Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"
Цели урока:
- Предметные: формировать понимание учащимися сложности процесса самопознания, убеждённости в том, что, формируя себя как личность, человек должен задавать эти вечные вопросы всю жизнь.
- Развивающие: выpaбатывать умения школьников анализировать свои поступки, систематизировать большие объёмы информации, работать на компьютере.
- Cоциализирующие: тренировать коммуникативные и организационные навыки коллективной работы на единую цель, формировать навыки самоанализа.
Тип урока - изучение нового материала
Форма проведения - педагогическая мастерская
Оборудование:
- картина Леонардо да Винчи “Золотое сечение”,
- музыка Людвиг ван Бетховена,
- компьютер,
- принтер.
Организационный момент
Учитель рассаживает ребят по группам (см. приложение), проверяет готовность к уроку.
Мотивация и целеполагание (индукция)
На экран проецируется рисунок Леонардо да Винчи “Схема пропорций человеческого тела”.
Учитель говорит о том, что великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи оставил после себя много анатомических рисунков, с помощью которых старался познать тайну строения тела обыкновенного человека. Но при этом стремился проникнуть и во внутренний мир героев своих полотен, ответить на волнующие каждого человека вопросы - вечные вопросы. Какие?
I. Изучение нового материала.
I блок
Реконструкция
Учитель берёт любой предмет в классе и ставит его на возвышенности. При этом говорит, что перед нами – гость из другой части Вселенной. Этот гость хочет знать всё о существах, которые называют себя людьми. Ощутите себя представителями человечества, ответственными перед человечеством. Давайте начнём сегодня писать книгу под названием “Кто я?”.
Дети формулируют вопросы: кто я? Какой я?
Что будет после меня?
Деконструкция
Эту книгу я предлагаю набрать на компьютере.
На первой странице я предлагаю нарисовать автопортрет, воспользовавшись программой компьютера “Paint”, а на второй - изобразить кластер “Кто я?”, используя для выполнения этого задания программу “Word-автофигуры”.
На третьей странице книги учитель предлагает закончить предложения:
- “Больше всего мне нравится в себе….
- Я хотел бы узнать о …
- Я чувствую себя счастливым, когда …
- Я чувствую печаль, когда …
- Я хочу стать более…
- Когда-нибудь, я надеюсь…”
Школьники рисуют свой автопортрет в программе “Paint” на компьютере, изображают кластер в программе “Word-автофигуры”, набирают предложения о себе в программе “Word”.
Социализация
Учитель предлагает обсудить результаты самостоятельной работы в парах.
Школьники обсуждают результаты своей работы.
Афиширование
Учитель просит ребят представить результаты работы в группах.
Ребята по желанию демонстрируют первые три страницы своей книги.
II блок.
Деконструкция
Учитель предлагает детям ответить на вопрос: “Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского”: “Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле”.
Школьники размышляют о смысле жизни
Реконструкция
Учитель предлагает подумать над вопросом: “в чём смысл жизни?” и предлагает на третьей странице своей книги закончить предложение: “Я вижу смысл жизни в …”, работая в программе “Word”.
Учащиеся пишут предложение в своей книге на компьютере в программе “Word”.
Афиширование
Педагог просит желающих ответить на поставленный вопрос.
Ребята по желанию высказывают свои суждения о смысле человеческой жизни.
III блок.
Реконструкция
Учитель предлагает вернуться ко второй странице книги, которую пишет о себе каждый учащийся (Кто я?). Напоминает, что каждый отметил определённые признаки, среди них есть общие и отличительные. Эти признаки хаpaктеризуют вас не только как человека, но и как индивида, и личность. Учащимся предлагается проанализировать высказывания мыслителей, предложенных каждой группе (см. приложение), и самостоятельно определить черты, хаpaктерные для:
- человека
- личности
- индивида.
Дети работают в группах
Социализация
Учитель призывает ребят обсудить результаты работы в группах.
Учащиеся соотносят свои суждения с суждениями товарищей.
Афиширование
Учитель предлагает каждой группе представить результат своей работы и изобразить понятия “человек”, “индивид”, “личность” схематично, с помощью кругов Эйлера в программе “Word-автофигуры”.
Школьники представляют признаки человека, личности и индивида.
Чертят на третьей странице своей книги схему, воспользовавшись программой “Word-автофигуры”
В XV в. Великий французский поэт Ф.Вийон написал такие строчки:
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю cмepть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя”.
Как вы считаете, мы сегодня смогли до конца ответить на вопрос “кто я?”
Ученики рассуждают о том, что полностью познать человеку самого себя невозможно.
Учитель предлагает вернуться к встрече с инопланетянином в начале урока и дать совет пришельцу из Вселенной, как стать человеком. Вы должны дать такие советы, в результате которых гость может сказать: “Я понял, для того, чтобы стать человеком, надо ответить на очень трудные, вечные вопросы”.
Школьники дают свои советы.
Ребятам предлагается распечатать свою книгу на принтере.
II. Рефлексия
Учитель просит учащихся ответить на вопросы:
- какое открытие вы сегодня сделали?
- Что нового вы узнали о человеке?
- Что нового обнаружили вы в себе?
Школьники отвечают на вопросы, демонстрируют компьютерный вариант книги о самом себе.
III. Домашнее задание
Предлагается написать на последней странице своей книги эссе “Я”.
Приложение
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
26 03 2023 23:40:37

Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
25 03 2023 0:15:27
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
24 03 2023 2:31:40
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
23 03 2023 19:56:20
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны.
...
22 03 2023 15:48:39
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
21 03 2023 9:31:41
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
20 03 2023 0:33:52
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
19 03 2023 7:41:33
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
18 03 2023 22:10:11
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
17 03 2023 5:29:40
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
16 03 2023 15:37:15
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
15 03 2023 12:37:50
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
14 03 2023 10:56:56
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
13 03 2023 10:15:23
Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....
12 03 2023 17:26:22
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
11 03 2023 16:18:34
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
10 03 2023 17:53:27
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
09 03 2023 17:58:33
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
08 03 2023 5:23:22
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
07 03 2023 11:10:15
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
06 03 2023 3:13:31
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
05 03 2023 20:53:59
Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....
04 03 2023 11:52:11
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
03 03 2023 7:22:48

Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
02 03 2023 2:44:30
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
01 03 2023 22:18:10
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
28 02 2023 17:33:38
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
27 02 2023 19:24:55
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
26 02 2023 1:39:30
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
25 02 2023 3:56:20
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
24 02 2023 23:47:54
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
23 02 2023 0:13:39
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
22 02 2023 1:59:39
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
21 02 2023 23:39:22
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
20 02 2023 17:11:38
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
19 02 2023 12:35:44
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
18 02 2023 12:53:42
Урок-путешествие. Изучение новой темы методом оживления картины "Продажа рабов в Древней Греции". Возможность дидактического театра позволяет "оживить, раскрасить" историю. Участники постановки имеют уникальную возможность сами погрузиться в изучаемую эпоху....
17 02 2023 10:56:59
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
16 02 2023 21:39:17
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
15 02 2023 11:52:35
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....
14 02 2023 1:52:27
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
13 02 2023 12:13:18
Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....
12 02 2023 4:41:11
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
11 02 2023 23:14:11
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
10 02 2023 14:32:44
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
09 02 2023 6:13:35
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
08 02 2023 2:42:16
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний.
...
07 02 2023 4:52:33
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
06 02 2023 6:20:54
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
05 02 2023 10:17:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::