Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок-путешествие.
Цели урока:
- Показать особенности социально-экономического, политического развития новгородской земли.
- Формировать умение делать выводы, обобщать изучаемые факты. Продолжить развитие умения работать с исторической картой и историческими документами.
- Развитие интереса учащихся к предмету.
Оборудование: карта “Феодальная раздробленность Руси”, карта путешествия, тест исторические документы, схема, иллюстрации, фрагмент художественного фильма “Садко”, фрагмент документального фильма “Новгород Великий”, колокольный звон.
Ход урока-путешествия.I. Организационный момент.
Дети рано утром встали,
Потянулись
И друг дружке улыбнулись.
Стали ровненько теперь.
И проверили серьезно,
Что лежит у нас на парте?
Книга, ручка и тетрадь.
- Добрый день, дeвицы прекрасные, да соколы ясные.
Звучит музыка.
Ой, вы, гой еси, люди добрые.
Старина новизне низко кланяется.
Собирайтесь вы, люди добрые,
Не в дорожку путину ближнюю,
А в даль далекое, да путешествие.
Необычное, непривычное
Ох, да не за 100 верст, не за 1000 верст,
А за 1000 лет против времени.
- Сегодня для вас я буду, матушка Ведунья и поведу я вас в далекое путешествие по лабиринтам истории.
II. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач уроков.
Тема путешествия: один из политических центров, образовавшихся после феодальной раздробленности, Новгород Великий.
Цель путешествия: определить особенности развития “старовечного и вечно нового города”, его земель; объяснить, почему современники называли Новгород Великим.
Эпиграф:
“Ой ты, Новгород Великий, господин торговых дел!”
- Сказывают, что отроки вы любознательные, что не боитесь не волны озорной, да дороги ухабистой. Верно ли это? И в прям не боитесь? Если вы согласитесь с моим утверждением и оно касается вас говорите “Я”.
- Кто в классе самый сообразительный? “Я”
- Кто в классе самый смышленый? “Я”
- Кто в классе самый находчивый? “Я”
- Кто в классе самый ленивый?
- Вижу, что здесь собрались самые лучшие дeвицы и соколы ясные. А чтобы мы не заплутали в нашем путешествии, путь нам будет освещать солнце красное, но, а если вы ошибётесь и не откроите заветную дверь, тучка закроет солнце красное, и мы не доберёмся до ларца заветного, и не узнаем, что в нем лежит.
III. Подготовка к изучению нового материала.Эпиграф:
“Силу уму придают упражнения, а не покой”.
Р. Декарт.
Нам нужно открыть первую дверь “Киевская Русь “События и люди”, для этого выполним первое задание.
Два добровольца будущие дружинники работают у доски.
Задание для первого дружинника.
Последствия феодальной раздробленности:
- Расцвет городов.
- Дробление княжества между наследниками.
- Развитие хозяйственной жизни.
- Ослабление обороноспособности Руси.
- Расцвет культуры.
Выделить положительное и отрицательное в последствиях феодальной раздробленности.
Задание для второго дружинника.
Причины феодальной раздробленности:
- Развитие земледелия в условиях господства натурального хозяйства.
- Создание местного аппарата власти в вотчинах.
- На Руси существовал сложный порядок престолонаследия.
- Развитие ремесла в условиях натурального хозяйства.
- Рост городов – экономических центров отдельных феодальных земель.
Выделить экономические и политические причины феодальной раздробленности.
Все остальные ученики работают с тестом.
Тест.
Соотнеси события и даты.
1) 988 |
а) правление Ярослава Мудрого |
2) 945 |
б) cмepть князя Игоря |
3) 1019-1054 |
в) крещение Руси |
Объясни понятия:
Полюдье, погосты.
IV. Объяснение новой темы.Крупнейшими государственными образованиями на которое распалась Киевская Русь, стали Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская земля.
Откроем вторую дверь “Юный географ” в нашем путешествии, покажем по карте где расположена Новгородская земля.
Новгородская земля раскинулась от Варяжского (Балтийского) моря на западе до Каменного пояса (Урала) на востоке, Студёного (Белого) моря на севере до озёр в верховьях Волги на юге.
Природные условия суровы: холодный климат, бедные почвы и обилия болот.
Но не смотря на суровый климат эти земли стали основой государственности. Вспомним, как все начиналось. Посмотрим фрагмент документального фильма и ответим на вопрос: “За что любил и ценил новгородцев Ярослав Мудрый?”
Откроем третью дверь “Управление”.
Рассмотрим, как происходило управление Новгородом (Звучит колокольный звон).
Верховной властью обладало вече. По удару вечевого колокола люди собирались на Ярославом дворище. По-разному историки оценивают количество участников вече. Одни считали , что это все взрослое мужское население. Карамзин считал, что это 10 тыс. человек. Ключевский отмечал “На вечевую площадь бежал всякий, кто считал себя полноправным гражданином”. Современные историки говорят о том, что площадь не велика 1500 кв. м.. Участники вече не стояли, а сидели на скамьях. Поэтому она вмещала от 400 – 500 человек (богатых жителей). Вечевой колокол стал символом народовластия.
Работа по схеме с понятиями.
Какая форма правления сложилась в Новгороде?
Какой политический режим?
Работа с понятиями: республика, демократия.
Героями новгородских былин были не конные воины,а корабельщики –мореплаватели Садко и Буслаев Василий. Почему ?
Посмотрите фрагмент из сказки “Садко”.
Обсуждение увиденного.
Работа с историческими документами.
Историю не возможно приставить без изучения документов. Откроем следующую дверь “Юные исследователи” .
Документ№1
Вопросы: с какими странами поддерживал торговые связи Новгород? Какими товарами торговали?
Документ №2
Вопросы :из каких материалов делали изделия в Новгороде? Какие выводы сделал бы археолог на основании этих находок?
Документ№3
Вопрос: какой вывод можно сделать на основе этих находок?
Город был крупнейшим экономическим центром
Работа с иллюстрациями. Приложение №1
Проверим можно ли вас назвать настоящими новгородцами
Игра “ Пyтaница”
Три человека одевают костюмы и зачитывают слова, учащиеся должны узнать соответствует ли это историческим фактам.
Монах: - А вот, люди добрые, покупайте отпущение грехов, самим патриархом царьградским подписанное! Спешите спасение обрести, душеньку от грехов очистить.
Купец: - Подходи честной народ! Покупай чашки ложки дерева отменного. Кувшины самые лучшие.
Дeвyшка:- Покажите, любезные, где мне можно купить сочинения Нестора-летописца.
Вопросы для закрепления:
1.Какие отрасли хозяйства развивались в Новгороде более успешно?
2.Какая форма правления была в Новгороде?
3. Назовите должностных лиц Новгорода
Вы успешно прошли по лабиринтам истории открыли все двери. Мы можем посмотреть ,что лежит в нашем ларце – это сердце. Сердце – это символ любви. Я думаю, что у каждого из вас бьется сердце настоящего патриота. Человека, который любит свою родину, свою страну. Помните в сказке “Садко” главный герой искал счастье в дальних странах и понял, вернувшись, домой, что счастье – это любить свою родину, быть полезным для неё. Мне кажется, что вы вырастете настоящими гражданами страны.
VI.Д / З страницы 89 – 92, написать сочинение от имени иностранного купца, который привез товар на новгородский торг.
Урок обобщения и систематизации знаний по истории Средних веков. Обучающиеся повторяют знания довольно большого периода с VI по XV века. Использование заданий творческого хаpaктера делает урок познавательным, наглядным и интересным....
05 12 2023 15:23:16
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
04 12 2023 6:45:16
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
03 12 2023 8:15:40
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
02 12 2023 17:22:12
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
01 12 2023 1:50:11
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
30 11 2023 17:41:14
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
29 11 2023 23:26:48
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
28 11 2023 10:53:34
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
27 11 2023 21:21:35
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
26 11 2023 15:36:24
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
25 11 2023 5:16:44
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
24 11 2023 5:24:21
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям.
...
23 11 2023 18:24:24
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
22 11 2023 23:21:28
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
21 11 2023 23:24:58
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
20 11 2023 19:31:50
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
19 11 2023 13:47:50

