Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс
Цели урока:
- Повторить материал предыдущего урока по теме «Древнее Междуречье».
- Дать общее представление о правлении царя Хаммурапи в древнем Вавилоне.
- Продолжить формирование умений по работе с учебным текстом (комментированное чтение), по работе с историческими понятиями (объяснение написания и определение).
- Продолжить формирование навыков устного ответа на вопросы, выдвижения гипотез и формулирования выводов.
- Показать роль личности в истории, ответственность правителя за судьбу страны, осуществление желания эту страну защитить и навести порядок.
Ход урока:
1. Организационный момент:
приветствие, проверка всего необходимого к уроку, посадка.
2. Повторение темы «Древнее Междуречье»:
- Двое учащихся у доски вставляют пропущенные буквы в слова и
объясняют их связь с Междуречьем
к.ино.ис. .амаш .лина Ти.р Ев.рат |
ш.меры .авилон ф.н.к. на.ог Э. |
- Один ученик сортирует карточки с именами богов Египта и Междуречья
- Все учащиеся работают с цветовыми сигналами. У каждого синий и зеленый квадрат. Синий – Египет, зеленый – Междуречье. Нужно поднять тот квадрат, историческая информация о какой стране прозвучала. Учитель преподносит разную историческую информацию, начиная предложение словами: «В этой стране…»:
- Течет река Нил
- Мало деревьев, дома строят из глиняных кирпичей
- Главный Бог - Бог Солнца
- Столицей был город Мемфис, затем Фивы
- Текут две реки, впадающие в Персидский залив
- После разлива на берегах остается плодородный ил
- Самые крупные города: Вавилон, Ур, Урук, Ашшур
- Находилось одно из чудес света – пирамиды
- Возникла легенда о Всемирном потопе
- Писали клинописью
- Строили насыпи, дамбы, каналы
- Сильный ветер из пустыни мог засыпать поля раскаленным песком
- Самыми грамотными людьми были жрецы
- Проверка работы учащихся у доски.
3. Совместное определение темы и целей урока. Прием – беседа.
Учитель задает вопрос: Чем может прославиться человек? А если он – царь? Почему имена одних правителей сохранила история и мы их с благодарностью вспоминаем, а других - нет?
Учащиеся выдвигают версии (великий завоеватель, проводил реформы, заботился о народе, что-то построил и др.)
Учитель: Мы уже знаем о природных условиях Междуречья, занятиях его жителей, религиозных верованиях. А что мы сегодня должны узнать?
Учащиеся формулируют тему (великий царь Междуречья) и цели (проверка всех версий, доказать, так ли велик?)
Учитель подводит итог беседе: Действительно, В древнем Междуречье был великий царь, его звали Хаммурапи. Сегодня мы узнаем о его деятельности.
Запись темы в тетрадь.
4. Изучение нового материала «Вавилон при Хаммурапи».
1) Прием - комментированное чтение отрывка параграфа 13 с.62-63 о деятельности царя Хаммурапи. Учащиеся делают вывод о результатах.
2) Первичное закрепление. Прием - работа с лентой времени. Учащиеся чертят в тетради ленту времени и отмечают на ней даты: 2600 год до н.э., 1792 год до н.э., 1750 год до н.э., 1500 год до н.э. В ходе беседы с учителем подписывают под датами события.
Вопросы по ленте времени (устно):
- Кто правил раньше всех?
- Кто правил позже всех?
- Мог ли Хаммурапи знать о пирамиде Хеопса? Почему?
- Мог ли Хаммурапи слышать о завоевательных походах Тутмоса 3? Почему?
- Сколько лет правил Хаммурапи в Вавилоне?
- Сколько лет назад начал править Хаммурапи в Вавилоне?
- 5. Изучение нового материала «Законы Хаммурапи».
