Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе
“Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее”.
В.Г. Белинский.
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодёжь. Современное падение нравов это страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твёрдые основы нравственности, духовности, патриотизма. Поэтому бессильны становятся подчас родители, школа, правоохранительные органы и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях учителя находят в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнить задачу духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Педагогический коллектив Селковской средней школы, в котором я работаю 18 лет учителем истории и обществоведения, использует все имеющиеся возможности для плодотворной воспитательной работы в этом направлении. Если мы хотим , чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям и Отечеству. (Приложени№4).
Мы живём на святой Радонежской земле, где ещё в 14 веке жил основатель Сергиева Посада Преподобный Сергий Радонежский. Мы, как никто другой, имеем большие возможности в духовном воспитании детей, это нас ко многому обязывает и , именно поэтому, в своей воспитательной работе мы обращаемся и опираемся на традиционное отечественное культурное и духовное наследие.
Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках истории, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории, подвигах российских полководцев, об истории Троице-Сергиевой Лавры и главных Соборов России, затем происходит знакомство с житиями святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского , других угодников Божиих.
Продолжением духовного общения являются экскурсии в Лавру, посещение соборов и церквей, храмов в Деулино, Абрамцево. Посещения памятников православной культуры, которые расположены на территории нашего района и области, в городе Москве, городах Золотого кольца России, рассказы, беседы с использованием мультимедийных электронных пособий, воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, увазение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга, память о предках-историческую память, национальное самосознание, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости.
В педагогических исследованиях выделяют понятие “базовая культура личности”-реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения.(Приложение. Презентация “Современные образовательные технологии”).
Воспитание направлено на развитие и формирование базовой культуры личности. Некоторые педагоги выделяют ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности.
П.И. Пидкасистый выделяет следующее:
- Формирование ценностного отношения к природе(нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качества личности);
- К жизни (декларирование прав человека и их ценностного значения, формирование ценностных категорий, таких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др.);
- К обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личной роли в обществе: собственное “Я” и общество; патриотическое воспитание);
- К труду (научение трудовым навыкам).
В традиционной педагогике различают несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой культуры личности. Большинство учёных выделяют следующие направления воспитательной деятельности (Б. Лихачёв, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и другие:
- Формирование научного мировоззрение;
- Гражданское воспитание;
- Трудовое воспитание;
- Нравственное воспитание;
- Эстетическое воспитание;
- Физическое воспитание.
Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические и интернациональные чувства.
В школьной музейной комнате, которая открыта совсем недавно, хотя материалы собирались много лет подряд, открыты такие экспозиции:
- “ Святыни Радонежья” - собран материал об истории церквей , расположенных на территории сельского поселения Селковское: о церкви Покрова пресвятой Богородицы в тье,Ильинской часовни в деревне Шепелево, о церкви преподобного Сергия Радонежского села Мергусово, о церкви Живоначальной Троицы села Новая Шурма, о церкви Воскресения Христова села Хребтово, об истории Троице-Сергиевой Лавры и о жизни Сергия Радонежского (Презентация “Музейная комната” слайды2,7);
-“Предметы русского быта” - здесь представлены прялки, чесала, колодки для изготовления обуви, детали от ткацкого станка, ключи и амбарные замки, подковы, одежда крестьян из бабушкиного сундучка, утюги и чайники, войлок, кожа гвозди , найденные на раскопках поселений в Новгороде периода 14 века и многое другое (Презентация “Музейная комната” слайды8,9,14,15);