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
18 11 2023 5:50:32
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
17 11 2023 12:54:22
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
16 11 2023 9:21:37
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
15 11 2023 2:53:30

Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
14 11 2023 12:27:17
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
13 11 2023 23:30:43
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет.
...
12 11 2023 19:26:15
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
11 11 2023 2:53:34
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
10 11 2023 15:39:20
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
09 11 2023 10:44:33
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
08 11 2023 5:33:49
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
07 11 2023 0:18:59
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
06 11 2023 2:14:10
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
05 11 2023 18:36:19
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
04 11 2023 14:28:59

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
03 11 2023 8:14:34
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
02 11 2023 1:17:57
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
01 11 2023 20:29:38
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
31 10 2023 20:40:16
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
30 10 2023 7:26:32
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
29 10 2023 13:48:21
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
28 10 2023 7:36:11
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
27 10 2023 12:52:53
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
26 10 2023 0:39:19

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
25 10 2023 16:31:31
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету.
В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта.
Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории.
...
24 10 2023 16:23:37
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
23 10 2023 0:20:35
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
22 10 2023 1:49:44
Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов.
...
21 10 2023 21:37:27
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов".
...
20 10 2023 7:20:45
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
19 10 2023 12:53:34
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки.
...
18 10 2023 21:18:28
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
17 10 2023 15:32:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::