Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

Цели урока:

  • Обучающая: Изучить события военных действий зимы - лета 1942 года и установить причинно - следственные связи трагических событий Великой Отечественной войны данного периода.
  • Развивающая: Развивать аналитическое мышление, речь, способность обобщать материал и делать выводы через постановку проблемных вопросов и опережающие задания. Развивать навыки работы с документами, картой, учебником, умение находить соответствие и устанавливать причинно- следственные связи.
  • Воспитательная: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать чувство патриотизма, чтить память погибших во время Великой Отечественной войны, приобщать к поисковой деятельности училища.

Оборудование: карта Великой Отечественной войны, учебники, распечатка фрагмента из воспоминаний А.М. Василевского о разработке плана летней кампании 1942г., листовки Власова (ксерокопии), фрагмент документального фильма “Великая Отечественная война 1941-1945г”, видеосъемка работы поисковых отрядов, доска (таблица).

План урока:

  • Организационный момент.
  • Восстановление опopных знаний.
  • Изучение нового материала по вопросам:
  1. Планы и силы обеих сторон в начале 1942г.
  2. Военные действия в Крыму и под Харьковом.
  3. “Любаньская операция”.
  • Подведение итогов урока.

I. Организационный момент: Учащиеся рассаживаются, отмечаются отсутствующие.

Учитель: На дворе 21 век, а мы с вами, ребята, обратимся к событиям 1941 года. Это год, когда cмepть собирала чудовищно обильную жатву, укладывая поля человеческими трупами. Быть в том времени обязывает нас тема нашего урока (демонстрация фрагментов документального фильма “Великая Отечественная войны 1941-1945г” с целью погружения в тему).

II. Восстановление опopных знаний: (Учитель проводит фронтальный опрос с элементами беседы)

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, каковы были главные итоги военных действий в 1941 году?

Учащиеся: Прибалтика, Украина, Белоруссия, Молдавия и другие земли оккупированы немцами. Сданы крупные города, в том числе Киев, Одесса, Минск, Смоленск и др. Красная армия несет огромные потери. Ленинград в блокаде. Удалось отстоять в Москву!

Учитель: В чем причины неудач и отступления Красной армии в 1941 году?

Учащиеся: Внезапность нападения немцев. Нет опыта военных действий. Неподготовленность Красной Армии. Репрессии в армии накануне войны оголили офицерский состав (3% осталось с высшим образованием). Неумение наступать, т.к. армию готовили к наступательным операциям. Отсутствие военной доктрины на случай полномасштабной войны. Неверие И.Сталина в близость войны, его слишком большая самоуверенность и полное недоверие разведке. Хорошая подготовка немецкой армии и огромный опыт ведения боевых действий в Европе и т. д.

Учитель: И все же, несмотря ни на что, Москву отстояли! Скажите, благодаря чему это удалось?

Учащиеся: Массовый героизм солдат (пример: дивизия генерала Панфилова). Патриотизм народа (пример: подготовка к обороне Москвы). Переброска частей армии с Дальнего Востока, т.к. пришло сообщение Р.Зорге о том, что Япония не начнет войну против СССР в данный период. Умелое руководство Жукова, Рокоссовского, Говорова и других. Партизанское движение в тылу врага. Просчеты Гитлера (расчет на блицкриг). Даже погода помогла – было очень холодно, немцы замерзали.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, сегодня наш народ, в том числе и мы с вами сможем ли мы противостоять такого рода агрессии?

Учащиеся: Да! Конечно! А вы разве в нас сомневаетесь?

Учитель: Я горжусь вами!!! Спасибо. Возвращаемся к событиям в 1941г. под Москвой. В чем было главное значение битвы под Москвой?

Учащиеся: Рухнул миф о непобедимости немецкой армии. Немцы впервые проиграли за всю войну, начиная с 1939 года, они не знали ни одного поражения. У нас появилась надежда на победу!

Учитель: Итак, подведем итог. Попробуйте, пожалуйста, обобщить все, что вы сказали.

Учащиеся: Общая картина всего сказанного такова: В 1941г. Немцы успешно наступают, Красная армия, неся огромные потери, отступает, но взять Москву фашистам не удалось, хотя они были в 30-ти км от города. К началу 1942 года немцев отбросили от Москвы. И этому есть конкретные причины.

