Урок по истории "Подготовка крестьянской реформы 1861 г."
Цель: изучение нового материала, связанного с переломным моментом в истории России; формирование информационно-коммуникативной компетентности.
План:
- Первые шаги к реформе.
- Разработка проекта реформы
- Итоги деятельности редакционной комиссии.
Класс разделен на 4 группы. В течении урока используется индивидуальная, фронтальная и групповая работа.
На доске:
- тема
- фотографии Александра II, Ростовцева Я.И., Милютин Н.А..
- таблица, которую заполняем на уроке.
- таблица основных событий (на листе). .
- необходимые вопросы.
- свободное место для индивидуальной работы.
Проекты | Крестьянские наделы | Выкупная операция | Срок освобождения | Вывод |
Ход урока
Учитель.
С окончанием Крымской войн в истории России начинается новая полоса. Современники назвали ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ.
Большое значение в подготовке этой эпохи имела I половина XIX века.
Во-первых, окончательно вызрела историческая необходимость проведении реформ.
Во-вторых , I п.XIX века была богата решениями по крестьянскому вопросу.
В- третьих, к этому же времени относится и подъем либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые осознавали необходимость социального и политического преобразования.
Раскройте историческую необходимость проведения реформ.
Учащиеся
- Разложение крепостничества в середине XIX в. Застой, деградация сельского хозяйства, доходность имений обеспечивалась за счет эксплуатации крестьян.
- Натуральное хозяйство крестьян, их низкая покупательная способность препятствовали развитию внутреннего рынка.
- Развивающейся промышленности не хватило рабочей свободной силы.
- Поражение в Крымской войне показало, что сохранение крепостного права является главной причиной экономической и военно-политической отсталости.
- Осознание обществом, правительственными кругами необходимость отмены крепостного права, чтобы прекратить отставание от Европы.
- Крестьянские волнения.
Учитель.
Покажите вехи в истории крестьянского вопроса в России в I п. XIX века.
(Учащиеся сопоставляют даты и события, написанные на отдельных листочках.)
- 1803 - указ о вольных хлебопашцах.
- 1815 - указ, запрещающий крестьянам “отыскивать вольность”.
- 1816-1819г. - освобождение крестьян в прибалтийских землях.
- 1822 - указ о праве помещика ссылать крестьян в Сибирь без суда и следствия.
- 1820-1840 - указы расширяющие права крепостных крестьян (право приобретать землю, выкупаться на свободу и т.д.)
- 1837-1841 реформа государственных крестьян (П.Д. Киселев)
Учитель.
С 1855 года по кружкам, гостиным, салонам, редакциям начала путешествовать “Записка об освобождении крестьян” Кавелина К.Д., в журнале “Колокол” и “Современник” появляются проекты освобождения крестьян Герцена, Чернышевского, Добролюбова.
Что по вашему мнению в проектах освобождения крепостных крестьян Кавелина К.Д. Герцена А.И., Чернышевского соответствовало историческим реалиям России середины XIX века?
Учащиеся
- обосновывалась отмена крепостного права экономическими и мopaльными соображениями;
- необходимо освободить крестьян с землей, отменить телесные наказания, губительность массовых крестьянских бунтов для России 50-х годов 19 века;
- требовали уничтожить сословный строй, развитие частной поземельной собственности, попытка учесть интересы помещиков и крестьян, чтобы избежать социального конфликта.
Учитель.
Т.О. к середине XIX века вызрела историческая необходимость проведения реформы.
Крепостной строй явно устарел. Нельзя было дальше оставлять крестьян в бесправном состоянии рабства. Нельзя было ожидать роста и развития при господстве отживших форм крепостнического помещичьего хозяйства. Восточная война ясно показала отсталость и слабость государства и необходимость перемен. Все понимали, что эти перемены должны были начаться именно с крепостного права, “с улучшением быта крепостных крестьян”, как тогда было принято выражаться о крестьянской свободе.
30 марта 1856 г. по настоянию генерал-губернатора А.А. Закревского, просившего успокоить дворян, взволнованных слухами об освобождении крестьян, Александр II произнес речь пред Московским губернским и уездными представителями дворянства.
Завершил выступление император неожиданно для слушателей: “Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы это можете сказать направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами их помещиками, к несчастью существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения.
Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною следовательно, гораздо лучше отменить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно само собой начнется отменяться снизу”.
Можно понять озадаченность представителей, выходивших из зала Московского собрания. Но именно этот день 30 марта 1856 г. стал днем великих реформ.
В начале 1857 г. стал действовать Негласный (секретный) комитет, но его члeны были в основном консерваторы, и подготовку реформы они предполагали растянуть на многие годы. Поэтому, когда в комитет поступило заявление дворян литовских губерний о желании их освободить своих крестьян без земли, то государь приказал ускорить обсуждение этого дела.
20 ноября 1857 г. Александр II подписал рескрипт на имя вилинского генерал- губернатора Незимова. Теперь руки у правительства были развязаны.
5 декабря 1857 года царский рескрипт на имя Петербургского генерал-губернатора
П.П. Игнатьева объявил создание дворянских губернских комитетов по "улучшению быта помещичьих крестьян".
В течение 1858 г рескрипт доводится до всех губернаторов и такие же комитеты создаются в 46 губерниях, где имелись помещичьи крестьяне.
Подготовка реформы из канцелярии вышла и стала гласной.
В обсуждение втягивались широкие слои дворянства.
Предлагавшиеся проекты реформ зависели от конкретных местных условий.
Работа с документами по группам.
I группа. Нечерноземный район.
Авторы проекта | Содержание проекта |
A.M. Унковкий, тверской предводитель дворянства, председатель твердого губернского комитета) декабрь 1857 г. | Освобождение крестьян с землей, без
переходного состояния: “освободить крестьян
не словом, а делом, не постепенно, а разом,
единовременно и повсеместно”. Вознаграждение
помещиков “из двух элементов”: вознаграждение за личность крестьянина – за счет государства, которое обеспечит помещиков денежным капиталом ("облигациями, приносящими проценты"), т.к. “учредило крепостное право само правительство, за действия которого должны ответствовать все сословия государства равномерно”; “такая выдача капитала совершенно необходима для поддержания помещичьих хозяйств и приспособления их к обработке наемными руками”; выкуп земли у помещиков самими крестьянами; метод определения суммы выкупа – “добровольное соглашение помещиков и крестьян, поставленное в известные границы для обуздания произвола” (с указанием средней ценности земли в данном месте и минимума количества земли которое “помещик непременно обязан уступить крестьянам” |
1. Нечерноземье: Московская, Тверская, Владимирская, Нижегородская и др. губерни, Урал и ПреДypaлье.
Земля не дает прибыли в сельском хозяйстве. Поэтому существенную роль играют неземледельческие занятия.
Этот район- концентрация промышленного и торгового потенциала России. Плотность населения высокая. В сельском хозяйстве преобладали хозяйства оброчного типа.
2. (По документу рассматривается проект Д.М. Ушковского).
Т.к. земля не обеспечивает потребности помещиков, то надо освободить крестьян с землей и без переходного состояния. За личность платит государство, это обеспечивает помещиков денежным капиталом и наемными руками. Выкуп земли самими крестьянами. Выкуп: стремление быстрее ликвидировать крепостное право и получить единовременный выкуп и капитал для организации хозяйства на капиталистический лад.
II группа. Степной район.
М.П. Позен (полтавский помещик), 1856-1857 | “Личное крепостное право навсегда
отменяется и не может существовать ни под какою
формою”. Крестьяне, “поселенные на чужих землях”, в течение переходного периода (20 лет) платят денежный оброк или отpaбатывают “в удельных имениях – уделу, в казенных – казне, в помещичьих – помещику”. Платеж по особой оценке – производится работой (деньгами в некоторых случаях). “Земли отводятся крестьянам в таком количестве, какое признает возможным владелец; но при самом приступе к делу губернские комитеты постановляют минимум наделения на каждую душу”. “Земли назначаются и отводятся не отдельно каждому лицу, а целому крестьянскому обществу, которое распределяет участки между своими члeнами по мере способности каждого, обработки ее и оплаты за нее по оценке трудом или деньгами. Посему и уплата за землю, тем или другим способом, лежит на ответственности целого общества* |
1. Южные степные губернии и степное Предкавказье.
Наличие плодородных почв дает перспективу развития земледелия.
