Мультимедийная презентация на уроках истории
Изучение процесса христианизации Руси должно помочь учащимся сформировать полное представление о Руси X века, важнейшем периоде, в котором сложилось древнерусское государство.
Данный урок является вторым в разделе “Киевская Русь”, т.е. учащиеся уже знакомы с основными направлениями политики князя Владимира Святославовича.
Задачи урока:
Образовательные
- Расширить представления о язычестве.
- Раскрыть процесс христианизации Руси.
- Оценить значение принятия христианства, при князе Владимире, для социально-политического развития государства и в качестве цивилизационного выбора.
Развивающие – формировать умения
- Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.
- Сравнивать свидетельства разных источников.
- Самостоятельной исследовательской работы.
- Анализировать историческую информацию, представленную в виде таблиц.
Воспитательные:
- Развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру.
Оборудование:
- компьютер и видеопроектор с демонстрационным экраном;
- отрывки из “Истории государства Российского” Н.М. Карамзина М, 1990. С. 36-37,39 (Приложение 1) и “Чтения и рассказы по истории России” С. М. Соловьева М., 1989. С. 45. (Приложение 2);
- учебник Сахаров “История России с древнейших времен до конца XVIII в.”.
Презентация
В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов. Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.
- В начале урока учитель проводит опрос по усвоению материала прошлого урока (Слайд №1).
- Учитель называет тему урока (Слайд №2), формулирует задачи урока (Слайд №3) и опopный план урока (Слайд №4).
- Основная часть урока.
Учитель:
Важнейшей чертой государственности является особая идеология или религия. С течением времени, по тем или иным причинам она перестает отвечать современным требованиям государства, в результате чего происходит смена государственной идеологии.
Подобное развитие событий хаpaктеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце X в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена.
До принятия христианства господствующей религией на Руси было язычество. В современной науке язычеству соответствует термин “политеизм” – многобожие. Русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в личные божества.
Вниманию учащихся предлагается таблица со значением основных языческих богов древних славян “Язычество на Руси” (Слайд №5). По ходу лекции учителя учащиеся заполняют таблицу.
Восточные славяне в IV-Х вв. были язычниками. Язычество возникло как результат полной зависимости человека от стихийных сил природы. Оно появилось в глубокой Древности и постоянно развивалось. Восточные славяне поклонялись многим божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов, ведущих между собой постоянную борьбу. Злые духи – “упыри”, вампиры, оборотни. Чтобы уберечься от оборотней, прибегали к различного рода заговорам, амулетам-оберегам. “Упырям” противостояли добрые духи – “берегини”, охранявшие жизнь и покой человека, его деятельность. Славяне думали, что символы Добра, помещенные на их одежде, на посуде, в жилище, прогонят духов зла. К таким знакам относились изображения солнца, женщин, растений, цветка. И “упырям”, и “берегиням” приносились жертвы, чтобы умилостивить их. Славяне делали жертвоприношения лесам, водоемам, где, они считали, живут лешие и водяные. В глубокой древности зародился у славян культ Рода и рожаниц, божеств плодородия. ВIX-X вв. культ Рода и рожаниц глубоко чтился среди земледельцев. Рожаниц изображали в виде маленьких глиняных женских фигурок. Род считался верховным божеством неба и земли, он главенствовал над солнцем, дождями, водой, грозами. Бог Ярило, по поверьям славян, был олицетворением весны, а Купала был богом лета. Велес – был богом, покровительствовавшим скотоводам, накоплению богатств. Он был также покровителем творцов песен и музыкантов. Язычники верили в загробную жизнь. Рай, по их мнению, был на небе, которое с землей находилось в супружеских отношениях. Летом небо держало землю в своих объятиях, освещая ее лучами света, окропляя дождем, а зимой они расходились. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья Сварожич и Дажьбог олицетворяли собой соответственно огонь и солнце. Тесно связан был с ними Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим над землей с востока на запад. Почитаемым у славян богом был Перун – повелитель грома и молний, покровитель воинов и военного искусства. Стрибогу – богу ветра, бури и урагана – поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды. Богом подземного царства считался Симаргл (Семаргл), а богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинам, их рукоделию, а также считалась покровительницей торговли. Язычники всегда стремились воздействовать на своих богов. К ним обращались с просьбами, совершали моления, устраивали пиры-братчины, для которых забивали быков, козлов, бapaнов, варили пиво, пекли пироги. Богов как бы приглашали к участию в этих пирах, они обязательно должны были стать сотрапезниками людей. Пиры устраивались в специально созданных для этого святилищах – требницах. В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Но все эти образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Вывод (Слайд №6).