- экспозиция “История Селковской школы” рассказывает об истории школы, её выпускниках и учителях, здесь представлены предметы школьной жизни – проектор, киноаппарат, пионерская атрибутика и символика и другое(Презентация“Музейная комната” слайды10,11);
- экспозиция “Защитники Отечества” представляет материал о наших земляках-участниках Великой Отечественной войны, их личные вещи, фотографии, награды, благодарности, гильзы от снарядов , письма с фронта (Презентация “Музейная комната” слайды12,13,15), материалы о Героях Советского Союза из Сергиева Посада; постоянная выставка “Участник войны 1941-1945 годов Некрасов Пётр Акимович” и так далее;
- настенная картина “Русская изба” (Презентация“Музейная комната” слайд19) переносит посетителей музейной комнаты в прошлое, здесь изображена посуда, мебель, интерьер, убранство избы , а главное художник –учитель ИЗО и рисования нашей школы Сташис Наталья Людвигoвна смогла передать мир и душевный покой, который всегда царил в жизни наших предков;
Материалы музейной комнаты способствуют организации проектной деятельности учащихся. За последние годы разработаны и защищены на Круглых столах проекты по следующим темам: “Святыни Радонежья”, “Герои Советского Союза из Сергиева Посада”, “Улицы Сергиева Посада носящие имена Героев”, “Первая Ударная Красная Армия”, “Золотое кольцо России”, “Роль личности в истории”. В 2006 году наши 5 учеников стали победителями районного конкурса проектов “Туристический маршрут. Святыни Радонежья”. Это Каменская Анна (9-й класс), Горбачёва Мария, Наумова Мария, Медведева Софья -10 класс, Потапова Виктория - сейчас она студентка медучилища. (Презентация “Музейная комната” слайд 3).
Богатый краеведческий материал используется учащимися при написании рефератов по истории на темы: “Мой прадед – участник Великой Отечественной войны”, “Павел Флоренский – ученый, философ, богослов”, “Сергиев Посад – прифронтовой город” и другие. Большую помощь мы получаем, изучая материалы музейной комнаты при подготовке к районной историко-краеведческой олимпиаде, которая проходит в нашем районе уже восемь лет на базе Историко-художественного музея Сергиева Посада.
Одной из форм воспитательной работы в заявленном направлении является ежегодное участие в Московских областных образовательных Рождественских Чтениях.
Неоднократно, обсуждая вопросы совершенствования духовно-нравственного воспитания в школе, мы убедились в том, что Рождественские образовательные Чтения становятся новой воспитательной технологией в образовательном учреждении через приобщение детей к живому и многообразному миру православной культуры.
Принятие христианства на Руси и создание государства совпали по времени. Это уникальный случай во всемирной истории. И эту уникальность мы сохраняем и приумножаем через духовный потенциал школьных предметов, включая в проведение Чтений в школе классных руководителей, учителей всех предметов, в том числе и начальных классов, участников всего образовательного процесса. В дни Рождественских Чтений в школе проходят тематические классные часы. Одна из рассматриваемых тем “Не позволяй душе лениться…” В этом году в Селковском сельском поселении открытие Рождественских образовательных Чтений состоялось 16 ноября. Его организацию взял на себя педагогический коллектив нашей школы совместно с приходом Сергиевской церкви села Мергусово. На мероприятие были приглашены представители местной администрации, управления образования Сергиево-Посадского района, педагоги, библиотекари, учащиеся и их родители.
К собравшимся с напутственным словом обратился настоятель храма преподобного Сергия Радонежского протоиерей Алексий Алексеев. Школьники представили слайд-фильмы по истории Радонежского края. Певчии церкви села Мергусово исполнили духовные песнопения, канты. Рождественские образовательные Чтения вышли за рамки школы, к ним привлечены работники культуры, что даёт свои положительные результаты.
Приобщение к духовным ценностям учащихся в школе начинается с ребят первого класса. Начальная школа позволяет учить детей сопротивлению добра злу ежедневно. Добрая детская книга-это любовь, тепло и уют в семье. Это мама, читающая книгу или учительница, научившая читать и писать, рассказывающая о братьях-монахах Солунских криле и Мефодии, создателях славянской азбуки, о православных святых Александре Невском и Дмитрии Ушакове , ставших таковыми за веру и верность Отечеству.
