Великая Отечественная война
Цели урока:
- охаpaктеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;
- выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;
- привести примеры мужества и героизма советских воинов, проанализировать мероприятия, которые провело советское руководство в первые недели войны, показать периодизацию войны;
- рассказать об основных событиях битвы под Москвой, Сталинградской битве, Курской дуге.
Учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с мультимедийным учебником, документами, картой.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. ОРГ. МОМЕНТ.
Эпиграф:
Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
Не разбейте глиняный сосуд.
В. Высотский
II. ОПРОС.
Слово учителя: Сегодня мы продолжаем изучать раздел “Вторая мировая война”, вопросы д\з.
У вас на столах лежат ТЕСТЫ №1,вам деётся 5 минут, чтобы ответить на них.
ТЕСТЫ № 1
1. В чём состояла суть секретного протокола к советско-германскому договору от 23 августа 1939 года?
а) стороны договорились о дате нападения на Польшу.
б) стороны договорились о дате нападения СССР на Финляндию.
в) стороны договорились о разделе сфер влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе.
2. Как называлась главная линия укрепления Финляндии на Карельском перешейке?
а) линия Маннергeйма.
б) линия Мажино.
в) Восточный вал.
3. Какие события стали причиной исключения СССР из Лиги наций?
а) ввод войск на территорию Польши.
б) нападение СССР на Финляндию.
в) заключение СССР 28. 09. 39г. договора о дружбе и границах с фашисткой Германией.
4. Какие изменения в трудовом законодательстве произошли в предвоенные годы?
а) было введено уголовное наказание за прогулы.
б) был введён 10-часовой рабочий день.
в) были отменены выходные дни.
г) была введёна 7-часовая рабочая неделя.
д) был введён 8-часовой рабочий день.
5. Какие выгоды получил СССР от заключения договора о ненападении с Германией?
а) СССР значительно укрепил свой международный авторитет.
б) СССР получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны.
в) возможность восстановить Советское государство в границах, почти совпадающих с границами бывшей Российской империи.
6. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?
а) Западная Белоруссия.
б) Западная Украина.
в) Бесарабия.
г) Варшавское воеводство.
7. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 году?
а) Бесарабия и Северная Буковина.
б) Литва.
в) Латвия.
г) Финляндия.
д) Эстония.
8. Кто руководил прорывом “Линии Маннергeйма”?
а) К. Е. Ворошилов.
б) Г. К. Жуков.
в) С. К. Тимошенко.
9. Какие меры предприняло советское правительство для подготовки к войне с Германией?
а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники.
б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону.
в) укрепление трудовой дисциплины.
г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени.
10. Как назывался план физического истрeбления народов СССР и Восточной Европы, объявленных “расово неполноценными”?
а) план “Тайфун”.
б) план “Ост”.
в) план “Барбаросса”
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа с компьютерным \ мультимедиа\ учебником: Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов. История России ХХ век.
Слово учителя:
В истории нашей страны было немало тяжёлых и долгих войн, но только название последней - Великая Отечественная – пишется с большой буквы.
Сейчас очень много говорят и пишут о суровых 30-40-х годах. О том, как началось Великая Отечественная война, кто виноват в развязывании самой страшной войны ХХ века. Многое и сегодня остаётся неясным, многие вопросы остаются открытыми: знал ли Сталин о готовящемся наступлении, какую информацию докладывала ему советская разведка, почему советские войска так быстро и стремительно отступали в первые месяцы войны и т. д.
Историки и политики до сих пор ищут просчёты и поражения, вместо того чтобы акцентировать внимание на победах Советской Армии над фашизмом, хотя у Советского Союза гораздо больше, чем у любой другой страны участницы Второй мировой войны, прав заявить, что главный победитель в этой войне – Советский Союз.
Сейчас мы с вами посмотрим материал о вероломном нападении фашисткой Германии на Советский Союз, трагическом начале Великой Отечественной войны, битве под Москвой, создании антигитлеровской коалиции, Сталинградской битве, битве на Курской дуге.
Задание учащимся:
У вас на столах лежит лист с таблицей, часть кот. вы должны заполнить в ходе урока, а остальную часть на следующем уроке, это будет подготовка к итоговому контрольному уроку по теме “ Вторая мировая война”.
