Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы
Цель урока: Определить цели модернизации советского периода, её источники и методы проведения. Выявить, чем была вызвана коллективизация сельского хозяйства, как она осуществлялась. Высказать своё мнение о том, насколько согласуются результаты индустриализации с первоначально поставленными целями. Выяснить задачи, которые были решены в ходе индустриализации в СССР, в годы сплошной коллективизации, последствия коллективизации и индустриализации. Уметь анализировать, сравнивать и обобщать исторические факты, давать оценку историческим событиям.
Оборудование: Доска, тетрадь, учебник Загладин Н.В. «История России и мира в XX веке», Загладин Н.В. «История Отечества XX-XXI в.», Левандовский А.А. «Россия в XX веке», Данилов А. А., Косулина Л.Г. «История России XX век», Колосков А.Г. «Дидактические материалы по истории России ХХ века», Лебедев О.Е. «Документы и материалы к учебнику по Отечественной истории», раздаточный дидактический материал, лист оценивания работы учащихся, лист с заданиями.
Тип урока . Изучение нового материала.
Форма урока. Структурированная (регламентированная) дискуссия на основе групповой работы.
План урока
- Изучение нового материала (работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, межгрупповое обсуждение).
- Отход от нэпа. Альтернативные подходы к проведению индустриализации.
- Осуществление индустриализации: достижения и потери.
- Сущность и осуществление коллективизации.
- Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.
- Обсуждение проблемного вопроса, поставленного в начале урока.
- Написание синквейна: модернизация, индустриализация, коллективизация, раскулачивание.
Ход урока
Класс разбивается на 4 дискуссионные группы. Каждая группа получает задание на исследование проблем и изучение источников. Каждая группа распределяет роли участников дискуссии. Состав группы должен включать следующие роли: ведущий, хронометрист, секретарь, эрудит, аналитик, интегратор. Все члeны группы участвуют в дискуссии.
Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие задавать вопросы или отвечать на них.
Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.
Вводное слово учителя. Учитель обращает внимание на название урока. Мы должны рассмотреть на уроке: модернизацию экономики страны в 1930-е годы.
Постановка проблемы:
Оправдан ли был курс на ускоренную индустриализацию страны и массовую насильственную коллективизацию сельского хозяйства острой необходимостью модернизации страны?
Учитель определяет структуру малых групп, регламентирует их деятельность и указывает, какие знания должна добыть каждая группа в процессе работы.
Каждой группе поручается исследовать следующие проблемы:
Первой группе: В Советском Союзе индустриализация началась с ускоренного развития основных отраслей тяжелой промышленности, хотя в то время имелся проверенный, давший положительные результаты опыт капиталистических странах: вначале развивается легкая, затем тяжелая промышленность. Почему СССР не пошел по пути гарантированной индустриализации, который уже тогда вывел США, Англию, Францию, Германию в число передовых промышленных держав? Какие альтернативные программы по выводу страны из кризиса конкурировали в этот период в партии?
Второй группе: «Индустриализация одним рывком вывела страну на качественно новый уровень», - говорил М. Горбачев в докладе, посвященном 70-летию Октябрьской революции. Согласны ли вы с этим утверждением? Каковы были достижения и какова цена промышленного рывка?
Третьей группе: О коллективизации и ее целях в 30-е годы говорили: что: - это великая революция – вторая после Октября;
- это «революция сверху при поддержке снизу»;
- через неё будет осуществлен переход к социализму подавляющего большинства населения страны;
- она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;
- через неё идет мобилизация ресурсов для подъема промышленности, для повышения обороноспособности;
- она сделает крестьян – колхозников зажиточными людьми?
- она решит продовольственные проблемы страны.
Определите, насколько соответствовали действительности и что означали на пpaктике эти лозунги.
Четвертой группе: Согласны ли вы с утверждением о том, что коллективизация привела к развалу традиционного хозяйственного уклада в деревне.
Также учитель предлагает следующие вопросы и задания.
I группа.
Отход от нэпа. Альтернативные подходы к проведению индустриализации.
Литература: Загладин Н.В. «История России и мира в XX в.», стр. 151-154, Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России XX век», стр. 260-263, дидактические материалы. (см. приложение 1).
- Какими обстоятельствами был вызван хлебозаготовительный кризис 1927г.?
- Какие факторы определили отход от нэпа?
- Как вы думаете, какие обстоятельства обусловили победу сталинского курса?
II группа.
Осуществление индустриализации: достижения и потери.