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их собственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Этому в полной мере отвечают занятия в кружке “Путешествие в историю русского быта” на различные темы: “Моя родословная”, “Домашний очаг”, “Предметы русской старины”, “Секреты из бабушкиного сундучка”, “Молодая пряха у окна сидит” и так далее. Благодаря такой интересной, увлекательной и творческой работе, наши воспитанники имеют представление о том, что такое старинный русский дом-изба.
На занятиях кружка расширяются границы этого понятия, рассказывается о традициях, быте, укладе жизни прошлых поколений, одновременно воспитывается у ребят чувство гостеприимства, заботы о порядке в доме.
В пpaктику моей работы вошли “Уроки добротолюбия”.(Приложение№1) В новом учебном году в школе введены уроки по курсу “Духовное краеведение Подмосковья” в 8 и 9 классах. (Приложение №2)
Учебные занятия по этому курсу призваны, прежде всего, решать задачи воспитания, связанные с формированием основ христианского миропонимания, определённых нравственных принципов, поведенческих навыков у учащихся. Решение этих задач позволяет заложить базу высоконравственной культурной личности. Участие этих ребят в Рождественских Чтениях помогает приобретать новые знания по курсу и духовно обогащает наши сердца. При проведении учебных занятий акцентирую внимание на формировании мотивационной основы изучения учебного предмета:( а зачем мне это нужно?)- интерес к православной культуре и этике, желание следовать этическим нормам православного вероучения(любовь, совесть, доброта, честность и т.д.) На занятиях создаю условия для развития интеллектуальной и эмоциональной активности учащихся. Хорошо, что ребята свободно задают вопросы по религиозной философии, те вопросы, которые их волнуют. В обсуждении предлагаемых мною вопросов проявляется действенно-пpaктическая активность учащихся, Они с увлечением делают плакаты , например, “Дни сотворения мира”, “Восточное Подмосковье. Святыни и светочи”, раскрашивают рисунки.
Духовно-нравственному воспитанию школьников способствует связь с настоятелем церкви Преподобного Сергия Радонежского Мергусовского прихода, к которому относится деревня Селково, отцом Алексеем. Он частый, добрый и желанный гость в нашей школе и в праздники, и в будни. Благодаря ему в церковноприходских книгах ребята нашли исторические сведения о деревне с начала XVII века и знают, что земли и жители деревни были частью монастырской собственности Троицкого монастыря Сергиевского Посада. Эти свои знания ученики школы отразили на стенде, рассказывающем об истории нашего края, а на символике присутствует и башенка церкви.
Наши ученики участвовали в разработке проекта герба сельского поселения Селковское (Презентация “Музейная комната”, слайд 20).
От знаний истории малой Родины к формированию детской православной души - таков путь и направление воспитательной работы.
В нашей сельской обители, как и по всей стране, особо остро стоит проблема семьи, отношений родителей и детей, в связи с появлением, так называемых, гражданских бpaков. “Плохое воспитание - начало злу” - писал Иоанн Маслов.
Вопросы и проблемы семейных отношений, формирование православных семейных традиций отразились при подготовке и проведении праздника в честь жен-мироносиц “Дня матери” в рамках Рождественских Чтений. Этот праздник стал в нашей школе доброй традицией. Традиционным стало и присутствие на нем представителей служителей церкви.
Проблемы семьи и бpaка, духовно-нравственного становления личности в семье, обсуждаются па уроках обществознания, социологии при изучении таких тем, как: “Самое утреннее из чувств”, “Правовые и нравственные основы семьи и бpaка” и других. Значение семейных православных традиций я объясняю ребятам на своем личном примере. Рассказываю о свих родителях, проживших в бpaке 52 года, об отце, который участвовал в войне от Севастополя до Берлина.
Рассказывая о таинствах, связанных с жизнью православных христиан (Крещении, Венчании и гак далее), о том, как с тяжестью в душе и страхом перед Богом готовилась и шла на исповедь, и, как с поющим сердцем и чистой душой возвращалась с причастия в Святое Христово Воскресенье. Я твердо убеждена, что педагогам и родителям нужно быть примером, сердцем принимать эти нравственные нормы, следовать им в повседневной жизни. Дети учатся тому, что видят у себя в доме. Родители пример тому. В результате кропотливой индивидуальной работы ребята начинают понимать, что любовь и семья в традициях русской православной Церкви воспринимаются как дар божий: кто по-настоящему любит, тот в свете пребывает, истинная любовь бесстрастная, а любовь как страсть - грех, то есть порок.
