Урок "Россия — путь возрождения"
Тип: систематизация знаний
Методическая задача урока: показать разнообразие методов и приемов при организации контроля знаний учащихся.
Виды работы учащихся: тестирование, самостоятельная работа, кроссворд, индивидуальные карточки.
Цели и задачи:
1. Определить причины Смуты, дать представление об ее этапах, об иностранной интервенции, о подъеме национального самосознания русского народа и патриотического движения; выявить итоги и последствия Смуты для русского народа;
2. Развивать аналитическое мышление, речь, умение самостоятельно работать с текстом и составлять хаpaктеристику исторической личности; формулировать выводы.
3. Формировать интерес к исторической науке; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее героев, готовности к защите своей страны.
Оборудование: Наглядное пособие “Причины и этапы Смуты”, иллюстрация памятника “Памятник Минину и Пожарскому”, дидактический материал, учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть.
II. Объявление темы урока, постановка задач.
Учитель:
Ребята, сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами и вспомним уже пройденный материал и узнаем как исторические события отражаются в нашем новом времени. Темой нашего сегодняшнего урока будет “Россия – путь возрождения”.
III. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель:
Раньше с 1918 г. в России 7 ноября отмечался общенациональный праздник посвященный победе Октябрьской революции 1917 г. С 1991 г. этот праздник стали называть - День согласия и примирения. Но в 1996-м праздник переименовали. Госдума рассмотрела законопроект, согласно которому вместо 7 ноября в России появился новый общенациональный праздник - День народного единства, установленный в честь окончания смутного времени отмечать его стали 4 ноября с 2005 года.
- Ребята, а что произошло в то далекое время осенью 1612 г.?
/ Князь Дмитрий Пожарский и нижегородский земский староста Козьма Минин возглавили в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году. /
Учитель:
(Работа с иллюстрацией “Памятник Минину и Пожарскому”). (Приложение 3)
В честь этого события было решено открыть памятник. Ребята, а вспомните историю открытия этого памятника.
Ученик:
Первоначально его планировалось установить еще в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Открытие памятника сопровождалось парадом гвардии и ликованием тысяч людей, собравшихся на Красной площади.
В 1930 году памятник посчитали помехой для демонстраций и перенесли его к собору Василия Блаженного.
Учитель:
Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Но как же все начиналось, почему в России вообще сложился данный исторический период названный “Смутным временем”? Об этом мы с вами и поговорим сегодня на нашем уроке.
Ребята, мы ранее уже знакомились с вами с этим периодом истории, поэтому нам остается только вспомнить, как же он протекал. Если вы помните, то началось это “Смутное время” во время правления царя Бориса Годунова.
Ученик читает сообщение о Борисе Годунове и времени его правления.
Учитель:
Ребята, а как вы считаете, началась бы в Росси Смута, если бы не произошли стихийные природные бедствия в 1601 – 1603 гг.?
Ученики высказывают собственное мнение.
Учитель:
Предполагать мы можем многое но что произошло, то произошло. Итак, после cмepти Бориса Годунова к власти пришел Лжедмитрий I.
Ученик читает сообщение о Лжедмитрии I и его времени правления.
Учитель:
Гибель Лжедмитрия I привела лишь к усилению Смуты в России, а с приходом к власти Василия Шуйского “Боярского царя” еще более усилилась. Страну охватил хаос. А появление второго самозванца Лжедмитрия II и еще более обострившиеся противоречия в обществе поставили страну на край гибели в России летом 1606 г. началась гражданская война.
Ученик читает сообщение о Василии Шуйском и его времени правления.
Учитель:
Ребята, а что же за человек был Лжедмитрий II? Пожалуйста откройте учебники на стр.22. прочтите текс и дайте хаpaктеристику этому человеку.
(ученики работают с текстом 5 мин., затем учитель выслушивает ответ).
Учитель:
Но что же еще послужило толчком к развитию активной патриотической деятельности народа?
Ученик:
После Василия Шуйского власть захватили бояре 7 человек и время их правления стало называться “Семибоярщиной”. Но справиться со сложившейся ситуацией они уже не могли. Государству нужен был царь. И бояре решили пригласить на Российский престол польского принца Владислава. Но это решение еще более усугубило тяжелое положение в стране. В критический для России момент на защиту Родины поднялся народ. Так возникло Первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым и воеводой Дмитрием Пожарским. Но из-за разногласий внутри ополчения оно просуществовало не долго с марта 1611 г. по осень того же года. Казалось, распад и гибель страны были предрешены, но идея народного сопротивления не умерла. Ведущую роль в сплочении сил народа против иноземных захватчиков сыграл патриарх Гермоген, который будучи в заточении не терял надежды и делал все, чтобы собрать народ вместе. Новое движение за возрождение России зародилось в Нижнем Новгороде и возглавил его земский староста Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский. Общими силами народа 26 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков и шведских интервентов.
