Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы
Цель урока: Определить цели модернизации советского периода, её источники и методы проведения. Выявить, чем была вызвана коллективизация сельского хозяйства, как она осуществлялась. Высказать своё мнение о том, насколько согласуются результаты индустриализации с первоначально поставленными целями. Выяснить задачи, которые были решены в ходе индустриализации в СССР, в годы сплошной коллективизации, последствия коллективизации и индустриализации. Уметь анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать оценку историческим событиям.
Оборудование: Доска, тетрадь, учебник Загладин Н.В. «История России и мира в XX веке», Загладин Н.В. «История Отечества XX-XXI в.», Левандовский А.А. «Россия в XX веке», Данилов А. А., Косулина Л.Г. «История России XX век», Колосков А.Г. «Дидактические материалы по истории России ХХ века», Лебедев О.Е. «Документы и материалы к учебнику по Отечественной истории», раздаточный дидактический материал, лист оценивания работы учащихся, лист с заданиями.
Тип урока . Изучение нового материала.
Форма урока. Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы.
План урока
- Изучение нового материала (работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, межгрупповое обсуждение).
- Отход от нэпа. Альтернативные подходы к проведению индустриализации.
- Осуществление индустриализации: достижения и потери.
- Сущность и осуществление коллективизации.
- Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.
- Обсуждение проблемного вопроса, поставленного в начале урока.
- Написание синквейна: модернизация, индустриализация, коллективизация, раскулачивание.
Ход урока
Класс разбивается на 4 дискуссионные группы. Каждая группа получает задание на исследование проблем и изучение источников. Каждая группа распределяет роли участников дискуссии. Состав группы должен включать следующие роли: ведущий, хронометрист, секретарь, эрудит, аналитик, интегратор. Все члeны группы участвуют в дискуссии.
Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие задавать вопросы или отвечать на них.
Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.
Вводное слово учителя. Учитель обращает внимание на название урока. Мы должны рассмотреть на уроке: модернизацию экономики страны в 1930-е годы.
Постановка проблемы:
Оправдан ли был курс на ускоренную индустриализацию страны и массовую насильственную коллективизацию сельского хозяйства острой необходимостью модернизации страны?
Учитель определяет структуру малых групп, регламентирует их деятельность и указывает, какие знания должна добыть каждая группа в процессе работы.
Каждой группе поручается исследовать следующие проблемы:
Первой группе: В Советском Союзе индустриализация началась с ускоренного развития основных отраслей тяжелой промышленности, хотя в то время имелся проверенный, давший положительные результаты опыт капиталистических странах: вначале развивается легкая, затем тяжелая промышленность. Почему СССР не пошел по пути гарантированной индустриализации, который уже тогда вывел США, Англию, Францию, Германию в число передовых промышленных держав? Какие альтернативные программы по выводу страны из кризиса конкурировали в этот период в партии?
Второй группе: «Индустриализация одним рывком вывела страну на качественно новый уровень», - говорил М. Горбачев в докладе, посвященном 70-летию Октябрьской революции. Согласны ли вы с этим утверждением? Каковы были достижения и какова цена промышленного рывка?
Третьей группе: О коллективизации и ее целях в 30-е годы говорили: что: - это великая революция – вторая после Октября;
- это «революция сверху при поддержке снизу»;
- через неё будет осуществлен переход к социализму подавляющего большинства населения страны;
- она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;
- через неё идет мобилизация ресурсов для подъема промышленности, для повышения обороноспособности;
- она сделает крестьян – колхозников зажиточными людьми?
- она решит продовольственные проблемы страны.
Определите, насколько соответствовали действительности и что означали на пpaктике эти лозунги.
Четвертой группе: Согласны ли вы с утверждением о том, что коллективизация привела к развалу традиционного хозяйственного уклада в деревне.
Также учитель предлагает следующие вопросы и задания.
I группа.
Отход от нэпа. Альтернативные подходы к проведению индустриализации.
Литература: Загладин Н.В. «История России и мира в XX в.», стр. 151-154, Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX век», стр. 260-263, дидактические материалы. (см. приложение 1).
- Какими обстоятельствами был вызван хлебозаготовительный кризис 1927г.?
- Какие факторы определили отход от нэпа?