(Один из учащихся показывает отступление русской армии и оставленные территории по карте войны)

Учитель: Как вы думаете, после поражения под Москвой, каковы будут планы немцев в следующем 1942г? Наступательную или оборонительную позицию займет Германия? (предположения учащихся) Учитель: Если немцы будут наступать, то в каком направлении? Снова на Москву или, на другом участке фронта? (предположения уч-хся) Учитель: Ребята, а как вы думаете, что по этому поводу думал Сталин? И каковы были планы Ставки Верховного главнокомaндования на 1942год? (предположения учащихся) Учитель: Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы как развивались военные события 1942 года и, почему так долго шла война, ведь наступление немцев было остановлено еще под Москвой? (предположения уч-ся) Учитель: К концу урока мы должны ответить на все эти вопросы. Для того чтобы ответить на них, мы сегодня будем работать вот по такому плану (открывается половина доски, где написаны вопросы урока) Учитель: Ребята, чего здесь не хватает? (Темы урока нет.) Верно! А вот тему урока вы мне сами сформулируете в конце нашего урока, и мы ее запишем позже, а сейчас просто оставьте место. Учитель: В марте 1942 года на совещании ГКО Сталин резко заявил: "Не сидеть же нам, сложа руки и ждать, когда немцы нанесут удар первыми! Надо самим нанести ряд упреждающих ударов на широком фронте и прощупать готовность противника. И еще: немцы будут наступать летом, и наступать будут на Москву. Надо сосредоточить основные силы - танки и самолеты - под Москвой". Вопрос? Как вы думаете, прав ли был Сталин, принимая такие решения? (Ответы учащихся: - нет, не прав. - да, прав. -трудно сказать однозначно ит.д. Мнения разделились. Итак, цель нашего урока: выяснить прав ли был Сталин, считая, что нужно не только обороняться, но и наступать, и что нужно сосредоточить основные силы под Москвой? (открыть вторую половину доски, где кратко сформулирована цель)

Историю, как известно, изучают по документам. Обратимся и мы к ним. На ваших столах есть листочки с воспоминаниями Василевского, очевидца и участника тех событий. Прочитайте их, пожалуйста. Обратите внимание, каковы были планы СССР и Германии и, каково было соотношение сил? (Уч-ся читают документ 1-2 минуты) А сейчас начертите вот такую таблицу (таблица на доске) и с помощью документа и учебника мы все вместе ее заполним. (Учащиеся произносят по очереди цифры и факты и заполняют таблицу).

  СССР Германия
ПЛАНЫ 1. Обороняться и наступать
одновременно.

2. Сорвать наступление немцев.

3. Основные силы сосредоточить под Москвой.

1. Наступать на юге России,
захватить Кавказ, Сталинград,
Астpaxaнь, а затем снова идти на Москву.

2. Парализовать экономику СССР.

3. Дезинформировать СССР,
(учебник, стр. 45)

СИЛЫ 5.5 млн. человек,

4 тыс. танков,

43 тыс. орудий минометов,

3 тыс. самолетов

6.2 млн. человек,

3 тыс. танков,

43 тыс. орудий,

3.4 тыс. самолетов.

Учитель: Ребята, сделайте, пожалуйста, вывод по таблице. Можно ли наступать без преимущества?

Учащиеся: Силы не равные. Преимущество у Красной армии только в танках. Для наступления нет возможностей. Но руководство страны принимает решение наступать и обороняться одновременно, вряд ли это было правильным решением…

Учитель: Итак, решение принято: наступать и обороняться одновременно. Силы обеих сторон ясны! Переходим ко второму вопросу. Нам предстоит выяснить, что происходит на фронте? Как там развиваются события. Главный специалист этого вопроса… (фамилия, имя ученика). Он нам расскажет о наступательных операциях в Крыму в конце апреля 1942 года.

Учитель: прежде чем нам расскажут о том, что происходит в Крыму, мне бы хотелось заострить ваше внимание на двух моментах. Первый момент: в чем были причины неудач Красной армии, и второй - каковы главные итоги тех событий? (Сообщения уч-ся 2-3 минуты о событиях в Крыму у карты)

Учитель: Итак, начинаем обсуждение. В чем были причины неудач Красной армии в Крыму весной 1942 года? Каковы итоги военных действий в Крыму? ( Ответы учащихся учитель комментирует.)

Учитель: Почти одновременно с событиями в Крыму на юго-западном фронте разворачивалось наступление Красной армии. Об этих событиях нам расскажет (фамилия, имя учащегося) И вновь вопросы такого же хаpaктера. Обратите внимание на причины неудач и итоги операции (Сообщение на 2-3 м. о событиях под Харьковом у карты)

Учитель: В чем были причины неудач Красной армии под Харьковом?

Каковы итоги этой операции? (ответы учащихся учитель комментирует)

Учитель: Давайте коротко запишем итоги военных действий в Крыму и под Харьковом.