Учитель:
А кем же являлись наши герои освободители Минин и Пожарский?
Ученик читает сообщение о Минине и Пожарском.
Учитель:
События Смутного времени показали, что в России было необходимо на тот момент возрождение самодержавия, что только оно могло создать надежную систему управления государством и сплотить все общество.
А теперь, ребята, я предлагаю систематизировать все то, что мы еще раз сегодня с вами вспомнили и узнали на нашем уроке.
1) отгадывание кроссворда ( кроссворд выполнен на ватмане и вывешивается на доске; (Приложение 1)
2) работа с разноуровневыми карточками-заданиями, тестами, картосхемами; (Приложение 2)
3) написать Эссе:
“Мой взгляд на Смутное время” или “Мое отношение к сегодняшнему уроку”
Вывод:
Итак ребята, обращаясь очередной раз к истории нашей страны мы видим, что Смутное время стало одновременно и трагедией для России и средством ее очищения от сил, терзающих страну. Россия оказалась жизнеспособной и решающую роль в ее возрождении оказали окрепшие в ходе Смуты национально-патриотические настроения, как никогда поднявшиеся идеи национальной независимости, единства страны, сплочения народа.
И в наше время важным остается то, что мы должны помнить о таких событиях, чтить память народных героев и постараться не допускать такого хаоса в нашей родной стране, где мы живем.
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание. Прочитать § 18, принести сообщения по темам параграфа на выбор.
Приложение (Самозванец Лжедимитрий)
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
27 05 2023 4:30:48
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
26 05 2023 7:14:34
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
25 05 2023 8:15:54
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
24 05 2023 12:52:47
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
23 05 2023 4:18:51
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
22 05 2023 20:33:55
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
21 05 2023 5:21:30
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
20 05 2023 4:50:45
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
19 05 2023 12:45:59
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
18 05 2023 7:29:31
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь".
Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
17 05 2023 18:11:39
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
16 05 2023 5:28:19
Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся.
...
15 05 2023 9:33:24
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
14 05 2023 11:19:36
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
13 05 2023 4:15:16
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
12 05 2023 4:20:11
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся.
...
11 05 2023 17:32:27
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
10 05 2023 21:11:26
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.
...
09 05 2023 22:50:27
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества.
...
08 05 2023 1:46:11
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
07 05 2023 3:24:42
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
06 05 2023 9:41:20
На занятии происходит актуализация и систематизация знаний учащихся по теме «Древний Египет»....
05 05 2023 16:30:37
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
04 05 2023 14:12:21
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
03 05 2023 16:14:54
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
02 05 2023 1:50:25
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
01 05 2023 13:18:52
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....
30 04 2023 5:51:23
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
29 04 2023 17:25:46
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
28 04 2023 6:16:51
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
27 04 2023 22:20:54
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
26 04 2023 7:22:47
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
25 04 2023 8:57:27
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
24 04 2023 16:25:34
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
23 04 2023 5:59:49
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
22 04 2023 19:38:40
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
21 04 2023 13:33:32
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
20 04 2023 12:56:54
Глухие дети овладевают словесной речью позже слышащих и на иной основе. В развитии их мышления наблюдается много особенностей: преобладание наглядных форм мышления над понятийными, логическое и абстpaктное мышление пpaктически не развито. Целью уроков в школе для глухих и слабослышащих детей является не только передача информации учащимся, но и их социализация. Изучение материала строится по наглядным пособиям с использованием ИТ. Большое внимание уделяется словарной и речевой работе....
19 04 2023 22:50:11
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
18 04 2023 0:53:48
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса.
...
17 04 2023 21:28:12
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера.
...
16 04 2023 6:57:14
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
15 04 2023 5:34:29
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
14 04 2023 19:32:28
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
13 04 2023 16:43:45

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
12 04 2023 19:29:53
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
11 04 2023 0:11:10
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
10 04 2023 15:11:17
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
09 04 2023 5:16:48
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
08 04 2023 2:28:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::