Можно заранее дать одному из учащихся задание подготовить доклад “Религия восточных славян”. Учитель обращает внимание на пустующие графы – д/з (по выбору).
Далее учитель освещает вопрос о проникновении христианства в русские земли до Владимира, значении крещения княгини Ольги и дает оценку попытке создания Владимиром пантеона языческих богов во главе с Перуном.
Учитель:
(Слайд №7) Христианство – одна из мировых религий. Возникла в I в. н.э. в Иудее. Христианская религия не является единой. Она распадается на ряд самостоятельных направлений, наиболее значительные из которых – католицизм, православие и протестантизм. Они отличаются друг от друга своеобразной тpaктовкой некоторых догматов, особенностями культа. Две традиционные конфессии (вероучения) христианства – католицизм и православие. Протестантизм возникает лишь с XVI в. С разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную ведет отсчет существование двух ветвей христианства – западного (католицизм) и восточного (православие). Первое получило распространение на Западе и активно включало в себе правовое и культурное наследие Древнего Рима. Рим стал и главной святыней католиков, в которой находилась и поныне находится резиденция папы – наместника бога на земле и главного духовного и юридического вождя церкви и всех верующих. Православие, напротив, активно распространяется в Византийской империи и потому в церковной организации и догматике тяготеет к Византийскому образцу христианства.
Торговые отношения с Византией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, обращались в христианство и приносили на Русь новое учение, предавая его славянам. Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан, и была построена церковь святого Ильи. Княгиня Ольга крестилась в 955 г. и стала пропагандировать христианство, уничтожив ряд языческих святилищ и построив ряд христианских храмов, в том числе деревянный Софийский собор в Киеве.
Но только в правление князя Владимира Святославича произошло крупнейшее событие в политической и культурной жизни Руси – принятие Русью христианства. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии восточнославянских союзов племенных княжеств начала формироваться структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем- военно-служилой знатью. В этих условиях оказались непригодными для центральной власти прежние языческие культы. Владимир попытался реформировать язычество. Он создал возле своего киевского дворца единый общерусский пантеон языческих богов разных племен. Главным богом был Перун – бог войны, грома и молнии. (Слайд №8) Но первая религиозная реформа не принесла желаемого результата, на Русь большое влияние оказывали соседние государства (Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария), которые исповедовали монотеизм. К тому же язычество сильно тормозило процесс объединения славян в одно государство. Через несколько лет Владимир ставит вопрос о решительном разрыве со старой традицией и принятии монотеистической религии.
Ученики получают задание
Слайд №9 (О трудном пути выбора между монотеистическими религиями, господствующими в соседних с Русью странах, учащиеся знакомятся по отрывку из “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина. Приложение 1)Учитель, обобщая ответы учащихся, демонстрирует Слайд № 10 и 11. В западном варианте христианства Владимира не устраивало ведущее положение церковной власти в сравнении со светской. В Западной Европе латинский язык господствовал в культуре и богослужении, а православная служба велась на языках местных народов. В западной христианской церкви действовал принцип целибата (безбрачия) для всего духовенства, в православии наряду с монахами (черным духовенством) действовали приходские священники (белое духовенство), которые жили семейно и были призваны давать пример нравственной семейной жизни. Христианство в восприятии Владимира оказалось более предпочтительным благодаря развитой догматике, красивой службе, церковной организации. В исламе для русского правителя оказались неприемлемыми некоторые традиции и ограничения (многоженство, запреты на свинину, употрeбление вина и т.д.). Евреи не имели собственной государственности, потеряли ее. Распался и соседствовавший с Русью Хазарский каганат, где иудаизм играл важную роль. Ограничения иудаизма (кошерная пища, обрезание и т. д.) также не нравились Крестителю. Языческое многобожие исчерпало себя. В византийском варианте христианства русских людей привлекали этика и эстетика учения богослужения. Свою роль сыграло раннее личное знакомство русских князей с византийской культурой (княгиня Ольга приняла христианство от византийского императора). Привлекала и возможность династических, семейных, генеалогических связей с правящей династией сильной в то время Византии. В Византии в результате иконоборчества, мощного давления на церковь светская власть установила свой полный контроль над церковью. Цезарепапизм устраивал Владимира I. Официально светская и церковная власть определяли свои отношения как симфонию (согласие, созвучие).
