Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень
Первый урок к разделу “Экономика и общество” по учебнику Салыгина Е.Н., Салыгиной Ю.Г. Обществознание: Человек в обществе для учащихся 10 класса. – М.: Вентана – Граф, 2006.
1. Программа: Обществознание 10-11 классы. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана на 68 учебных часов (два года обучения).
2. УМК:
-.Учебник “Обществознание. Человек в обществе. 10 кл. Автор Салыгин Е.Н.
-. Пасман Т.Б., Харлашова Е.В. Обществознание: Человек в обществе: 10 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Цели и задачи урока:
- Актуализировать знания учащихся об экономической сфере жизни общества;
- Углубить представление о безграничности потребностей и ограниченности ресурсов; воспитывать компетентность в выборе профессии.
- Продолжить работу по формированию умения выpaбатывать свою точку зрения на основе данного материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
- Воспитывать у детей экономическое мышление
Дидактический материал: Презентация (схемы, таблицы), ТСО: Мультимедиа проектор, Мультимедиа диск “Экономика и право” 9-11 классы под редакцией Абросимовой Е А., Золотова А.В.
Тип урока:
урок изучения нового материала.Используемые технологии:
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Дебаты – формализованная дискуссия по выдвинутым положениям.
Основные понятия: (на доске)
экономика, экономическая система; закон возвышения потребностей, факторы производства; основные проблемы экономики; ресурсы, блага.
Межпредметные связи: Экономическая география, история.
План урока:
- Понятие “экономика”.
- Потребности и ресурсы.
- Факторы производства.
- Предпринимательская деятельность.
- Основные вопросы экономики.
Ход урока
(Презентация 1, Презентация 2)
Вопрос: Глядя на эпиграф к уроку, на ваш взгляд, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд №1
Эпиграф (высвечен на экране)
….. Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита,
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет
И чем живет и почему,
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
А.С. Пушкин “Евгений Онегин”.
(Речь пойдет об экономике).
Целеполагание:
На уроке мы вспомним об экономической сфере жизни общества, поговорим о безграничности потребностей и ограниченности ресурсов, научимся анализировать данный текст.
Слайд 2
Запишите тему урока в тетрадь.
1. Актуализация личного опыта учащихся
Дайте определение понятия экономика. Где и когда вы уже встречались с этим понятием. Связаны ли потребности людей и развитие экономики? Как? Приведите примеры из истории и реальной жизни. (Ответы детей)
Слайд 3
Схема: Экономика = производство—распределение—обмен—потрeбление.
Итак, экономика – это сфера общественной жизни, где осуществляется производство, распределение, обмен и потрeбление.
2. Групповая работа.
Вы уже отметили, что потребности людей являются движущей силой экономического развития общества.
- На ваш взгляд, как связаны между собой понятия потребности и ресурсы? (мозговой штурм)
Опopные понятия записаны на доске:
Ресурсы- запасы, источники чего- либо.
Блага- то, что дает достаток.
- Назовите пожалуйста, материальные потребности человека (ответы детей).
Слайд 4
Иначе – физиологические и в безопасности
Кроме этого у человека возникают потребности в общении, уважении , самоактуализации.
Экономическая наука в центр своего исследования ставит проблему удовлетворения материальных потребностей. Однако, материальные потребности человек удовлетворяет на некоторое время, вскоре они заявляют о себе на новом более высоком уровне.
Потребности расширяются и они безграничны – это закон возвышения потребностей.
Записать в тетрадь.
Возвышения потребностей выступает одна из важнейших движущих сил истории.
Но, люди не могут удовлетворить все потребности, потому что блага, которыми они располагают, не безграничны.
Слайд 5.
Все блага можно разделить на 2 группы. Блага природы. Что мы отнесем к ним? (ответы детей) и экономические блага (результаты производственной деятельности людей).
Блага природы свободны, они даны, а экономические блага создаются людьми и для их создания требуется определенные ресурсы, которые называются факторы производства.
Слайд 6
3. Самостоятельная работа с учебником
. Стр.147 читаем и заполняем таблицу.
Название фактора производства | Что включает | Назначение |
Земля | Природные ресурсы | Производство товаров и услуг |
труд | Физические возможности и интеллектуальные способности | Производство товаров и услуг |
капитал | Средства производства | Создание экономических благ |
(Слайд 6)
(Проверка)
Слайд 7
Давайте представим схематично связь между понятиями.
4. Самостоятельное выведение определения
Куда бы вы отнесли такое понятие как предпринимательская деятельность?
Прежде чем ответить на этот вопрос посмотрим видео и послушаем комментарий юриста и экономиста по поводу предпринимательской деятельности.
(Диск “Экономика и право” Предпринимательская деятельность.)
Если нет диска, можно дать сообщение ученикам (опережающее задание) или процитировать учителю.
Комментарий юриста
Право на свободное ведение предпринимательской деятельности является конституционным правом. Статья 34 Конституции Российской Федерации гласит: " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность или участвуют в ней. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Соответствующей деятельностью могут заниматься не только юридические лица, но и отдельные граждане. Для тех и других является обязательным закрепленный Гражданским кодексом РФ формальный признак: они должны быть в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Предпринимательская деятельность может осуществляться как без образования юридического лица, так и через созданное предприятие. При этом на осуществление предпринимательской деятельности, нуждающейся в лицензировании, необходимо получить специальное государственное разрешение – лицензию.