Итоги по II вопросу:

  • Общие потери в Красной Армии: “654,3 тыс.человек;176,6-Крым 200,5 - Севастополь 277,2 - Харьков
  • Немцы заняли Крым, Донбасс, Ростов-на-Дону, Майкоп и Краснодар. Продвигаются к Волге и на Кавказ.
  • Над страной нависла cмepтельная опасность. Как вы думаете, Сталин это понимает?

Учащиеся: Понимает, наверное…

Учитель: Да, понимает и издает приказ за №227. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 48.

Приказ большой, поэтому (ученик) нам зачитает основные фрагменты, а вы следите за текстом. А потом ответите на вопросы: 1.Какая главная задача стояла перед армией? 2. Что было создано по приказу Сталина в связи с этой задачей? 3.Как вы думаете, насколько необходим был этот приказ? Нужен ли он был тогда? (Ответы и рассуждения учащихся)

Учитель: А если смотреть с позиции того жесточайшего времени, когда требовались нечеловеческие усилия, чтобы выстоять, то такая мера вполне объяснима. Жесточайшее время, жесткие приказы. А в 1944 году этот приказ за ненадобностью отменили. Между прочим, такой приказ был и у Гитлера! Учитель: Попробуйте сделать вывод, пожалуйста.

Вывод учащихся: Преждевременное контрнаступление Красной армии в Крыму и под Харьковом закончилось поражением и огромными потерями, а, кроме того, создавало благоприятную обстановку для продвижения немцев к Волге и на Кавказ! Нельзя было принимать решения о наступлении!

Учитель: Ваш вывод принимаю, а сейчас мы все дружно идем в наш музей и там продолжим урок.

Учитель: Мы продолжаем изучать события Великой Отечественной войны 1942г в музее нашего училища. Изучив планы и силы обеих сторон, мы пришли к выводу, что Красная армия не готова к наступлению, но руководство страны принимало решения о наступательных операциях на различных участках фронта: на южном фронте - в Крыму; на юго-западном фронте - под Харьковом. Вопрос: чем закончились эти операции? (ответы учащихся)

Учитель: Верно! Но эти неудачи были не последними. О том, что происходило на северо-западном фронте, нам расскажет… (фамилия имя ученика).

Сообщение: В апреле этого же года была запланирована операция на северо-западном фронте. Это была попытка прорвать блокаду Ленинграда, так называемая Любаньская операция. Два фронта: Ленинградский и Волховский должны были встретиться у села Любань под Новгородом и объединенными усилиями прорвать блокаду Ленинграда. В составе Волховского фронта главная роль отводилась 2-ой ударной армии. Но у Ленинградского фронта для проведения наступательной операции не было сил. Да и сама 2-ая ударная не обладала прорывной мощью. Требовалось хотя бы 20 суток, чтобы подготовиться. Ставка разрешения на это не дала. Наступление началось в апреле 1942 года. Но... 2-ая ударная армия завязла в болотах. Не было пополнения, не хватало боеприпасов, продовольствия. С самолетов им сбрасывали сухари в мешках, которые тут же размокали в болотной жиже. Но бойцы вели себя мужественно!!! Однако встретиться двум фронтам так и не удалось. В мае 1942 года 2-ая ударная армия была окружена. Операция провалилась, армия брошена на произвол судьбы, а комaндующий армией сдается в плен. Но даже в этих условиях солдаты продолжали бороться, пытались выйти из окружения, с оружием в руках, страдая не только от пуль, но и от голода. Чтобы не обнаружить себя, они даже не разводили костры.... Почти вся армия погибла и осталась там, на болотах не захороненная до сих пор.... (на крупномасштабной карте музея ученик показывает места боевых действий)

Учитель задает вопросы: Кто комaндовал 2-ой ударной армией? Что вам о нем известно? Как сложилась судьба комaндующего 2-ой ударной армией генерала Власова? (после высказываний учащихся слушают сообщение о РОА и судьбе генерала Власова)

Учитель: В годы II Мировой войны эсесовский начальник свел в своем кабинете двух русских генералов. Власова и Деникина.

-Не знаю такого генерала! - сказал Деникин, когда ему представили Власова.

- Разумеется! - произнес эсесовец.

-Вы в разное время боролись с одним и тем же врагом - большевиками!

-Но я им не служил!- ответил Деникин.

Вопрос? Как думаете, почему Деникин - офицер белой армии неприязненно встретил Власова? (рассуждения ребят)

Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, каким событием в конечном итоге стала Любаньская операция?

