Великая Отечественная война
Цели урока:
- охаpaктеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;
- выяснить причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны;
- привести примеры мужества и героизма советских воинов, проанализировать мероприятия, которые провело советское руководство в первые недели войны, показать периодизацию войны;
- рассказать об основных событиях битвы под Москвой, Сталинградской битве, Курской дуге.
Учащиеся учатся слушать рассказ и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с мультимедийным учебником, документами, картой.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. ОРГ. МОМЕНТ.
Эпиграф:
Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд:
Осторожно с прошлым, осторожно, -
Не разбейте глиняный сосуд.
В. Высотский
II. ОПРОС.
Слово учителя: Сегодня мы продолжаем изучать раздел “Вторая мировая война”, вопросы д\з.
У вас на столах лежат ТЕСТЫ №1,вам деётся 5 минут, чтобы ответить на них.
ТЕСТЫ № 1
1. В чём состояла суть секретного протокола к советско-германскому договору от 23 августа 1939 года?
а) стороны договорились о дате нападения на Польшу.
б) стороны договорились о дате нападения СССР на Финляндию.
в) стороны договорились о разделе сфер влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе.
2. Как называлась главная линия укрепления Финляндии на Карельском перешейке?
а) линия Маннергeйма.
б) линия Мажино.
в) Восточный вал.
3. Какие события стали причиной исключения СССР из Лиги наций?
а) ввод войск на территорию Польши.
б) нападение СССР на Финляндию.
в) заключение СССР 28. 09. 39г. договора о дружбе и границах с фашисткой Германией.
4. Какие изменения в трудовом законодательстве произошли в предвоенные годы?
а) было введено уголовное наказание за прогулы.
б) был введён 10-часовой рабочий день.
в) были отменены выходные дни.
г) была введёна 7-часовая рабочая неделя.
д) был введён 8-часовой рабочий день.
5. Какие выгоды получил СССР от заключения договора о ненападении с Германией?
а) СССР значительно укрепил свой международный авторитет.
б) СССР получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны.
в) возможность восстановить Советское государство в границах, почти совпадающих с границами бывшей Российской империи.
6. Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939 года?
а) Западная Белоруссия.
б) Западная Украина.
в) Бесарабия.
г) Варшавское воеводство.
7. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 году?
а) Бесарабия и Северная Буковина.
б) Литва.
в) Латвия.
г) Финляндия.
д) Эстония.
8. Кто руководил прорывом “Линии Маннергeйма”?
а) К. Е. Ворошилов.
б) Г. К. Жуков.
в) С. К. Тимошенко.
9. Какие меры предприняло советское правительство для подготовки к войне с Германией?
а) разработка и производство новых образцов вооружения и военной техники.
б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону.
в) укрепление трудовой дисциплины.
г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени.
10. Как назывался план физического истрeбления народов СССР и Восточной Европы, объявленных “расово неполноценными”?
а) план “Тайфун”.
б) план “Ост”.
в) план “Барбаросса”
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа с компьютерным \ мультимедиа\ учебником: Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов. История России ХХ век.
Слово учителя:
В истории нашей страны было немало тяжёлых и долгих войн, но только название последней - Великая Отечественная – пишется с большой буквы.
Сейчас очень много говорят и пишут о суровых 30-40-х годах. О том, как началось Великая Отечественная война, кто виноват в развязывании самой страшной войны ХХ века. Многое и сегодня остаётся неясным, многие вопросы остаются открытыми: знал ли Сталин о готовящемся наступлении, какую информацию докладывала ему советская разведка, почему советские войска так быстро и стремительно отступали в первые месяцы войны и т. д.
Историки и политики до сих пор ищут просчёты и поражения, вместо того чтобы акцентировать внимание на победах Советской Армии над фашизмом, хотя у Советского Союза гораздо больше, чем у любой другой страны участницы Второй мировой войны, прав заявить, что главный победитель в этой войне – Советский Союз.
Сейчас мы с вами посмотрим материал о вероломном нападении фашисткой Германии на Советский Союз, трагическом начале Великой Отечественной войны, битве под Москвой, создании антигитлеровской коалиции, Сталинградской битве, битве на Курской дуге.
Задание учащимся:
У вас на столах лежит лист с таблицей, часть кот. вы должны заполнить в ходе урока, а остальную часть на следующем уроке, это будет подготовка к итоговому контрольному уроку по теме “ Вторая мировая война”.
ОСНОВНЫЕ ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
Дата (год, месяц) |
Битвы, сражения |
Результаты, значение |
|
|
А также в конце урока вы должны назвать причины поражения Красной Армии летом 1941 года (можно писать в течение урока).
ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ КРАСНОЙ АРМИИ В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВОЙНЫ.
1.
2.
