Урок истории "Законы Хаммурапи", 5-й класс
Цели урока:
- Повторить материал предыдущего урока по теме «Древнее Междуречье».
- Дать общее представление о правлении царя Хаммурапи в древнем Вавилоне.
- Продолжить формирование умений по работе с учебным текстом (комментированное чтение), по работе с историческими понятиями (объяснение написания и определение).
- Продолжить формирование навыков устного ответа на вопросы, выдвижения гипотез и формулирования выводов.
- Показать роль личности в истории, ответственность правителя за судьбу страны, осуществление желания эту страну защитить и навести порядок.
Ход урока:
1. Организационный момент:
приветствие, проверка всего необходимого к уроку, посадка.
2. Повторение темы «Древнее Междуречье»:
- Двое учащихся у доски вставляют пропущенные буквы в слова и
объясняют их связь с Междуречьем
к.ино.ис. .амаш .лина Ти.р Ев.рат |
ш.меры .авилон ф.н.к. на.ог Э. |
- Один ученик сортирует карточки с именами богов Египта и Междуречья
- Все учащиеся работают с цветовыми сигналами. У каждого синий и зеленый квадрат. Синий – Египет, зеленый – Междуречье. Нужно поднять тот квадрат, историческая информация о какой стране прозвучала. Учитель преподносит разную историческую информацию, начиная предложение словами: «В этой стране…»:
- Течет река Нил
- Мало деревьев, дома строят из глиняных кирпичей
- Главный Бог - Бог Солнца
- Столицей был город Мемфис, затем Фивы
- Текут две реки, впадающие в Персидский залив
- После разлива на берегах остается плодородный ил
- Самые крупные города: Вавилон, Ур, Урук, Ашшур
- Находилось одно из чудес света – пирамиды
- Возникла легенда о Всемирном потопе
- Писали клинописью
- Строили насыпи, дамбы, каналы
- Сильный ветер из пустыни мог засыпать поля раскаленным песком
- Самыми грамотными людьми были жрецы
- Проверка работы учащихся у доски.
3. Совместное определение темы и целей урока. Прием – беседа.
Учитель задает вопрос: Чем может прославиться человек? А если он – царь? Почему имена одних правителей сохранила история и мы их с благодарностью вспоминаем, а других - нет?
Учащиеся выдвигают версии (великий завоеватель, проводил реформы, заботился о народе, что-то построил и др.)
Учитель: Мы уже знаем о природных условиях Междуречья, занятиях его жителей, религиозных верованиях. А что мы сегодня должны узнать?
Учащиеся формулируют тему (великий царь Междуречья) и цели (проверка всех версий, доказать, так ли велик?)
Учитель подводит итог беседе: Действительно, В древнем Междуречье был великий царь, его звали Хаммурапи. Сегодня мы узнаем о его деятельности.
Запись темы в тетрадь.
4. Изучение нового материала «Вавилон при Хаммурапи».
1) Прием - комментированное чтение отрывка параграфа 13 с.62-63 о деятельности царя Хаммурапи. Учащиеся делают вывод о результатах.
2) Первичное закрепление. Прием - работа с лентой времени. Учащиеся чертят в тетради ленту времени и отмечают на ней даты: 2600 год до н.э., 1792 год до н.э., 1750 год до н.э., 1500 год до н.э. В ходе беседы с учителем подписывают под датами события.
Вопросы по ленте времени (устно):
- Кто правил раньше всех?
- Кто правил позже всех?
- Мог ли Хаммурапи знать о пирамиде Хеопса? Почему?
- Мог ли Хаммурапи слышать о завоевательных походах Тутмоса 3? Почему?
- Сколько лет правил Хаммурапи в Вавилоне?
- Сколько лет назад начал править Хаммурапи в Вавилоне?
- 5. Изучение нового материала «Законы Хаммурапи».
1) Прием – беседа. Учитель: Это еще не все его достижения. Впервые в истории человечества царем были составлены законы и дарованы народу. Что такое «законы»? Для чего они нужны в наше время? Хаммурапи получил законы от Бога Шамаша. Они были едины для всех. Они были выбиты на каменной скале при въезде в Вавилон. А почему? Зачем Хаммурапи ввел законы?
Цитата: «Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду в уста страны и дал благоденствие народу».
2) Чтение статей законов на с.64. Обсуждение. Что нам не нравится? Справедливы ли? Что можем узнать о жизни людей и государства в целом?
6. Закрепление.