Ученики получают задание (
Слайд №12) и записывают правильный ответ (Слайд №13)ПроцеДypa принятия христианства достаточно описана в учебнике. Для развития логических способностей учитель может предложить следующее задание (Слайд №14). Обобщив выводы учащихся учитель демонстрирует Слайд №15.
Учитель:
Приняв крещение из Византии, Владимир выбрал, таким образом, православное христианство. Раскол между Римом и Константинополем начался еще в 586 году, камнем преткновения стал вопрос об исхождении святого духа. Следующий этап конфронтации приходился на 858 год. Поводом послужило смещение Константинопольского патриарха и отказ папы римского признать законность этого акта. Разделение церквей завершилось в 1054 году. Первоначально русская православная церковь зависела от Константинополя – во главе ее стоял митрополит, назначаемый Константинопольским патриархом (известно, что в 1051 году митрополитом стал русский священнослужитель Илларион). В XV веке Русская церковь стала автокефальной, независимой от Константинополя, а с 1589 года учреждено патриаршество.
Особо нужно выделить то обстоятельство, что сам акт крещения Владимиром не означал принятие христианства всеми жителями русских земель. Только в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере (Новгород), где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей. Этот процесс занял несколько лет.
Далее учитель обращает внимание учеников на важнейшие последствия крещения Руси. Здесь можно предложить несколько вариантов работы:
На основе текста учебника §7 и дополнительной литературы заполнить графы (Слайд №16). В данном случае учитель формирует самоконтроль (Слайд 17) и самооценку учащихся.
Анализ готовой таблицы (Слайд №17).
Для закрепления темы учитель может предложить устно провести сравнительный анализ по таблице “Религия в Древней Руси”. (Слайд 18) и правильные ответы учащиеся проверяют по таблице (Слайд 19).
Домашнее задание по выбору учащегося (
Слайд 20).
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
27 05 2023 13:16:55
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
26 05 2023 2:58:47
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
25 05 2023 3:46:59
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
24 05 2023 19:56:56
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....
23 05 2023 13:48:25
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение.
...
22 05 2023 3:45:21
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
21 05 2023 16:46:12
Урок является итоговым и ставит целью не только систематизацию материала, но и формирование компетенций: делать выводы, видеть причинно-следственные связи, находить ошибки, решать исторические задачи. Используются различные методы и способы освоения материала, технология критического мышления. Отpaбатываются навыки коллективной работы и работы с научным текстом.
...
20 05 2023 22:47:12
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков.
...
19 05 2023 20:57:35
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
18 05 2023 2:44:13
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
17 05 2023 1:49:11
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь.
...
16 05 2023 6:39:41

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
15 05 2023 18:57:11
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
14 05 2023 4:42:45
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
13 05 2023 7:57:56
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
12 05 2023 4:34:55
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
11 05 2023 13:44:57
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».
...
10 05 2023 10:30:45
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
09 05 2023 8:39:15
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история".
Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета.
Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС.
Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся.
Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов.
В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником.
Домашнее задание предусматривает задание по выбору.
...
08 05 2023 3:32:41
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина!
...
07 05 2023 23:22:26
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
06 05 2023 1:18:56

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
05 05 2023 2:46:10
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села.
...
04 05 2023 0:34:31
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
03 05 2023 2:45:36
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
02 05 2023 17:36:32
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
01 05 2023 23:52:20
Цель игры: воспитание патриотизма, повышение интереса и истории Вооруженных сил, развитее интеллектуальных способностей....
30 04 2023 12:16:17
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
29 04 2023 0:41:18
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
28 04 2023 17:56:55
Повторительно-обобщающий урок, проводимый в форме игры, позволяет выявить и развить возможности каждого учащегося, формирует навык работы в парах, содействует формированию исторического воображения, развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями, датами. Различные методы работы обеспечивают чёткий ритм урока, активность учащихся в течение всего урока.
...
27 04 2023 13:56:15
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции.
...
26 04 2023 17:38:52
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
25 04 2023 9:21:24
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
24 04 2023 3:49:37
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
23 04 2023 13:24:41
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
22 04 2023 23:43:55
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
21 04 2023 15:16:55

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
20 04 2023 8:15:40
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
19 04 2023 11:56:46
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
18 04 2023 17:59:30
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие).
...
17 04 2023 16:29:36
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
16 04 2023 9:19:37
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
15 04 2023 10:24:43
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
14 04 2023 18:33:46
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности.
...
13 04 2023 21:15:51
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
12 04 2023 19:51:39
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
11 04 2023 14:23:45
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
10 04 2023 19:16:39
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
09 04 2023 2:30:14
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
08 04 2023 17:30:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::