- Как вы думаете, какие обстоятельства обусловили победу сталинского курса?
II группа.
Осуществление индустриализации: достижения и потери.
Литература: Загладин Н.В. «История Отечества XX – начало XXIв.», стр. 174-177, Загладин Н.В. «История России и мира в XX в.», стр. 156-158, дидактические материалы. (см. приложение 2).
- Почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей экономического развития СССР?
- Была ли индустриализация объективно необходима для нашей страны? Ответ аргументируйте. Назовите причины, цели. Какими методами и за счет каких средств она проводилась?
- В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны?
III группа.
Сущность и осуществление коллективизации.
Литература: Левандовский А.А. «Россия в XX в.», параграф 48, дидактические материалы № 25, стр. 104-106, № 67-70, стр. 74-77. (см. приложение 3).
- Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни? Чем была она вызвана?
- Почему коллективизация была столь значимой для партии большевиков?
- Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?
IV группа.
Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.
Литература: Загладин Н.В. «История России и мира XX в.», стр. 155-156, дидактические материалы: стр. 226-228, № 5,6 стр. 25-26. (см. приложение 4).
- Какие последствия для деревни, страны в целом имел курс на коллективизацию?
- В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации?
- Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?
После работы в группах и обсуждения частных проблем выступают представители групп. Идет обмен информацией, учащиеся задают друг другу вопросы, делают выводы.
Учитель возвращается к поставленной в начале урока проблеме. На проблемный общий вопрос должны ответить все учащиеся, высказать свое мнение.
Написание синквейна.
<p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p>
...
10 06 2023 7:50:37
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
09 06 2023 6:43:21
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
08 06 2023 15:51:54
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
07 06 2023 18:51:50
На уроке применяются различные педагогические технологии (ИКТ, игровые, здоровьесберегающие), что очень актуально для аттестуемого. Приводятся различные формы работы на уроке: с интеpaктивной доской, с учебником, индивидуальная работа по карточкам, фронтальный опрос в виде игры, работа с учебником и документами....
06 06 2023 2:26:23
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
05 06 2023 9:17:56
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....
04 06 2023 13:39:23
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
03 06 2023 13:31:29
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
02 06 2023 12:54:42
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
01 06 2023 14:26:31
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
31 05 2023 14:13:20
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
30 05 2023 19:40:20
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
29 05 2023 23:11:38
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
28 05 2023 6:38:23
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
27 05 2023 12:59:18
Историческое познание начинается с первых уроков истории в 5-м классе, предполагает вызвать интерес к исторической науке, позволяет создать для учащихся комфортную и продуктивную образовательную среду, способствующую личностному росту каждого ученика. Информационные технологии можно успешно применять в структуре школьного исторического образования, они позволяют создавать яркие и образные моменты на основе исторического учебного материала, например, о Древней Индии.
...
26 05 2023 9:54:57
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
25 05 2023 6:47:14
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
24 05 2023 5:10:37
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
23 05 2023 20:28:16
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
22 05 2023 7:49:50
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
21 05 2023 20:11:59
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
20 05 2023 4:28:49
Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету "Они защищали Сталинград", "Участники Курской битвы", "Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы.
...
19 05 2023 2:41:59
Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....
18 05 2023 23:53:57
На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....
17 05 2023 11:48:33
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
16 05 2023 22:32:29
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество.
...
15 05 2023 13:51:38
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
14 05 2023 7:57:45
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
13 05 2023 11:16:33
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
12 05 2023 11:51:48
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
11 05 2023 12:11:12
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
10 05 2023 16:18:30
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
09 05 2023 23:42:11
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
08 05 2023 6:10:17
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
07 05 2023 20:56:56
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
06 05 2023 15:18:21
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
05 05 2023 9:10:56
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
04 05 2023 21:54:37
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
03 05 2023 15:29:41
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
02 05 2023 7:20:51
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
01 05 2023 13:43:18
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
30 04 2023 5:14:31
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира.
...
29 04 2023 4:39:19
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
28 04 2023 15:58:16
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
27 04 2023 15:12:32
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
26 04 2023 0:55:12
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
25 04 2023 15:42:17
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
24 04 2023 4:51:56
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
23 04 2023 5:27:50

Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
22 04 2023 3:36:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::