Комментарий экономиста
Людей, которые управляют собственным делом в надежде получить прибыль, называют предпринимателями. Любой предприниматель рискует, начиная бизнес. Для того чтобы получить прибыль, ему нужно найти (создать) продукт, нужный потребителям, разработать технологию производства, найти деньги для финансирования производства, произвести продукт и продать его по цене, превышающей затраты на производство.
Владелец ресторана или кафе – это предприниматель, оказывающий услуги, связанные с питанием людей. Недоброкачественные продукты, плохое обслуживание приводят к потере клиентов, снижению прибыли. Предприниматель должен заботиться о своих клиентах. Успех и получение прибыли не гарантированы, и вполне вероятно, что, затратив усилия, время, деньги, придется считать не прибыль, а убытки. Но есть у предпринимателя и важные стимулы: независимость, возможность заниматься любимым делом и надежда, которая греет любого предпринимателя, – получить прибыль.
Известный американский экономист Поль Самуэльсон написал: "…люди всегда хотят начать свое дело… Если даже им никогда не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год, все же есть что-то привлекательное в возможности строить собственные планы и выполнять разнообразные задачи, к каждодневному решению которых мелкий предприниматель имеет склонность…"
Вопрос учителя: Что такое предпринимательская деятельность?
Запишем определение
Предпринимательство – это способности населения, которые служат развитию производства и экономики, самостоятельный фактор производства, приносящий доход в форме предпринимательской прибыли.
5. Проверка опережающего задания.
Презентация ученика:
“Основные вопросы экономики”.
В 8 классе мы уже знакомились с вами с основными вопросами экономики
Даша напомнит нам эти вопросы.
А вы о ходу рассказа , должны ответить на вопрос:
Отражены ли в пушкинских строках, вынесенных в эпиграф к уроку, три главных вопроса экономики?
(Ответ: простой продукт, как государство богатеет, чем живет)
Назовите эти вопросы. (Что производить ,как производить и каким образом распределять).
6. Закрепление изученного материала.
Слайд 8
- Что такое экономика?
- Перечислите факторы производства.
- Почему предпринимательские способности так же относят к факторам производства?
- Какое отношение к экономической сфере имеют данные пословицы и поговорки?
Слайд 9. Какое отношение к экономической сфере жизни общества имеют данные пословицы и поговорки.
- Горька работа, да сладок хлеб.
- Под лежачий камень вода не течет.
- За один раз дерева не срубишь.
Где и когда вы сможете использовать знания полученные сегодня на уроке? (при выборе профессии, в случае занятия предпринимательской деятельностью, при решении экономических задач).
Задание: Составьте 7 тестов с вариантами ответов по изученной теме
(Взаимопроверка).
Оценки.
Домашнее задание: Повторить типы экономических систем.
П.19.
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
26 03 2023 9:26:18
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
25 03 2023 0:17:45

Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
24 03 2023 8:18:20
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
23 03 2023 9:10:31
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа.
...
22 03 2023 20:12:10
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
21 03 2023 21:37:12
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
20 03 2023 17:13:24
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
19 03 2023 12:43:22
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
18 03 2023 4:16:17
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
...
17 03 2023 15:29:57
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
16 03 2023 6:16:22

Урок проводится с целью формирования понятия «социальная структура» и умения анализировать структуру общества в разное историческое время. Развитие основных компетенций учащихся: умение увидеть социальную стратификацию, из чего выводится сама структура общества; процесс перемещения людей из одного социального статуса в другой и т.д.; умение сравнивать, обобщать, анализировать и т.д. На уроке идет процесс закрепления материала по теме для подготовки к ЕГЭ....
15 03 2023 21:39:52
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
14 03 2023 16:42:47
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
13 03 2023 2:36:45
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
12 03 2023 23:47:36
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
11 03 2023 5:41:37
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
...
10 03 2023 22:20:42
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
09 03 2023 0:26:47
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами.
...
08 03 2023 19:28:25
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
07 03 2023 20:12:22
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
06 03 2023 10:21:50
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
05 03 2023 0:23:36
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
04 03 2023 12:57:23
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
03 03 2023 9:40:47
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
02 03 2023 10:44:53
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
01 03 2023 4:13:32
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
28 02 2023 13:48:59
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
27 02 2023 18:21:13
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
26 02 2023 9:30:12
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
...
25 02 2023 21:57:23
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
24 02 2023 8:16:15
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
23 02 2023 20:29:37
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь.
...
22 02 2023 4:51:20
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
21 02 2023 12:50:43
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
20 02 2023 10:16:54
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
19 02 2023 4:27:22
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
18 02 2023 14:55:26
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
17 02 2023 20:55:36
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
16 02 2023 22:12:48
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
15 02 2023 11:50:38
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
14 02 2023 23:35:41
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
13 02 2023 20:23:13
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
12 02 2023 20:20:59
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
11 02 2023 12:26:54
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
10 02 2023 9:42:31
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе.
...
09 02 2023 21:26:41
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
08 02 2023 16:56:38
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
07 02 2023 22:25:36
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации.
...
06 02 2023 11:44:22
Цель урока: познакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать хаpaктеристику событиям и их участникам....
05 02 2023 16:55:26
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::