Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый
Цели:
- показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI – ХI веках;
- подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси;
- раскрыть сущность “Русской Правды”;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой;
- продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы;
- воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: вира, видок, титун, послух, гривна, “Русская Правда”.
Оборудование:
- учебник “История Отечества” 6 класс,
- карта,
- карта “Древнерусское государство в IХ – ХI веках”,
- интеpaктивная доска,
- слайды.
“Ярослав заслужил в летописи имя государя Мудрого; не приобрёл оружием новых земель но возвратил утраченное Россиею в бедствиях междоусобия; не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество; успокаивал отечество и любил народ свой”. ( Н.М. Карамзин.)
1. Приветствие. Класс разделен на четыре группы.
2. Историческая разминка (фронтальный опрос по датам и терминам). На интеpaктивной доске два ученика пишут историческую параллель по событиям первой половины ХI века:
- Европа
- Византийская империя
- Аpaбы
- Русь
В это время три ученика получают карточки с заданиями.
3. Вводно-мотивационный этап урока.
Учитель: при князе Владимире Древняя Русь усилилась. Принятие христианства укрепило государство, изменило быт и нравы населения, способствовало развитию культуры.
Но расцвет Древнерусского государства приходится на период правления князя Ярослава, старшего сына Владимира.
Тема нашего урока - расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Зачитывается эпиграф урока.
Задачи урока:
- Доказать, что Древнерусского государство в период правления Ярослава Владимировича достигла своего расцвета.
- Объяснить, почему князя Ярослава прозвали Мудрым.
Перед вами лежат таблицы, каждая группа в ходе урока заполняет свою графу. В конце урока обобщаем ответы.
Политика по отношению к церкви | Деятельность по укреплению государственного устройства | Политика в области культуры | Внешняя политика. |
Беседа.
1. Вспомните порядок управления, который установился в Древнерусском государстве?
2. Предлагается документ 1, по которому один ученик вызывается к доске и показывает города, где правили сыновья Владимира.
3. Как вы думаете, какое значение для укрепления государства тот факт, что Владимир “посадил” управлять близлежащими землями своих сыновей? (Чтобы они правили от имени киевского князя и выполняли его волю.)
4. Учитель: Однако один из старших сыновей – Ярослав выступил против отца и отказался платить ему дань. Давайте послушаем сообщение личности князя Ярослава (рассказ ученика и изображение Софийского собора). Затем следует рассказ учителя о святых Борисе и Глебе.
5. Самостоятельная работа с учебником (стр.57-59). Отвечая на вопросы, класс выясняет обстоятельства, при которых Ярослав стал киевским князем.
Вопросы:
1. Почему в борьбе со Святополком победил Ярослав?
2. Почему Ярослав не стал бороться за единоличную власть?
Внешняя политика Ярослава – рассказ учителя.
5. Физкультминутка (утро князя).
6. Учитель: Избавившись от претендентов на власть, Ярослав стал спокойно и мудро править в своём государстве. Его политика была направлена укреплении Руси, помогало развитию хозяйства и культуры.
Задание: прочитать документ на стр.63 учебника. Сделать вывод, почему Ярослав стремился распространять православие?
Учитель: Киевский князь создал первый на Руси письменный свод законов, который получил название “Русская Правда” или “Правда Ярослава”. Давайте оживим картину “Суд Ярослава” и выделим новые слова (новые слова появляются но экране и записываются в словари)
Работа с учебником – прочитать фрагмент из “Правды Ярослава” (стр.63 уч.), ответить на вопросы к документу.
Учитель: - Этот документ укреплял власть князя и государство. При Ярославе сложились правила управления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала киевскому князю. Он издавал законы, был главным судьёй. Киевский престол передавался по старшинству.
7. Ученикам даётся 2-3 минуты на просмотр таблицы. Затем она обсуждается и проверяется по доске.
8. Два ученика отвечают на вопросы, поставленные в начале урока, затем учитель предлагает заполнить листочки (каждый лист - деяния Ярослава Мудрого) древо русского государства (древо на ватмане).
9. Выставляются оценки.
10. Домашнее задание: написать хаpaктеристику Ярослава Мудрого.
Презентация
Литература.
- А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России. 6 кл. Москва. Дрофа. 2002.
- Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. Москва. “Экзамен”. 2006.
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
19 05 2022 11:14:44
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
18 05 2022 22:45:44
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
17 05 2022 15:33:42
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
16 05 2022 9:37:41
На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....
15 05 2022 7:15:27
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
14 05 2022 3:59:21
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
13 05 2022 21:28:16
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
12 05 2022 22:28:10
Первые русские князья, крещение Руси, радости и невзгоды молодого государства Русь, набеги врагов, предания и легенды, боги и духи славян - вот что придется вспомнить учащимся на итоговом занятии "Русь в X – XІІІ веках".
...
11 05 2022 16:24:40
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
10 05 2022 1:10:49
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
09 05 2022 7:25:29
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
08 05 2022 5:26:30
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
07 05 2022 2:28:48

Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
06 05 2022 23:27:33
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
05 05 2022 23:12:41
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
04 05 2022 2:43:35
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
03 05 2022 3:37:25
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
02 05 2022 20:30:29
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
01 05 2022 5:48:27
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
30 04 2022 19:51:42
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
29 04 2022 23:14:47

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
28 04 2022 0:13:18
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
27 04 2022 4:53:49
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
26 04 2022 3:33:35
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
25 04 2022 22:53:51
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
24 04 2022 12:57:19
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
23 04 2022 8:57:49
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
22 04 2022 20:22:32
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
21 04 2022 10:59:10
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
20 04 2022 20:16:32
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
19 04 2022 22:32:13
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории.
...
18 04 2022 22:25:48
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
17 04 2022 8:40:21
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
16 04 2022 13:56:58
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
15 04 2022 9:49:24
Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения.
...
14 04 2022 20:58:50
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
13 04 2022 19:30:55
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
12 04 2022 13:53:11

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
11 04 2022 14:31:55
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
10 04 2022 23:16:26
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
09 04 2022 4:44:24

Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
08 04 2022 17:32:40
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов.
...
07 04 2022 15:19:10
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
06 04 2022 4:41:22

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
05 04 2022 6:39:51
Автор предлагает рассмотреть особенности развития духовной жизни России в начале XX века; формирует представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века. На конкретных примерах детям показываются достижения русской науки и философии, раскрывается социальная суть и художественная ценность новых направлений в искусстве.
...
04 04 2022 8:16:54
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
03 04 2022 10:27:22
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
02 04 2022 23:51:37

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
01 04 2022 12:27:51
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
31 03 2022 12:54:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::