ОСНОВНЫЕ ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Дата (год, месяц) |
Битвы, сражения |
Результаты, значение |
|
|
А также в конце урока вы должны назвать причины поражения Красной Армии летом 1941 года (можно писать в течение урока).
ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ.
1.
2.
3.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
ТЕСТЫ № 2
1. Соотнесите события и даты.
30 июня 1941 года | начало Великой Отечественной войны |
22 июня 1941 года | создание ГКО |
5 августа – 16 октября 1941 года | оборона Одессы |
10 июля – 10 сентября 1941 года | Смоленское сражение |
сентябрь 1941 года | оборонительный период битвы под Москвой |
30 сентября – 5 декабря 1941 года | Московская конференция представителей трёх держав |
2. Соотнесите имена и факты.
П. М. Гаврилов | уничтожение немецкой техники горящим самолётом |
Г. К. Жуков | укрепление обороны Ленинграда |
Ф. С. Октябрьский | героическая оборона Севастополя |
В. Г. Клочков | героическая оборона Брестской Крепости |
Н. Ф. Гастелло | отражение немецких танковых атак на подступах к Москве |
3. 16 августа 1941 года был издан приказ Ставки за № 270.
Каково было главное содержание приказа?
а) улучшить материальное обеспечение семей погибших воинов.
б) установление персональной ответственности комaндиров Красной Армии за большие людские потери.
в) объявление военнопленных изменниками Родины и введение жестких санкций к члeнам их семей.
4. Кто был назначен Верховным Главнокомaндующим советских войск 8 августа 1941 года?
а) И. В. Сталин.
б) Г. К. Жуков.
в) К. Е. Ворошилов.
5. Какие из ниже перечисленных утверждений не соответствуют исторической истине?
а) Советское руководство знало о дате нападения Германии на СССР.
б) все приграничные округа были оповещены о дате нападения и заблаговременно приведены в состояние повышенной боевой готовности.
в) правительство Англии и США приветствовали нападение Германии на СССР.
г) немецкий план нападения на Москву имел название “ Тайфун”.
д) немецким войскам удалось сходу овладеть Севастополем.
6. Назовите причины поражения Красной Армии летом 1941 года.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф 24, вопросы и задания, подготовить выступление о комaндующих Советской армии и немецкой армии.
Приложение.
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
31 03 2023 19:12:21
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
30 03 2023 16:35:10
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
29 03 2023 12:13:29
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
28 03 2023 17:45:14
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
27 03 2023 2:18:51
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
26 03 2023 19:14:55
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов.
...
25 03 2023 8:19:58
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
24 03 2023 2:10:55
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
23 03 2023 23:32:35
Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....
22 03 2023 19:20:57
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
21 03 2023 18:55:17
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры.
...
20 03 2023 12:16:27
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
19 03 2023 5:21:33
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
18 03 2023 3:39:16
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
17 03 2023 22:28:27
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
16 03 2023 17:19:50
Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....
15 03 2023 19:17:43
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
14 03 2023 22:10:20
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
13 03 2023 11:48:38
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
12 03 2023 1:49:42
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся".
...
11 03 2023 1:36:19
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
10 03 2023 11:43:22
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
09 03 2023 4:19:18
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
08 03 2023 16:28:32
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
07 03 2023 22:13:26
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
06 03 2023 6:19:14
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля.
...
05 03 2023 2:17:54
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
04 03 2023 20:40:25
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
03 03 2023 5:33:42
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
02 03 2023 0:12:57
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина.
...
01 03 2023 7:26:13
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
28 02 2023 14:43:44
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
27 02 2023 8:17:51
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
26 02 2023 11:17:28
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
25 02 2023 22:30:53
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города.
При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
24 02 2023 12:40:37
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
23 02 2023 15:43:25
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин».
...
22 02 2023 10:50:41
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
21 02 2023 10:52:33
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах.
...
20 02 2023 5:26:42
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
19 02 2023 17:13:27
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
18 02 2023 2:27:43
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
17 02 2023 9:27:22
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
16 02 2023 13:38:33
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
15 02 2023 1:49:38
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
14 02 2023 22:59:32
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
13 02 2023 9:16:38
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
12 02 2023 9:37:16
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
11 02 2023 4:59:12
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
...
10 02 2023 4:55:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::