Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"
Цели:
- активизировать полученные ранее знания о мифах,
- познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира,
- сформировать понятие “герой” в древнегреческой мифологии,
- активизировать изучение исторических понятий, терминов, событий, фактов,
- создать условия для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в классной аудитории,
- совершенствовать навыки пересказа, умения работать с дополнительной литературой, анализировать и делать собственные выводы
Оборудование:
- презентация (приложение)
- аудиофрагмент поэмы Гомера “Одиссея”
- раздаточный материал (фрагменты текстов поэм Гомера)
- опopный конспект
- кроссворд
- выставка книг и электронных носителей информации о Гомере, его поэмах, о Троянской войне
- экспозиция сцен из художественного фильма “Троя” (2004 г.)
1. Беседа о путешествиях.
- Кто из вас путешествовал?
- Как можно совершить путешествие?
- А можно ли совершить путешествие, не выходя из дома?
Давайте же мы сегодня попробуем совершить путешествие в Древнюю Грецию – родину поэта-сказителя аэда Гомера. А поможет нам сегодня в этом ваша фантазия и немного волшебства под названием Интернет. Мы перенесёмся в те далёкие времена, которые воспел в своих произведениях аэд Гомер, увидим богов и героев, о которых он сложил поэмы, побываем на раскопках знаменитой Трои, услышим эллинскую речь и узнаем много нового и интересного.
А чтобы ничего не забыть, составим путеводитель по историческим местам.
В добрый путь!
2. Олимпийские боги.
Если взглянуть на карту древней Греции, то в северной её части, в области, называемой Фессалией, окружённой со всех сторон горами, можно увидеть знаменитый Олимп – самую высокую вершину, достигающую 2 тысяч метров высоты. Склоны Олимпа круты и обрывисты, на вершине лежат вечные снега. Чаще всего она окутана облачным покровом. Здесь, по представлениям древних греков, находилась обитель бесcмepтных богов. Отсюда они видели всё, происходившее на земле, и вмешивались в дела и судьбы людей, либо помогая, либо препятствуя простым cмepтным в их замыслах и поступках. Древние греки верили, что на заоблачных высотах Олимпа царит вечное лето и сияют золотые чертоги, напоённые ослепительным светом. Здесь пируют боги, имеющие человеческий облик, прекрасные, сильные и бесcмepтные. Во главе их стоит царь богов и людей – могучий Зевс. Ему подвластны небо и земля. Когда он хмурит брови, то сгущаются тучи и грохочет гром, когда он гневается, то мечет молнии. Его называют громовержцем и тучегонителем, и самая нерушимая клятва у греков – клятва именем Зевса, ибо каждого, преступившего клятву, Зевс нещадно карает ударом молнии.
Зевс делит власть над всем миром со своими братьями – Посейдоном и Аидом. Рядом с Зевсом Гера – его царственная супруга, её почитают как царицу богов и людей и покровительницу домашнего очага. В сонме бесcмepтных богов много детей Зевса, которые пируют вместе с ним в сияющих олимпийских чертогах.
Кто из олимпийских богов вам знаком? О ком вы узнали, готовясь к нашему путешествию?
(Аполлон – покровитель искусств, услаждающий великолепной игрой на лире слух пирующих богов; Артемида, сестра аполлона, - быстроногая и неутомимая охотница, покровительница зверей; Афродита – богиня красоты; Афина – любимая дочь Зевса, мудрая и прекрасная покровительница науки и ремёсел; Гефест - сын Зевса и Геры, хромоногий бог-кузнец, выковавший великолепные золотые чертоги для всех олимпийцев; Арес – свирепый бог войны, в сопровождении двух сыновей (Фобос и Деймос), за его ненасытную кровожадность его недолюбливают сами боги; Гермес – покровитель дорог и путников, научивший людей азбуке, счёту, торговле (с детства любил подшутить над самими богами: у Зевса стащил его скипетр, у Аполлона спрятал его золотые лук и стрелы, у Посейдона похитил, забавы ради, трезубец, а у Ареса – его разящий меч).
Боги Олимпа были связаны между собой родственными узами и в представлении древних греков обладали теми же чертами, что и обыкновенные cмepтные. Они бывали иногда грубы, несправедливы, жестоки и мстительны. Подобно людям, они нередко ссорились между собой и даже враждовали.
3. Знакомство с биографией Гомера. Профессиональные певцы-аэды рассказывали на пирах о жизни богов на далёком Олимпе, исполняли не только уже известные песни, но и сочиняли свои, в отличие от поздних исполнителей – рапсодов, которые не пели, а декламировали в торжественной обстановке, на празднествах установившиеся тексты – преимущественно поэмы Гомера. По-видимому, певцом-аэдом был и Гомер.
Время жизни Гомера спopно. Древние версии охватывают период протяжённостью в несколько столетий. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье малой Азии. За право считаться родиной Гомера спорили 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим. Существует 2 варианта перевода этого имени – “слепец” и “заложник”. Вторым вариантом подчёркивалось негреческое происхождение поэта. В биографиях указано, что Гомер ослеп, после чего музы вдохновили его на создание поэм.