Учащиеся: Трагическим! Любаньская операция - это еще одна неудачная, трагическая попытка контрнаступления Красной армии, которая завершилась потерей армии, предательством Власова и тем, что погибшие там солдаты до сих пор не захоронены.

Учитель: Настало время сформулировать тему нашего урока. Попробуйте это сделать сейчас.

(учащиеся пытаются сформулировать тему и делают это успешно)

Итак, тема нашего урока: "Трагические дни войны 1942 года". Запишите ее, пожалуйста, в тетрадях.

А сейчас вернемся к цели нашего урока. Как она звучала, озвучьте, пожалуйста.

(Прав ли был Сталин, принимая свои решения о наступательных операциях на всех участках фронта?)

Учащиеся: Нет, не прав! Или не совсем прав.

Учитель: Объясните почему?

Учащиеся: Неправильные решения руководства страны приводили к трагическим событиям, которых можно было избежать. Не было бы таких потерь! Нужно было накапливать силы и держать оборону, а, получив перевес в силах, идти в наступление. Возможно, что и война закончилась бы раньше. И еще: разве можно считать предателями тех, кто умер с оружием в руках и при этом до сих пор даже не похоронен? Разве для этого они погибали? Почему так несправедливы к ним оставшиеся в живых люди? Я считаю, что это позор для нашей страны! Не захороненные останки солдат ждут, и очень хочется верить, что они будут преданы земле!

Учитель: Ребята, я очень рада, что вы это понимаете, что вы неравнодушны к нашему трагическому прошлому. Мы не случайно пришли в наш музей. Сейчас я предоставляю слово директору музея, участнику поисковых экспедиций, родоначальником которых в Удмуртской республике было наше училище. В 1989 году на базе нашего училища был сформирован клуб "Поиск", а позднее, один из руководителей этого клуба Ибрагимов Ф.Ф. создал удмуртское отделение общественной организации РОО “Долг”. Итак, слово Инне Александровне, непосредственному участнику поисковых экспедиций в течение многих лет.

* Выступление директора музея Арзамасцевой И.А. В 1989г. в нашем училище два энтузиаста решили организовать поисковую экспедицию с целью поиска и захоронения останков солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны и не захороненных до сих пор. После первой же экспедиции в Новгородскую область стало ясно, что делать это просто необходимо! Из экспедиции было привезено все, что вы здесь видите: пробитые каски немецкие и русские, пулемет, личные вещи солдат, есть очень редкие экспонаты, например, вот этот ампуломет. Были найдены медальоны (эбонитовая капсула), в которых находились листочки с данными о солдате: ФИО, дата рождения, откуда был призван в армию и т.д. Не захороненных останков солдат столько, что работы хватит на долгие годы. Позднее, появилось удмуртское отделение общественной Российской организации “Долг”. Наши учащиеся каждый год посещают кружок “Поиск” и в составе этой организации ездят в поисковые экспедиции. (Краткий обзор экспонатов)

А сейчас мы с вами посмотрим фильм о наших поисковиках.

* Просмотр видеофильма (фрагменты из поисковых экспедиций и документальные кадры).

* Беседа по фильму: кто и куда ездил, каковы результаты, какие личные вещи солдат чаще находят и т.д. Рассказ директора музея об участии Миши Князева, уч-ся ПУ №4 в поисковой экспедиции, о его поездке в г. Мурманск для вручения медальона жене погибшего - Пятина И.В., о вручении медальонов прямо в нашем училище родственникам погибших солдат и т.д.

Учитель: Ребята, как вы думаете, нужно ли то, что делают поисковики? Почему? (рассуждение ребят) "Война не закончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат!" - так говорил великий русский полководец А.В.Суворов. А значит, они правы. И я думаю, что среди вас, тоже найдутся желающие внести частичку своего труда в это святое дело... Это наш с вами долг перед теми, кто отдал свою жизнь за будущих детей, за мир и цветущую планету. И неважно где погиб солдат: под Харьковом, в Крыму или под Любанью, важно то, что он отдал самое дорогое - свою жизнь для того, чтобы мы с вами могли жить. Мы должны, мы просто обязаны помнить об этом всегда. На этом я завершаю наш урок. (Докладчики и самые активные учащиеся получат оценки)

Д/3: Написать мини-сочинение на тему "Война 1942-го и судьба моей семьи". Побеседуйте с родственниками, вспомните видеофильм, опишите свои личные эмоции, ощущения и переживания. Можно использовать дополнительный материал. В некотором смысле это будет отклик вашей души на события 1942 года во время Великой Отечественной войны.