1) Прием – беседа. Учитель: Это еще не все его достижения. Впервые в истории человечества царем были составлены законы и дарованы народу. Что такое «законы»? Для чего они нужны в наше время? Хаммурапи получил законы от Бога Шамаша. Они были едины для всех. Они были выбиты на каменной скале при въезде в Вавилон. А почему? Зачем Хаммурапи ввел законы?
Цитата: «Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду в уста страны и дал благоденствие народу».
2) Чтение статей законов на с.64. Обсуждение. Что нам не нравится? Справедливы ли? Что можем узнать о жизни людей и государства в целом?
6. Закрепление.
Прием - игра «А судьи кто?». Выбираются три ученика, они – судьи во времена царя Хаммурапи, на них надеваются ленты с надписями «судья». Они должны, выслушав потерпевшего, назвать статью закона и объяснить, как будет улажено дело. Потерпевшие (их может быть любое количество) читают свои ситуации.
Ситуации потерпевших:
- О, великий Хаммурапи! Просит тебя о помощи знатный человек Хирам. Крестьянин из соседней деревни украл моих овец.
- О, великий Хаммурапи! Просит тебя купец Гордий из города Ашшура. Крестьянин Нарх не отдает мне долг в 50 монет, говорит, что у него нет таких денег.
- О, великий Хаммурапи! Просят тебя жители деревни около города Ура. Наш сосед Эвмей затопил свое поле и наши поля. Урожай погиб! Мы будем голодать!
- О, великий Хаммурапи! Просят тебя о помощи жрецы храма Бога Мардука. Человек по имени Кадм стащил со священной статуи покрывало.
7. Рефлексия.
Прием - беседа: Что понравилось на уроке? Что было новым, необычным? Что было сложно? Как изменить это в будущем? Что обязательно повторить на последующих уроках?
8. Организационный момент:
Домашнее задание – параграф 14, афиширование оценок за урок, общая благодарность, пожелание дальнейших успехов.
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
15 05 2022 21:38:19
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
14 05 2022 15:59:56
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
13 05 2022 20:39:23
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей».
...
12 05 2022 6:53:34
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
11 05 2022 2:13:17
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому.
...
10 05 2022 10:50:36
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
...
09 05 2022 20:38:31
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
08 05 2022 0:41:21
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
07 05 2022 21:15:46
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
06 05 2022 11:44:58
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений.
...
05 05 2022 2:49:10
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи.
...
04 05 2022 8:11:18
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
03 05 2022 0:58:57
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
02 05 2022 11:53:24
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
01 05 2022 13:27:44
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
30 04 2022 0:34:58
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту.
...
29 04 2022 3:57:12
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
28 04 2022 5:41:37
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
27 04 2022 19:37:10
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
26 04 2022 13:53:52
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
25 04 2022 15:39:13
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
24 04 2022 19:20:10
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
23 04 2022 19:44:10
Урок по истории Древнего мира для 5-х классов с использованием мультимедийной презентации и элементов развивающего обучения.
...
22 04 2022 13:57:16
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
21 04 2022 1:35:51

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
20 04 2022 21:56:15
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда.
...
19 04 2022 10:43:40
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
18 04 2022 11:14:38
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения.
...
17 04 2022 6:55:21
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
16 04 2022 15:58:23
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
15 04 2022 22:18:18
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства.
...
14 04 2022 2:21:52
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства.
...
13 04 2022 20:40:17
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи.
...
12 04 2022 2:27:23
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
11 04 2022 1:20:40
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов.
...
10 04 2022 5:35:53
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
09 04 2022 0:10:14
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
08 04 2022 12:35:47
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
07 04 2022 22:58:50

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
06 04 2022 16:48:18
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
05 04 2022 3:11:38
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
04 04 2022 0:34:35
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
03 04 2022 23:24:41
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
02 04 2022 13:17:25
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
...
01 04 2022 8:17:35
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
31 03 2022 9:49:58
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
30 03 2022 7:27:17
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
29 03 2022 21:34:42
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
28 03 2022 14:59:21
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы.
...
27 03 2022 4:23:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::