Урок "Россия — путь возрождения"
Тип: систематизация знаний
Методическая задача урока: показать разнообразие методов и приемов при организации контроля знаний учащихся.
Виды работы учащихся: тестирование, самостоятельная работа, кроссворд, индивидуальные карточки.
Цели и задачи:
1. Определить причины Смуты, дать представление об ее этапах, об иностранной интервенции, о подъеме национального самосознания русского народа и патриотического движения; выявить итоги и последствия Смуты для русского народа;
2. Развивать аналитическое мышление, речь, умение самостоятельно работать с текстом и составлять хаpaктеристику исторической личности; формулировать выводы.
3. Формировать интерес к исторической науке; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину и ее героев, готовности к защите своей страны.
Оборудование: Наглядное пособие “Причины и этапы Смуты”, иллюстрация памятника “Памятник Минину и Пожарскому”, дидактический материал, учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть.
II. Объявление темы урока, постановка задач.
Учитель:
Ребята, сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами и вспомним уже пройденный материал и узнаем как исторические события отражаются в нашем новом времени. Темой нашего сегодняшнего урока будет “Россия – путь возрождения”.
III. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель:
Раньше с 1918 г. в России 7 ноября отмечался общенациональный праздник посвященный победе Октябрьской революции 1917 г. С 1991 г. этот праздник стали называть - День согласия и примирения. Но в 1996-м праздник переименовали. Госдума рассмотрела законопроект, согласно которому вместо 7 ноября в России появился новый общенациональный праздник - День народного единства, установленный в честь окончания смутного времени отмечать его стали 4 ноября с 2005 года.
- Ребята, а что произошло в то далекое время осенью 1612 г.?
/ Князь Дмитрий Пожарский и нижегородский земский староста Козьма Минин возглавили в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году. /
Учитель:
(Работа с иллюстрацией “Памятник Минину и Пожарскому”). (Приложение 3)
В честь этого события было решено открыть памятник. Ребята, а вспомните историю открытия этого памятника.
Ученик:
Первоначально его планировалось установить еще в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Открытие памятника сопровождалось парадом гвардии и ликованием тысяч людей, собравшихся на Красной площади.
В 1930 году памятник посчитали помехой для демонстраций и перенесли его к собору Василия Блаженного.
Учитель:
Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.
Но как же все начиналось, почему в России вообще сложился данный исторический период названный “Смутным временем”? Об этом мы с вами и поговорим сегодня на нашем уроке.
Ребята, мы ранее уже знакомились с вами с этим периодом истории, поэтому нам остается только вспомнить, как же он протекал. Если вы помните, то началось это “Смутное время” во время правления царя Бориса Годунова.
Ученик читает сообщение о Борисе Годунове и времени его правления.
Учитель:
Ребята, а как вы считаете, началась бы в Росси Смута, если бы не произошли стихийные природные бедствия в 1601 – 1603 гг.?
Ученики высказывают собственное мнение.
Учитель:
Предполагать мы можем многое но что произошло, то произошло. Итак, после cмepти Бориса Годунова к власти пришел Лжедмитрий I.
Ученик читает сообщение о Лжедмитрии I и его времени правления.
Учитель:
Гибель Лжедмитрия I привела лишь к усилению Смуты в России, а с приходом к власти Василия Шуйского “Боярского царя” еще более усилилась. Страну охватил хаос. А появление второго самозванца Лжедмитрия II и еще более обострившиеся противоречия в обществе поставили страну на край гибели в России летом 1606 г. началась гражданская война.
Ученик читает сообщение о Василии Шуйском и его времени правления.
Учитель:
Ребята, а что же за человек был Лжедмитрий II? Пожалуйста откройте учебники на стр.22. прочтите текс и дайте хаpaктеристику этому человеку.
(ученики работают с текстом 5 мин., затем учитель выслушивает ответ).
Учитель:
Но что же еще послужило толчком к развитию активной патриотической деятельности народа?
Ученик:
После Василия Шуйского власть захватили бояре 7 человек и время их правления стало называться “Семибоярщиной”. Но справиться со сложившейся ситуацией они уже не могли. Государству нужен был царь. И бояре решили пригласить на Российский престол польского принца Владислава. Но это решение еще более усугубило тяжелое положение в стране. В критический для России момент на защиту Родины поднялся народ. Так возникло Первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым и воеводой Дмитрием Пожарским. Но из-за разногласий внутри ополчения оно просуществовало не долго с марта 1611 г. по осень того же года. Казалось, распад и гибель страны были предрешены, но идея народного сопротивления не умерла. Ведущую роль в сплочении сил народа против иноземных захватчиков сыграл патриарх Гермоген, который будучи в заточении не терял надежды и делал все, чтобы собрать народ вместе. Новое движение за возрождение России зародилось в Нижнем Новгороде и возглавил его земский староста Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский. Общими силами народа 26 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков и шведских интервентов.
