Общество и общественные отношения
Цель урока:
- создание мотивационной установки на овладение предметом,
- раскрытие особенностей курса, проблемный хаpaктер изложения вопросов темы.
Основные понятия: общество, биосоциальный, сферы общественной жизни.
Подготовка к уроку: на доске записана тема, план урока, цитата В.А. Сухомлинского “Ты рожден человеком. Но Человеком надо стать”
Ход урока
Вводная беседа. Пишу на доске слова ЧЕЛОВЕК ОБЩЕСТВО. Прошу ребят соединить эти понятия знаком препинания, свой ответ обосновать.
Вопросы:
- Какова структура курса?
- Разве вы не изучали эти большие и очень-очень важные вопросы?
- На каких уроках, по каким предметам?
- Зачем еще один предмет “Человек и общество”?
Тут меня не столько ученические ответы занимают (любые соображения окажутся кстати), сколько возможность отвечать на вопрос, ЧТО БУДЕМ ИЗУЧАТЬ.
1. Что будем изучать?
Обращаю внимание ребят, что знания, приобретенные в течение 11 лет, помогут нам “Построить дворец” - лучший вариант, “приличный домик” - худший.
Мы будем обобщать знания и продвигаться далее по пути познания окружающего мира со всей доступной нам сложностью.
Мы будем выходить в плоскость наук, о которых в школе лишь мимоходом упоминалось – философия, психология, политология, экономика, эстетика.
Знакомлю учеников с программой курса.
2. Как будем изучать?
Перечисляю типы уроков: комбинированные, лекции, круглые столы, конференции, защита работ, урок-наоборот, семинар.
3. Для чего изучать? Обращаюсь к цитате на доске.
Почему повторяющееся слово “Человек” - с заглавной и строчной буквы? Предлагаю подумать и ответить на следующем уроке.
Вместо комментария читаю миниатюру В.А. Сухомлинского “Обыкновенный человек”.
Вводная часть завершена..
Перехожу к лекции
Выясняем значение понятия “биосоциальный”, приходим к выводу: биосоциальный – это человек в природе и человек в обществе.
Обращаю внимание на то, что эти два начала будем развертывать в течение всего учебного года.
Как понимать понятие природа? Выясняем в беседе, приходим к выводу (единство органического и неорганического мира).
Уточняю, что понятие “общество” многозначно. На уроках истории мы многократно оперируем им. Предлагаю ученикам привести различные словосочетания с термином “общество”.
(первобытное общество, высшее общество, дворянское общество, английское общество, спортивное общество, общество защиты природы, общество кролиководов).
Обобщив ответы, делаю вывод: все эти определения раскрывают узкие, частные смыслы понятия “общество”.
Предлагаю прочитать в учебнике “Человек и общество” более общее определение данного понятия, в котором фиксируются два основных аспекта: связь общества и природы, а также связи между людьми, которые и образуют “ткань” общественных отношений.
(Оба эти аспекта в дальнейшем конкретизирую и углубляю).
4. Раскрывая взаимосвязь общества и природы, отмечаю, что понятие “природа” так же может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В первом случае оно синоним всей действительности, мира в целом. В этом смысле человек и общество – часть природы.
В другом случае понятие “природа” употрeбляется в более узком смысле как природно-географическая среда, внешняя по отношению к человеку. Имея в виду это значение понятия, мы говорим о специфике общественной формы существования человека, подчеркивая, что социальная жизнь людей не сводится к биологической жизни, она качественно иная.
Показывая “особость”, специфику общества природы, важно выявить и конкретизировать их неразрывную взаимосвязь. С этой целью я предлагаю ученикам самим привести факты, отражающие как благотворное, так и отрицательное воздействие человека и общества на природу
Обсуждаем со старшеклассниками и идеи, выдвинутые немецким философом XIX века. Л.Фейербахом, который утверждал: “Потому что мы живем , действуем и существуем в природе, она есть то, что охватывает человека; она есть то, через отнятие чего у человека отнимается и его бытие; она есть то, благодаря чему он существует, от чего он зависит во всех своих действиях, в каждом своем шаге. Оторвать человека от природы равносильно тому, как если бы захотеть от делить глаз от света, легкие от воздуха…”
В ходе обсуждения подвожу учеников к выводу, что если иметь в виду понятие “природа” в широком смысле, немецкий мыслитель прав. Если же подразумевается природная среда существования человека, то многие действия человека определяются социальными факторами.
5. Анализируя структуру общества, выделяю четыре основные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Обращаю внимание на то, что вопрос о соотношении сфер жизни общества был и остается дискуссионным в теории общественной мысли. Разнообразие существующих точек зрения представляю в виде несложных графических моделей, сопровождая каждый вариант краткими комментариями.
Экономика
Сторонники приоритета экономических отношений исходят из огромной роли материального производства в жизни людей, продукты которого удовлетворяют самые насущные потребности людей в пище, жилье, одежде и т.д. Материальное производство создает необходимые условия и средства (оборудования, здания, инструменты и т.п.) для всех других видов деятельности человека и сфер жизни общества: науки, политики, медицины, образования и т.п.).
Среди аргументов в пользу определяющей роли духовной сферы выдвигается идея о первичности сознания, о том, что мысли, идеи, представления предшествуют пpaктическим шагам человека. Всякому общественному перевороту предшествует переворот в сознании людей. Так, идеи французских просветителей подготовили Великую французскую революцию.
Экономика | Политика |
Социальная сфера | Духовная жизнь |
Приверженцы этой схемы считают, что каждая из общественных сфер может стать определяющей в различные периоды исторического развития. В период революций, гражданских войн решающая роль принадлежит социальным отношениям и политике.
Духовная жизнь
Политика
Социальные отношения
Экономика
Сторонники этой позиции считают, что те отношения, которые складываются в сфере экономики, обусловливают появление в обществе классов, социальных групп, а это ведет к формированию политических интересов и образованию партий, других политических групп. Политическая ситуация отражается на духовной жизни общества.
Обсуждаем каждый из представленных аргументов.
Вопросы:
- Можно ли изучать жизнь общества, отвлекаясь от различия во взглядах, интересах, намерениях людей? Обосновать свою позицию.
- Считаете ли вы наличие различных школ, течений общественной мысли, неодинаково тpaктующих одни и те же явления, слабостью обществознания? Или, напротив, в этом его преимущества?
Для закрепления и проверки знаний использую специальные задания тестового хаpaктера.
1. Определите, какое из утверждений верно, какое ошибочно:
- общество и природа неразрывно связаны и развиваются по общим законам;
- общество обособилось от природы и не подчиняется действию природных закономерностей;
- общество составляют люди, поэтому достаточно изучить отдельного человека, чтобы иметь представление об обществе в целом;
- чтобы понять человека, достаточно изучить общество, в котором он живет, выявить сущность его общественных связей и отношений;
2. Опираясь на знания из истории, подумайте, что из вышеперечисленного можно отнести к причинам изменения общества
- внешние факторы, воздействие природной среды;
- противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества;
- стремление людей к новому, более совершенному;
- все вышеперечисленное.
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
22 03 2023 4:55:21
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
21 03 2023 2:47:37
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
20 03 2023 3:43:30
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
19 03 2023 10:54:11
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
18 03 2023 12:43:47
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере.
...
17 03 2023 20:31:57
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
16 03 2023 9:35:45
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
15 03 2023 5:47:16