3.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
ТЕСТЫ № 2
1. Соотнесите события и даты.
30 июня 1941 года | начало Великой Отечественной войны |
22 июня 1941 года | создание ГКО |
5 августа – 16 октября 1941 года | оборона Одессы |
10 июля – 10 сентября 1941 года | Смоленское сражение |
сентябрь 1941 года | оборонительный период битвы под Москвой |
30 сентября – 5 декабря 1941 года | Московская конференция представителей трёх держав |
2. Соотнесите имена и факты.
П. М. Гаврилов | уничтожение немецкой техники горящим самолётом |
Г. К. Жуков | укрепление обороны Ленинграда |
Ф. С. Октябрьский | героическая оборона Севастополя |
В. Г. Клочков | героическая оборона Брестской Крепости |
Н. Ф. Гастелло | отражение немецких танковых атак на подступах к Москве |
3. 16 августа 1941 года был издан приказ Ставки за № 270.
Каково было главное содержание приказа?
а) улучшить материальное обеспечение семей погибших воинов.
б) установление персональной ответственности комaндиров Красной Армии за большие людские потери.
в) объявление военнопленных изменниками Родины и введение жестких санкций к члeнам их семей.
4. Кто был назначен Верховным Главнокомaндующим советских войск 8 августа 1941 года?
а) И. В. Сталин.
б) Г. К. Жуков.
в) К. Е. Ворошилов.
5. Какие из ниже перечисленных утверждений не соответствуют исторической истине?
а) Советское руководство знало о дате нападения Германии на СССР.
б) все приграничные округа были оповещены о дате нападения и заблаговременно приведены в состояние повышенной боевой готовности.
в) правительство Англии и США приветствовали нападение Германии на СССР.
г) немецкий план нападения на Москву имел название “ Тайфун”.
д) немецким войскам удалось сходу овладеть Севастополем.
6. Назовите причины поражения Красной Армии летом 1941 года.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф 24, вопросы и задания, подготовить выступление о комaндующих Советской армии и немецкой армии.
Приложение.
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
18 03 2024 21:11:35
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
17 03 2024 16:18:44
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...
16 03 2024 8:30:20
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
15 03 2024 10:27:38
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
14 03 2024 22:42:36
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
13 03 2024 7:45:20
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
12 03 2024 14:55:32
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
11 03 2024 23:41:32
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
10 03 2024 17:42:53
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
09 03 2024 4:36:22
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
08 03 2024 15:58:50
Подтема продолжает тему «Социальная сфера», которая рассматривается комплексно на протяжении ряда лет обучения. Так, в 6–10-х классах изучаются социально-психологические, этические, правовые вопросы семьи, социальная структура общества, основные функции общества, социальная мобильность, проблемы социального неравенства и несправедливости. Таким образом, занятие в 11-м классе носит повторительно-обобщающий хаpaктер....
07 03 2024 15:17:48
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
06 03 2024 18:35:12
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
05 03 2024 7:42:32
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
04 03 2024 19:59:54
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
03 03 2024 0:54:25
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие. ...
02 03 2024 20:54:19
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
01 03 2024 9:31:58
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
29 02 2024 10:13:14
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...
28 02 2024 9:11:10
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...
27 02 2024 20:14:59
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...
26 02 2024 17:23:19
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
25 02 2024 17:31:33
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
24 02 2024 8:52:39
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
23 02 2024 8:44:48
Проектная деятельность в школе вызвана пpaктической потребностью общества в личности, обладающей логическим мышлением. Эта потребность связана с общей тенденцией к свободному обществу, в котором адаптируется свободная, творческая личность. Очевидно, что адаптация личности в этом обществе подразумевает социальное творчество, основанное на реконструировании старых и конструировании новых ценностей, что невозможно без проектной деятельности....
22 02 2024 4:16:33
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час. Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело. Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
21 02 2024 8:37:43
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
20 02 2024 10:47:23
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
19 02 2024 15:36:16
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...
18 02 2024 2:41:27
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
17 02 2024 21:11:49
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
16 02 2024 20:58:20
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления. ...
15 02 2024 6:15:15
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться. Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету. Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов. ...
14 02 2024 11:39:55
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
13 02 2024 13:43:30
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
12 02 2024 12:24:54
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
11 02 2024 9:16:42
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса. ...
10 02 2024 11:58:50
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
09 02 2024 17:10:37
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...
08 02 2024 6:16:58
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
07 02 2024 11:27:11
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
06 02 2024 21:36:56
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
05 02 2024 10:29:26
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
04 02 2024 17:19:43
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
03 02 2024 14:27:52
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
02 02 2024 21:54:11
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
01 02 2024 3:19:33
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
31 01 2024 22:38:25
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...
30 01 2024 2:24:35
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности. ...
29 01 2024 15:16:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::