Литература: Загладин Н.В. «История Отечества XX – начало XXIв.», стр. 174-177, Загладин Н.В. «История России и мира в XX в.», стр. 156-158, дидактические материалы. (см. приложение 2).
- Почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей экономического развития СССР?
- Была ли индустриализация объективно необходима для нашей страны? Ответ аргументируйте. Назовите причины, цели. Какими методами и за счет каких средств она проводилась?
- В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны?
III группа.
Сущность и осуществление коллективизации.
Литература: Левандовский А.А. «Россия в XX в.», параграф 48, дидактические материалы № 25, стр. 104-106, № 67-70, стр. 74-77. (см. приложение 3).
- Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни? Чем была она вызвана?
- Почему коллективизация была столь значимой для партии большевиков?
- Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?
IV группа.
Результаты и последствия коллективизации. Судьбы крестьян.
Литература: Загладин Н.В. «История России и мира XX в.», стр. 155-156, дидактические материалы: стр. 226-228, № 5,6 стр. 25-26. (см. приложение 4).
- Какие последствия для деревни, страны в целом имел курс на коллективизацию?
- В чем вы видите положительные результаты сплошной коллективизации?
- Каковы негативные последствия сталинской коллективизации?
После работы в группах и обсуждения частных проблем выступают представители групп. Идет обмен информацией, учащиеся задают друг другу вопросы, делают выводы.
Учитель возвращается к поставленной в начале урока проблеме. На проблемный общий вопрос должны ответить все учащиеся, высказать свое мнение.
Написание синквейна.
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
05 12 2023 5:32:30
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
04 12 2023 19:20:58
Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....
03 12 2023 22:36:52
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
02 12 2023 16:30:28
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
01 12 2023 14:15:51
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
30 11 2023 15:56:15
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
29 11 2023 11:25:53
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов.
...
28 11 2023 9:44:55
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере.
...
27 11 2023 10:33:36
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
26 11 2023 19:55:40
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы.
...
25 11 2023 19:34:32
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
24 11 2023 16:47:27
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
23 11 2023 23:54:37
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
22 11 2023 18:55:52
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
21 11 2023 13:32:59
Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности.
...
20 11 2023 14:28:54
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
19 11 2023 4:57:15
В педагогике исторические корни интеграции можно отыскать в трудах классика педагогической мысли К.Д. Ушинского, который объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, хаpaктеризующих мир природы и человека.
В современной педагогике проблема интеграции "зазвучала" в 80-е годы XX века с новой силой и с новым содержанием. Почему?
...
18 11 2023 4:13:14
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
17 11 2023 20:59:56
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
16 11 2023 11:45:26
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
15 11 2023 1:15:59
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале.
...
14 11 2023 7:14:25
Цель: изучение вопроса о многообразии способов познания мира в ненаучном познании, деловая игра с защитой презентаций пяти групп учеников и учителя для закрепления вопроса в форме ЕГЭ....
13 11 2023 4:59:36
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
12 11 2023 8:56:30
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
11 11 2023 5:43:32
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
10 11 2023 17:45:17
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
09 11 2023 19:57:13
Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....
08 11 2023 8:57:11
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
07 11 2023 4:10:45
В статье представлена разработка конспекта урока для 7-го класса, посвященная рассмотрению специфики Тридцатилетней войны (1618-1648) как первого общеевропейского конфликта, продемонстрировавшего на пpaктике изменение средневековых представлений о военных конфликтах и положившего начало войнам эпохи Нового времени.
...
06 11 2023 5:39:45
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока.
...
05 11 2023 8:16:59
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
04 11 2023 0:35:59
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
03 11 2023 9:42:11
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
02 11 2023 19:41:20

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
01 11 2023 11:59:51
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
31 10 2023 7:12:13
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
30 10 2023 16:14:12
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
29 10 2023 20:31:35
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
28 10 2023 19:45:58
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
27 10 2023 10:55:38
Предлагаются тесты по истории России (1900–1940 гг.).
...
26 10 2023 6:50:14
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
25 10 2023 6:45:58
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
24 10 2023 13:36:43
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
23 10 2023 17:57:33
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
22 10 2023 19:15:39

Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений
в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
21 10 2023 8:11:25
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
20 10 2023 4:42:14
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы.
...
19 10 2023 12:54:19
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе.
На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора".
...
18 10 2023 16:34:24
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина".
...
17 10 2023 23:32:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::