Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Слово и образ Отечество”.
Форма урока: урок проводится в форме интеллектуально-творческой игры, класс поделен на три комaнды. В жюри – учащиеся того же класса. Работа комaнд в каждом туре оценивается по 7-балльной системе.
Материалы: карточки красного, синего, белого и золотого цвета, кроссворды, иллюстрации (казаки, Спасо-Преображенский монастырь, Камчатка, Смоленская крепость).
Ход урока
Присоединение. Учитель читает стихотворение.
Россия – мать, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Та отражала в глади вод
И первый кремль, и город новый,Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Славен город наших дедов.
В жизни многое изведав,
Он стоит из года в год –
Наша гордость и оплот.
И любыми временами
За кремлевскими стенами
Русь спасая от невзгод,
Жил великий наш народ.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проводим интеллектуальную игру, на которой попытаемся раскрыть смысл ОБРАЗА и СЛОВА России. Человек с рождения, с первого своего дыхания приобретает не только родной очаг, но и родную землю – Отечество, то есть землю своих отцов. Отечество не выбирают и не ищут, оно дается судьбой. Его, как и родителей, любят не за то, что оно самое лучшее, а за то, что это единственное родное для тебя место на Земле. Итак, начинаем наше путешествие по просторам нашей родины.
Разминка. По теме “Цвета Отечества”. Учитель называет объекты и понятия, ученики должны поднять карточку соответствующего цвета (красный, белый, золотой, синий): товар, Москва, святой, угол, молодец, солнце, открытый, площадь, нива, осень, купола, дeвица, чистота, невеста, небесный.
1 тур. Викторина.
1. Слово и образ Отечества. Объясните, как вы понимаете эти два понятия, приведите примеры.
2. Докажите правильность этих высказываний (каждой комaнде по одному высказыванию):
- Отечество - связь времен
- Отечество – единство разнообразия
- Отечество – особый мир между Западом и Востоком
3. Назовите имена святых, прославивших наше Отечество.
4. Прочитайте текст. О какой иконе идет речь в этом тексте?
В Москве находится величайшая святыня – эта икона. Удивительна ее история: святая икона соединила собою важнейшие христианские столицы мира, пройдя путь от Иерусалима и Константинополя до Москвы. Русские люди полюбили этот образ с выразительным и грустным взглядом Богоматери и ласково прильнувшим к Ней Богомладенцем. Она окружена благоговением верующих еще и потому, что с ней связывается неоднократное избавление Москвы от вражеского нападения и разорения.
5. Назовите три образа Великого Новгорода. (Садко, Вечевой колокол, святая София)
6. Назовите города, которые считаются “ядром русской земли”. (Коломна, Серпухов, Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Углич, Кострома, Волоколамск, Дмитров и другие.)
7. Соотнесите рубежи Отечества и следующие понятия
2 тур. Решение кроссворда.
По вертикали:
1. – Чем достигается единение народов Отечества: общим словом, образом жизни и …(вставьте слово).
3. Какой город России называют Третьим Римом.
4. Их звон сопровождал важные события русского народа: собирал людей в храм, поднимал тревогу при пожаре, возвещал о свадьбе и т.д.
5. К северу и к востоку от Вологды лежит край, который стал хранителем поучительного и ценного опыта народного, крестьянского самоуправления.
6. Былинный купец, образ Великого Новгорода.
7. Изображение святого.
9. Пределы нашего Отечества по-другому.
По горизонтали:
2. Как наши предки называли Отечество?
6. Край - заповедник русской народной культуры.
8. Святой преподобный, основатель Троице-Сергиевой лавры.
9. Народы какой веры населяют большую часть нашего Отечества?
Рисунок 1.
3 тур. Детям предлагается отрывок из Жития Сергия Радонежского.
Вопрос: какими духовными качествами обладали монахи, живущие в обители?
Архимaндрит Феодор вручает Кирилла в духовное научение этому мужу, который проходил великое житие в молитвах, и посте,…,и во всяком воздержании. Кирилл во всем повиновался ему: мало принимал сна и пищи, пост считался за насыщение ,а наготу в зимнее время за теплоту, плоть изнурял, душу же просвещал. Когда случалось старцу Михаилу выйти из кельи, тогда Кирилл святой силой имени Иисусова изгонял образы, и они без вести бывали.
Немалое время пробыл Кирилл у великого того подвижника во всецелом послушании. А затем по повелению архимaндрита Феодора отходит в хлебню и там еще более начинает воздерживаться. Воду носил, дрова колол, и хлебы теплые молитвы от них принимал. На молитве иногда всю ночь без сна пребывал, ел лишь столько, чтоб от голоса не упасть, а питием его была только вода, и то в меру.
Члeны жюри подводят итоги, подсчитывают баллы, выявляют комaнду-победителя.
