Программа факультативного курса "История Черноярского края"
Цель факультативного курса - История Черноярского края - продолжение формирования у учащихся представлений, знаний и понимания основных закономерностей исторического развития на фактическом материале истории родной земли; содействие усвоению учащимися основных понятий и идей исторических периодов, главных фактов исторической действительности. На основе изучаемого материала следует способствовать выработке мировоззренческих ориентиров, формированию устойчивого познавательного интереса к прошлому родного края.
Отобранный программный, краеведческий материал факультативного курса способствует: достижению триединой дидактической цели обучения; раскрытию основных закономерностей развития Черноярского края; усвоению основных понятий и терминов ( «краеведение», «краеведческий источник», «музееведение», «архивы», «реферат» и др.);развитию познавательных возможностей учащихся. их поисковой деятельности. умения самостоятельной работы с архивами и музейными документами и материалами; развитию аналитико-синтетической мыслительной деятельности; формированию активной гражданской позиции. патриота родного края; ориентированию в разных жизненных ситуациях, извлечение уроков из исторического прошлого. Занятия на факультативе. несомненно, дадут знания и навыки которые будут полезны и пригодятся при сдаче вступительных экзаменов в ВУЗы.
Задача краеведческого факультатива - сформировать у школьников пpaктические умения и навыки по анализу краеведческих материалов, местной периодической печати, грамотность в проведёнии опросов, бесед, интервью со старожилами края, интересными людьми, своими родными и близкими, в подготовке сообщений, рефератов. докладов по краеведческой тем. Данный факультатив рассматривается не только как форма внеурочной работы но и как способ духовного общения с детьми, позволяющий любому ученику выражаться и самоутверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения с участниками исторических событий, выдающимися людьми, творческими личностями, сверстниками. Аргументом к составлению и работе по данной программе явился ярко выраженный интерес детей старшего подросткового возраста к вопросам исторического краеведения, поэтому теоретическое содержание, формы и методы пpaктической работы на факультативных занятиях курса опираются на особенности детей данного возраста. Они выражаются в готовности учащихся 8-9 классов ко всем видам учебной деятельности, которые делают их взрослыми в собственных глазах. Их привлекают самостоятельные форт организации занятий, возможность самому строить свою познавательную деятельность. Однако, реализовать эту готовность они не всегда умеют, ибо не владеют способами выполнения новых форм познавательной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — задача педагога, ведущего курс по истории родного края.
Начав эту работу в классе, педагог имеет возможность закрепить эти способности детей и поднять их на более высокий уровень самостоятельного аналитико-синтетического восприятия в 9 классе. Программа факультативного курса «История Черноярского края» содержит девять разделов в которых сосредоточены материалы истории села Черный Яр и Черноярского района в целом.
- 1й раздел посвящен древнему периоду:
- 2-й раздел- развитию края в средние века:
- З-й раздел- истории возникновения и развития Черного Яра в 17-19 в.
- 4-й раздел- антифеодальным выступлениям на территории района в 17-18в:
- 5-й раздел- историческому развитию сел района:
- б-й раздел- культурному и социально - этническому развитию края;
- 7-й раздел- истории края в начале 20 века;
- 8-й раздел- участию черноярцев в Великой Отечественной войне,
- 9-й раздел- послевоенном и современному развитию района.
После завершения изучения узловых тем предполагается проведение обобщающих занятий. По ряду тем запланированы экскурсии. встречи, мероприятия, видеофильмы. По завершению курса - подведение итогов краеведческой работы.
Факультативные занятия планируются с применением разнообразных методических средств и приемов: лекции, семинары. конференции, подготовка опережающих поисковых заданий, сообщений, пpaктические занятия с музейными документами.. краеведческие викторины, работа в школьной и районной библиотеках, вечера.
Поисковое направление работы учащихся будет связано со сбором и фиксированием воспоминаний земляков по различным проблемам истории развития района, с формированием целостного восприятия истории страны, края , через историю своих семей. Перспективное направление сбора краеведческих данных - создание школьного музея, постоянно действующего клуба «Краевед».
Программа факультатива представляет собой двухгодичный курс в объеме 68 часов для учащихся параллелей 8-9 классов.