Развитие овцеводства и производства пшеницы, подсолнечника, винограда. Отсутствие, либо незначительная роль помещичьего земледелия. Территории малонаселенные.
2. (По документу рассматривается проект Ю.Ф. Самерина ).
Личная зависимость упраздняется. Переходный период 10-12 лет.
Необходимость сохранения барщины. Освободить с наделом.
Помещику вознаграждение любыми формами.
III группа. Черноземный район.
Ю.Ф.Самарин (самарский помещик, видный общественный деятель-словянофил), 1858 г. | Личная зависимость “упразднить, –
разумеется не вдруг, а постепенно и с соблюдением
благоразумной осторожности”. Переходное
состояние – 10-12 лет. Необходимость
сохранения барщины на переходный срок связана с
тем, что в степной полосе пpaктически нет
свободных рук С свободные руки не могут явиться в
ту же минуту по первому зову"), на формирование
рынка рабочей силы нужно время. “Барщина
действует убийственно на крестьян, балует
помещиков, мешает развитию сельского хозяйства
... тем не менее мы думаем, что внезапная и
обязательная отмена ее повлекла бы за собой
большие неудобства: ибо, на первых порах, нечем бы
было заменить ее”. Необходимо освободить
крестьян с землей; вознаграждение помещику должно
производиться в одной из двух форм: -постоянная
рента или плата за землю в виде барщины или
оброка; -единовременный выкуп или уплата всей капитальной стоимости земли, при этом право пользования превращается в право собственности, а право собственности прежнего владельца (помещика) прекращается |
1. Центральночерноземный район: Воронежская, Курская, Орловская, Рязанская, Тамбовская, Тульская губерния.), Украина. Богатая плодородная земля, прекрасные климатические условия. Основные хозяйственные отрасли: зерновое производство, животноводство, свекловодство, переработка. Крупное помещичье землевладение, преобладание барщинного помещичьего хозяйства Высокая плотность населения.
2. Освобождение с минимальным наделом. Переходный период 20 лет.
Барщины и оброк до выкупа земли через общины. Стремление сохранить в своих руках максимальное количество земли и при этом не допустить обезземеливание крестьян, чтобы через сохранение мелкоземельного крестьянского хозяйства обеспечить себя рабочей силой.
Вопросы по таблице:
1. Что вызвало споры во время подготовки реформы?
- Наделы, выкупные операции, сроки освобождения (заполняем названия колонок таблицы).
Заполняется таблица на доске.
2. Чья позиция более соответствовала интересам быстрейшего развития России?
- Позиция помещиков Нечерноземья.
Учитель:
В 1858 г. Секретный комитет преобразован в главный комитет по крестьянскому вопросу под руководством Ростовцева Я.И. К ее работе привлечена либеральная группа во главе с Н.А. Милютиным. На них и возлагали подготовку проекта, в основе лежали идеи Милютина Н.А., высказанные еще осенью 1856 г.
IV группа.
Милютин Н.А. “Предварительные мысли об устройстве отношений между помещиками и крестьянами” 1856г. | Если крестьян освободить без земли по
“прусскому варианту”, то Россия скоро рухнет,
т.к. некому станет платить налоги. Освободить крепостных крестьян с последующим выкупом или части полевого надела. Освобождение крестьян проводить только при вознаграждении помещиков, что гарантирует государство. Надо учитывать, что в черноземных губерниях- ценность земли; в нечерноземных- крестьянский труд, овеществленный в оброке. Для окончательного устройства отношений между помещиками и крестьянами нужен переходный период. |
Малютин и его сторонники понимали, что при всем надо учитывать местные особенности.
В черноземных губерниях ценность земля, в нечерноземных- крестьянский труд, овеществленный в оброке. Нельзя без подготовки отдавать крестьян и помещичьи хозяйства во власть рыночных отношений. Нужен переходный период.
Учитель
В марте 1859 г. - учреждение Редакционной комиссии для изучения проектов и подготовки общего проекта положений о новом устройстве крестьянского сословия.
В октябре 1860 г - разработанный проект отдан в Главный комитет.
В январе 1860 г. проект “Положений” поступил в Государственный Совет.
Задание: Попробуйте на основании имеющихся материалов проектов составить проект “Положений”
(Идет создание своего проекта. Запись на доске.