А был ли Гомер слепым? (рассказ учителя истории)
Гомера представляют слепым стрaнcтвующим певцом-аэдом. Однако монеты с о. Хиос изображают Гомера с широко открытыми зрячими глазами. В музее Неаполя стоит мраморный бюcт Гомера IV в. до н. э. и тоже без всяких следов слепоты. Известны и другие древние изображения зрячего поэта. Почему же в наше время так широко распространено мнение о слепом Гомере? Когда оно появилось и почему? Оказывается, представление о “великом слепце” возникло в Александрии, знаменитом городе, построенном А. Македонским. Плутарх (древнегреческий писатель и историк) рассказывает, что Александр во всех походах не расставался с текстом “Илиады” и называл поэму своей величайшей драгоценностью. Завоевав Египет, Александр решил основать там большой город и назвать его своим именем. Нашли для города подходящее место, но Александру во сне явился сам Гомер и прочитал ему стихи из “Одиссеи”:
На море шумно-широком
Находится остров, лежащий против Египта;
Его именуют там жители – Фарос…
Пристань находится верная там,
Из которой большие в море выходят суда,
Запасённые тёмной водою.
Александр немедленно отправился на Фарос и увидел местность, удивительно подходящую для постройки большого города, - с рекой и гаванью. Зимой 332-331 гг. до н. э. была основана Александрия. Естественно, что в центре города был поставлен храм Гомера, а сам поэт был обожествлён. Многочисленным философам Александрии старые изображения Гомера показались как бы … недостаточно интересными. Бог-поэт, по их мнению, должен был выглядеть не как обычный cмepтный. Но как? Образ слепого основоположника мировой литературы оказался очень привлекательным. И Гомер стал изображаться слепым.
Гомер скитался по Греции, участвовал в поэтических состязаниях. По мнению большинства учёных, поэмы “Илиада” и “Одиссея” были созданы Гомером в Ионии (Малая Азия) в VIII веке до н. э. В древности Гомеру приписывали авторство не только этих поэм, но и некоторых других. Современные учёные склонны считать, что эти поэмы принадлежат другому автору. По преданию, умер Гомер на острове Иос.
4. Поэмы Гомера.
Сюжет “Илиады” и “Одиссеи” взят из Троянского цикла сказаний о походе на Трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении греков на родину.
“Илиада”, по-видимому, была написана в IX-VIII вв. до н. э. в Ионии и посвящена событиям последнего года Троянской войны. В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др. Главный герой “Илиады” - Ахиллес – сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии – совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса. Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов.
“Одиссея” повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В отличие от “Илиады”, В “Одиссее” изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов.
На русский язык “Илиаду” перевёл в 1829 г Н. И. Гнедич, а “Одиссею” - в1849 В. А. Жуковский.
5. Причины Троянской войны (беседа по материалу Д/з)
- Назовите действительную причину Троянской войны. (Борьба за побережье полуострова Малая Азия греческих городов под предводительством царя Микен с Троянским царством)
- Назовите город, возглавивший поход на Трою.
- В каком году греческие города объединились и выступили протии Трои?
- Чем закончилась Троянская война?
- Почему грекам не удалось воспользоваться победой? (С севера в Грецию вторглись воинственные племена, они опустошили юг страны, разрушили Микены и другие города. Население переселилось на острова Эгeйского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок культуры, греки перестали пользоваться письмом)
6. Герои “Илиады” (работа с раздаточным материалом)
- Чтение приведённых фрагментов.
- Анализ текстов, ответ на вопрос: Что общего у всех героев поэмы Гомера? Какие качества хаpaктера их объединяют? Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?
7. Вымысел или правда? Археолог-любитель Генрих Шлиман. (сообщение учителя истории)
Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Они не сомневались в исторической реальности троянской войны. Даже ничего не принимающий на веру древнегреческий историк Фукинид был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои – исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало вымысла. Если убрать сцены с участием богов, то рассказ будет выглядеть достоверным. Историческая наука нового времени видела в греческих мифах лишь легенды и сказки. Историки XVIII-XIX веков были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. Долгие годы он мечтал найти легендарный город. В 1871 г. он приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-западной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. Его ждала удача: холм скрывал развалины целых 9 городских поселений, сменявших друг друга на протяжении ? 20 веков. Описанную в поэме трою Шлиман признал в одном из поселений. Здесь он нашёл, по его мнению, дворец Приама, башню, с которой Елена с троянскими старцами наблюдала за ходом сражения. В одной из обнаруженных царских могил покоились останки Агамемнона и его спутников; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Открытие Генриха Шлимана потрясло мировую общественность. Не осталось сомнений, что поэма Гомера содержит сведения о реальных героях и событиях. Успех Шлимана воодушевил многих археологов.
8. Крылатые выражения.
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз (“Он крылатое слово промолвил”; “Между собой обменялись словами крылатыми тихо”) Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время, этим выражением стали обозначать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев. В поэмах Гомера тоже есть выражения, ставшие крылатыми. Давайте послушаем сообщения, подготовленные ребятами, и определим, какой смысл вкладываем мы теперь в эти выражения.