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
14 03 2023 14:57:38
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
13 03 2023 0:35:51
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
11 03 2023 19:43:53
Внеклассное мероприятие для старшеклассников способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам и нацелено на принятие учащимися государственной символики как ценности.
...
10 03 2023 0:33:22
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
09 03 2023 10:28:40
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова.
Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села.
Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест.
Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу.
Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь.
...
08 03 2023 2:18:48

Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
07 03 2023 13:39:15
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
06 03 2023 18:31:54
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
05 03 2023 7:24:41
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
04 03 2023 22:13:22
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
03 03 2023 0:24:48
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
02 03 2023 12:46:53
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
01 03 2023 12:14:16
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе.
...
28 02 2023 20:52:27
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте.
...
27 02 2023 22:46:34
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
26 02 2023 22:44:30

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
25 02 2023 11:28:10
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
24 02 2023 7:11:50
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
23 02 2023 14:52:43
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
22 02 2023 23:57:52
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
21 02 2023 14:15:26
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
20 02 2023 18:47:12
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
...
19 02 2023 1:31:38
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
18 02 2023 13:47:12
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
17 02 2023 13:43:30
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
16 02 2023 20:55:13
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
15 02 2023 15:21:16
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
14 02 2023 20:25:11
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
13 02 2023 13:51:53
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
12 02 2023 20:59:51
На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....
11 02 2023 6:22:14
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
10 02 2023 22:11:54
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
09 02 2023 19:51:20
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных
возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как
лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний
обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
08 02 2023 11:51:56
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
07 02 2023 23:41:45
Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....
06 02 2023 17:55:38
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию.
...
05 02 2023 8:49:30

У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
04 02 2023 15:41:36
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
03 02 2023 11:33:38
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности.
...
02 02 2023 15:17:29
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
01 02 2023 19:44:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::