Сверяем с настоящим пунктами “Положения”, записанными на обратной стороне доски)
19 февраля 1861г. в 6-ю годовщину своего вступления на престол
Александр II подписал “Манифест” и “Положение” об отмене крепостного права.
Исторический росчерк пера Александра II, усилие лучших людей того времени и здравомыслие народа, сделали необратимыми начавшиеся преобразования в Росси.
“Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и на каторге, а тот который умеет переродиться и вынести реформу”
(Константин Дмитреевич Кавелин)
Проверка полученных знаний с помощью теста или экспресс- опроса.
Д\З.:
1. параграф
2. вопрос: Существует две точки зрения на причины отмены крепостного права в исторической литературе: А.главные -экономические причины; Б. главные -политические причины. Какое из мнений вы считаете правильным? Докажите на фактах.
Список литературы:
- История России Х1Х век. 8 класс.: учебник/ Данилов А.А., Косулина Л.Г-М.: Прсвещение,2000.
- История России Х1Х век. 8 класс.: учебник/Зырянов П.Н.-М.:ДРОФА,2001
- История России: социально-экономический и внутриполитический аспекты.-Екатеринбург, 1992.
- История России XYIII-Х1Х век. 8 класс.: учебник/Пашков Б.Г. -М.:ДРОФА,2000
- Кириллов. Курс истории России XYI-XX веков./для старшекурсников и поступающих в ВУЗы.-М.:”Аквариум”,1998.
- Разработки из методической периодики.
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности. ...
18 03 2024 9:11:59
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
17 03 2024 3:50:38
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
16 03 2024 2:29:25
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
15 03 2024 13:25:18
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...
14 03 2024 4:46:34
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину". В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
13 03 2024 4:49:21
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
12 03 2024 11:13:57
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
11 03 2024 13:34:34
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом. ...
10 03 2024 5:24:21
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
09 03 2024 8:59:51
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
08 03 2024 1:42:45
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
07 03 2024 2:17:13
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
06 03 2024 9:44:28
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
05 03 2024 4:10:22
Цель урока: сформировать представление об опричнине как особом пути централизации государства, ее сущности и последствиях для нашей страны....
04 03 2024 1:36:44
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
03 03 2024 12:37:45
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
02 03 2024 10:11:11
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
01 03 2024 23:40:17
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
29 02 2024 9:37:19
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
28 02 2024 19:57:44
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
27 02 2024 15:45:46
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
26 02 2024 17:12:19
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
25 02 2024 2:49:34
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
24 02 2024 21:31:31
Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....
23 02 2024 3:41:24
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
22 02 2024 23:28:34
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
21 02 2024 8:12:45
Урок истории в 6-м классе по теме "Столетняя война. Жанна д, Арк" дает возможность учащимся уточнить знания о том, что может являться причиной войны и поводом для её начала. Но самое главное, материал урока позволяет понять, какую роль может играть простой народ и личность в борьбе за независимость своей страны. Для тех ребят, кто интересуется историей, дана возможность поработать с дополнительным материалом....
20 02 2024 9:42:55
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
19 02 2024 23:50:32
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
18 02 2024 5:36:10
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
17 02 2024 14:23:22
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
16 02 2024 9:13:42
Урок знакомит с различными определениями понятия "общество" на основе устойчивых словосочетаний, в которые входит данное слово; раскрывает сущность понятия "общество"; формирует представление об обществе как системе, состоящей из подсистем, то есть сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной и социальной), на основе графических моделей раскрывает взаимосвязь сфер общественной жизни; опираясь на знания учащихся о природе и обществе, определяет их взаимосвязь....
15 02 2024 6:14:33
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
14 02 2024 22:46:20
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
13 02 2024 1:28:36
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
12 02 2024 20:10:37
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами. ...
11 02 2024 19:15:37
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
10 02 2024 3:30:40
Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....
09 02 2024 12:18:16
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
08 02 2024 23:42:43
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
07 02 2024 1:12:16
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
06 02 2024 11:57:31
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...
05 02 2024 19:28:12
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
04 02 2024 16:16:39
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
03 02 2024 6:27:26
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
02 02 2024 14:25:54
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
01 02 2024 19:21:16
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
31 01 2024 20:49:55
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
30 01 2024 21:24:11
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. ...
29 01 2024 10:55:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::