) Сыр, каравай принимай, молодых одаряй”.
Ведущий: После окончания даров свахи объявляли, что и сколько надарили. Молодые вставали и благодарили родителей за проведение свадьбы. Затем веселье продолжалось до поздней ночи. Широко и красочно отмечался второй день свадьбы, когда носили “калину” - символ непорочности и чести невесты. “Калину” должна была первой запеть свекровь. Но если дeвyшка не сохраняла свою честь, то на родителей невесты надевали уздечку, хомут, намекая на то, что они не смогли удержать дочь. Иногда, правда редко, такую невесту на второй день снова возвращали родителям домой, что было страшным позором.
Вот мы и побывали с вами в гостях, познакомились с обрядами старинными, посмотрели, как жили-были казаки, предки наши. Мне очень хотелось, чтобы вы, дорогие зрители, научились у наших предков любить родную землю – мать-кормилицу.
Академик Д. С. Лихачёв сказал: “Культура – это память!” Нужно помнить! Нельзя забывать свои корни! На Руси людей, забывших свои корни, называли “Иван, не помнящий родства”. Так не будем такими мы с вами, такими “Иванами”!
Используемая литература:
- Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв.
- Королёв В. Н. Бpaк и семья у донских казаков. Генеалогия и семейная история донского казачества. Астаховы и другие. М. , 2001. Вып. 16
- Народная устная поэзия Дона. Ростиздат, 1963.
- Сухоруков В. Д. Общежитие донских казаков в XVIII-XIX столетиях. Новочеркасск, 1892.
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
22 03 2023 11:29:21
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
21 03 2023 22:11:31
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
20 03 2023 3:27:53
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
19 03 2023 8:11:14
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
18 03 2023 8:44:34
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем.
...
17 03 2023 15:41:18
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском.
...
16 03 2023 14:30:51
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
15 03 2023 23:12:14
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
14 03 2023 4:33:16
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек.
...
13 03 2023 1:17:56
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
12 03 2023 0:18:43
Уже пролетело 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Война затронула абсолютно каждый город и каждую деревню нашей Родины. Не только те города, в которых происходили военные действия, испытывали на себе все ужасы этой трагедии, но и те которые находились в глубоком тылу. В их числе и наш родной г. Орск Оренбургской области. О том, как наше современное поколение хранит память о подвигах солдат Великой Отечественно войны, и будет наше внеклассное мероприятие....
11 03 2023 1:21:10
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
10 03 2023 4:51:16
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
09 03 2023 3:14:39
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
08 03 2023 6:19:11
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
07 03 2023 13:45:44
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне.
...
06 03 2023 4:55:45
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
05 03 2023 11:16:17
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
04 03 2023 22:56:10
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
03 03 2023 22:45:50
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение.
...
02 03 2023 12:49:26
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
01 03 2023 15:44:11
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
28 02 2023 21:30:45
Урок обществознания по теме «Право на образование» предназначен для обучающихся 9-го класса. У учеников формируется представление о необходимости существования школы и права на образование, они знакомятся с правовой базой образования в РФ, узнают об наиболее острых проблемах в этой области и путях их решения.
...
27 02 2023 14:30:27

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
26 02 2023 17:39:42
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
25 02 2023 18:58:47
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
24 02 2023 11:53:42
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
23 02 2023 23:14:14
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
22 02 2023 20:22:20
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
21 02 2023 14:12:35
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
20 02 2023 6:19:51
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
19 02 2023 1:56:58
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
18 02 2023 6:17:18
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
17 02 2023 18:54:24
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
16 02 2023 10:33:22
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 02 2023 11:24:14
В статье представлен сценарий урока по истории. Дети изучают историческую закономерность падения крепостного права в России....
14 02 2023 16:15:53
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
13 02 2023 21:55:34
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова.
...
12 02 2023 5:18:31
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
11 02 2023 0:30:44
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
10 02 2023 20:43:25
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
09 02 2023 4:58:33
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
...
08 02 2023 21:49:34

Урок-путешествие по УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира») применяет интеpaктивные методы преподавания. Класс делится на несколько групп «путешественников», выполняет творческие задания. Большое внимание на уроке уделено информационным технологиям....
07 02 2023 23:35:59
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
06 02 2023 3:32:26

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
05 02 2023 4:18:36
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
04 02 2023 1:40:46
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
03 02 2023 1:28:44
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
02 02 2023 10:47:37
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю.
Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
01 02 2023 22:16:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::