Проводя то или иное мероприятие, дело, делая, мы исходим из того, что к делу необходимо относиться с душой, а значит с любовью к самым близким людям, к родителям, братьям и сестрам, сверстникам. Наблюдения показывают, что после уроков духовного общения в поведении ребят происходят изменения к лучшему. Так в одном из разговоров между детьми пришлось услышать: “Усердно -значит с душой, у сердца доброе дело начинается, а значит с милосердием, а за усердием приходит успех”. производя в уме высокие представления,... Христианские храмы являются живыми училищами благочестия для всех людей”. Думается, если таких работ наших учащихся со временем будет больше, то и общество наше станет духовно чище.
Уместными будут слова Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: “Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово “образование” восходит к понятию “образ Божий”, который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке”. Величие народа в том, что носит в сердце он своём
Использованная литература
- Буклет “Храмы Радонежского края”, Сергиев Посад, 2007 .
- Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л.П. Педагогика. М., Юрайт,2005,стр. 157.
- Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее. М., 2001 .
- Степанищев А.Г. Методический справочник учителя истории. Гуманитарный издательский центр Владос, М., 200, стр 178.
- Филимонов К. Сергиев Посад. Страницы истории. XIX - начало XX века. Подкова, М., 1997.
Приложение 3
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
27 03 2023 17:23:12
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь".
Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
26 03 2023 21:36:15
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию
умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них
общее и различия....
25 03 2023 22:50:39
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
24 03 2023 23:44:18
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
23 03 2023 13:36:18

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
22 03 2023 20:11:48
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
21 03 2023 12:13:24
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
20 03 2023 10:35:59
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
19 03 2023 9:35:48
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
18 03 2023 0:43:21
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
17 03 2023 22:41:51
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности.
...
16 03 2023 8:37:33
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
15 03 2023 9:59:19
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
14 03 2023 3:20:59
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
13 03 2023 5:47:26
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
12 03 2023 23:31:26
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
11 03 2023 14:40:55
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
10 03 2023 3:30:38

Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
09 03 2023 4:23:44
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны?
...
08 03 2023 10:48:15
Внеклассное мероприятие для учащихся 8–9-х классов разработано в рамках подготовки к 190-летию движения декабристов. Целями мероприятия являются активизация интереса учащихся к истории Отечества, углубление знаний о движении декабристов, гражданское и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разработка содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени....
07 03 2023 18:24:27
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
06 03 2023 8:58:31
Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....
05 03 2023 8:48:54
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
04 03 2023 0:46:37

Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
03 03 2023 13:50:53
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....
02 03 2023 0:59:46
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
01 03 2023 4:26:31
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
28 02 2023 23:15:58
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
27 02 2023 12:41:33
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
26 02 2023 7:45:32
Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....
25 02 2023 2:23:20
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
24 02 2023 9:29:39
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения.
...
23 02 2023 20:10:50
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
22 02 2023 1:58:34
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
21 02 2023 7:25:15
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
20 02 2023 4:30:39
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности.
...
19 02 2023 17:24:22
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
18 02 2023 22:56:28
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
17 02 2023 6:26:30
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета.
...
16 02 2023 2:26:26
В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения.
...
15 02 2023 0:45:16
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
14 02 2023 13:13:18
Основной метод реализации цели события - сочетание пpaктической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач....
13 02 2023 5:21:13
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
12 02 2023 13:16:18
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
11 02 2023 15:14:26
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
10 02 2023 20:43:32
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
09 02 2023 9:51:27
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
08 02 2023 4:32:31
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
07 02 2023 22:48:12
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
06 02 2023 18:22:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::