Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы
Цель урока: Определить цели модернизации советского периода, её источники и методы проведения. Выявить, чем была вызвана коллективизация сельского хозяйства, как она осуществлялась. Высказать своё мнение о том, насколько согласуются результаты индустриализации с первоначально поставленными целями. Выяснить задачи, которые были решены в ходе индустриализации в СССР, в годы сплошной коллективизации, последствия коллективизации и индустриализации. Уметь анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать оценку историческим событиям.
Оборудование: Доска, тетрадь, учебник Загладин Н.В. «История России и мира в XX веке», Загладин Н.В. «История Отечества XX-XXI в.», Левандовский А.А. «Россия в XX веке», Данилов А. А., Косулина Л.Г. «История России XX век», Колосков А.Г. «Дидактические материалы по истории России ХХ века», Лебедев О.Е. «Документы и материалы к учебнику по Отечественной истории», раздаточный дидактический материал, лист оценивания работы учащихся, лист с заданиями.
Тип урока . Изучение нового материала.
Форма урока. Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы.
План урока
- Изучение нового материала (работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, межгрупповое обсуждение).
- Отход от нэпа. Альтернативные подходы к проведению индустриализации.
- Осуществление индустриализации: достижения и потери.
- Сущность и осуществление коллективизации.
- Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.
- Обсуждение проблемного вопроса, поставленного в начале урока.
- Написание синквейна: модернизация, индустриализация, коллективизация, раскулачивание.
Ход урока
Класс разбивается на 4 дискуссионные группы. Каждая группа получает задание на исследование проблем и изучение источников. Каждая группа распределяет роли участников дискуссии. Состав группы должен включать следующие роли: ведущий, хронометрист, секретарь, эрудит, аналитик, интегратор. Все члeны группы участвуют в дискуссии.
Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие задавать вопросы или отвечать на них.
Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.
Вводное слово учителя. Учитель обращает внимание на название урока. Мы должны рассмотреть на уроке: модернизацию экономики страны в 1930-е годы.
Постановка проблемы:
Оправдан ли был курс на ускоренную индустриализацию страны и массовую насильственную коллективизацию сельского хозяйства острой необходимостью модернизации страны?
Учитель определяет структуру малых групп, регламентирует их деятельность и указывает, какие знания должна добыть каждая группа в процессе работы.
Каждой группе поручается исследовать следующие проблемы:
Первой группе: В Советском Союзе индустриализация началась с ускоренного развития основных отраслей тяжелой промышленности, хотя в то время имелся проверенный, давший положительные результаты опыт капиталистических странах: вначале развивается легкая, затем тяжелая промышленность. Почему СССР не пошел по пути гарантированной индустриализации, который уже тогда вывел США, Англию, Францию, Германию в число передовых промышленных держав? Какие альтернативные программы по выводу страны из кризиса конкурировали в этот период в партии?
Второй группе: «Индустриализация одним рывком вывела страну на качественно новый уровень», - говорил М. Горбачев в докладе, посвященном 70-летию Октябрьской революции. Согласны ли вы с этим утверждением? Каковы были достижения и какова цена промышленного рывка?
Третьей группе: О коллективизации и ее целях в 30-е годы говорили: что: - это великая революция – вторая после Октября;
- это «революция сверху при поддержке снизу»;
- через неё будет осуществлен переход к социализму подавляющего большинства населения страны;
- она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;
- через неё идет мобилизация ресурсов для подъема промышленности, для повышения обороноспособности;
- она сделает крестьян – колхозников зажиточными людьми?
- она решит продовольственные проблемы страны.
Определите, насколько соответствовали действительности и что означали на пpaктике эти лозунги.
Четвертой группе: Согласны ли вы с утверждением о том, что коллективизация привела к развалу традиционного хозяйственного уклада в деревне.
Также учитель предлагает следующие вопросы и задания.
I группа.
Отход от нэпа. Альтернативные подходы к проведению индустриализации.