Думается, материал может использоваться учителями - предметниками иных дисциплин, учителями начальных классов, будет интересен историкам других школ района.
История Черноярского края с древнейших времён до конца 20 века.
Введение(3часа)
Понятие о факультативном курсе «История Черноярского края». Его связь с курсом отечественной истории и место в истории Астpaxaнского края. Основное содержание истории Черноярской земли, узловые вопросы. Знакомство с краеведческой литературой, обзор документов. История основания Черноярского историко-краеведческого музея. ( Знакомство с деятельностью энтузиаста- краеведа Н.И. Матюшкова. – основателя музея. Сбор первых экспонатов. Открытие музея на общественных началах. Работа научного сотрудника В.С. Касьяновой по пополнению фондов музея. Присвоение музею звания «Народного» (1984 г.). Залы музея выставки, экспонаты.
Раздел 1. Черноярский край в древний период. (3 часа)
Историко-географическая хаpaктеристика. Географическое положение земель Черноярского района Климат, Полезные ископаемые. Почва- Название географических зон. Название населенных пунктов, водных объектов в прошлом и в современности. Геологическое и палеонтологическое прошлое района.
Древние животные, обитающие на территории Черноярского района. Находки в разрезе берега у Черного Яра в местечках «Черный рынок» и «Буеpaки» : кости мамонта, тура, большерогого оленя и другие. Документальные записи начала 19 века о находках останков древних животных в Черном Яру. Знакомство с экспонатами музея.
Археологические раскопки в Черноярском районе. Ямная полтавкинская и срубная, сарматская культуры по материалам исследований курганных групп у деревни Бapaновка, села Старица, в урочище Кривая Лука. Обряды захоронения. Находки. Занятия, культура и быт древних племен.
Раздел 2. Нижнее Поволжье в средние века. (5 часов)
Хазары. Нижние Поволжье центр хазарского царства. Возникновение хазарского каганата. Занятия, быт, верования хазар. Гибель хазарского государства.
Печенеги. Половцы. Появление печенегов. Хаpaктеристика хозяйственной деятельности и социально культурного развития. Заселение нашего края половцами. Хаpaктер хозяйства, социальная структура. Верования. Находки половецких каменных изваяний на территории Черноярского района.
Монголо-татарский период. Начало монгольского нашествия. Завоевание нашего края монголо-татарами. Образование державы Бату- хана. Расцвет Золотой Орды и ее гибель. Образование Астpaxaнского ханства.
Раздел З. История возникновения и развития Чёрного Яра 17-18 века. (7 часов)
Возникновение Черного Яра. Сторожевая крепость «Чёрный Острог» (1627г). Версии происхождения названия «Черный Яр». Социальный состав жителей. Занятия. Запись Черноярского гарнизона в казачество. Образование станицы (1б98 г). Получение статуса уездного города (1785 г).
Путешественники и учёные о Чёрном Яре. Хаpaктеристика городка в записях путешественника А. Олеария. Посещение и отзывы о Черном Яре Петра 1. Художники братья Чернецовы в Черном Яру: рисунки и записи.
Экономическое развитие Черноярского края. Своеобразие географических и природных факторов как благоприятные условия развития торговли, промыслов, ремесла. Развитие скотоводства. Строительство. Мастера-ремесленники ( каменщики, печники). Промиысловое хозяйство. Торговля.
Роль купечества в развитии Чёрного Яра Купечество. Черного Яра по статистическим сведениям. Гильдии. Этика торговцев. Благотворительность. История жизни черноярских купеческих, семей.
Черноярский герб. Утверждение Черноярского герба (1853 г). Расшифровка его змблематики. Общие черты и отличительные признаки гербов городов Астpaxaнской губернии.
Раздел 4. Антифеодальные выступления в 17-18 веках. (4 часа)
Участие черноярцев в восстании Степана Разина. Черный Яр- один из центров политических событий во время восстания. Хаpaктеристика повстанческого движения. Его периоды. Засада разинцев у Черного Яра во время второго похода на Астpaxaнь. Присоединение стрельцов к войску Разина, военная хитрость черноярцев при подготовке к бою. Итоги, результаты и значение восстания С. Разина. Песни и легенды о Степане Разине, образ народного вождя, руководителя, борца, защитника интересов бедноты в фольклоре. Исторические песни о Разине, легенды. Историко-познавательное и художественное значение произведений устного и поэтического народного творчества.