Прием - игра «А судьи кто?». Выбираются три ученика, они – судьи во времена царя Хаммурапи, на них надеваются ленты с надписями «судья». Они должны, выслушав потерпевшего, назвать статью закона и объяснить, как будет улажено дело. Потерпевшие (их может быть любое количество) читают свои ситуации.
Ситуации потерпевших:
- О, великий Хаммурапи! Просит тебя о помощи знатный человек Хирам. Крестьянин из соседней деревни украл моих овец.
- О, великий Хаммурапи! Просит тебя купец Гордий из города Ашшура. Крестьянин Нарх не отдает мне долг в 50 монет, говорит, что у него нет таких денег.
- О, великий Хаммурапи! Просят тебя жители деревни около города Ура. Наш сосед Эвмей затопил свое поле и наши поля. Урожай погиб! Мы будем голодать!
- О, великий Хаммурапи! Просят тебя о помощи жрецы храма Бога Мардука. Человек по имени Кадм стащил со священной статуи покрывало.
7. Рефлексия.
Прием - беседа: Что понравилось на уроке? Что было новым, необычным? Что было сложно? Как изменить это в будущем? Что обязательно повторить на последующих уроках?
8. Организационный момент:
Домашнее задание – параграф 14, афиширование оценок за урок, общая благодарность, пожелание дальнейших успехов.
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
07 12 2023 17:53:20
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
06 12 2023 13:12:23
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого.
...
05 12 2023 11:54:17
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
04 12 2023 12:12:53
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
03 12 2023 23:59:14
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
02 12 2023 7:14:46
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
01 12 2023 22:11:43
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
30 11 2023 10:26:26
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
29 11 2023 17:40:55
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
28 11 2023 15:24:10
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
27 11 2023 6:21:51
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе.
...
26 11 2023 14:46:24
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
25 11 2023 19:14:18
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
24 11 2023 18:38:42
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана.
...
23 11 2023 13:54:19
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
22 11 2023 19:55:13
Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....
21 11 2023 5:24:32
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
20 11 2023 10:27:23
В статье подробно описано 2-часовое занятие, которое включает в себя: беседы, дискуссию, работу в группах, коллективную творческую деятельность. В презентации рассматриваются понятия: МГП; Женевская конвенция; "субъекты" и "объекты" в условиях вооруженного конфликта и др.
...
19 11 2023 18:57:26
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
18 11 2023 3:14:57
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
17 11 2023 14:40:14

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
16 11 2023 15:54:49
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
15 11 2023 20:38:55
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
14 11 2023 2:35:10
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
13 11 2023 2:48:41
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
12 11 2023 11:17:36
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
11 11 2023 10:12:21
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
10 11 2023 1:20:54
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
09 11 2023 14:50:25

Урок, который можно провести во внеурочное время или как урок изучения новой темы по истории России «Отечественная война 1812 года» с помощью активных форм обучения. Патриотизм, гражданственность, толерантность, служение Отечеству – ценности, которые он прививает....
08 11 2023 22:12:18
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
07 11 2023 3:45:58
Данная работа предназначена для контроля и проверки знаний по теме «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.» учащихся 11-го класса. Формат заданий соответствует заданиям ЕГЭ по истории 2015 года. Контрольная работа составлена в двух вариантах. Материал может быть использован как в рамках изучения отдельной темы, так и при подготовке к экзамену по истории. При выполнении работы использовались сборники тренировочных материалов ЕГЭ по истории 2014–2015гг....
06 11 2023 2:56:50
История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера.
...
05 11 2023 20:10:18
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
04 11 2023 18:52:10
Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....
03 11 2023 0:41:32
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
02 11 2023 9:49:35
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
01 11 2023 1:40:51
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
31 10 2023 9:21:25
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
30 10 2023 3:50:25
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
29 10 2023 6:22:27
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
28 10 2023 23:43:47
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
...
27 10 2023 22:47:42
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
26 10 2023 11:41:40
В данном уроке использованы идеи теории А.В. Хуторского:
1) Принципы дидактической эвристики:
- создание ситуации, которая предполагает самоопределение и эвристический поиск учащихся;
- принцип образовательного приращения ученика;
- принцип образовательной рефлексии, когда учащиеся осознают себя субъектами образования.
2) Структура урока когнитивного типа.
3) Методы эвристического обучения.
...
25 10 2023 22:18:34
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
24 10 2023 15:30:52
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей.
...
23 10 2023 8:22:11
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
22 10 2023 9:49:13
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
21 10 2023 6:47:41
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
20 10 2023 11:12:56
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
19 10 2023 9:44:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::