Учитель:
А кем же являлись наши герои освободители Минин и Пожарский?
Ученик читает сообщение о Минине и Пожарском.
Учитель:
События Смутного времени показали, что в России было необходимо на тот момент возрождение самодержавия, что только оно могло создать надежную систему управления государством и сплотить все общество.
А теперь, ребята, я предлагаю систематизировать все то, что мы еще раз сегодня с вами вспомнили и узнали на нашем уроке.
1) отгадывание кроссворда ( кроссворд выполнен на ватмане и вывешивается на доске; (Приложение 1)
2) работа с разноуровневыми карточками-заданиями, тестами, картосхемами; (Приложение 2)
3) написать Эссе:
“Мой взгляд на Смутное время” или “Мое отношение к сегодняшнему уроку”
Вывод:
Итак ребята, обращаясь очередной раз к истории нашей страны мы видим, что Смутное время стало одновременно и трагедией для России и средством ее очищения от сил, терзающих страну. Россия оказалась жизнеспособной и решающую роль в ее возрождении оказали окрепшие в ходе Смуты национально-патриотические настроения, как никогда поднявшиеся идеи национальной независимости, единства страны, сплочения народа.
И в наше время важным остается то, что мы должны помнить о таких событиях, чтить память народных героев и постараться не допускать такого хаоса в нашей родной стране, где мы живем.
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание. Прочитать § 18, принести сообщения по темам параграфа на выбор.
Приложение (Самозванец Лжедимитрий)
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
28 03 2024 4:15:36
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
27 03 2024 10:56:31
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
26 03 2024 14:57:18
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
25 03 2024 13:41:30
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
24 03 2024 4:40:28
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...
23 03 2024 21:28:11
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
22 03 2024 20:12:59
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
21 03 2024 22:14:12
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
20 03 2024 22:30:23
Игровая программа по изобретениям, открытиям и быту Древнего Китая рассчитана на подготовительный период для начальной школы и после изученных параграфов по истории Древнего мира в 5-м классе (можно без предварительной подготовки). Презентация и один видеовопрос поддерживается текстовым файлом....
19 03 2024 18:52:50
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
18 03 2024 9:52:46
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
17 03 2024 8:54:41
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
16 03 2024 9:47:29
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...
15 03 2024 0:49:16
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
14 03 2024 9:55:27
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
13 03 2024 15:19:19
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
12 03 2024 7:55:16
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
11 03 2024 5:12:50
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция. ...
10 03 2024 6:57:14
Игра в форме исторического футбола рассчитана на учащихся 6-х классов, (только начавших изучать отечественную историю) с целью закрепления и расширения основных знаний по теме «Древняя Русь» в объеме школьной программы. Комaнды учащихся отвечают на поставленные вопросы в течение 30 секунд поочерёдно, имея возможность подстраховать друг друга. ...
09 03 2024 20:39:44
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен. ...
08 03 2024 6:53:38
С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....
07 03 2024 5:39:23
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
06 03 2024 4:51:43
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
05 03 2024 20:12:17
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...
04 03 2024 17:43:35
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература, краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа, элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям, чувство справедливости....
03 03 2024 16:19:48
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
02 03 2024 13:43:31
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
01 03 2024 11:27:50
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
29 02 2024 18:46:19
Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
28 02 2024 22:47:39
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
27 02 2024 13:33:58
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...
26 02 2024 18:20:57
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
25 02 2024 0:13:55
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
24 02 2024 11:39:11
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
23 02 2024 2:34:49
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
22 02 2024 4:53:56
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
21 02 2024 2:38:36
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
20 02 2024 17:41:37
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
19 02 2024 11:15:26
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
18 02 2024 20:10:24
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
17 02 2024 0:42:33
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
16 02 2024 7:31:23
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
15 02 2024 9:45:17
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
14 02 2024 0:48:57
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
13 02 2024 3:42:39
Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
12 02 2024 16:38:28
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
11 02 2024 22:10:46
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
10 02 2024 9:55:45
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
09 02 2024 1:27:59
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
08 02 2024 5:53:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::