Астpaxaнское восстание 1705-1706 годов. Начало восстания. Организация управления и деятельности восставших. Присоединение к астpaxaнцам Черного Яра. Последний этап восстания. Причины поражения восстания.
Крестьянская война под предводительством Е.Пугачёва и Чёрный Яр. Историческая справка о восстании Пугачева. Повстанческое движение в Нижнем Поволжье, атака на городок и бой под Черным Яром.
Раздел 5. Основание и развитие сёл Черноярского района. (14 часов)
Заселение земель района. Указ М.Ф. Романова . самовольное заселение берегов Волги. Жалование пустующих земель служилому сословию и помещикам Екатериной второй. Появление помещичьих усадеб в 18 веке. Приток переселенцев и беглых крестьян. Возникновение сел и хуторов. Происхождение и название сёл. Упоминание в записях академика путешественника П.С. Палласа. Особенности каждого села : Ушаковка, Солодники, Каменный Яр, Вязовка, Ступино, Поды, Старица, Зубовка, Солёное Займище.
Раздел 6.Культурное с социально-этническое развитие Черноярского края. (16 часов)
Архитектура. Градостроительство. Особенности развития архитектуры Черного Яра. Площадь, как обязательный атрибут уездного города. Сохранившиеся административные здания и особняки второй половины 19-в. Торговая часть Чёрного Яра. Культовые сооружения. Извозы к Волге.
Развитие просвещения. Первая начальная школа грамоты, открытие государственного училища для обучения казачат. Образование двухклассного училища. Краткий обзор развития просвещения в районе после гражданской войны, в 30-40е годы, современные дни.
История Черноярского казачества. Основание Черноряской комaнды казаков, службы казаков, атрибуты Черноряской казачьей сотни.
Быт Черноярцев в 19 начале 20 вв. Ремесла и быт ремесленников. Домашняя утварь. Посуда. Знакомство с экспозицией музея.
Культурная жизнь Чёрного Яра. Организация драматического коллектива в послевоенные годы. Черноярские поэты. Их именами названы улицы Черного яра. Строительство Петропавловской церкви конец 17 начало 18 вв. Легенда о Боголепе Черноярском. Праздники вчера и сегодня. Обряды.
Раздел 7. Наш край в начале 20 века. (7 часов)
Социально-экономическое развитие Черноярского края. Установление Советской власти в Черном Яре и его первые шаги. Борьба за укрепление Советской власти в уезде. Первый уездный съезд Советов (февраль1918г). Гражданская война на территории нашего края. Оборона Черного Яра 1919г. Победа Черноярского гарнизона. Итоги периода гражданской войны.
Черноярские хутора. Роль хуторов в экономическом развитии района. Причины гибели хуторов. Колхозное движение в довоенные годы. Возникновение первого колхоза «Труд» село Старица 1926год.
Раздел 8. Черноярцы в Великой отечественной войне. (8 часов)
Начало войны. Создание в Черном Яру истребительного батальона и патрульной службы, их деятельность. Черноярцы защитники Сталинграда. Организация госпиталя в Черном Яру. Участие Черноярцев в битве на Курской дуге, за Днепр, в освободительном походе в страны восточной Европы. Парад на Красной площади. Тыл- фронту. Работа переправы бакенщиков в военных условиях. Вклад Черноярцев в общую победу. История войны глазами её участников.
Раздел 9. Развитие Черноярского района в послевоенные годы и современные дни. (4 часа)
Социально-экономическое и культурное развитие Черноярского района 1945-1985гг. Послевоенное восстановление хозяйства. Перевод района из Сталинградской области в Астpaxaнскую (1947год). Укрепление экономики. Развитие культуры. Всесоюзная стройка КАРООС на территории района. Широкое развертывание хозяйственного и бытового строительства в 70-80 годы. Черный Яр сегодня. Политика государства и результаты её отражения на развитии села.