- Заслушиваем сообщения (3 ученика).
9. Разгадывание кроссворда (в сопровождении музыкального фрагмента “Сиртаки”).
10. Экранизация поэмы Гомера “Илиада” (выставка фрагментов фильма “Троя” 2004 г.).
11. Особенности речи поэм Гомера.
Все произведения народного эпоса – большие по объёму поэмы, в которых рассказывается о великих событиях давно прошедших времён и в которых действуют необыкновенные герои. Желая как можно выразительнее передать величие и значительность воспеваемых событий и героев, Гомер прибегает к преувеличениям, поэтизирует всё, что окружает героев, наделяет их красивой внешностью. Герои Гомера наделены необычайной силой, это – богатыри, их деяния не под силу обыкновенным людям: например, лук Одиссея не может натянуть ни один из могучих женихов Пенелопы. Рассчитанные на слушателей, эпические произведения содержат множество подробнейших описаний, задерживающих развитие действия; эти описания могут многократно повторяться. Древнегреческие поэмы Гомера, как и произведения русского фольклора, насыщены постоянными эпитетами. Так, Одиссей называется “хитроумным”, “многострадальным”; женщины – “прекраснокудрые”, “белокурые”, “длинноодежные”; корабли – “Чёрные” (смоляные), “краснобокие”; море – “многошумное”, “рыбообильное”, “седое”, “багряное”, “туманное”…
- Прослушивание аудиофрагмента из поэмы “Одиссея”.
12. Вывод: как понять и объяснить смысл слов, сказанных о Гомере: “Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей”?
(Гомер высоко чтит человека, человеческий разум, человеческую деятельность. Он как бы утверждает: боги бесcмepтны, но человек обладает бесcмepтным разумом; сила мысли и искусных рук человека способна противостоять всемогуществу олимпийских богов).
“Кто хочет поэта понять, должен отправиться в страну поэта”, - сказал немецкий поэт Гёте.
- Удалось ли нам совершить путешествие в страну Гомера?
- Что это за страна? Какая она?
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Куда бы ещё вы хотели отправиться в путешествие?
13. Помогли нам подготовить путешествие книги, часть из которых представлена на выставке. (Демонстрация книг и электронных носителей информации)
Приложение 2
Приложение 3
Д/з: - § 26-27 (учебник истории)
- Составить викторину или кроссворд по одной или двум поэмам Гомера.
- Нарисовать иллюстрацию.
- Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (на выбор).
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
05 12 2023 4:31:16
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
04 12 2023 10:20:37
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
03 12 2023 17:58:40
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
02 12 2023 0:25:38
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
01 12 2023 23:22:52
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
30 11 2023 3:34:49
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
29 11 2023 0:41:55
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
28 11 2023 2:31:33
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
27 11 2023 23:18:36
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
26 11 2023 11:31:40
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
25 11 2023 17:40:18
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням.
...
24 11 2023 13:31:40
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
23 11 2023 16:49:34
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
22 11 2023 21:43:42
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях.
...
21 11 2023 16:55:31
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
20 11 2023 23:46:37
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
19 11 2023 5:28:11
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
18 11 2023 9:26:54
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
17 11 2023 22:47:17
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
16 11 2023 3:42:13
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
15 11 2023 21:39:17
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
14 11 2023 15:43:52
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
13 11 2023 7:38:22
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
12 11 2023 18:57:52
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
11 11 2023 16:26:22
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
10 11 2023 0:12:16
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
09 11 2023 3:18:45
В этом году наша страна отмечает государственный праздник – 20-летие принятие Конституции РФ. Передать ключевые моменты содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как Основного Закона Российской Федерации, а также отметить важность даты в становлении и развитии демократического общества – является целью данного занятия....
08 11 2023 2:10:14
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
07 11 2023 11:17:38
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
06 11 2023 14:38:22
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
05 11 2023 7:51:58
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
04 11 2023 16:51:48
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
03 11 2023 22:22:28
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
02 11 2023 15:49:27
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
01 11 2023 5:29:26
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе.
...
31 10 2023 9:42:19

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
30 10 2023 0:26:44
Предлагается разработка урока (учебник Е.В. Пчёлова «История России. XVII-XVIII вв.» издательство «Русское слово»). Тип урока – урок изучения нового материала. В основе занятия лежит использование технологии проблемного обучения, работа с историческими документами и применение технологии компьютерных презентаций, созданных посредством программы Microsoft PowerPoint. Форма урока - групповая работа. Прилагаются документы и презентация.
...
29 10 2023 0:29:41
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
28 10 2023 8:34:54
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал.
...
27 10 2023 14:39:25
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
26 10 2023 15:36:32
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
25 10 2023 2:34:54
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
24 10 2023 3:48:49
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание.
...
23 10 2023 13:24:41

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
22 10 2023 5:34:12
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
21 10 2023 14:43:13

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
20 10 2023 19:53:26

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
19 10 2023 5:44:16
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
18 10 2023 2:54:52
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
17 10 2023 22:37:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::