Всем спасибо за урок! До свидания!

Из воспоминаний А. М. Василевского

“О РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ 1942 г.”

(раздаточный материал)

К середине марта Генеральный штаб завершил все обоснования и расчеты по плану операции на весну и начало лета 1942 года. Главная идея плана: активная стратегическая оборона, накопление резервов, а затем переход в решительное наступление. В моем присутствии Б. М. Шапошников доложил план Верховному Главнокомaндующему, затем работа над планом продолжалась. Ставка вновь обстоятельно занималась им в связи с предложением комaндования Юго-Западного направления провести в мае большую наступательную операцию силами Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов. В результате В.И. Сталин согласился с предложением и выводами начальника Генерального штаба. В то же время было принято решение: одновременно с переходом к стратегической обороне предусмотреть проведение на ряде направлений частых наступательных операций, что, по мнению Верховного Главнокомaндующего, должно было закрепить успехи зимней кампании, улучшить оперативное положение наших войск, удержать стратегическую инициативу и сорвать мероприятие гитлеровцев по подготовке нового наступления летом 1942 года. Предполагалось, что все это в целом создаст благоприятные условия для развертывания летом еще более значительных наступательных операций Красной Армии на всем фронте от Балтики до Черного моря.

Обоснованные данные нашей разведки о подготовке главного удара врага на юге не были учтены. На Юго-Западное направление было выделено меньше сил, чем на Западное. Стратегические резервы соответственно сосредотачивались в основном возле Тулы, Воронежа, Сталинграда и Саратова. Критически оценивая теперь принятый тогда план действий на лето 1942 года, вынужден сказать, что самым уязвимым оказалось в нем решение одновременно обороняться и наступать <...>

Соотношение сил на советско-германском фронте4 к маю было следующее: Красная Армия имела 5,5 млн. человек, более 4 тыс. танков, свыше 43 тыс. орудий и минометов и более 3 тыс. самолетов. Немецко-фашистская армия имела 6,2 млн. человек; свыше З тыс. танков и штурмовых орудий, до 43 тыс. орудий и минометов и 3400 боевых самолетов. <...> Летним наступлением гитлеровцы рассчитывали добиться не только переломных военно-стратегических результатов, но и парализовать экономику Советского государства. Они полагали, что в результате решительного наступления на кавказском и Сталинградском направлениях, после захвата кавказской нефти, донецкой индустрии, промышленности Сталинграда, с выходом на Волгу и после того как им удастся лишить нас связи с внешним миром через Иран, они добьются необходимых предпосылок для разгрома Советского Союза<.. .> Василевский АМ. Дело всей жизни. М, 1975. С. 206-207.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

16 06 2024 16:52:10

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

15 06 2024 8:25:32

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 06 2024 2:14:46

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

13 06 2024 0:44:38

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

12 06 2024 7:21:43

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

11 06 2024 3:46:58

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

10 06 2024 5:39:46

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

09 06 2024 8:43:49

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

08 06 2024 20:39:19

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

07 06 2024 10:44:18

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

06 06 2024 3:18:41

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

05 06 2024 14:42:56

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

04 06 2024 4:50:37

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

03 06 2024 19:54:48

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

02 06 2024 1:58:32

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

01 06 2024 21:38:53

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

31 05 2024 21:22:41

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

30 05 2024 3:30:13

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

29 05 2024 23:35:21

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

28 05 2024 2:11:53

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

27 05 2024 8:11:23

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

26 05 2024 3:48:22

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

25 05 2024 16:15:59

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

24 05 2024 7:38:48

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

23 05 2024 18:50:43

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

22 05 2024 5:29:49

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

21 05 2024 9:44:12

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

20 05 2024 12:17:33

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

19 05 2024 8:59:35

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

18 05 2024 17:32:25

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

17 05 2024 9:17:51

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

16 05 2024 14:38:25

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

15 05 2024 15:51:39

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

14 05 2024 21:32:26

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

13 05 2024 2:58:38

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

12 05 2024 7:59:26

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

11 05 2024 23:35:48

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

10 05 2024 17:17:45

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

09 05 2024 10:10:48

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

08 05 2024 1:14:17

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

07 05 2024 3:45:54

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

06 05 2024 13:43:16

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

05 05 2024 19:48:33

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

04 05 2024 11:49:55

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

03 05 2024 16:26:44

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

02 05 2024 2:26:59

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

01 05 2024 22:16:28

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

30 04 2024 2:46:54

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

29 04 2024 7:16:19

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

28 04 2024 6:36:56

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::