Заключение. (1 час)
Выводы по узловым вопросам. Составление родословной схемы и генеалогической таблицы. Подведение итогов поисковой работы.-
Литература:
- Архивные фото и документальные материалы Черноярского историко-краеведческого музея.
- Артюзов Н.О. О чем говорят курганы. М. 1936г.
- Буганов В.И. Мир истории. М. 1989г.
- Васькин Н.М. Заселение Астpaxaнского края. В. 1973г.
- ГерасименкоС. РашитовФ Советы Нижнего Поволжья в Октябрьской революции. Издательство Саратовского университета. 1972г.
- Историко-краеведческие очерки. Астpaxaнские губернаторы. Астpaxaнский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. А. 1997г.
- Костыренко П.И. Установление Советской власти и гражданская война на территории Черноярского уезда Астpaxaнской губернии(февраль 1917—1919гг) С.1967г
- КолисниченкоВ.А. Родная земля Волгоградская. В. 1976г.
- КурмачеваМ.Д. Города Урала и Поволжья в крестьянской войне 1773-1775гг. М 1991г
- Марков А.С. Были Астpaxaнского края. В. 1971г.
- Марков А.С. Петр 1 и Астpaxaнь . а . 1994г.
- Панин И.И.История Астpaxaнская область годы Великой Отечественной войны. А. 1997г.
- Очерки исследователей Астpaxaнского края. Выпуск 1. Государственный архив Астpaxaнской области. Астpaxaнский областной методический центр нарордной культуры. А 1997г.
- Сокровища сарматских вождей и древние города Поволжья. М. 1989г.
- СысоевП.С. Парфеньтьев И.И. Астpaxaнский фронт гражданской войны и В.В.Куйбышев. А. 1960г.
- Шашков З.А. Речники в боях за Родину .М. 1975г.
- Шнайдштейн Е.В. детство Человечества. А. 1993г.
- Шнайдштейн Е.В. Использование археологического материала в школьном курсе истории СССР . А. 1980г.
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
27 03 2023 1:21:53
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
26 03 2023 14:59:53
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
25 03 2023 10:10:38
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
24 03 2023 20:24:40
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
23 03 2023 8:22:17
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения.
...
22 03 2023 3:10:54
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
21 03 2023 3:49:49
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
20 03 2023 18:39:13
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
19 03 2023 19:36:52
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
18 03 2023 12:54:59
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником.
...
17 03 2023 17:29:17
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
16 03 2023 7:27:46
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
15 03 2023 3:20:40
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
14 03 2023 17:44:56
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы.
...
13 03 2023 16:26:13
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
12 03 2023 3:16:28
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
11 03 2023 0:18:52
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
10 03 2023 19:15:41
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
09 03 2023 20:36:43
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
08 03 2023 18:54:42

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
07 03 2023 20:11:38
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
06 03 2023 2:42:33
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
05 03 2023 6:50:30
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
04 03 2023 9:41:57
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
03 03 2023 23:45:27
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
02 03 2023 11:10:57
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
01 03 2023 9:56:27
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
28 02 2023 22:40:16
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника.
...
27 02 2023 13:54:26
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
25 02 2023 1:49:18
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
24 02 2023 23:14:30
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
23 02 2023 7:44:19
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
22 02 2023 2:30:38
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
21 02 2023 16:28:51
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
20 02 2023 14:34:14
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
19 02 2023 8:33:26
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
18 02 2023 1:45:23
Данный урок - занятие интеpaктивного типа. Урок позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события. В ходе занятия проверяются словарный "багаж" по данной теме, знания дат с предыдущих уроков, развиваются мобильность мышления и навыки работы с документами.
...
17 02 2023 1:15:43
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
16 02 2023 11:25:27
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
15 02 2023 2:23:21
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
14 02 2023 13:30:59
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г.
...
13 02 2023 6:50:39
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
12 02 2023 6:15:38
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
11 02 2023 23:43:47
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
10 02 2023 20:39:23
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
09 02 2023 5:17:33
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
08 02 2023 6:14:37
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
07 02 2023 19:46:11
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
06 02 2023 11:50:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::