В конце урока проводится ресурсный круг: Как духовно-нравственные идеалы способствуют славе и процветанию нашего Отечества?
Рефлексия: как изменилось твоё представление об Отечестве после изучения темы?
Следующую викторину можно использовать на обобщающем уроке по всему курсу Истоки 6 класса.
Викторина “Истоки” 6 класс. Вариант 1
1. Кто был основателем монастыря Сергиева Лавра?
2. Как называется день памяти небесного покровителя человека, День Ангела Хранителя?
3. Образ какой Божией Матери охраняет Западные рубежи России?
4. В каком городе воздвигнут памятник Тысячелетию России?
5. Какое главное событие происходит во время праздника Крещения Господня?
6. Какое название получил наш край за большое количество монастырей и христианских обителей?
7. На какой горе были впервые провозглашены людям 10 заповедей божьих?
8. Как называлось место поселения ремесленников или служилых людей?
9. Как называлась одна из самых крупных ярмарок, проходившая вблизи Нижнего Новгорода?
10. Какое дерево является образом весны перед Пасхой?
11. Как называется монастырь, построенный на островах Ладожского озера?
12. Как называется главный храм любого города?
13. Какое понятие-определение хаpaктеризует образ нашего Отечества?
14.Какой Богородичный праздник отмечается 21 сентября?
15. Как называется один из дней последней недели Великого поста, посвященный воспоминанию о страданиях Спасителя, Его cмepти и погребении?
Викторина “Истоки” 6 класс. Вариант 2
1. Кто написал икону “Живоначальная Троица”?
2. Как называется христианский обряд приобщения к церкви, духовное рождение человека?
3. Образ какой Божией Матери охраняет Восточные рубежи России?
4. В каком городе был построен храм Христа Спасителя?
5. Что нельзя делать в Духов день, на второй день после Троицы?
6. Как назывался край, расположенный к северу и востоку от Вологды до берегов Белого моря?
7. Как называется гора, с которой Иисус Христос вознесся на небо после 40 дня?
8. Как называлось отдельно стоящее поселение с церковью и кладбищем?
9. Как обычно в народе называют Покровский собор на Красной площади?
10. Какое дерево является образом лета перед Троицей?
11. Как называется монастырь, построенный на острове в Кубенском озере?
12. Как называется небольшая деревенская церковь без алтаря?
13. Какой звук Отечества является особым языком нашей культуры?
14. Какой господский праздник, отмечается 19 января?
15. Как называется первый день Великого поста, отличающийся особой строгостью и призывающий к покаянию и очищению души?
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
04 06 2023 8:42:26
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
03 06 2023 18:19:16
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
02 06 2023 20:11:42
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
01 06 2023 3:43:49
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
31 05 2023 7:17:54
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц:
1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
30 05 2023 4:36:31
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
29 05 2023 14:25:30
Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....
28 05 2023 10:33:19
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
27 05 2023 18:25:11
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
26 05 2023 5:10:13
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
25 05 2023 2:53:29
В школе проводится диагностика ценностных ориентаций старшеклассников по
методикам М.Рокича, Фридмана, О.Е. Лебедева. Исследования показали, что произошли
изменения в выборе ценностных ориентаций ребят. На уроках учащиеся вступают в
прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим
персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте участников....
24 05 2023 18:21:25
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
23 05 2023 21:50:34
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
...
22 05 2023 12:33:49
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
21 05 2023 14:37:23
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
20 05 2023 16:32:54
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
19 05 2023 22:46:31
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
18 05 2023 12:48:11
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
17 05 2023 9:36:15
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
16 05 2023 2:23:12
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
15 05 2023 16:45:14
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p>
...
14 05 2023 18:52:31
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
13 05 2023 12:34:17
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
12 05 2023 1:23:29
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
11 05 2023 5:50:46
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
10 05 2023 17:19:34
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах.
...
09 05 2023 4:55:29
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
08 05 2023 6:14:36
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
07 05 2023 8:53:38
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей.
...
06 05 2023 22:54:14
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте.
...
05 05 2023 2:46:13
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
04 05 2023 15:26:46
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество.
...
03 05 2023 10:14:59
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
02 05 2023 9:59:51
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
01 05 2023 9:17:52
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
30 04 2023 14:39:17

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
29 04 2023 19:45:41
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету.
...
28 04 2023 13:58:59

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
27 04 2023 15:51:12
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
26 04 2023 23:25:42
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
25 04 2023 9:10:39
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
24 04 2023 5:46:58
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
23 04 2023 11:53:26
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
22 04 2023 10:31:16
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
21 04 2023 19:18:50
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
20 04 2023 12:21:17
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства.
...
19 04 2023 14:49:21
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
18 04 2023 16:46:36
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
17 04 2023 0:10:20
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы.
...
16 04 2023 23:39:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::