Литература: Загладин Н.В. «История России и мира в XX в.», стр. 151-154, Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX век», стр. 260-263, дидактические материалы. (см. приложение 1).
- Какими обстоятельствами был вызван хлебозаготовительный кризис 1927г.?
- Какие факторы определили отход от нэпа?
- Как вы думаете, какие обстоятельства обусловили победу сталинского курса?
II группа.
Осуществление индустриализации: достижения и потери.
Литература: Загладин Н.В. «История Отечества XX – начало XXIв.», стр. 174-177, Загладин Н.В. «История России и мира в XX в.», стр. 156-158, дидактические материалы. (см. приложение 2).
- Почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей экономического развития СССР?
- Была ли индустриализация объективно необходима для нашей страны? Ответ аргументируйте. Назовите причины, цели. Какими методами и за счет каких средств она проводилась?
- В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны?
III группа.
Сущность и осуществление коллективизации.
Литература: Левандовский А.А. «Россия в XX в.», параграф 48, дидактические материалы № 25, стр. 104-106, № 67-70, стр. 74-77. (см. приложение 3).
- Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни? Чем была она вызвана?
- Почему коллективизация была столь значимой для партии большевиков?
- Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?
IV группа.
Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.
Литература: Загладин Н.В. «История России и мира XX в.», стр. 155-156, дидактические материалы: стр. 226-228, № 5,6 стр. 25-26. (см. приложение 4).
- Какие последствия для деревни, страны в целом имел курс на коллективизацию?
- В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации?
- Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?
После работы в группах и обсуждения частных проблем выступают представители групп. Идет обмен информацией, учащиеся задают друг другу вопросы, делают выводы.
Учитель возвращается к поставленной в начале урока проблеме. На проблемный общий вопрос должны ответить все учащиеся, высказать свое мнение.
Написание синквейна.
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
28 06 2022 8:59:48
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
27 06 2022 11:26:44
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
26 06 2022 15:31:27
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
25 06 2022 16:49:10
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
24 06 2022 15:34:26
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
23 06 2022 17:38:17
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
22 06 2022 7:27:35
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
21 06 2022 17:20:56
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
20 06 2022 13:58:23
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
19 06 2022 12:12:17
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
18 06 2022 0:38:33
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
17 06 2022 22:45:49
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
16 06 2022 3:24:21
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
15 06 2022 4:42:15
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
14 06 2022 17:25:39
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
13 06 2022 14:59:15
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
12 06 2022 13:17:53
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
11 06 2022 23:15:33
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени.
...
10 06 2022 19:35:36
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
09 06 2022 19:44:55
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
08 06 2022 20:41:21
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
07 06 2022 13:55:21
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
06 06 2022 23:45:13
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
05 06 2022 21:47:58
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
04 06 2022 5:12:12
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
03 06 2022 12:26:45

Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
02 06 2022 11:24:47
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
01 06 2022 11:49:57
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса.
...
31 05 2022 19:11:14
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
30 05 2022 12:56:35
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
29 05 2022 3:24:44
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
28 05 2022 0:49:38
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
27 05 2022 4:18:19
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
26 05 2022 19:13:30
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
25 05 2022 16:45:27
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
24 05 2022 16:12:18
В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики.
...
23 05 2022 9:43:37
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
22 05 2022 21:55:20
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
21 05 2022 17:11:12
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси.
...
20 05 2022 22:49:58
Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж.
...
19 05 2022 5:50:43
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
18 05 2022 9:41:13
Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....
17 05 2022 2:53:33
Цель урока: выработать, осознать и принять механизм защиты прав потребителей, необходимый для реализации проекта по созданию буклета-инструкции; формирование правовой культуры потребителя через осознание и принятие механизма по защите прав потребителей.
...
16 05 2022 2:43:20
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен.
...
15 05 2022 20:30:55
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
14 05 2022 19:51:20
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие.
...
13 05 2022 10:43:49
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
12 05 2022 9:28:43
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
11 05 2022 1:20:42
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
10 05 2022 9:55:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::